Обсудить статью в дискуссионном клубе
Дергачев В.А. Геополитика. Русская геополитическая энциклопедия. 2010 - 2022
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Николай Васильевич (1809, Большие Сорочинцы, Полтавская губерния – 1852, Москва) — великий русский писатель и философ, которого другой мыслитель Василий Зеньковский называл «пророком православной культуры». Гоголь, олицетворяющий синтез украинской и русской культур, создал образ беспредельного не одухотворенного пространства. Как преодолеть безграничный простор, изгнать из него бесов и наполнить творческой деятельностью? Как бы ни были необходимы внешние преобразования, по вещему слову Гоголя, для этого нужно внутреннее дело души, прочное дело жизни.
И смеясь над неразумием своих предков, современное поколение вновь выбирает «быструю езду» в географическом пространстве, «где не успевает означиться пропадающий предмет». Забывает, что бесу легче всего вновь разгуляться не на тесном Западе, а на просторах восточно-европейской равнины. Сакральное пространство пути к вершинам духовным подменяется реальным географическим. Мы хотим, как бы выпрыгнуть из месторазвития и устремиться к черту или дьяволу, готовы за подачки стать «подстилкой» цивилизованного Запада. Вот Вам и готовая национальная идея «на блюдечки с голубой каемочкой». Что нам до того, что и возжеланная Европа не стала бы обольстительной для других народов, если бы не возродилась в духе, а тупо рыскала на «тройках» по евразийским просторам.
О геополитическом выборе пути. Великая украинская степь открыта всем ветрам, принизывающим не только её бескрайние просторы, но и души людей. И здесь, а не в географическом пространстве, и не по берегам Днепра, проходит незримая граница цивилизационного раскола. По украинской степи едут в Сечь Тарас Бульба с сыновьями, олицетворяющими два пути в геополитическом пространстве — преданность казачьей присяге или отречение от родины и веры в пользу польского войска ради красивой полячки. Гоголь говорит словами Тараса Бульбы об Украине, готовой отказаться от своего сына: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запеченные меды их. Перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаться языком своим; свой со своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке... но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за головы, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!». Но как измельчали сыновья Украины, готовые изменить накопленному отцами богатству не ради женской красоты, а ради возможности стать частью «богатого брюха» Запада.
В безбрежном постсоветском пространстве, где уже не гуляет казацкая вольница, а мужики продолжают пить горькую и кончают жизнь под забором, опять «нет лошадей», чтобы преодолеть беспредельность. Стихия разбойников от власти расшатывает подрумяненную под западную демократию очередную потемкинскую деревню. Может быть, дело не в том, что в буквальном смысле «нет лошадей»? Как писал Николай Гоголь: «Мы еще растопленный металл, не отлившийся в свою национальную форму...». И преодолеть пространство беспредельности можно, следуя завещания великого писателя, только в духе, наполнив его творческой духовной энергией.
См. Завещание бессмертного Гоголя
«Геополитика сверхдержав»