Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Турфан. Безымянная страна любви
Владимир Дергачев 17.04.2012
Здесь в древности ураганом проходили кочевые народы. Безымянная страна уже дважды в евразийской истории была одним из крупнейших перекрестков народов, товаров, религий и культур. Она чем-то напоминает Древнюю Грецию, только здесь вместо разбросанных по эгейскому побережью античных полисов вокруг песчаного моря расположены оазисы. По мнению Льва Гумилева местное население создало блистательную средневековую культуру хозяйства на стыке тюркской, китайской и индийской цивилизаций, включая письменность и литература с богатейшим фольклором и разнообразием жанров.
У этой страны нет имени собственного. Она то возрождалась, то гибла на рубежах цивилизаций, каждая из которых давала ей свое географическое название (Западный край, Уйгурия, Восточный Туркестан и др.).
Северо-западный Китай. Синьцзян. Турфанская впадина (154 метра ниже уровня моря)
Источник: http://www.claw.ru/a-children/earth-universe/006/05.htm
Звездные часы безымянной страны связаны с Великим Шелковым путем древнего мира и средневековья. Здесь по «берегам» пустыни Такла-Макан в трех направлениях - южнее и севернее Тянь-Шаня и вдоль северных склонов Куньлуня шли караваны на Запад, груженные китайским шелком, и на Восток - с предметами роскоши.
Северная ветвь этого пути пролегала через Турфанскую впадину и через горный проход между Алтаем и Тянь-Шанем - Джунгарские ворота – шла к цивилизациям Центральной Азии. В Турфане торговый путь на Запад раздваивался. Одна его ветвь пролегала по южным склонам Тянь-Шаня через Карашар, Кучу, Аксу и далее мимо Иссык-Куля в Чуйскую долину или другие высокогорные пути через Фергану и Пяндж. Северная ветвь торгового пути шла через Урумчи и Манас в долину реки Или и далее к Самарканду и другим торговым центрам.
Особенно выгодное положение на главной евразийской коммуникации занимал Турфанский оазис, расположенный в глубокой, второй по величине после Мертвого моря, впадине (154 м ниже уровня моря), отгороженной горными хребтами от холодных северных ветров. Колебание температур в Турфанской впадине достигает 85° (летом до + 48°С, зимой - 37°С). Турфан называют «огненной землей». Как при этих контрастах население занималось науками и искусством и довело до совершенства лучшую в древнем мире систему иранского подземного водоснабжения – кяризы?
Турфанский оазис выделялся сказочным богатством и культурой хозяйства. Здесь была внедрена иранская система подземного водоснабжения, позволявшая на ограниченных орошаемых площадях кормить большое население. Местные подземные водотоки, протяжённостью в 2500 километров, называют Величайшим сооружением, равным Великой Китайской стене. Местный климат позволял собирать два урожая в год. Своими вкусовыми качествами славились местные дыни, арбузы, персики и абрикосы, а турфанский зеленый виноград без косточек (кишмиш) считался лучшим в мире.
Посевы длинноволокнистого хлопчатника были защищены от сильных ветров пирамидальными тополями и шелковичными деревьями. После изнуренных и долгих переходов через пустыни с свирепствующими песчаными бурями в Турфанском оазисе отдыхали караванщики, откармливая своих верблюдов и лошадей. Купцы дегустировали турфанские вина. А у местных женщин весьма прибыльной была древнейшая профессия.
Девушка из Турфана

Фотография из Интернета
По караванным путям вместе с купцами навстречу друг друга шли разные культуры и религии. В Турфане встретились христианство (несторианство), манихейство, буддизм и позднее — ислам. Пришедшие из Западной Маньчжурии уйгуры исповедовали манихейство, а местные турфанцы - буддизм. В результате контактов в Турфане была создана рубежная культура, открытая к внешнему миру. «Поднебесная» империя, претендующая на мировую гегемонию, длительное время поддерживала приходящие с запада религии, однако веротерпимые китайцы все же положили этому конец.
Каждая религия на рубежах цивилизаций встречает социопсихологический барьер, преодолеть который удается не всем. Деловая активность людей вынуждала искать вероучения, не препятствующие жить и работать. Купцы, независимо от национальности, в большинстве своем не могли проникнуться буддистским учением, запрещавшим «ставшим на путь» прикосновение к золоту, серебру (деньгам) и женщинам. Не прижилось в Китае и манихейство, поощряющее распутство и разрушающее социальный институт семьи. Это грозило гибели крупнейшего океана людей с конфуцианским культом семейного клана, вынужденного заботиться о демографическом факторе (ограничении воспроизводства). Христиане (несториане) с присущей им нетерпимостью могли посеять бурю в «людском океане», поэтому на рубеже второго тысячелетия произошло их изгнание из Китая.
Возрождение Синьцзяна
Геополитическое противостояние в Синьцзяне
Восточно-Туркестанские республики
Дракон против Анаконды в сыпучих песках Синьцзяна
Турфан. Безымянная страна любви
Падение и взлет китайского Дракона
(содержание электронной версии книги, которая публикуется на Портале с октября 2011 года)
«Геополитика сверхдержав»
