logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Геополитическая доктрина Монро. «Задний двор Америки»

Владимир Дергачев

 

флаг СШАПосле длительного периода преимущественно испанского и португальского владычества, Латинская Америка стала «вотчиной» США. В послании американского президента Джеймса Монро (1758-1831) Конгрессу 2 декабря 1823 года была провозглашена декларация принципов внешней политики США. Эта декларация, получившая название «доктрина Монро» была разработана в связи с угрозой интервенции Священного союза в Латинскую Америку и возможного восстановления господства Испании в её владениях. Она стала первой геополитической доктриной Соединенных Штатов, выдвигающей принципы разделения политического влияния в мире между Европой и США. Доктрина провозгласила главенствующую роль США в Латинской Америке, отделила Северную и Южную Америку от Старого Света по признакам абсолютной гегемонии Соединенных Штатов. Латинская Америка признавалась зоной, закрытой для колониальных и политических притязаний европейских государств, в том числе Российской империи. Доктрина рассматривала Латинскую Америку как «задний двор» Вашингтона, осуществляющего здесь военно-политический, экономический и демократический контроль.


«Потерянное десятилетие шоковой терапии». После Второй мировой войны Советский Союз расширяет  связи с экономическим лидером Южной Америки Аргентиной, а советский лидер Иосиф Сталин предложил создать латиноамериканским странам интеграционное (антиимпериалистическое) объединение Соединённых Штатов Южной Америки. («Россия – СССР – Аргентина: становление отношений». – М.: Институт Латинской Америки, 1984).


После Второй Мировой войны Латинская Америка стала полигоном для международных финансовых институтов, где также доминируют США. Методом проб и ошибок были апробированы различные подходы к антиинфляционной политике, давшие в некоторых случаях положительные результаты. Выделялись неолиберальная и регулирующие стратегии.


Неолиберальная стратегия стабилизации, основанная на монетаристской макроэкономической теории, делала упор на сокращение денежной массы, отсутствия контроля над ценами и зарплатой, сочетание мер бюджетной политики с регулированием валютного курса. Этот подход лежал в основе программ стабилизации Международного Валютного Фонда. На практике экономическая либерализация неизбежно ведет к росту цен и разрастанию инфляции. В итоге монетаристы предлагают крайне жесткие меры, приводящие к тяжелым социально-экономическим последствиям. Эта антикризисная и антиинфляционная «стабилизация» способствует не возрождению национальной экономики, а дает возможность платить внешние долги за счет резкого сокращения внутреннего потребления, не считаясь с социальными последствиями. Такие программы получили широкое распространение в Латинской Америке. В результате монетаристский подход, примененный к латиноамериканским странам с неразвитым рынком, потерпел полный провал. Если не считать  относительно позитивный пример  Чили. 


В основе регулирующей стабилизации подчеркивается роль инфляционной инерции, преодоление которой возможно через воздействие на зарплату и цену. Ключевой элемент стабилизации, исходящий из реального состояния несовершенного рынка развивающихся стран, заключается в необходимости использования экономических и административных регуляторов, позволяющих избежать резкого и социально опасного спада производства. Первоначально программы дали сенсационные результаты, доведя инфляцию до нуля. Они пользовались огромной популярностью у населения, но медовый месяц сменился признаками нарастания диспропорций, контроль цен стал сдерживать производство товаров.


Неудачи с экономическими экспериментами под мудрым руководством МВФ и США, глубоко социально расслоение в обществе привели к популярности «хороших» бандитов.  Экономическая столица Колумбии — «город вечной весны» Медельин — в последней  четверти  двадцатого столетия была одновременно столицей мирового наркобизнеса.  Здесь находилась штаб-квартира  лидера колумбийского (медельинского) картеля Пабло Эскобара (1949 – 1993), латиноамериканского мафиози и «Робин Гуда» или Эрнесто че Гевара приступного мира.  Наркобарон  был одним из самых богатых людей мира с состоянием в $30 млрд. В  отличие от российских олигархов покупал не только яхты  и  зарубежные футбольные команды, но строил массовое жилье для бедных. Пользовался  невероятной популярностью у колумбийских крестьян. Можно было сказать, что был равнодушен к деньгам. По рассказам сына, однажды в горах, что согреть дочь сжег около $2 млн.


***
В бурлящем политическом и экономическом  латиноамериканском котле  популярны идеи интеграции, позволяющие избежать крепкого объятия США.  Еще в 1969 году был создано Андское сообщество (пакт) в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили и Эквадора. Однако после выхода из группировки Чили (1976) и Венесуэлы (2011) роль регионального интеграционного объединения  уменьшилась.


В 2012 году в Чили состоялся  учредительный саммит Тихоокеанского альянса в составе Мексики, Колумбии и Чили.  Цель нового латиноамериканского объединения – развитие экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В геополитическом плане Соединённые Штаты рассматривают Альянс как противовес  леворадикальному  Боливарианскому альянсу(ALBA).  Однако в реальной действительности лидеры  Мексики и Перу не занимают правоцентристские позиции. Другой важной  задачей Альянса является  расширение связей с США, Австралией, Новой Зеландией и особенно с Китаем, который успешно и интенсивно сотрудничает с ALBA. Альянс нацелен так же на формирование нового экономического полюса  Латинской Америки во главе с Мексикой в противовес Бразилии. В 2011 году на государства  формирующегося нового экономического блока  с население  более 200 млн. человек приходилось 40 %  ВВП Латинской Америки.


***
В 70-е годы двадцатого столетия между   Латинской Америкой  и Юго-Восточной Азией развернулось соревнование  за лидерство в индустриализации.  Казалось бы,  стартовые позиции  Латинской Америки  были наиболее предпочтительны. Регион  раньше Азии и Африки  вступил  в  фазу промышленного развития.  Великая депрессия 30-х годов и  застой международной торговли  во время мировых войн  породил  мощные стимулы к  импортозамещению,  ставшего  руководящей доктриной.  Историческая связь с Соединенными Штатами, разнообразные сырьевые ресурсы и  квалифицированные кадры  способствовали  индустриальному развитию.


Время показало, что  реальным  геоэкономическим лидером стала Азиатско-Тихоокеанский   регион, формирующийся как  зона преимущественно японского влияния. Япония была ближе в социокультурном  отношении к другим  азиатским странам,  и сама прошла  путь  догоняющей страны. На Востоке  не принято руководствоваться  чужими советами, они могут носить  преимущественно  рекомендательный характер. Кроме социокультурных традиций и трудовой этики,  дополнительным фактором  успеха стала  многочисленная и дешевая рабочая сила.


Преобразования в Латинской Америке осуществлялись под патронажем международных финансовых институтов, не всегда владевших местной спецификой. В стратегии импортозамещения предпочтение отдавалось созданию предприятий текстильной, швейной, кожевенной, обувной и других отраслей промышленности, производящим потребительские товары кратко - и среднесрочного пользования. При этом экспорт продукции обрабатывающей промышленности сдерживался её низкой конкурентоспособностью. Возникший хронический дефицит иностранной конвертируемой валюты превратился в главный тормоз  экономического развития.


***

В Соединённых Штатах накоплен большой опыт по убийству  неугодных политиков в зарубежных странах, особенно в Латинской Америке.  Здесь в 70-80-е годы диктаторскими латиноамериканскими режимами под патронажем ЦРУ осуществлялась террористическая  операция «Кондор» по уничтожению  политической оппозиции коммунистов и  социалистов.  Жертвам террора стало  около 60 тыс. человек, в том числе 30 тыс. аргентинцев, 3 тыс. чилийцев.  Этот опыт пригодился после теракта 11 сентября 2001 года, когда Белый Дом разрешил ЦРУ создавать  секретные подразделения для уничтожения  боевиков «Аль-Каиды».  Эти задачи были возложены на частную  охранную фирму Blackwater. Как пишет журналист  Эван Райт в книге «Generation Kill» (Поколение убийц) американское правительство  впервые отдало на внешний подряд  тайные заказные убийства. Таким образом, был заложен  фундамент пиратской геополитики.

 

ГЕОПОЛИТИКА ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Латиноамериканская пограничная цивилизация

Геополитическая доктрина Монро. «Задний двор Америки»
Карибский регион. Ближний «задний двор» Америки
Куба. Изощренная месть Империи Добра Острову Свободы
Карибы. Золотые острова налогового рая
Ямайка. «Веселый Роджер» пиратов и финансистов
Латинская Америка. Прощай, «века одиночества»
Бразилия. Будущая сверхдержава

 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ