Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Дергачев В.А. Геополитика. Русская геополитическая энциклопедия. 2010 - 2022
«Управляемый хаос»
«Управляемый хаос» — геополитическая технология неоколониализма, неконтролируемый вид оружия массового поражения. С помощью этой «мягкой силы» и последующей «гуманитарной интервенции» Запад во главе с США производит переформатирование развивающихся и «недозревших» стран с некомпетентным суверенитетом, превращает их из субъектов в марионеточные объекты мировой политики.
Отдельные элементы геополитической технологии «управляемого хаоса» возникли в глубокой древности и широко использовались, например, в Римской и Монгольской империй. При распаде Османской и Британской империй была сохранена потенциальная конфликтность на Ближнем Востоке и Индии. Элементы технологии применялись в Первой и Второй мировых войн. Впоследствии США раньше Советского Союза поняли, что сокрушающей силой является не только атомная бомба, но и информационное (концептуальное) «мягкое» оружие.
С 70-х годов двадцатого столетия на Западе началось формирование идеологии Нового мирового порядка (Римский клуб, Бильдербергский клуб, Трехстороння комиссия и такие американские фабрики мысли как «Рэнд корпорейшн» и Институт Санта-Фе). Фактически были разработаны новые геополитические технологии неоколониализма, включая «управляемый хаос» и «оффшорную геополитику».
К концу двадцатого столетия технология «управляемого хаоса» нашла фундаментальный научный базис (синергетика, теория хаоса, теория катастрофы и др.) и вошла в практику геополитики неоколониализма. Авангардная роль в разработки этой аморальной технологии принадлежит американскому Институту междисциплинарных исследований Санта-Фе. Среди идеологов технологии «управляемого хаоса» чаще всего называют Джина Шарпа и Стивена Манна.
Практическим фундаментом технологии «управляемого хаоса» у противника стали «содействие» демократии и рыночным реформам, повышение экономических жизненных стандартов и уровня потребления, вытеснение идеологии и национальных социокультурных ценностей. Результатом массированной информационно-психологической войны должно стать перестройка массового сознания, снижение граждан к сопротивлению и самоорганизации, формирование общества со стертой памятью. Разрушается национальное государство, которое переходит из субъекта в объект международной политики или транснациональных компаний и не может существовать без внешних заимствований. Для ускорения переформатирования государства используется «гуманитарные интервенции» с помощью самых справедливых бомб и ракет.
Теория исследует пути перехода относительно устойчивой социально-политической системы в критическое состояние неустойчивости (точку бифуркации) и возможный переход на новый уровень упорядоченности. При этом происходят радикальные (революционные) изменения системы в заданном направлении.
Главной сферой «глобальной критичности» является военная безопасность. На глобальном и региональном уровне в качестве важнейших «зон критичности» выступают политика, финансы, экономика, религия, торговые транспортные коммуникации, добыча и транспортировка энергоресурсов (энергетическая геополитика), массовые коммуникации, образование и экология.
В условиях глобализации мировая финансовая система стала «сферой неустраняемой критичности», увеличилось число стран с доминирующей зависимостью от внутренних и внешних факторов (экспортно-импортных операций, транспортных коммуникаций). Добыча и транспортировка нефти и природного газа, устойчивость международных транспортах коммуникаций стали важнейшими «зонами критичности» глобализующегося мира.
Для того, чтобы организовать хаос в «неправильной» стране и довести её до точки социальной бифуркации необходимы следующие условия:
- знание о состоянии социально-политической системы в процессе её развития,
- достаточное время для приведения системы к точке бифуркации,
- достаточное количество средств управления развитием системы,
- возможность прогнозирования результатов управления бифуркацией.
В новейшей истории большинство «правильных» революций осуществляется по одному сценарию:
- начинаются с незначительного повода (события) в относительно благополучных странах со стабильным режимом,
- получают молниеносную одобрительную реакцию и военную угрозу Запада с требованием прекратить насилие в отношении «демократических» революционных сил.
В организационном отношении необходимо консолидировать разные силы против существующей власти, дестабилизировать обстановку в стране с помощью криминала, радикальных националистов, адептов тоталитарных сект, общественных (например, студенческих) протестов, дискредитации государственных институтов, включая силовиков. Важно, создать во власти или в оппозиции критическую массу проамериканских или прозападных марионеток, как например, во время цветных революций в Грузии и ни Украине.
Однако, как показал американский опыт, на практике не всегда удается эффективно управлять возникшим хаосом, процесс может выйти из-под заданного контроля, и в итоге к власти приходит непредусмотренная западными организаторами третья сила. И тогда надолго в «неправильной» (с точки зрения Запада) стране воцарятся хаос (Ирак, Ливия, Афганистан).
России за последние году удалось предотвратить (приостановить) сползание страны к точке социальной бифуркации. На Украине, при попустительстве властей, с помощью США, протестных выступлений и радикального национализма были успешно скомпрометированы и разрушены институты государственной власти.
Возможно, в процессе геополитической трансформации мира аморальная пиратская технология «управляемого хаоса» будет признана мировым сообществом приступным орудием массового поражения, а реализующим её на практике американским дипломатам запретят въезд в суверенные государства.
Литература:
Владимир Дергачев Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса. — Вестник аналитики, 2014, № 3.
Илья Пригожин и Изабелла Стенгерс «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой», (первое английское издание, 1979; русский перевод, 1986).
Джин Шарп «От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения» (первое издание на английском, 1993; перевод на русский, 2005).
Стивен Манн «Теория хаоса и стратегическая мысль» — Steven R. Mann «Chaos theory and strategic thought» (1992): http://www.dtic.mil/cgi-bin/GetTRDoc?AD=ADA528321
Стивен Манн «Реакция на хаос» — Steven R. Mann. The Reaction to Chaos // Complexity, Global Politics, and National Security. Edited by David S. Alberts and Thomas J. Czerwinski. National Defense University Washington, D.C. 1998.
Константин Сивков Управляемый хаос подбирается к России — Военно-политический курьер. — http://vpk-news.ru/articles/16975
Владимир Лепский Технологии управляемого хаоса – оружие разрушения субъектности развития. — http://spkurdyumov.ru/what/texnologii-upravlyaemogo-haosa/
Юрий Бялый Управляемый хаос. Концепт Стивена Манна и его проекции на мировую политику. — «Суть времени», № 6 от 28 ноября 2012 года.
Юрий Бялый «Об искусстве интерпретаций». — «Суть времени» № 66 от 26 февраля 2014 года.
Юрий Бялый Управляемый хаос. Глобальный радикальный ислам в энергетических и транспортных войнах XXI века.
«Геополитика сверхдержав»
