logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Российские броски за горизонт. «Страна вечной беременности»

Владимир Дергачев

 

«Задача внутреннего  синтеза делает ... невозможным, фальшивым какое-то отгоражение себя от Запада или Востока. Все яды отравили нас, все добрые течения вошли в нас,  - пришла пора действенной сосредоточенности на себе без горделивого мессианского сознания, без утешения себя критикой других. Нам нужно обрести  единство для самих себя..., чтобы совсем не расколоться  духовно, чтобы  обрести утерянное  историческое здоровье».  Василий Зеньковский


Киевская Русь, а впоследствии Россия и Украина, — восточные пограничники Европы. Здесь сформировался особый субэтнос казаков - людей границы, покоривших Сибирь, вышедших к Тихому океану и создавшим славянские форпосты на "берегах" Великого евразийского степного "океана". Что там за горизонтом интересовало больше, чем обустройство собственного дома: колонизация Сибири и Аляски, Кавказа и Центральной Азии; освоение Арктики, Мирового океана и Космоса.


В противовес старой  российской столице — Москве  за относительно  короткий срок   наиболее  крупными  торговыми и экономическими центрами  стали расположенные на внешней границе  с Западом и Востоком новая столица Санкт-Петербург, Одесса и  Харбин,  Астрахань и Владивосток.


Броски за горизонт закончились продажей Русской Америки, падением Порт-Артура, распадом СССР и появлением огромного русского зарубежья, потерей геополитического влияния на Балканах, Ближнем Востоке и Центральной Азии. Из века в век Россия стремилась навести порядок в чужом доме. Став мировым "пугалом", страна заплатила за это огромными материальными ресурсами и миллионами жизней, унесенных ураганом многочисленных войн. ХХ век начался с маленькой "победоносной" войны на Востоке, ускорившей падение Российской империи и восхождение на мировую арену Японии. Как отметил однажды в беседе с автором Л. Н. Гумилев, самая великая заслуга России - она не поддалась соблазну покорения Китая, что неизбежно привело бы к ассимиляции русских в Великом океане-цивилизации.


Тысячелетний бросок на юг, заботы о будущем христианского храма Святой Софии в Константинополе сменились осквернением православных святынь на родной земле. Победа во Второй мировой войне привела к созданию социалистического "лагеря". Век завершился сокрушительным поражением "второго мира" в холодной войне с Западом и "победоносной" полицейской акцией России на Кавказе. И, как итог — отсутствие стратегического виденья, "беспочвенность" власти, провал исторической памяти, в том числе забвение уроков восточной политики и Великих российских реформ.


Мировой опыт распада империй свидетельствует об использовании образовавшейся рубежной коммуникативности (экономической, культурных связей, диаспоры) на благо социально-экономического развития метрополий. Россия продемонстрировала умение разрушать русские форпосты ради очередной заимствованной идеи, о чем свидетельствует, например, трагическая история русского Харбина.


Обратимся к современной конфликтной структуре российского многомерного коммуникационного пространства. Как нам представляется, главная его особенность — сосуществование России как евразийского государства и как евразийского суперэтноса, границы которых не совпадают и образуют потенциальную зону энергетики интенсивных коммуникационных взаимодействий. Российское государство и суперэтнос расположены между тремя цивилизациями —  западноевропейской, мусульманской и китайской, на рубежах христианского, мусульманского (исламского) и буддийского миров, между тремя полюсами экономического и технологического развития в Западной Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северной Америке, между тремя океанами - Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым.


Россия объединила народы евразийского пространства, цивилизационную инфраструктуры которого обеспечила идеократическая державность. Самое крупное территориальное государство мира обязано быть сильным и централизованным. Россия де-факто никогда не была федеративным государством. Русский мыслитель Иван  Ильин  обращал внимание на посреднические функции России между народами и культурами. Дробление этого исторического оплота евразийского геополитического равновесия на части во имя каких-бы то ни было "свобод" или "демократий" он считал политической авантюрой, началом конца европейской христианской цивилизации и превращения России в гигантские "Балканы", в вечный источник войн и великих смут1.


Россия, как Витязь на распутье, столетиями мучительно искала ответ на вопрос: каким идти путем - на Запад или Восток. Если Киевская Русь была консолидирована вдоль оси Север-Юг на торговом пути из "варяг в греки", то Московская Русь - открыта к Востоку (Золотой Орде) и боролась против вызова Запада - тевтонских рыцарей. За последние триста лет неоднократно предпринимались попытки "прорубить окно в Европу", каждый раз ставя российские народы "на дыбы". Потрясенный немецким и голландским экономическим "чудом" Петр Первый пытался перестроить Россию на европейский лад. Славянофилы были убеждены, что Россия под воздействием петровских реформ двинулась западным путем "бездуховности". Западники, не отрицая русской самобытности, отдавали приоритет европейскому мышлению, общественным ценностям разума и индивидуальности. Наконец, нашелся человек, который повел народ "другим путем", как оказалось тупиковым. При этом вождь всемирного пролетариата ударными темпами внедрял коммунизм, бродящий неприкаянным призраком по Западной Европе. В постсоветской России вновь мечты, теперь уже о западной демократии и свободном предпринимательстве или об образе России как государстве-цивилизации с самоидентификацией, исходящей из особенностей только русской ментальности, культуры и православия. Россия по образному выражению М. К. Мамардашвили, "страна вечной беременности"2. От заимствования чужих идей, превращенных в полиэтическом пространстве другого природного месторазвития в догму, остаются развалины, на которых воздвигается очередной храм идей.


Броски за горизонт сменились  обратной тенденцией трансформации многомерного коммуникационного пространства Хартленда в результате падения Советского Союза:

  • утрата Россией военно-морских форпостов и коммуникационных узлов на востоке и западе (Порт-Артур и Севастополь);
  • утрата Россией торгово-экономических форпостов на востоке и западе (Харбин и Одесса);
  • усиление экономической экспансии Китая (от Центральной Азии до Владивостока);
  • геополитика не терпит пустоты, на постсоветском пространстве в Азербайджане, Аджарии и Гагаузии возросло влияние Турции, в Молдове – Румынии, в Грузии – США. На российском Дальнем Востоке, Киргизии, Казахстане и Таджикистане — Китая, в Туркмении и Таджикистане — Ирана и Турции. 

В олигархической России усилилась деградация, прежде всего, пограничных форпостов. Российской/Советской империи  не только не удалось превратить Остров Крым в страну процветания, но, в конце концов, она его утратила. Калининградская область не стала Гонконгом на Балтике и не достигли расцвета Восточной Пруссии. Русский Южный Сахалин проигрывает по сравнению с Японским Сахалином.


После постсоветского забвения был реализован проект частичной модернизации Владивостока и создания «точки роста» на острове Русский.  Этот проект, несмотря на недоделки,  несомненно,  звездный час лично Владимира Путина. Но у многочисленных оппонентов внутри страны и за рубежом пока сохраняется отрицательный ответ на вопрос —  состоится ли русский Сингапур?

 

Формирующаяся новая геополитическая архитектура мира вынуждает российскую власть не только смотреть на Восток, но озвучить идею  евразийской интеграции.

Геополитическая судьба России
Кто такая Россия?

Российские броски за горизонт. «Страна вечной беременности»
От  евразийского соблазна к евразийской интеграции
Главный геополитический ресурс евразийской интеграции

1150 лет. Забытый юбилей нетленных слов


1 Иван Ильин Что сулит миру расчленение России. — В кн. Русский рубеж.  М.: Художественная литература, 1991.

2 Мераб Мамардашвили  Как я понимаю философию. — М.: Прогресс, 1992.  Дергачев В. «Страна вечной беременности». Российское многомерное коммуникационное пространство. — Родина. Российский исторический журнал, 1999, № 1.

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ