logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

«Не нужен нам берег турецкий…?»

Владимир Дергачев

Российская империя вошла в соприкосновении с Блистательной Портой в период её упадка. Отсюда сложился соответствующий образ турка. Но времена меняются. И сегодня Турция в отличие от олигархической, коррумпированной России становится образцом для подражания для тюркских республик бывшего Советского Союза.
Турция как евразийская держава, наиболее эффективно в отличие от России, использующая свою цивилизационную рубежность. Турция является ассоциированным членом Европейского Союза и членом НАТО. В отличие от России, где евразийство не стало государственной доктриной, сегодня  именно Турция успешно реализует эту политику, претендует на роль региональной державы и лидера в тюркском мире. Этому способствует геоэкономическое положение на  пересечении трансконтинентальных коммуникаций, соединяющих  Европу с Азией и Черноморье со Средиземноморьем. Этому способствует и активное участие Турции в Организации  Черноморского экономического сотрудничества и  создания регионального «общего рынка». Мировой финансовый кризис, спровоцированный Западом, и кризис в Европейском Союзе, нерешительность ЕС в течение нескольких десятилетий в отношении членства Турции (и хочется и колется) усиливает понимание в турецком обществе необходимость критически оценить «европейскую мечту» и выработать новую геополитическую стратегию, в которой все большую роль приобретает евразийская доктрина. Как становится очевидным, имеются и глубокие  цивилизационные (социокультурные и конфессиональные) барьеры, которые непреодолимы на пути вестернизации, предпринимаемые второе столетие.
Турция входит в «Большую двадцатку», претендующую заменить в ближайшем будущем западный клуб «Большой семерки», где на «табуретки» сбоку сидит Россия. В связи с мировым системным кризисом, не только финансовым, но и неолиберальной модели, возрастает роль G20. Турция играет активную роль в Азии, где входит в «Большую семерку» наряду с Китаем, Индией, Индонезией, Саудовской Аравией, Южной Кореей. В июне с.г. в Стамбуле состоялся третий саммит набирающей политический вес международной организации — Совещания по взаимовоздействию  и мерам доверия в Азии (СВМДА). Турция предпринимала попытки по урегулированию отношений с Арменией, выступает за создание региональной организации  по решению проблем Южного Кавказа. 
Турция вместе с Бразилией выступила посредником в решении тегеранской ядерной проблемы, что вызвало раздражения в Израиле. Напряженные отношения между Анкарой и Тель-Авивом после инцидента с «Флотилией свободы» привели к  активизации курдских террористов, устроивших  теракт в Стамбуле против военнослужащих. Анкара пытается за счет экономического роста и определенных уступок решить курдскую проблему. Но многолетняя борьба за независимость не может остановить курдов.   
По данным Статистического справочника ЦРУ *1 ВВП Турции $593,5 млн.  (2009) (50 % от российского ВВП и в 1,8 раза превышает украинский ВВП), занимает 18 место в мире по ВВП на душу населения.
Население Турции увеличилось с 1923 года с 12,5 млн. до 77,8 млн. человек (17 место в мире), из них — 66,7 % турки, 24 % курды, 2% грузины и 1,1 % азербайджанцы. Далее идут боснийцы, лазы, албанцы, арабы, цыгане, армяне, евреи, греки. Турция  сохранила космополитизм бывшей империи. Здесь живет больше боснийцев, чем в Боснии,  больше албанцев, чем в Албании, больше абхазцев, чем в Абхазии *2. Это оценки экспертов, так как перепись по национальному признаку в Турции не проводится. Среди исповедующих религии абсолютно доминируют мусульмане-сунниты. Быстрый рост населения создает острые социальные проблемы. Для того чтобы предотвратить радикальную исламизацию турецкой молодежи предоставляются безпошлинный государственный кредит для образования и приобретения жилья.
Турецкая армия занимает господствующие политические позиции, является гарантом светского государства, трижды в новейшей истории страны (в 1960, 1971 и 1980 гг.) совершала военные перевороты. Турецкая армия является второй в НАТО после США по численности  вооруженных сил (652 тыс. военнослужащих с учетом жандармерии и береговой охраны). Военный бюджет составил в 2006 г. $11 млрд.*3


На вооружении имеются пусковые установки  оперативно-тактических ракет, 4,2 тыс. танков, 500 самолетов, ракетные фрегаты и корветы, десантные корабли и подводные лодки.  Турция создала самый мощный в регионе модернизированный военно-морской флот, который в 4,5 раза превосходит российский и украинский флоты.
Турецкие спецслужбы подконтрольны Генштабу. Спецназ «бордовы береты» не уступает британским и американским спецподразделениям. Элитные части спецназа Генштаба  ведут боевые действия  на территории Ирака против курдских боевиков.

Болевыми проблемами Турции являются отношение к событиям 1915 года, которые рядом стран признаны как геноцид армян, курдский вопрос и проблема Кипра. Острота этих проблем уходит в историю образования Турецкой республики. 
В Первую Мировой войне Османская империя была на стороне Германии, одержала победу над войсками Антанты на полуострове Галлиполи и предотвратила захват Дарданелл. Но боевые действия в Закавказье обернулась трагедией для турецких войск. В 1915 году прошли массовые аресты армян в Стамбуле, ставшие началом геноцида армян в Османской империи. Погибло от 600 тыс. (по подсчетам Арнольда Тойнби) до 2 млн. армян. Современная Турция категорически отрицает факт геноцида армян, одновременно признавая массовую гибель армян и мусульман.
Согласно Севрского мирного договора  (подписан 10 августа 1920 г. в Севре, Франция) — составной части Версальско-Вашингтонской системы устройства мира после завершения Первой мировой войны  —  должен был осуществлен раздел османской Турции. Часть территории отходила Армении, Курдистану, а Восточная Фракия, Адрианополь, Галлипольский полуостров, малоазийский город Смирна (ныне Измир) с обширной территорией — Греции. Однако турецкие националисты во главе с Мустафой Кемалем отказались выполнять Договор.

 

План раздела Турции по Севрскому  мирному договору
Турция
Источник: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a0/TreatyOfSevres_%28corrected%29.PNG/800px-TreatyOfSevres_%28corrected%29.PNG

 

В результате раздела Османской империи  собственно Турции оставлялась ограниченная территория (желтый цвет). Часть территории должна была отойти новому государству — Курдистану (темно-желтый цвет), Армении (голубой цвет), Греции (синий цвет). Сохранялись зоны влияния Великобритании (красная штриховка), Франции (сиреневая штриховка)  и Италии (зеленая штриховка) и международная  демилитаризованная зона проливов.
В турецком обществе Договор был воспринят как исключительно несправедливый, и как неспособность султана защитить национальные интересы.
Фактически, чтобы не допустить возрождения мощного турецкого государства в противовес ему планировалось создать государство Курдистан. Здесь можно обратить внимание на то, что после распада СССР первоочередной задачей Запад, и в первую очередь США, стало не допустить сближения Украины с Россией, чтобы не произошло становление великой державы.  
Один из крупнейших городов Анатолии Смирна должен был отойти Греции. Греческие войска оккупировали Смирну. Турецкие националисты во главе с Мустафой Кемалем начали войну за независимость. Христианское  население преимущественно греческой Смирны было вырезано или его покинуло. Был убит греческий митрополит Хризостом, причисленный в последствие к лику святых. От эгейских греков почти не осталось следа, как и от армян на востоке. Турция была освобождена от войск Антанты, а султан смещен. Мустафа Кемаль, принявший имя Ататюрка (отца турок) был провозглашен президентом Турецкой республики.
В 1923 году Мустафа Кемаль предложил заменить название народа с «османов» на «турок» в целях сплочения тюркоязычных народов. Возможно, это произошло под влиянием ленинской геополитики «всемирной революции», только в более реалистических масштабах. Так Османская империя стала Турецкой республикой, формирующей нацию турок.

Лозаннский мирный договор 1923 года заменил несправедливый Севрский договор, юридически оформил распад Османской империи и закрепил современные границы Турции. В результате Турция лишилась контроля над нефтеносным районом Мосул с преимущественно тюркоязычным населением (туркоманы) вошедшим в состав Ирака. В качестве компенсации Великобритания с Ираком предоставили Турции право  получать в течение 20 лет 10% доходов от добычи мосульской нефти или денежную компенсацию. В настоящее время турецкие спецслужбы  используют  туркоманов, компактно проживающих на севере Ирака в богатом нефтью регионе (Мосул). Этот тюркоязычный народ является третьим по численности (2,5 млн. человек) в Ираке после  арабов и курдов. Туркоманы исторически ориентируются на Турцию.

Во Второй Мировой войне Турция в отличие от Болгарии придерживалась нейтралитета. В 1952 году Турция вступила в НАТО и в 1961 году здесь были размещены американские ракеты средней дальности. Это вызвало резкую реакцию Москвы,  размещение советский ракет на Кубе и Карибский кризис. Обращает на себя внимание особенности членства Турции в НАТО. Турецкая власть сохраняет суверенное достоинство в этом военно-политическом блоке, на территории страны нет «чисто» американских военных баз и Анкара может сказать нет Вашингтону в тех случаях, которые противоречат национальным интересам. Поэтому Турция выступает против усиления военно-политического присутствия США в Черноморском регионе.

Стамбул (14 млн.), расположенный на европейском и азиатском берегах Босфора,  является крупнейшим турецким городом, морским портом  и промышленно-торговым и культурным центром Турции. Бывшая столица Византийской и Османской империи. Мост Галата через залив Золотой Рог в Стамбуле.

Турция
Источник: Турецкая фотография конца 80-х годов

 

Геополитическая трансформация Турции ведет к смене соотношений внешнеполитических предпочтений в турецком обществе. Уменьшается число сторонников бездумной вестернизации и американизации, исламисты выступают за активизацию роли Турции на Ближнем Востоке, а евразийцы – за интеграцию тюркских народов.
Турция и Израиль на протяжении длительного времени являются стратегическими союзниками США на Ближнем Востоке. Это привело к более тесным связям турецкой и израильской военной элиты. Турецкие военные последовательно выступают за сохранение политики кемализма.   
Отношения Турции и Евросоюза. На протяжении более полувека (с 1963 года) Турция ведет переговоры о членстве с Евросоюзом. В конце 70-х годов Турции предложили вступить в ЕС вместе с Грецией, но она оказалась. Современные греко-турецкие отношения характеризуются холодным миром*4. В 2000 году вновь стала кандидатом на вступление в ЕС. Турецко-европейские отношения осложняются нежеланием Турции признать греческий Кипр, который в 2004 году вступил в Европейский Союз. Европейский Союз так же требует соблюдение прав курдов и предоставления им автономии.  
Американо-турецкие отношения. Турки убеждены, что раскол Кипра на турецкую и греческую общины организовали  Соединенные Штаты, чтобы создать военные базы в Восточном Средиземноморье вблизи государств Ближнего Востока. В 1974 году Турция оккупировала  северную часть Кипра.
В отличие от российского руководства Анкара проявляет больше достоинства в отношениях с Вашингтоном. Здесь немыслимо, чтобы руководители государства  приходили в восторг от подаренной членом американской администрации авторучки или кнопки «перезагрузки». Как известно, Анкара не позволила использовать свои военные аэродромы для транспортировки американских грузов в Ирак. Кремль, наоборот,  разрешил использовать российский коридор для транспортировки грузов в Афганистан.
Комитет палаты представителей по внешним сношениям  США в марте 2010 года одобрил очередную резолюцию о признании геноцида армян перевесом в одни голос. Что вызвало не только протест Анкары. Но возможно будет иметь кардинальные последствия во взаимоотношениях стратегических партеров.  
Евразийская геополитика Турции связана с культурным и политическим (идеологическим)  течением  пантюркизма (пантуранизма), в основе которого идея о необходимости политической консолидации  тюркских народов на основе их этнической, культурной и языковой общности. Эта идеология, сформировавшаяся еще во второй половине XIX века, стала фундаментом  геополитической концепции «Великого Турана» — создания единого государства тюрков. Большую роль в её формировании сыграл европейский национализм. В отличие от геополитической концепции всемирной революции «Пролетарии всех стран объединяйтесь», показавшую свою полную несостоятельность, концепция «Великого Турана» выглядит более реалистичной. После распада СССР Турция стала претендовать на роль региональной державы. Экономический кризис в Турции в конце 90-х годов, внешний долг которой составлял $60 млрд.,  способствовал  более умеренной  внешней политике,  уменьшились призывы к созданию «Великого Турана». Турция, несмотря на внутренние проблемы, начала успешно осуществлять модернизацию экономики и транспорта. В результате Турция, а не олигархическая Россия с масштабной коррупцией стала образцом для подражания для тюркских республик бывшего Советского Союза.
Российская модель постсоветской интеграции привела к образованию преимущественно «мыльных» региональных группировок. В целях лояльности Кремлю  используются цены на природный газ. Что приводит к периодическим «газовым войнам», приносящим  ущерб международному имиджу России. Модель криминально-коррумпированной демократии с бесящимися от жира олигархами и шоу-бизнесом стала не привлекательной для бывших союзных республик. Россия не может предложить новейшие технологии, качественное образование и достижения культуры. Кремлевская власть продолжает демонстрировать свою зависимость от Запада, идя на бесконечные уступки США, равносильные предательству национальных интересов.   
Европейская модель интеграции, потребительская по своей сущности, испытывает кризис за счет расширения за пределы пространства западноевропейской цивилизации. Когда большинство стран ЦВЕ устремились к «богатому пузу» Запада. Кризис в Европейском Союзе свидетельствует, что в Брюсселе произошло «головокружение от успехов».
Исламская модель интеграции скомпрометирована радикальным фундаментализмом. Таким образом, Турция не только возрождается как региональная держава, но и смогла предложить для тюркских народов наиболее приемлемую модель преимущественно экономической интеграции.
Турецкая геополитика демонстрирует «многопартнерскую» евразийскую модель эффективного сотрудничества с Западом и Востоком в отличие от многовекторной политики постоянных уступок или протянутой руки. Особую роль в привлекательности турецкой модели модернизации играет  индустрия туризма, о которой пойдет речь в следующей статье.


Не нужен нам берег турецкий…?
Евразийский «тигр»
Евразийская здравница
Турецкая Ривьера. Бодрум
Турецкая Ривьера. Бодрум Холедей
Турецкая Ривьера. Морские пейзажи
Турецкая Ривьера приглашает в ресторан


*1 https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2195.html

*2 Дмитрий Косырев Турция вышла из угла. — Известия, 8 июня 2010 г.

*3 Сергей Бекиров Подствольная демократия. — Московские новости, 2 – 8 ноября 2007 г.

*4 На одном греческом острове вблизи Анатолии живут 200 греков, которым платят зарплату и завозят мясо и другое продовольствие. Если остров будет необитаемым, греки опасаются, что его заселят турки.

 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ