logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Дергачев В.А. РАСКАЛЕННЫЕ РУБЕЖИ. Одесса, Астропринт, 1998.- 104 с.


 

3.2. Рубежный суперэтнос

Российский евразийский суперэтнос - полиэтническая идеократическая система, консолидированная "идеей" общей судьбы, общностью русской культуры и языка. Российской является цивилизационная инфраструктура постсоветского пространства, за исключением Балтии и Западной Украины. Например, социокультурные рубежи проходят не по российско-украинской государственной границе, а между Западной и Восточной Украиной, разделяя титульный украинский этнос.

Доминирование русского народа одновременно в коммуникационном пространстве государства и суперэтноса, границы которых длительное время совпадали, способствовали укреплению важной роли маргинальной русской светской культуры как транслятора межцивилизационного диалога в общем географическом, политическом, экономическом и правовом полях (Семенникова, 1996). Открытая к внешнему миру маргинальная русская культура и язык являются основой социокультурной коммуникации рубежного суперэтноса. При этом язык, способный создавать и разрушать межличностные коммуникации, служит фундаментом и делового сотрудничества. Поэтому наметившаяся тенденция свертывания информационного культурного пространства, объясняемая дефицитом государственного бюджета России, не только затрудняет культурологический диалог, но и разрушает рубежную коммуникативность суперэтноса.

В России не было типичного для многонациональных западных империй разделения на метрополию - национальное государство и колониальную периферию в качестве донора. Наоборот, колонизационный характер расширения Российской империи способствовал формированию системы центр - провинция - пограничье. Как правило, пассионарные люди концентрировались не в заморских колониях, а в столицах и на динамической границе государства ("засечные" и другие укрепленные линии). Происходило перераспределение материальных и духовных (пассионарных) сил из центра и провинции в пограничье. Многовековой исход из исторического ядра Московской Руси землепроходцев, казаков, ссыльных, раскольников и старообрядцев, репрессированных и раскулаченных, целинников и романтиков обескровил центральные районы, которые незадолго перед распадом СССР пришлось даже объявить "новой" зоной освоения Нечерноземья, что уже само собой было предвестником беды. Постсоветская Россия осталась не просто без исторического пограничья, но и лишилась в одночасье значительного потенциала пассионарости - 25-миллионного русского зарубежья и 100-миллионного русскоязычного населения. По сути можно говорить о российском и полицентричном зарубежном полюсах пассионарности русского общества.

В евразийском пространстве формировался менталитет русского народа. Географию русской души исключительно тонко подметил Н. А. Бердяев (1918, с. 63): "Русская душа ушиблена ширью, она не видит границ, и эта безграничность не освобождает, а порабощает ее". Духовная энергия русского человека вошла внутрь, в созерцание, в душевность. В гоголевском образе российского пространства "...летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет". Происходит разрушение статических границ между явлениями (Бахтин, 1975). Полярность ментальности отмечается в таких антиподах как смирение и бунт, разгул и способность собираться в "кулак" в экстремальных ситуациях, сострадательность и жестокость, мания догоняющего и мания величия, любовь к свободе и склонность к рабству.

Целостность единого суперэтнического пространства поддерживается социокультурным и духовным плюрализмом. Этнонациональные и этноконфессиональные границы также не совпадают и усиливают энергетику рубежной коммуникативности. Важнейшим транслятором межнационального диалога наряду с русской светской культурой являются многочисленные конфессии, которым принадлежит историческая роль в укреплении связи человека с его природным месторазвитием. Нравственные идеалы служат непременным напоминанием о долге человека перед природой, являются важным фактором реабилитации ценностей укоренения, особенно после периода с доминирующим принципом социальных маргиналов: "наш адрес не дом и не улица - наш адрес Советский Союз".

Консолидирующая роль в объединении русских земель принадлежала православной церкви. В православии с характерной соборностью и коллективизмом каждое деяние полагалось соотносить с определенным идеалом. Это породило неизвестный западному христианству феномен духовности (Семенникова, 1996). Вместе с тем, православие ответственно за формирование массового сознания, весьма восприимчивого к подчинению властям, отличается исключительной инфантильностью в области политики, бизнеса и прав человека, надеждами на чудеса: хороший руководитель (отец родной, гениальный вождь), чудо-техника, чудо-партия, чудо-модель развития (свободная экономическая зона). Православная этика уводит человека из реального мира в виртуальную созерцательность и мечты о светлом будущем, не требующих воплощения. Возрождение русского православия может сопровождаться усилением антисемитизма и русского фундаментализма, способных разрушить социокультурную коммуникацию рубежного суперэтноса.

Независимое от государственной власти православие -консолидирующая основа духовной реинтеграции восточнославянского мира. Москва является столицей евразийского государства и преимущественно славянско-тюркского суперэтноса и может стать центром экономической реинтеграции постсоветского пространства, мостом между Западом и Востоком. Духовная реинтеграция восточных славян возможна на основе возрождения Киева как духовной столицы, хранительницы греко-византийского наследия. Что также позволяет рассматривать русский язык как фактор межкультурного диалога.

Характерной особенностью российской истории является запоздалая модернизация с чередованием либеральных реформ и контрреформ с укреплением самодержавной власти. И ныне Россия прибывает во втором эшелоне мирового капитализма, откуда вырвались вперед Япония и новые индустриальные страны. При этом следует обратить внимание не только на нереализованную программу российской модернизации, но и на утрату в двадцатом столетии коммуникационных функций российского пространства по отношению к внешнему миру.

В период Великих реформ XIX века создание коммуникационной инфраструктуры предпринимательства приблизило Россию к промышленно развитым странам, способствовало притоку иностранного капитала. Евразийская экономическая программа правительства отводила особое место коммуникационным функциям российского пространства и созданию торгового моста между Западом и Востоком. Было осуществлено строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали, других транспортных коммуникаций и торгового флота. Учитывая негативный опыт политики открытых дверей 80-х годов, когда беспошлинная торговля и низкий таможенный тариф сдерживали развитие российской промышленности, создается новый таможенный (менделеевский) тариф, запретительный для ввоза товаров иностранного производства и протекционистский для отечественного предпринимательства и ввоза иностранного капитала.


 Назад Далее

 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ