Обсудить статью в дискуссионном клубе Зона коммунизма. Студенческий отдыхВладимир ДергачевЗа время учебы по профсоюзной путевке (бесплатно или за символическую цену) автор отдыхал в Подмосковье в домах отдыха «Плесково» и «Кашира» и летом в Абхазии в спортивном лагере «Пицунда». Тогда о евроремонтах даже не слышали. Но университетская студенческая атмосфера, перенесённая на природу, делала отдых незабываемым. В шестидесятые годы (я был в лагере в сентябре 1966 года) студенты жили в палатках, но это не омрачало отдых. Внизу на фотографии столовая спортлагеря и одна из палаток. Слева — пляж на настоящей Пицунде.
В ущелье были заброшенные сады с грецкими орехами и инжиром. Когда-то здесь жили греки, попавшие под очередную опалу советской власти и выселенные в дальние края. Предприимчивые отдыхающие местных баз отдыха собирали орехи впрок.
Грецкие орехи. Супруги-отдыхающие Толстомордниковы наводили семейный порядок в колхозной ореховой роще, расположенной в Бзыбском ущелье Главного Кавказского хребта. — А ну её, Колька, тряхни еще разок, - кричала разгоряченная Зинка, - ну-ка дай палку, я тресну хорошенько. — Не нукай, я тебе не бугай, сгрябай орехи лучше, - парировал Колька. Зинка обиженно засопела и лихорадочно заработала руками и ногами, ползая по ореховой роще. — В розницу лучше, больше денег дадут, - мечтательно выдавил из-под мешка муж Колька. У энтузиастов-отдыхающих дома отдыха «Прибрежный утес» грецкий орех был в почете. В прибрежном песке пылись четыре сломанных зуба, заброшенных владельцами в знак уважения к твердому орешку. — Орехи сперли, - кричал всеобщий любимец тридцатилетний Шурик, а про себя добавил: «Опередили гады!». Мешок с грецкими орехами покоился под зинкиной кроватью. Толстомордниковы по очереди в течение нескольких дней стояли на часах. Но напрасно, мешок исчез. Супруги затаились и стали ждать ползучих слухов. Вечером в радиорубке послышался звон стаканов, а через некоторое время радист Вано пьяным голосом представил микрофон представителю местного колхоза «Чайная роза Ильича» товарищу Гоге, срочно прибывшим в район ЧП с бочонком чачи. Честные отдыхающие обменяли украденный мешок с орехами на чачу, а супруги рыдали от злости и от не осуществившейся коммерческой мечты.
Студентка биологического факультета Таня Лопатина и Вова Дергачев
Во время отдыха наша компания сняла любительский фильм про шпионов. На фотографии агент иностранной разведки Ганс Остерберг пересекает государственную границу СССР. Мы так увлеклись сюжетом, что для правдоподобия заказали билет для «шпиона» на самолёт до Москвы из Сухумского аэропорта. И Юра Ильев, исполняющий роль Ганса, улетел с этим билетом. Теперь такие шутки в эпоху терроризма практически не возможны.
Горная дорога на озеро Рица, одно из мест отдыха товарища Сталина
Цель поездки — шашлычная на берегу озера.
Комиссар партизанского отряда думает.
После очередной удачной вылазки на колхозное поле партизанка Таня сушит сапоги.
На строевых занятиях партизан. Стрельба из лука.
Дом отдыха «Кашира» на берегу Оки гордился, что был создан по ленинскому декрету в 20-е годы. В главном корпусе — бывшей дворянской усадьбе — был зимний сад, где в январе цвела сирень. «Директор»«В доме отдыха не знают ни профессий, ни должностей друг друга».
Одна из рискованных шуток студента Вовы была связана с самоназначением себя И. О. Директора дома отдыха «Кашира» во время студенческого заезда на зимние каникулы. Из опыта предыдущего отдыха было известно, что администрация профсоюзных домов отдыха с ужасом ожидала студенческих заездов. В отличие от зимних заездов лиц пенсионного возраста, студенты отличались неутомимой энергией, что проявлялось в количестве испорченной мебели и перебитой посуды. С помощью гармониста и массовика затейника унять эту энергию было почти не возможно. Приехав с другом Валерой Винокуровым в дом отдыха, Вова вывесил на доске объявления приказ, в котором были указаны наши настоящие фамилии и изменены имена в соответствии с нашими прозвищами в среде студентов.
ВСЕСОЮЗЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ Московское отделениеДом отдыха «КАШИРА» ПРИКАЗ №1(7) § 1 И.О. Директора Дома отдыха «Кашира» Н.Н. Дергачев
Университетские товарищи восприняли приказ как должное. Я был комсомольским «деятелем» (инструкторам отделом пропаганды и агитации Ленинского райкома комсомола Москвы) и новое назначение рассматривалось как очередное комсомольское поручение на период студенческих каникул.
В доме отдыха изменился полностью режим. Новым И.О. были разрешены танцы во втором корпусе до утра. На завтрак разрешалось опаздывать до 12 часов дня. Среди студенческого заезда было несколько самодеятельных коллективов авторской песни, среди которых были организованы соревнования. Победителя полагался торт, который выдавался жюри, возглавляемой ЗавХАМом Никандрычем. Валера быстро перевел дело на коммерческую основу. Победить мог только тот коллектив, кто уступит по договоренности полторта жюри. В трудной борьбе победила супружеская чета студентов физического факультета Татьяны и Сергея Никитиных, ставшими впоследствии известными исполнителями авторских песен.
Для кабинета И.О. Директора была нагло переоборудована комната для шахматистов и назначены приемные часы для недовольных с 15.00 до 17.00. Так как это совпадало с мертвым часом, число желающих жаловаться со временем испарилось.
Возможно, в связи с отъездом настоящего директора шеф-повар столовой дома отдыха всегда был в приподнятом настроении, которое пытался передать отдыхающим студентам. Но они не всегда отвечали взаимностью, глядя на приготовленную пищу. Почему-то самым любимым блюдом повара был фаршмак (толченая селедка?). Подавались и мясные блюда типа хлебная котлета, жаренная вареная колбаса и изредка блюда, которые благодаря фантазии повара, присваивались романтические названия — гуляш, ромштекс и бифштекс. На полдник выдавали мутный напиток типа чай с пончиками. Студенческий народ начал роптать. Чтобы снять возникшую напряженность, были организованы «бесплатные» столы с солеными огурцами и помидорами и винегретами, которые можно было забирать с собой на закуску во время студенческих застолий.
С учетом присвоенных статусных коммуникаций Вова и Никандрыч пользовались повышенным спросом у девушек, которых пришлось разделить на чрезмерно умных, хороших, наивных, приятных в обращении, с любовью к поэзии и т.д. «Директора» и его «зама» часто приглашали на дни рождения. Пришлось по этому случаю закупить в местном ларьке дюжину бубликов и лаврового листа.
Сохранились соответствующие выписки из Приказов по дому отдыха «Кашира»:
Администрация в целом была довольна нашей работы и заявила, что эксперимент со студенческим самоуправлением способствовал порядку и отсутствия признаков хулиганства. ВСЕСОЮЗЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ Московское отделениеДом отдыха «КАШИРА» ПРИКАЗ №3(9) § 1
Выношу благодарности:
§ 3 Рассматривать настоящий приказ как приложение к Книге отзывов и пожеланий. И.О. Директора Дома отдыха «Кашира» Н.Н. Дергачев Заведующий хозяйственно-административными
Послесловие. Директор Дома отдыха «Кашира» по возвращению из Москвы объявил самозванцев почетными отдыхающими дома отдыха. И через несколько лет мы воспользовались этим титулом, заехав на обед в Дом отдыха при возвращении Валеры Винокурова с уборки картофеля в приокском совхозе.
Назад :: Продолжение Зона коммунизма
Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье
Зона коммунизма. Московский университет
Память. Ректоры МГУ
Зона коммунизма. МГУ. Агитбригада. Лицом к деревне
Зона коммунизма. По просторам Родины чудесной Зона коммунизма. Якутия
Ландшафты жизни. Белоруссия. Путь партизан
Ландшафты жизни. Дальний Восток Ландшафты жизни. Аспирантура МГУ
«Геополитика сверхдержав»
|