logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Ландшафты жизни. Белоруссия. Коммунистическая деревня

Владимир Дергачев

Названия
колхозов и совхозов в советской Белоруссии
(вместо эпиграфа):

Заря
Рассвет
Восход
Луч

 

Советский путь
Ленинский путь
Путь Ленина
Путь Ильича
Путь социализма
Путь коммунизма
Красный путь
Новый путь

 

Знамя Социализма
Знамя коммунизма
Знамя Ленина
Знамя Октября
Знамя труда
Знамя Победы
Красное знамя

 

Красный партизан
Красный колхозник
Красный пахарь
Красный маяк
Красное знамя
Красная звезда
Красная заря
Красный путь

 

За мир
За дружбу
За социализм
За коммунизм
За родину

 

Советская страна спешила в «светлое будущее», поэтому партия призвала повернуться «лицом к деревне». Лучшие архитекторы и специалисты  направлялись на  этот фронт борьбы.  В Программе КПСС было сказано: «Ликвидация социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней является одним из величайших  результатов строительства коммунизма». В традиционном коммунистическом духе был взят курс на очередную «ликвидацию».
Началось укрупнение центральных усадеб, а многие деревни были объявлены неперспективными. Однако одновременно построить коммунизм на селе оказалось делом накладным и дорогим. Как сказал герой фильма «Яблоко раздора»  — председатель колхоза: «Вся страна еще не может построить сегодня коммунизм, но ведь  можно в социалистическом окружении его воздвигнуть  в отдельно взятом хозяйстве».
В Белоруссии было создано первое в стране министерство по сельскому строительству. На территории республики насчитывалось в середине 60-х годов свыше 34 тыс. мелких деревень. Схемами районной планировки предусматривалось для перспективного развития 5,5 тыс. населенных пунктов из числа наиболее крупных. В зависимости от их значимости они подразделялись  на три группы.
К первой группе  межселенного (межколхозного) значения относились около 600 населенных пунктов с планируемым населением в 3 – 3 тыс. жителей. Здесь размещались агропромышленные объединения и культурно-бытовые учреждения, рассчитанные  на обслуживание группы сел.
Ко второй группе было отнесено примерно 2,4 тыс. населенных пунктов с  населением в 1,0 – 2,0 тыс. жителей. Здесь планировалось создать  культурно-бытовые учреждения конкретного хозяйства, основные животноводческие фермы  и ремонтно-механические дворы.
К третьей группе было отнесено 2,5 тыс. населенных пунктов, где размещались культурно-бытовые учреждения  только для первичного обслуживания населения (начальные школы, детские сады, небольшие магазины и бригадные клубы).
Сторонники укрупнения  в качестве важных аргументов приводили возможность двигать культуру на село, где должна быть средняя школа клуб с регулярными кино, концертами, лекциями, водопровод, электричество и газ, дороги с твердым покрытием.

Теоретически неперспективные населенных пункты должны были сселены в  три очереди, примерно за двадцать пять лет. И здесь возникала социальная проблема. Противники сселения  говорили о насильственном отрыве крестьянина от земли. Вместе с неперспективными населенными пунктами волей-неволей неперспективными становились их жители. В деревнях первой очереди сселения запрещалось  всякое капитальное строительство. Сельчане начали роптать: «При панской Польше, я мог построить дом, а при советской – запрещено?». Многие старики хотели умереть только на родной земле. Доходило до абсурда. Даже на гроб доски можно было выписать с разрешения районного начальства. 

Творческая поездка в экспериментально-показательные хозяйства Белоруссии. 16 августа 1968 года. Получены командировочные и подан автобус ЛАЗ. Торжественные проводы молодых архитекторов и инженеров-проектировщиков украшены  присутствием председателя  Госстроя БСС и директора Института. Руководит поездкой  известный архитектор Заборский. 
Первая остановка в пути  у природного памятника. Одни корни питают  одновременно дуб и сосну. «Супружеская» пара охраняется законом. К вечеру въехали в старинный город Несвиж. Фамильный замок польских магнатов Радзивиллов, превращенный в республиканский санаторий.  Навстречу идет пожилой мужчина:

  • Да, никак это Заборский? – восклицает он. Мужчины обмениваются рукопожатием. 

Незнакомец оказался сыном знаменитого белорусского поэта Якуба Колоса. Он с энтузиазмом  знакомит нас  с замком, проводит в старинную «столовую» и биллиардную, к прудам и девяностолетнему парку. 
Из города едем в колхоз имени Калинина Несвижского района Минской области. Старинное село Снов с типовым домом культуры на центральной площади.  Улица экспериментальных жилых двухквартирных домов в два уровня. Заходим в одну из квартир, где живут две бабки колхозницы. Бабки охают и вздыхают, жалуются  на крутую лестницу, а вообще довольны. 
Ночуем в Бресте в центральной гостинице «Буг».

17 августа. Едем в Брестскую крепость.
Малоизвестные подробности начало войны. 21 июня  1941 года на станцию Брест-Литовский  прибыл из-за границы эшелон с запломбированными вагонами. Ночью из вагонов вышли диверсионные группы, они проникли в офицерский городок, забаррикадировали подъезды жилых домов, чтобы офицеры  не смогли по тревоге быстро явиться в часть. Были выведены из строя телефонная связь и повреждена городская электростанция. 
После посещения военного мемориала отправляемся в поселок Высокое в колхоз  «Советская Белоруссия». Среди колхозного поля сказочный дворец культуры. Строили колхозные строители. Председатель колхоза, депутат Верховного Совета республики тов. Бирюля рассказывает, как он подбирал рабочих – перебрал дюжину и оставил несколько десятков, которым добавил в оплате  по 100 рублей. Отсюда и качество строительства. 
Дворец культуры на 500 мест, построен по индивидуальному проекту молодого архитектора из Бреста, который теперь работает в Минске. Стоимость  объекта не превышает 340 тыс. рублей. В колхозе 400 трудоспособных и 250 пенсионеров. Один норма-день оплачивается в 4 рубля  50 копеек. Председатель возглавляет колхоз двенадцать лет, до этого работал секретарем Брестского горкома комсомола.
Зашли в дом для престарелых: четыре отдельных квартиры с общей гостиной с камином, где старики могут собираться вместе, когда скучно.
Вечером были в Беловежской пуще, разделенной государственной границей. Здесь охотятся  члены политбюро и правительства на кабанов. Из пущи через Каменец, Пружаны, Ружаны и Волковыск  держим путь на Гродно, где заночевали в гостинице «Неман».

18 августа. Посетили колхоз «Прогресс», где заканчивается строительство центральной экспериментальной усадьбы. В двухэтажном коттедже, где живет семья зам. председателя,  на первом этаже расположены гостиная, кухня, холл, кладовая, санузел и простирочная, на втором этаже – кабинет, спальня и детская. Все сделано качественно и добротно. В квартире установлено три румынских гарнитура (гостиный, кухонный и кабинетный). Мебель за 2 000 рублей закупил сам колхоз, членам колхоза предоставлена рассрочка на три года.

Белоруссия. Коммунистическая деревня

 

Стоимость каждого коттеджа  составляет 13 тысяч рублей. Оклад у специалистов с высшим образованием 215 рублей, а у заместителя председателя колхоза – 250 рублей. За проект планировки и застройки поселка Вертилишки  архитектор Заборский и председатель колхоза «Прогресс» получили Государственную премию СССР (1971).

Белоруссия. Коммунистическая деревня

 

В тот же день были в колхозах «Авангард» и «Гвардия» (председатель – Герой Социалистического труда Воронецкий). На центральных усадьбах двухэтажные коттеджи, асфальтированные дороги, водопровод, канализация.
Колхозы ведут строительство за свой счет. Многие объекты начинали строить раньше, чем получали разрешение Госстроя, который теперь возит на экскурсии специалистов. По убеждению властей, экспериментальные усадьбы демонстрируют торжество коллективизации и колхозного строя. Но что греха таить, таких усадьб мало, по 2-3 на область. И еще много медвежьих уголков, где можно без декораций снимать кино о тяжелой крестьянской судьбе в царской России.
Вечером молодой начальник  отдела сельского строительства Облисполкома  знакомит нас с Гродно и вывозит на озеро, где состоялось застолье.

18 августа. Посещаем литовский курорт Друскининкай, расположенный на живописных берегах Немана. Бросается в глаза идеальная чистота, отсутствие заборов и любовь литовцев к природе. По дороге в Вильнюс останавливаемся у монумента «Мать Пирчюписа», воздвигнутого на месте  сожженной немцами в 1944 году деревни.
В Вильнюсе  посещаем башню Гедымина, откуда открывается  красивый вид на город, расположенный на холмах. Обедаем в ультрасовременном кафе «Неринга».  Из Вильнюса через Ошмяны, Сморгонь, Молодечно  и Заславль возвращаемся в Минск.

 

Резюме

Советская страна спешила в «светлое будущее», поэтому партия призвала повернуться «лицом к деревне». Лучшие архитекторы и специалисты  направлялись на  этот фронт борьбы. В типичном коммунистическом духе был взят курс на очередную «ликвидацию», в данном случае различий между городом и деревней. Началось укрупнение центральных усадеб, а многие деревни были объявлены неперспективными. Однако построить коммунизм на селе оказалось делом накладным и дорогим.
Уровень техники того времени позволял даже на хуторе иметь водопровод из колодца или артезианской скважины, электромотор и телевизор, газ в баллонах. Нужно было только проложить дороги, которые и при сселении все равно необходимы было прокладывать к производственным участкам. А если будут деньги, можно купить машину и иногда, если есть в этом необходимость,  посещать городской театр. Абсолютно не учитывались психологические факторы отрыва человека не только от земли, но и родного «проселка».
Планировалось, что при светлом будущем советского села не только колхозники, но и  крупный рогатый скот, свиньи  должны были иметь комфортную среду обитания. Только инженеры и архитекторы, проектирующие будущее часто не всегда имели элементарных жилищных условий. Впечатляющие планы коммунистического преобразования села вошли в противоречие с нехваткой мощностей строительной индустрии. Пришлось лимитировать  количество строек и ограничивать их экспериментальными поселениями передовых хозяйств, как правило, расположенных в пригородной зоне областных центров, чтобы ближе возить гостей и начальство.
Нужно отдать должное власти независимой Белоруссии, которая в отличие от России и Украины не растранжирила положительное в советском опыте модернизации села. И на фоне умирающих сел и деревень в России и Украине, белорусское село и сельское хозяйство выглядят вполне достойно. Что вызывает зависть у московской власти, предпринимающих меры против белорусского импорта  дешевого масла, сыра и молочной продукции.  В себестоимости которого нет коррумпированного НДС, пронизывающего российскую экономику.
Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше…

 

Ландшафты жизни Белоруссия Путь партизан
Ландшафты жизни Минск Дело молодого специалиста
Ландшафты жизни. Белоруссия Коммунистическая деревня
Ландшафты жизни. Белоруссия Зеленая гостиница
Ландшафты жизни. Белоруссия Республика Вилия

 

Статьи по теме на Портале:
Ландшафты жизни. Память. Петр Машеров

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ