logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Морской Шелковый путь. Бросок к Индийскому океану

Владимир Дергачев

 

fВ связи с  глобальной геополитической и геоэкономической трансформацией и смещением мирового полюса экономического развития в Азиатско-Тихоокеанский региона возрождается Великий морской путь из АТР через Индийский океан, по которому ежегодно транспортируется  товаров примерно на триллион американских долларов.


Подробно: Великий час Южный морей

 

Индийский океан становится  важнейшим геостратегическим регионом для США, Китая и Индии. В настоящее время в Индийском океане лидируют военно-морские силы США (авианосные ударные группировки) и ВМС Индии. Военно-морское присутствие США представлено передовыми пунктами базирования  Диего-Гарсия (Великобритания), Манама (Бахрейн), ВМФ США используют порты Джебель Али и Фуджейра в ОАЭ. Наращивается мощь ВМС Индии и присутствие в регионе ВМС Китая.


В средневековье Китайская империя владела мощным морским флотом, отказ от которого послужил одной из важных причин упадка Поднебесной в последующие столетия. Усиление экономической мощи современного Китая и зависимость от импорта энергетических ресурсов поставили перед  Пекином стратегическую задачу превращения прибрежного флота «желтой воды» в океанский флот «голубой воды»1 .  Главной задачей ВМФ Китая является обеспечение безопасности торгового (танкерного) флота на стратегических морских коммуникациях.


В ближайшем будущем  Китай намерен создать в Мировом океане «опорные пункты»  для кораблей военно-морского флота на принципах «взаимной выгоды и дружеских отношений».  Эти пункты (базы)  будут использоваться для  захода,  пополнения запасов и судоремонта боевых кораблей,  отдыха моряков,  размещения разведывательной авиации и судоремонта боевых кораблей. Особое внимание уделяется созданию «опорных пунктов» в азиатских и африканских портах Индийского океана2.  

 

Чтобы обезопасить импорт нефти со Среднего Востока в Китай, Пекин вынужден одновременно создавать два международных транспортных коридора. Так как основным поставщиком нефти в Китай является Иран, морские коммуникации доставки нефти приобрели стратегическое значение. Здесь самым уязвимым местом является относительно узкий (до 2-3 км) Малаккский пролив. Поэтому Соединенные Штаты предают исключительное значение контролю этой коммуникации и возможного блокирования Малаккского пролива. Американский ВМФ во много раз превосходит  морские силы Китая. Двухсторонние военные союзы с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами и Таиландом позволяют осуществлять эффективный контроль над  морскими путями в Китай. Пекин со своей стороны размещает  военные базы и средства электронной разведки в дружественных странах ЮВА (Мьянма, Камбоджа).


Пекин обеспечивает политический суверенитет Мьянмы, располагающий по прогнозам крупными запасами энергетического сырья. Между Китаем и Мьянмой заключен  договор о строительстве  на острове Рамри в Бенгальском заливе порта Чаупхью,  соединенного международным транспортным  коридором с Китаем (Куньмин, административный центр провинции Юньнань). Китай рассматривает так же возможность  строительства судоходного канала  через перешеек Кра в Таиланде в обход Малаккского пролива. 

 

Канал через перешеек Кра (Тайский канал)  в Таиланде  должен сократить морской путь  из Китая в Индийский океан и Южную Азию в обход Малаккского пролива, где суда подвергаются нападкам пиратов. Минимальная ширина перешейка Кра составляет 44 км (для сравнения — длина Панамского канала 77 км, а Суэцкого канала – 192 км).  Высота наивысшей точки над уровнем моря на перешейке Кра составляет 75 метра. 


Планы строительства канала существуют с 17 века.  Китай в целях повышения энергетической безопасности заявил о возможном участие в строительстве канала в 2005 году. Реализация проекта стоимостью в $ 25 млрд. займет 10 лет, привлечение 30 тыс.  рабочих.   

 

Другойтранспортный коридор создается из китайской провинции Синьцзян к Индийскому океану.  В 2005 г. Китай заключил с Пакистаном двухсторонний Договор о дружбе, добрососедстве, взаимной помощи и военном сотрудничестве. Пекин выступает гарантом безопасности Пакистана. С финансовой помощью Пекина на Макранском побережье Белуджистана сооружен современный глубоководный порт Гвадар. Этот амбициозный проект нацелен на создание нового экономического центра Среднего Востока по аналогии с арабским Дубаем. Размещение китайской военно-морской базы и станция электронной разведки в Гвадаре позволит обеспечить безопасность импорта нефти из Ирана — главного зарубежного поставщика энергетического сырья в Поднебесную и контролировать транспортировку нефти из зоны Персидского залива в Индию. Учитывая уязвимость морских коммуникаций со Среднего Востока в Китай, Пекин планирует строительство  нефте- и газопроводов от побережья Аравийского моря  до китайского Синьцзяна, чтобы обеспечить импорт  в обход Малаккского пролива, а так же продлить высокогорное Каракорумское шоссе до порта Гвадар.


Соединённые Штаты обеспокоены активностью Пекина в пакистанском Белуджистане, где непосредственно и так близко сталкиваются их стратегические интересы с Китаем. Если на Ближнем Востоке конфликт с Китаем из-за дефицита энергетических ресурсов удалось избежать из-за политической игры на опережение (надуманной агрессии против Ирака)3 , то реальность столкновения на Среднем Востоке потребовала других подходов.


Здесь Америка рассматривает два сценария развития событий — миротворческий и конфронтационный. США заинтересованы в строительстве газопровода и нефтепровода из Туркмении и Казахстана через Афганистан в Пакистан (г. Мултан) и далее в Индию. В 2008 г.  реанимированы уже имевшие планы строительства Трансафганского газопровода, который по замыслу американцев может способствовать преодолению пакистано-индийского противостояния путем реализации совместного проекта. Осознавая, что газопровод может стать очередной приманкой для диверсионной деятельности афганских талибов, прагматичные американцы надеялись купить местных племенных вождей, которым собирались платить за транзит газа и охрану газопровода. Что весьма проблематично.


В 2011/12 гг.  годы власти Туркмении, Пакистана и Индии подписали очередные декламации о строительстве ТАГ при поддержке США, стремящихся не допустить альтернативный проект из Ирана в Индию. Но главной нерешенной проблемой остается  обеспечение безопасности. В 2014 году в связи с выводом  большей части контингента американских войск из Афганистана риски по реализации проекта только увеличатся.   

Второй сценарий. За последнее время произошло главное событие в Южной Азии, где Соединенные Штаты меняют главных союзников  — Пакистан на Индию. Индия традиционно ориентировалась на Советский Союз и советское вооружение. Однако в последние годы военно-техническое сотрудничество с Россией сокращается. Индию не всегда устраивает качество закупаемой техники. Американские СМИ особое внимание уделяют составляющей индийской демократии в противовес авторитарному Китаю. Стратегическое партнерство США с Индией некоторые политические силы в Пакистане рассматривается как предательство американцами Исламабада. Китай  выступает против превращения Индии в стратегического (военно-политического) партнера США, не поддерживает стремление Индии  стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Вновь выдвинул требования на спорный регион вблизи Тибета (индийский штат Аруначал-Прадеш).


Не желая идти на прямую конфронтацию на Среднем Востоке с Китаем, США могут создать управляемую зону нестабильности в федеративном Пакистане, где постоянно тлеют потенциальные  этнонациональные конфликты, ведущие к распаду государства на  Синд, Панджаб, Белуджистан и северо-западные провинции. Ситуация осложняется истощением источников воды для орошения. При реализации этого сценария, Северо-западный Китай лишится сухопутного выхода к Индийскому океану, а Соединенные Штаты поддержат этнонационализм в Белуджистане и провозгласят очередное государство марионеточной демократии. Создание здесь американской военной базы позволит осуществлять контроль над зоной Персидского залива, взять в тиски с двух сторон Иран и дать выход новым независимым государствам Центральной Азии на мировые рынки в обход России. Одним, словом, окончательно расколоть евразийское пространство и похоронить евразийские геополитические прожекты Москвы. США пресекут намерения строительства подводного или сухопутного газопровода  из Ирана в Индию через Белуджистан, и одновременно гарантируют поставки в Индию природного газа из Туркмении. 


***
За последние десятилетия произошла настоящая революция в контейнерных перевозках, крупнейшие в мире терминалы  переместились с Запада в  порты Китая. Мировой финансовый кризис привел к экономическому спаду  и как следствие  к сокращению  линейных  контейнерных океанских перевозок. В результате возник глобальный картельный сговор на этом рынке, а противостояние грузовладельцев и линейных океанских перевозчиков вышло на новый  уровень. За последние годы количество контейнерных перевозок снизилось в связи с экономическим спадом в развитых  странах. Большую роль сыграло и повышение цен на топливо на 15-17%.  И морские перевозчики решили поправить контейнерный бизнес за счет клиентов. Например, вывезти из Шанхая 20-футовый контейнер стоило  в среднем от $1800, а в течение 2012 года цена выросла в среднем на 30%.  С учетом 5 млн. контейнеров в год грузооборота, по самым грубым подсчетам выходит не менее $ 2,7 млрд.  дополнительной нагрузки. И хотя транспортная составляющая в цене перевозимых морем в контейнерах товаров составляет 5-7%, резкие повышения тарифов бьют по владельцам товаров невысокой стоимости (в основном это штучные товары народного потребления)4.

 

Несмотря на временные проблемы в конвейерных перевозках наступает Великий час Южных морей и возрождение морского Шёлкового пути.

 

1 Дергачев В.А. Особенности китайской геополитики. – Вестник аналитики (Москва), 2008, № 2.
Ведерников Ю.В. Красный дракон: современные военно-морские силы Китая. — Флот Тихого океана, выпуск 3. Владивосток, 2007. 

2 Александр Маначинский, Юрий Петров Мыслим глобально: нитка жемчуга. – Терминал, № 25,  2013 г. http://oilreview.kiev.ua/2013/06/22/myslim-globalno-nitka-zhemchuga/

3 Возможно, когда будут рассекречены истинные причины американской агрессии против Ирака, не последней будет игра на опережение. Бывший просоветский Ирак мог стать прокитайским.

4 Александр Лабыкин Морской сбой. –  http://expert.ru/2013/12/16/morskoj-sboj/

 

Битва за Евразию. Суперпроект века
«Дикий Запад» Поднебесной
«Мягкое» наступление Китая в Центральной Азии
Будет ли Евразийский Союз частью китайского суперпроекта?
Турция. На западных рубежах Шёлкового пути
Европейские форпосты Китая
Крымский форпост Китая
Место Украины в евроазиатских транспортных проектах
Забытый евроазиатский транспортный коридор
Южный коридор Шёлкового пути
Морской Шелковый путь. Бросок к Индийскому океану

 

Великий час кораблей пустыни
Огненная страна любви
Шёлковый путь верблюдов и туристов

 

Другие публикации по теме на Портале:
Великие пути человечества
Великий Шелковый путь
Геополитическая трансформация мировых путей
Великий час Южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушные драконы

 

Драконы Великого Пути
Геополитика Великого Шелкового пути
Морские Драконы Китая

 

Новая геополитическая архитектура Евразии от Атлантики до Тихого океана
Особенности китайской геополитики
Демократическая «петля Анаконды»: новые рубежи евразийской геополитики США

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ