logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Дергачев В.А. РАСКАЛЕННЫЕ РУБЕЖИ. Одесса, Астропринт, 1998.- 104 с.


 

1.3. Энергетика маргинальных субкультур

В постбиполярном мире особую актуальность приобретают различные формы межкультурного диалога. Так, например, трансляторами торгового обмена выступают открытые города. После падения "железного занавеса" произошел всплеск намерений по созданию свободных экономических зон на рубежах Запада и Востока. Большая роль в диалоге между цивилизациями принадлежит формированию единого информационного пространства, а также межличностным коммуникациям. Главным транслятором культурного диалога является человек-маргинал.

Своеобразной "свечой зажигания" межцивилизационного диалога: колонизации земель; заселения, хозяйственного освоения и изменения природной среды выступают маргинальные субкультуры или культурно-маргинальные кланы (общины). Этот энергетический ресурс активной деятельности зачастую служит "локомотивом" общественного развития. Страстная ностальгия между внутренним и утраченным внешним миром, острое переживание отъединенности от родины (природного месторазвития), греховного мира и другие социально-психологические факторы создают уверенность в необходимости созидательной деятельности. Страстная ностальгия обусловлена воздействием на человека социокультурной среды с чуждым ритмом этнического поля.

Выделяется несколько функциональных типов маргинальных субкультур: конфессиональные (баптисты, мормоны, староверы и др.), этнохозяйственные (этническое предпринимательство), геоэтнические (поморы, горцы, сибиряки, маркоманы, конкистадоры, казаки), социокультурные (диаспора, биокультуралы), сословные (купцы - маргиналы средневековья), семейные (родовые кланы). Макс Вебер, в ставшем знаменитом труде "Предпринимательская этика и дух капитализма", одним из первых обратил внимание на влияние конфессиональных (протестантских) общин, маргинальных по отношению к окружающей социокультурной среде, на деловую активность.

В реальной действительности чаще всего встречаются смешанные типы. Так, например, казаки одновременно являются маргиналами по месту (люди границы) и религии (пограничники православия). Бикультурал - человек двух культур. Маргиналы по крови осуществляют через экзогамию межэтническую передачу наследственной информации, что, пополняя богатства генофонда, способствует рождению талантов. В свою очередь, эндогамия служит барьером против инкорпорации в целях сохранения материальной собственности.

В зависимости от социально-экономических условий маргиналы играют двоякую роль в общественном развитии - положительную или отрицательную. Если культурно-маргинальные общины выполняют созидательные функции, то социально-маргинальные кланы организованной преступности, беспочвенников (неукорененных), люмпен-пролетариата и др. - разрушительные. В Западной Европе и США на основе маргинальных кланов возникло этническое предпринимательство. Оно прошло через криминально-клановую стадию, пока не трансформировалось в цивилизованные рыночные отношения. Маргинальные субкультуры, испытывающие социально-психологический дискомфорт "чужаков", могут стать "пятой колонной" в государстве.

Особое место на рубеже культур занимает диаспора (от греч. - рассеяние), пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения. ХХ век - "звездный час" эмигрантов, создавших самую высокоразвитую страну мира на рубеже западноевропейской цивилизации - Соединенные Штаты Америки. Ныне по численности выделяются китайская (55 млн.), русская (25 млн.), еврейская (11 млн.), украинская, армянская, ирландская и другие диаспоры. Украинская диаспора насчитывает 11 млн. человек, в том числе в других постсоветских странах проживает 7,5 млн. украинцев, из них - 5 млн. в России, 0,8 млн. в Казахстане и 0,6 млн. в Молдавии. Украинская диаспора на Западе насчитывает свыше 3 млн. человек, в том числе 750 тыс. в Канаде и 730 тыс. в США, несчитая 500 тыс. закарпатских русинов.

Судьба диаспоры зависит от многих социокультурных и экономических факторов. Американские социологи установили следующую закономерность акультурации (ассимиляции). За четыре поколения происходит трансформация монолингов (одноязычников) монокультуралов или носителей одной, исходной, культуры через билингов и бикультуралов в монокультуралы - носителей новой культуры и иного языка. Это возможно при условии высокого уровня культуры и качества жизни титульного народа, в данном случае американцев.

Исторический опыт еврейской, китайской, армянской и других диаспор свидетельствует о высокой степени их мотивации на активную хозяйственную деятельность. Общеизвестна роль еврейских общин в становлении ростовщического и банковского капиталов в Европе. Американцы - выходцы с "туманного Альбиона" -принесли через океан отмеченные Монтескье в "Духе законов" характерные черты английских пуритан, превзошедших все народы в набожности, торговле и свободе. В США особую роль в развитии свободного предпринимательства сыграли маргинальные субкультуры протестантских общин. Большинство американских миллиардеров исповедует баптизм - наиболее стойкое и последовательное течение религиозного протестантизма. Протестантами из протестантов являются американские мормоны, отдающие приоритет семье, религии и бизнесу. Мормоны отличаются особым трудолюбием и честностью.

Китайская диаспора (хуацяо) производит ежегодно продукцию, сопоставимую по объему с валовым национальным продуктом Китая (в несколько сотен миллиардов долларов США). В восточно-азиатских цивилизациях сложившаяся клановая структура традиционного общества стала основой развития рыночных отношений. В послевоенной Японии ими были остатки феодальных кланов, а ныне в Китае являются родовые кланы. Военная американская администрация в Японии и коммунистическая партия в Китае, ограничивая коррумпированную местную элиту, обеспечили высокоэффективное государственное регулирование и функционирование рыночных механизмов.

В дореволюционной России деловая элита также состояла преимущественно из религиозных и этнических маргинальных субкультур староверов, выкрестов из иудеев и мусульман, а также протестантов-инородцев. Череда российских принудительных реформ сверху разрушила устои традиционного общества (общины, земства, семьи, казачества). Ныне в России, Украине и других постсоветских странах вместо создания условий для здоровой дифференциации и структуризации общества снизу вновь предпринимаются попытки организовать этот процесс сверху. Основываются многочисленные "потешные" партии, как близнецы-братья похожие друг на друга. Складываются социально-экономические предпосылки, когда реальным социокультурным механизмом клановой структуризации становится организованная преступность (Тульчинский, 1997). В России этому способствует сформировавшаяся в последние годы конфликтная структура экономического пространства, где доминирует этническое предпринимательство, опирающееся на земляческие связи и этногрупповую солидарность маргинальных кланов национальных меньшинств.

Подводя итоги двадцатого столетия, следует выделить диаметрально противоположные результаты двух рубежных государств христианского мира. Могущество США прирастало образованными эмигрантами, в том числе за счет самой крупной - еврейской диаспоры (более 6 млн. человек), представленной в значительной степени несколькими волнами миграции русских евреев. Могущество России убывало обесцененными человеческими жизнями, превратившимися в самый дешевый товар и рабскую рабочую силу; исходом пассионариев, включая интеллектуальную элиту. Антидуховная экспансия красных маргиналов - российских люмпен-пролетариата и "чужеродного" неукорененного еврейства также является одним из трагических итогов ХХ века.

Карнавальная драма одновременной смерти старого и рождения нового постсоветского мира не знает границ. В обществах, где разрушены традиционные устои и не созданы гражданские, особенно велика опасность вхождения на олимп власти неукорененных маргиналов-разрушителей.


 Назад Далее

 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ