Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Ландшафты жизни. Память
Владимир Дергачев 21.01.2010
За жизнь каждый человек соприкасается кроме родителей и близких со множеством людей, которые оказывают влияние на его «ландшафты жизни», в результате формируются своеобразные «страты». Мне пришлось соприкасаться с людьми трех поколений — дореволюционного, советского и постсоветского. Родители родились и умерли при советской власти. Эта власть вытравила у людей историческую память, знать свою родословную для многих было опасно. И когда такая возможность появилась, выявились пробелы в родословной, которые невозможно восстановить. Потому что уже нет тех, кого можно спросить об этом.
Уникальность двадцатого столетия заключается в том, что смена поколений происходила в условиях смены общественно-политических формаций. Существует научная концепция смены поколений, которая используется в пассионарной теории этногенеза Льва Гумилева. Одно поколение, чувствуя себя продолжателем линии предков, занимается созидательной деятельностью: еще одна победа, еще одно здание... Следующее поколение забывает прошлое и не желает знать будущее, живет сейчас и для себя, пользуется созданными предками благами, которые быстро растрачиваются, что производит обманчивое впечатление изобилия. В интерпретации Гумилева, когда пассионарная энергия в этносе уменьшается, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии, игнорирующие прошлое и настоящее ради будущего. Из щелей вылезает неистребимая посредственность, проматывающая наследство предков. Наступает последняя мемориальная фаза этногенеза.
Это в теории. Но когда происходит не только смена поколений, но в течение непродолжительного исторического времени несколько раз меняется государственный строй и идеологии, стройное построение концепции подвергается испытанию. Перед человеком возникает проблема – идти на бескорыстный патриотизм ради отечества или служить конкретному хозяину. Хотя русская литератур дала ответ на это вопрос «служить бы рад, прислуживаться тошно», эгоистичная природа человека часто побеждает разум. Происходит мутация, порождающая «шкурные интересы», когда служба хозяину, а не отечеству, вознаграждается званиями и титулами.
Нации без образованной элиты, способной на бескорыстный патриотизм и самоотдачу на благо государства, нежизнеспособны. Что такое государственная элита? Это, прежде всего, социальная группа высшего привилегированного слоя в обществе, концентрирующая те или иные ресурсы или лучших, осуществляющая функции управления, развития культуры и науки. Причиной возникновения элит считают природную одаренность составляющих их людей. Различается элита родовая (по крови) и элита достижений. Соответственно, на Западе выделяется аристократия (элита по крови) и меритократия (элита качества). Современный мир характеризуется приходом к власти нового поколения руководителей и модернизаторов. Аристократия уступает место меритократии. 20 век показал, что благосостояние определяется не авторитарным или демократическим режимами, а профессионализмом власти, основанной на культуре, образовании и способности принимать правильные решения. Именно такая политическая интеллектуальная элита стояла во главе успешной модернизации в большинстве стран «экономического чуда».
В Восточной Европе в процессе трансформации образовалась «элита в законе» или клептократия. В «привилегированное сословие» вошли маргинальные физические лица с непреодолимым стремлением к казнокрадству. Благоденствие «элиты в законе» обусловлено преступным «бизнесом» на государственных ресурсах.
В России сохранились семейные кланы, которые служа отечеству, были востребованы властями, не зависимо от происхождения и идеологий. Но это редкостное исключение. Как правило, думающий человек-гуманитарий, если не был репрессирован и расстрелян, был отброшен советской властью на периферию официальной общественной жизни. Как я писал в «Геофилософии» (2004): «Одним из итогов ХХ века явился феномен Великих маргиналов, оказавшихся на «краю» официальных общественных отношений. Зачастую вершин мысли достигали не купленные властью и пресыщенные материальными благами деятели от науки, а наиболее гонимые и преследуемые, прошедшие через эмиграцию или застенки ГУЛАГа, испытавшие материальные и физические лишения, находившиеся на границе выживания и смерти. Но именно они, в конце концов, поднялись из небытия к заоблачным вершинам мировой науки и культуры. И, наоборот, сколько остепененных высокими званиями и должностями «голых королей» от науки и политики, выставлявшими себя за царство истины, поглотил бушующий океан иллюзий. Каждый выбирает свою судьбу».
Сегодня Россия мечется по бескрайним просторам, подменив идеологию политтехнологиями. И власть наивно надеяться, что она не использую созидательный потенциал человеческой энергии (силы духа) приведет страну к очередному светлому будущему.
В этой главе размещены гипертексты, отражающие память о людях, оказавших влияние на формирование моих «ландшафтов жизни». С некоторыми из них я был знаком, другие служили для меня примером для подражания. Личности настолько разные, что трудно представить их вместе. Сред них были и профессиональным революционеры, выходцы из крестьян и рабочих, купеческого сословия и дворянского происхождения. Единственное, что объединяло этих разных по происхождению людей, отсутствие шкурных инстинктов.
Ландшафты жизни. Память
Ландшафт жизни. Память. Родители
Ландшафты жизни. Память. Николай Баранский
Ландшафты жизни. Память. Лев Гумилев
Ландшафты жизни. Память. Ректоры МГУ
Ландшафты жизни. Память. Профессор Саушкин
Ландшафты жизни. Память. Профессор Хрущев
Ландшафты жизни. Память. Доцент Игумнова
Ландшафты жизни Память Адмирал Бурханов
Ландшафты жизни. Память. Петр Машеров
Ландшафты жизни. Андрей Капица
Ландшафты жизни. Память. Ляля Аляева
«Геополитика сверхдержав»
