Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Великий Морской Шёлковый путь. Бросок к Индийскому океану
Владимир Дергачев
http://www.canuckaudiomart.com/forum/download/file.php?id=389
Морской музей в Гонконге. Макет средневекового корабля великого китайского мореплавателя адмирала Чжен Хэ водоизмещением около 30 тыс. тонн (длина - 134 метра, команда – около тысячи человек). На переднем плане испанская каравелла «Санта-Мария» Христофора Колумба водоизмещением 100 тонн (длина – 25 метров, команда – 100 человек). См. Анатомия падения Поднебесной.
За последние десятилетия произошла настоящая революция в контейнерных перевозках, крупнейшие в мире терминалы переместились с Запада в порты Китая. Мировой финансовый кризис привел к экономическому спаду и как следствие к сокращению линейных контейнерных океанских перевозок. Несмотря на временные проблемы в конвейерных перевозках наступает Великий час Южных морей и возрождение морского Шёлкового пути.
Подробно:
Морской Шелковый путь. Бросок к Индийскому океану
Великий час Южный морей
В связи с глобальной геополитической и геоэкономической трансформацией и смещением мирового полюса экономического развития в Азиатско-Тихоокеанский региона возрождается Великий морской путь из АТР через Индийский океан, по которому ежегодно транспортируется товаров примерно на триллион американских долларов.
Индийский океан становится важнейшим геостратегическим регионом для США, Китая и Индии. В настоящее время в Индийском океане лидируют военно-морские силы США (авианосные ударные группировки) и ВМС Индии. Военно-морское присутствие США представлено передовыми пунктами базирования Диего-Гарсия (Великобритания), Манама (Бахрейн). Военно-морской флот США использует порты Джебель Али и Фуджейра в ОАЭ. Наращивается мощь ВМС Индии и присутствие в регионе ВМС Китая.
В средневековье Китайская империя владела мощным морским флотом, отказ от которого послужил одной из важных причин упадка Поднебесной в последующие столетия. Усиление экономической мощи современного Китая и зависимость от импорта энергетических ресурсов поставили перед Пекином стратегическую задачу превращения прибрежного флота «желтой воды» в океанский флот «голубой воды»1. Главной задачей ВМФ Китая является обеспечение безопасности торгового (танкерного) флота на стратегических морских коммуникациях.
В ближайшем будущем Китай намерен создать в Мировом океане «опорные пункты» для кораблей военно-морского флота на принципах «взаимной выгоды и дружеских отношений». Эти пункты (базы) будут использоваться для захода, пополнения запасов и судоремонта боевых кораблей, отдыха моряков, размещения разведывательной авиации и судоремонта боевых кораблей. Особое внимание уделяется созданию «опорных пунктов» в азиатских и африканских портах Индийского океана.
Чтобы обезопасить импорт нефти со Среднего Востока в Китай, Пекин вынужден одновременно создавать два международных транспортных коридора. Так как основным поставщиком нефти в Китай является Иран, морские коммуникации доставки нефти приобрели стратегическое значение. Здесь самым уязвимым местом является относительно узкий (до 2-3 км) Малаккский пролив. Поэтому Соединенные Штаты предают исключительное значение контролю этой коммуникации и возможного блокирования Малаккского пролива. Американский ВМФ во много раз превосходит морские силы Китая. Двухсторонние военные союзы с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами и Таиландом позволяют осуществлять эффективный контроль над морскими путями в Китай. Пекин со своей стороны размещает военные базы и средства электронной разведки в дружественных странах ЮВА (Мьянма, Камбоджа). Китай рассматривает так же возможность строительства судоходного канала через перешеек Кра в Таиланде в обход Малаккского пролива.
По теме: Геополитика Южно-Китайского моря
Другой транспортный коридор создается из китайской провинции Синьцзян к Индийскому океану. В 2005 году Китай заключил с Пакистаном двухсторонний Договор о дружбе, добрососедстве, взаимной помощи и военном сотрудничестве. Пекин выступает гарантом безопасности Пакистана. С финансовой помощью Пекина на Макранском побережье Белуджистана сооружен современный глубоководный порт Гвадар. Этот амбициозный проект нацелен на создание нового экономического центра Среднего Востока по аналогии с арабским Дубаем. Размещение китайской военно-морской базы и станция электронной разведки в Гвадаре позволит обеспечить безопасность импорта нефти из Ирана — главного зарубежного поставщика энергетического сырья в Поднебесную и контролировать транспортировку нефти из зоны Персидского залива в Индию. Учитывая уязвимость морских коммуникаций со Среднего Востока в Китай, Пекин планирует строительство нефте- и газопроводов от побережья Аравийского моря до китайского Синьцзяна, чтобы обеспечить импорт в обход Малаккского пролива, а так же продлить высокогорное Каракорумское шоссе до порта Гвадар.
***
Китайскими форпостами Великого морского Шёлкового пути являются мегаполисы: Большой Шанхай в дельте рек Янцзы, мегаполис Пасть Тигра с Сянганом в дельте реки Чжуцзян (Жемчужная, Кантонская река).
Подробно:
Шанхайский Дракон на пути к мировому лидерству
Мировой мегаполис «Пасть Тигра»
Ядром Нового морского Шёлкового пути станет юго-восточная китайская провинция Фудзянь (40 млн. человек, 2015), где в древности начинался Великий морской путь. Всего в приморской провинции Фуцзянь шесть портов, за счет логистической интеграции объединенных в три специализированные группы (платформы) для эффективного использования мощностей и повышения конкурентоспособности.
Порты провинции Фуцзянь станут ключевым звеном Морского Шелкового пути. Самый крупный порт Сямэнь (4 млн. человек, 2015) взаимодействует с портом Кланг в Малайзии и на очереди итальянский порт Триест. Вплоть до 15 века из Сямэня (в прошлом Амой) велась активная торговля с Индией, Аравией и Западной Азией и китайский порт был одним из величайших торговых центров мира. В 20 веке Сямынь продолжал оставаться открытым торговым портом. Местные китайцы были в числе первых восточноазиатских эмигрантов в Америку. С начала китайских реформ Сямынь превращается в особую эконмическую зону. В ближайшем будущем порт Сямэнь станет одним из крупнейших в Юго-Восточной Азии.
Город-порт Сямэнь расположен на островах и частично на континентальном побережье Китая напротив Тайваня, что предопределило оттуда огромные инвестиции. Из города-острова большинство промышленных предприятий вынесено на материк. Город является одновременно и курортом, его пляжи протянулись почти на 15 км.

http://www.whatsonxiamen.com/news_images/7cded2f1b9869023d3404451_1.jpg
В административном центре и крупнейшем городе провинции Фуцзянь — Фучжоу (6,5 млн. жителей) порт специализируется на насыпных грузах. В заливе Мэйчжоу будет крупнейший в Юго-Восточном регионе порт по транспортировке угля.
Город Цюаньчжоу (8,2 млн. в границах городского округа) в средневековье был так же одним из крупнейших торговых портов мира (Зайтун), в котором строились океанские корабли, проживало много иностранцев, включая персов и арабов. В конце 13 века через этот порт итальянский путешественник Марко Поло покинул Китай, а в 14 веке начал и закончил своё путешествие по Китаю арабский путешественник Ибн Баттута. В средневековье половина китайского шелкового экспорта проходила через этот порт. В феврале 2015 года в Цюаньчжоу состоялся Международный симпозиум под девизом «Сообщество с единой судьбой: создадим морской Шелковый путь 21 века совместными усилиями».

Финансовый фундамент суперпроекта
Для финансирования евразийского суперпроекта Китай создал новые финансовые институты — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути.
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) в ближайшем будущем составит конкуренцию Всемирному банку. Этому способствовала и недальновидная политика США, ограничивающая роль Китай в принятии решений в Международном Валютном Фонде. Страной-организатором АБИИ выступает Китай, предлагающий сформировать половину капитала будущей организации. Индия и Россия возглавили организацию, оказавшись в тройке крупнейших владельцев голосов. При этом на важнейшие решения КНР имеет фактическое право вето. «Меморандум о взаимопонимании» подписали 57 государств. Несмотря на сопротивление США, Великобритания, Германия и Италия стали странами участниками этого финансового проекта.
Китайский инвестиционный фонд Шёлкового пути, зарегистрированный в 2014 году, концентрирует крупные вложения в инфраструктурные проекты в страны, расположенные вдоль генеральных направлений Нового Шёлкового пути. Фонд финансирует проекты не в юанях, а только в долларах и евро, чтобы привлечь к совместному инвестированию иностранные и международные финансовые организации. Общий капитал фонда будет равен $40 млрд. Значительная часть капитала направляется из золотовалютного резерва КНР, Китайской инвестиционной корпорации, Экспортно-импортного банка и Банка развития Китая.
В 2015 году Фонд профинансировал проекты на общую сумму $5 млрд. В рамках создания китайско-пакистанского экономического коридора Фонд Шёлкового пути планируется строительстве ГЭС на северо-востоке Пакистана. Объем инвестиций — $1,65 млрд.
Фонд выкупил акции итальянской компании Pirelli, специализирующейся на производстве шин. Объём вложений Фонда — $1,8 млрд. Фонд выкупил у российского ОАО «НОВАТЭК» 9,9 % доли в проекте по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ», а также выделил займы в 730 млн. евро на 15 лет.
***
Главная геоэкономическая битва Запада и Востока развернется между двумя формирующимися блоками — Евроатлантическим и Евразийским. Блок во главе с атлантистами включает Транстихоокеанское партнёрство (ТТП) + Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство (ТТИП). Оппоненты обращают внимание, что носителями этого «партнёрства» являются американские транснациональные корпорации.
Евразийский блок включает Шанхайскую организацию сотрудничества + Евразийский экономический союз (ЕАЭС) + проект «Нового Шёлкового пути» + ВРЭП (Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство). Достигнута договорённость о сопряженности (стыковке формата) ЕАЭС с китайским суперпроектом «Экономического пояса Шелкового пути».
В глобальной геоэкономической трансформации на первое место выходит борьба за рынок Европы. США предлагают усилить трансатлантические связи, а Россия и Китай — создать «Большую Евразию» от Лондона до Шанхая. В частности для этих целей создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций — весомый шаг в «Великом походе» Шелкового пути.
Рост могущества Китая ведет к утрате стратегического лидерство Соединённых Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Другие публикации автора о Китае:
Падение и взлет китайского Дракона
Особенности китайской геополитики. – Вестник аналитики, 2008, № 2.
Великий Шелковый путь (глава из цикла лекций по новейшей геополитике)
Новая геополитическая архитектура Евразии от Атлантики до Тихого океана
Демократическая «петля Анаконды»: новые рубежи евразийской геополитики США
Битва за Евразию. Суперпроект века
«Дикий Запад» Поднебесной
«Мягкое» наступление Китая в Центральной Азии
Будет ли Евразийский Союз частью китайского суперпроекта?
Турция. На западных рубежах Шёлкового пути
Европейские форпосты Китая
Крымский форпост Китая
Место Украины в евроазиатских транспортных проектах
Забытый евроазиатский транспортный коридор
Южный коридор Шёлкового пути
Морской Шелковый путь. Бросок к Индийскому океану
Великие пути человечества
Великий час кораблей пустыни
Великий Шелковый путь
Геополитическая трансформация мировых путей
Великий час Южных морей
Международные транспортные коридоры
Геополитика Великого Шелкового пути
Драконы Великого Пути
Морские Драконы Китая
Геополитика Южно-Китайского моря
Города-призраки на пути к светлому будущему
Внутренняя Монголия. «Дубай северного Китая»
«Плавильный котел» Поднебесной в краю «южнее облаков» и «вечной весны»
Шёлковый путь верблюдов и туристов
Турфан. Безымянная страна любви
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Великий поход Шёлкового пути. Генеральные направления коммуникаций
Великий Морской Шёлковый путь. Бросок к Индийскому океану
Коммунистический «Шелковый путь» на Запад.
«Золотая эра» китайско-британских отношений
1 Дергачев В.А. Особенности китайской геополитики. – Вестник аналитики (Москва), 2008, № 2.
Ведерников Ю.В. Красный дракон: современные военно-морские силы Китая. — Флот Тихого океана, выпуск 3. Владивосток, 2007.
«Геополитика сверхдержав»
