Обсудить статью в дискуссионном клубе
Поднебесная империя Тан. Эпоха китайского Возрождения
Владимир Дергачев
https://b1.filmpro.ru/c/374550.jpg
Китайский проект «Один путь – одна дорога» является возрождением Великого Шелкового пути. Это общеизвестный факт, но какое именно возрождение? ВШП пережил пики процветания — до нашей эры и дважды в средневековье. В мировой истории по инерции доминирует евроцентризм, из которого известно о великом Итальянском возрождении. Но мало кому известно, что эпоха Возрождения в Поднебесной состоялась намного раньше и связана она с империей и династией Тан, созданной союзом Великой степи и Китая, торговлей на Великом Шелковом пути.
Император Цинь Шихуанди вошел в историю как создатель и правитель (с 221 года до н.э.) первого централизованного китайского государства, положившего конец двухсотлетней эпохе Воюющих Царств. После его правления в Китае на четыре столетия воцарилась династия Хань (до 220 года н. э.). В следующие четыреста лет наступает эпоха смут – троецарствие и нашествие кочевников. И только в 581 году происходит новое объединение Китая под центральной властью династии Суй, которую уже через 37 лет сменила династия Тан (618 —907). Китайская империя Тан, основанная Ли Юанем, традиционно считается эпохой наивысшего мирового могущества Поднебесной. Его сын, Тай-Цзу́н (имя при рождении — Ли Шими́н, 599 —649) стал самым могущественным китайским императором династии Тан.
Первый император династии Тан не был китайцем, происходил из степного народа табгачи, ассимилированного китайцами. Именно происхождение императоров Тан, мирное взаимоотношение со степными народами дало Китаю мощный импульс к развитию. Эпоха Тан стала вершиной могущества Поднебесной, когда указы императоров исполнялись на огромном евразийском пространстве от Кореи до Каспия. В зону культурного, экономического и политического влияния входила территория Средней Азии на западе, Таиланд и Вьетнам на юге, Приморье и Корея на севере.
***
Рассмотрим несколько карт империи Тан. В раннем средневековье многие границы евразийских держав были условными, поэтому имеются карты с локализованными и условными (размытыми) границами империи и её протекторатов.
Империя Тан и ее соседи в VII—IX века (карта из книги: Л.Н. Гумилев Тысячелетие вокруг Каспия). Неожиданно, мощной державой в раннесредневековой Центральной Азии стала Тибетская империя. В 763 году тибетцы взяли штурмом китайскую столицу Чанъань, но не смогли продвинуться глубже в Поднебесную. Особой зоной соперничества стал бассейн реки Тарим. В 842 году был убит правитель Тибета, и распавшийся на княжества империя навсегда утратила военно-политическую мощь.
Китайская карта империи Тан, отражающая напраление ударов главных врагов Поднебесной, в том числе Тибета.
https://www.globalsecurity.org/military/world/china/images/map-tang-8.jpg
Карта локализует империю Тан преимущественно в границах Великой Китайской равнины, соединенной «пуповиной» Великого шелкового пути с Туркестаном.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/77/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A2%D0%B0%D0%BD.jpg
Подробная карта протекторатов империи Тан
Автор: SY - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=61041700
Так выглядела империя Тан на карте мира — от Каспия до морей Тихого океана. Не случайно, товарищ Мао Цзэдун, во время конфронтации с СССР выдвигал претензии по отношению к Средней Азии, ссылался на историческую традицию со времён императора Тай-Цзуна.
Автор: Myself - Denis C. Twitchett, John K. Fairbank (Hrsg.)… https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1452703
Расширение империи Тан при Тай-Цзуне (626—649): Шаньси (область, контролируемая Ли Юанем на 617). Владения династии Суй на момент свержения Ян Гуана (618). Покорение Восточно-тюркского каганата (630-682). Тибет признаёт верховенство Китая (641-670). Завоевание Средней Азии (642-665).
***
Основателя танской династии Ли Юаня российский историк-евразиец Лев Гумилёв сравнивал с Александром Македонским, объединивший древний Восток и Запад в крупнейшую мировую монархию.
Подробно:
Лев Гумилев и новейшая геополитика
Империя Александра Македонского.
Глобальная геополитическая трансформация древнего мира
Первый император Тан и его окружение были хорошо знаком с евразийской Великой Степью. Интенсивный торговый и культурный обмен с народами Степи дал танскому Китаю передовое войско в виде тяжёлой одоспешенной кавалерии. В свою очередь, потомки кочевников познакомились с богатством древней и утончённой культуры. Для кочевников танский император одновременно выступал и в качестве хана (кагана) равного им народа табгач.
Имперская идея объединения Китая и Степи под властью танского императора в течение столетий определяла внутреннюю и внешнюю политику государства. Вместе с тем, со временем танский (табгачский) двор стал восприниматься большинством этническими китайцами (хань) как нечто чуждое, а его политика неприемлемой по отношению к «варварам», в частности, покровительству буддизму. По мнению Льва Гумилёва, последовательная реализация идеи «сочетания несочетаемого» привела Тан и к стремительному взлёту и расцвету, и к не менее стремительному и кровавому падению1.
***
Образованию империи Тан предшествовало неспокойное время2. Многомиллионный китайский народ при правителях династии Суй не мог примириться с гибелью многочисленных подданных ради утопических целей императора и придворных. В 609 году был издан указ, запрещавший простым людям иметь железные вилы, серпы, шилья и ножи. Но предосторожность не помогла, и в следующем году толпа, наэлектризованная буддийской проповедью о пришествии спасителя мира Майтрейи, ворвалась в императорский квартал Лояна, обезоружила стражу и начала восстание, подавленное регулярными войсками. Жестокие репрессии не устрашили китайский народ.
В 611 году началась война с Северной Кореей (Когуре). Поводом к ней послужил отказ корейского царя прибыть ко двору императора для принесения покорности. Огромная, почти миллионная армия весной 612 года двинулась на восток, но наступление захлебнулось. При отходе корейцы уничтожили арьергард брошенной императорской армии, из 350 тыс. воинов, перешедших реку Ляошуй, вернулось только 2700 человек. Бездарность, приведшая к позорному поражению, вызвала возмущение не только в народе, но и в господствующем классе.
Недовольство властью вылилось в мятеж. В 615 году императорским указом было предложено сельскому населению перейти в города. Почтовые станции, дозорные вышки и деревни окружались оборонительными стенами, за которыми бушевало море крестьянской партизанской войны. Убежденный в прочности власти, император Ян-ди официально отправился для проверки северной границы Шаньси, а заодно отдохнуть от забот и от летней жары со своим пышным двором и гаремом, пока его войска расправляются с вышедшими из повиновения подданными.
Действительно, на границе было очень неспокойно, так как пограничники (можно сказать, китайские казаки) — потомки тобасцев — были в числе обиженных династией Суй. Как отмечал Лев Гумилев, они давно уже перестали быть тобасцами, но в VII веке еще не стали китайцами. Эта особая этническая группа оказалась равно удаленной от Китая и Великой степи и равно близкой им обеим. Тюрки называли эту воинственную народность «табгач». В наступающей смуте они не могли не принять непосредственного участия без пассионарного лидера и таковой появился. Один из их вождей — полководец Ли Юань, князь древней области Тан, был лоялен династии Суй, другие крамольничали при поддержке тюркютов. Было необходимо навести порядок на границе государства, но император Ян-ди вместо этого предавался развлечениям. Как только это узнал тюркютский Шибир-хан, он поднял своих соплеменников, кочевавших в Ордосе, и осадил крепость у Великой стены, в которой скрывался и развлекался император. Когда регулярные войска поспешили на выручку своего императора, хан снял осаду и отступил в степи. Император Ян-ди считал своим долгом отомстить кочевникам за перенесенный им испуг и война не прекратилась. Повод к восстанию степняков дали китайцы. Один из тюркютских старейшин был приглашен к императорскому двору для получения подарков, схвачен и обезглавлен вместе со своими спутниками. Вероломство императора толкнуло Шибир-хана на войну (616 – 617).
Смута, постигшая Поднебесную, была не случайна. Китайские патриоты мечтали о воссоздании величия империи Хань, забывая, что за ним следовала кровавая смута, троецарствие и нашествия хуннов.
Первоначально отряд Ли Юаня, обученный методам степной войны, с успехом отбивал тюркютские набеги на границу. Несмотря на это, смертельно напуганный император сбежал на юг в крепость Цзянду, где вновь предался разгулу, бросив страну на произвол судьбы. Последствия не замедлили сказаться, и Шибир-хан опрокинул гнилой режим. В Китае вспыхнуло несколько восстаний, восстали князья, генералы и атаманы разбойничьих шаек. Хан принял в смуте самое живое участие, договорился и со своим главным противником Ли Юанем, и стал фактическим хозяином Срединной империи. Множество китайцев перебежало на сторону тюркютов и умножило их войска. Немало и степных воинов стекалось под знамя отважного Ли Юаня. Их принимали на службу, не зависимо от того, кто они — китайцы или тюрки? Они женились на изнеженных китайских девушках и видели смысл жизни в военной службе или придворной карьере. Так создавалась империя, так умножалась народность «табгач», и таким образом оказалась «проломанной» Великая стена.
Тюркютский хан помог взойти на престол Ли Юаню, полагая, что он не лучше других и его воцарение только ослабит Китай, ему была выгодна раздробленная, а не благоденствующая и богатая держава. Но новый император действовал крайне дипломатично, обращаясь в письмах к хану как к равному государю. Хан поздно осознал свою ошибку.
Фамилия Ли в древности принадлежала к китайской служилой знати. Члены рода Ли были преданы тобасским владыкам, занимали важные посты в администрации и получили наследственный титул Танского гуна. Деловые, личные и брачные связи на протяжении двух столетий превратили род Ли в полутобасскую, полукитайскую знать, то есть особую народность (табгач). Ли были богатыми землевладельцами, интересы рода совпадали с чаяниями табгачских помещиков Северного Китая.
Китайский император Ян-ди династии Суй бездействием настолько парализовал энергию своих сторонников, что один из них придушил пьяного правителя и объявил себя императором. Тем временем танская армии росла и побеждала, зимой 617 года Ли Юань взял Чанъань, где после казни нескольких вельмож, приближенных к правителю, объявил амнистию, чем привлек на свою сторону симпатии широких масс народа. Престарелым, заслуженным чиновникам он жаловал почетные звания. Государственные амбары были открыты для бедняков, а дворцовых наложниц отпустили к их семьям. Солдатам запрещалось грабить население, а вместо жестоких законов принят кодекс, по которому «подлежали смерти противники нового режима (убийцы, грабители, предатели и мятежники). Ли Юань объявил себя императором Гаоцзу и назвал свою династию Тан. Это случилось 18 июня 618 года, ставшей переломной датой не только для Китая, но и для всей Евразии.
В 619 году Шибир-хан с небольшим войском вступил в Ордос, однако вторжения не произошло, так как хан заболел и умер. За последующий год империя Тан успела укрепиться, а в тюркютском каганате произошли события, значительно уменьшившие его военную мощь.
Полководец Ли Юань не обладал качествами политика и вождя. Зато эти качества имелись у его второго сына, Ли Шиминя, выступившего с программой «умиротворения», восстановления власти династии Суй, почему начатая им ожесточенная война была названа «справедливой».
Великий полководец, администратор и политик Ли Шиминь стремился не просто завоевать страны с разными культурами, но и сроднить эти культуры, заменив тесным общением исконное противопоставление «цивилизованного» Китая кочевым варварам. Он успешно провел военную реформу, реорганизовал армию и дал ей следующую оценку: «В древности, при Ханьской династии, хунну были сильны, а Китай слаб. Ныне Китай силен и северные варвары слабы. Китайских солдат тысяча может разбить несколько десятков тысяч их». Военный талант Ли Шиминя и стойкость табгачей, привыкших к непрерывной войне на границе, превозмогли упорство китайских традиционалистов, и к 624 году страна лежала у ног танского императора.
В Китае при династии Тан возник большой интерес ко всему иноземному. Был составлен китайско-тюркский словарь, который, к сожалению, не сохранился. Музыка разных народов, в том числе и тюркская, исполнялась императорским оркестром.
В Чанъани уже в 20-х годах VII века жило 10 тыс. семей тюркютов. Их одежда и нравы импонировали китайской знати, и возникла мода на все тюркское, как в Риме II века подражали германским вкусам, а в Византии VIII века - хазарским. С каждым годом росла мода на обычаи степных кочевников, пока не вошла в быт придворной знати. Тюркская одежда (зеленый или коричневый халат с воротником) стала в Танскую эпоху обычной для китайцев. Но еще больше понравилась китайцам юрта, которая в зимнее время была жилищем несравненно более совершенным, нежели китайские дома того времени.
***
Рассмотри расцвет империи при династии Тан (618-907) в интерпретации российского историка, востоковеда Леонида Васильева3. Первый император Ли Юань и особенно его сын Ли Шимин (Тай-цзун, 626-649) заложили фундамент процветания китайской империи. Было покончено с крестьянскими восстаниями, прекращены траты на дорогостоящие престижные стройки, более умело велась внешняя политика, что не замедлило дать результаты. В 630 году тюрки были разгромлены, а значительная часть Тюркского каганата вошла в состав Китая. Продуманная внутренняя политика первых правителей династии способствовала стабилизации тайского Китая. Земельная реформа и реализация налоговой системы в рамках надельного землепользования обеспечили казну регулярным притоком дохода, а государство — необходимой рабочей силой (трудовые повинности), строились дороги, каналы, дамбы, дворцы, храмы и города. Под строгим контролем государства и чиновников успешно развивались торговля и казенное ремесло, концентрирующее лучших мастеров высокой квалификации.
Развитие городов получило дополнительный импульс. Значительно увеличились размер и численность многих из них, улучшилась линейная планировка городских кварталов, многие улицы были вымощены камнем, изменилась архитектура, прежде всего, за счет буддийских храмов.
В крупных городах преобладали торговцы, ремесленники и чиновники, а так же аристократы, монахи и многочисленные слуги. Строго следила за порядком городская стража. Она же отвечала за водоснабжение и соблюдение чистоты на улицах. В зажиточных домах были бассейны, существовали и городские платные бани.
Империя Тан была разделена на 10 провинций, которые в свою очередь подразделялись на области и уезды. При этом все чиновники всегда назначались и контролировались из центра, что было важной особенностью централизованной административно-бюрократической системы Китая и придавало ей устойчивость.
Совершенствовалась система государственно-административного управления державой. При императоре существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, включая близких родственников правителя. Исполнительную власть представляли в нем два канцлера, каждый из которых ведал тремя из шести ведомств палаты (Совета министров). К первой группе ведомств относились управления чинов (подбор кадров и назначения по всей империи), обрядов (контроль за соблюдением норм поведения, охрана общественного порядка) и налогов (учет податных, распределение наделов, сбор налогов, земельный кадастр и т.п.). Ко второй группе относились управления военными делами, наказаний (суды, тюрьмы) и общественных работ (трудовые повинности, строительство, включая ирригационное). Работу исполнительных органов и всей государственной системы, прежде всего аппарата власти, чиновников, строго контролировали цензоры-прокуроры специальной палаты, которые имели большие полномочия, включая право подачи докладов на высочайшее имя. Кроме того, при дворе существовали влиятельные палаты, ведавшие подготовкой императорских указов и протоколом.
На уровне провинций функционировали управы во главе с наместником-губернатором. Уезд обычно был представлен лишь начальником, который комплектовал свой штат помощников из числа местных влиятельных лиц, обычно готовых работать на общественных началах.
Уложения, касавшиеся статуса и системы организации чиновников, землевладельцев и всех подданных империи, их прав и обязательств перед властью, были сведены воедино в танском своде законов из 500 статей.
***
По концепции советского востоковеда академика Николая Конрада, эпоха династии Тан являлась для Китая эпохой Возрождения. Эпоха Ренессанса (итальянского возрождения) длилась примерно 260 лет с начала 14 до середины 16 века. В Италии возрождение культуры ярче всего проявилось в изобразительных искусствах, а в Китае лидером была поэзия. Затем Италия становится ареной непрерывных войн и соперничества Франции, Испании и Германии. Некоторые учёные разрушение Рима 1527 года считают концом итальянского Возрождения, а итальянские войны закончились в 1559 году полным разорением Италии, глубоким политическим и экономическим упадком страны. В результате католической реакции был создан орден иезуитов, реорганизована инквизиция, началась Контрреформация.
Древний Китай является родиной четырёх великих изобретений: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания. Самым старый образец печати с деревянных досок на бумаге из конопли, датируемый эпохой Тан между 650 и 670 годами, был обнаружен близ гробницы Тан в Сиане. В 725 году местными мастерами сконструированы первые механические часы с анкерным механизмом. Распространяется пороховое оружие не только в виде устройств для фейерверков, ракет и «огненных змеев» на флоте, но и в качестве артиллерийских орудий для стрельбы снарядами.
Мир и порядок в империи Тан позволил сосредоточить все силы народа на благо Поднебесной. Процветали сельское хозяйство, кустарные ремёсла и торговля. Новых успехов достигли технологии ткачества, красильного дела, гончарного производства, металлургии и кораблестроения. Формируется особое отношение к чаю, который ранее рассматривался как лекарство или один из продуктов питания. Искусство чайной церемонии стало важным элементом китайской культуры.
Поднебесная покрылась сетью сухопутных и водных путей сообщения. Китай установил экономические и культурные связи с Японией, Кореей, Индией, Персией, Аравией, другими государствами.
***
Важным достижением Поднебесной является система конфуцианского образования с государственными экзаменами (кэцзюй), обеспечивавшая соискателям доступ в государственный бюрократический аппарат и мобильность социальных лифтов. Для того чтобы административная система действовали максимально эффективно, в империи уделялось особое внимание проблеме подготовки кадров чиновников. В Китае издревле существовало немало способов отбора чиновников, характерных для Востока и всего мира. Но к специфически китайскому методу относится классический конфуцианский принцип выдвижения мудрых и способных, за которых отвечали те, кто их рекомендовал, а также беспристрастный конкурс претендентов на должность. В танском Китае на первое место стал выходить конкурс, нашедший свое отражение в уже хорошо отлаженной системе экзаменов4.
Система кэцзюй с перебоями просуществовала 13 веков от создания в 605 (династия Суй) и до 1905 (закат династии Цин) и служила одним из фундаментов существования сильной централизованной империи. С 16 века представители китайского чиновнического класса, сформированного при помощи государственных экзаменов, стали известны европейцам как «мандарины».
Для успешной сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних, прежде всего классические конфуцианские каноны, а также уметь творчески интерпретировать сюжеты из истории, отвлеченно рассуждать на темы философских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи. Лучше других справившиеся с заданием (3-5 % из числа кандидатов-абитуриентов) удостаивались желанной степени и получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели двух - на третью. Для императорского Китая со временем ведущей стала именно трехступенчатая структура.
Обладатели третьей высшей ученой степени цзиньши назначались на наиболее ответственные должности, низшей из которых была должность уездного начальника (в стране было около 1,5 тыс. уездов). При этом несущественно, из какого социального слоя появился способный знаток конфуцианских канонов. Гораздо важнее была образованность и надежный человек, который с немалым трудом шел во влвасть, и ценил свое место не за страх, а за совесть, по убеждению отстаивая заповеди официальной доктрины, положенные в основу империи.
В большинстве случаев мудрые и способные были потомки знати и чиновников, зажиточных земледельцев, для которых хорошее воспитание в конфуцианском духе было делом семейной чести (примерно так же, как и знание французского для русских дворян в начале XIX века). Но в то же время с ростом престижа экзаменов среди всех слоев империи сильно развился стимул к учебе, к получению знаний. Правительство поощряло образование, строило школы и издавало «У-Цзин» (Пятикнижие, «пять основ») с комментариями. Это общее название для конфуцианских книг: «И-цзин» («Книга Перемен»), «Ши-цзин»(«Книга песен»), «Шу-цзин»(«Книга преданий»), «Ли-цзи»( «Книга церемоний») и «Чунь-цю»(«Весна и осень»).
Подробно: «Книга перемен». Великий китайский порядок
Знаками различия держателей ученых степеней служили квадратные нашивки с изображением разного рода животных на груди парадного одеяния, а также замысловатые шапки и пояса.
Анонимный автор. Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3508745
Одним из побочных эффектов государственной экзаменационной системы стало распространение практики серийного печатания карманных шпаргалок. Так что китайцы изобрели не только шелк, бумагу и порох. Шпаргалка эпохи Цин могла представлять собой мелко исписанную исподнюю рубашку (поскольку экзаменующимся предоставлялись изолированные друг от друга кельи).
С эпохи Тан до 1912 года, учёные-бюрократы были посредниками между народом и правительством. При династии Сун (960 – 1279) окончательно сложилась система государственной службы, и возник избранный правящий класс учёных-чиновников.
Культ и почитание ученого сохранился и в коммунистическом Китае, в чем мог неоднократно убедиться автор во время посещений Поднебесной. Здесь нет позорного явления продажи дипломов и диссертаций, когда остепенённое жулье становится министрами, в том числе науки и образования.
***
Одним из достижений империи Тан и продуктом уникальной политической культуры стали вооруженные силы. Военная мощь, включая степную конницу и артиллерию, позволила достичь беспрецедентного географического расширения империи Тан, однако она же послужила причиной распада империи, приведя к негативному отношению к военной профессии со стороны китайских интеллектуалов последующих эпох.
***
Во время правления династии Тан произошло неслыханное для предшествующей китайской традиции событие. В 683 году скончался император Гао-цзун, этим решила воспользоваться его вдова и бывшая наложница Ли-Шимина У Цзэтянь, решившая стать правителем государства, первой женщиной на этом посту. Вдова для начала передала власть старшему сыну, затем другому, и при этом жаловалась на бездарность отпрысков. К 690 году народу это окончательно внушили и У Цзэтянь официально сама назначила себя императрицей. Она старательно насаждала буддизм. Подданным было объявлено, что новоявленная правительница — дочь самого Будды. Она оказалась не самой худшей властительницей Поднебесной, при ней расцвело сельское хозяйство, выстроилась четкая система поступления на государственную службу, северо-восток Китая освободили из-под власти тюрков. В стране воцарилась относительно спокойная и сытая жизнь.
Придворные трепетали при одном упоминании имени императрицы. В свое время натерпевшаяся от мужчин, она любила унижать представителей сильного пола, заставляла чиновников, приходивших с ней с докладами, удовлетворять ее похоть. Но неумолимое время превратило её в дряхлеющую правительницу и, в конце концов, заговорщики свергли с престола выжившую из ума императрицу, но дали дожить до естественной смерти и похоронили с почестями.
Кинематографический образ императрицы.
https://cs8.pikabu.ru/post_img/2016/03/29/8/1459258323196350997.jpg
***
Причины упадка империи Тан имели системный характер. Восстания и военные поражения в VIII веке обозначили начавшееся ослабление центральной власти. Арабы из Хорасана (провинции халифата Аббасидов) закрепились в Ферганской долине и Согдиане. В ходе Таласской битвы (751) наёмные отряды китайского войска покинули поле боя. Усилилось влияние провинциальных военных губернаторов, ставших со временем соперниками центральной власти. Падение престижа императорской власти в провинциях сказалось и в появлении большого количества банд и речных пиратов, безнаказанно грабивших поселения по берегам Янцзы. Наконец, великое восстание Ань Лушаня (756—761) окончательно разрушило процветание государства. Династия Ли была ослаблена, утратила прежнюю славу и величие. Империя Тан утратила контроль над Средней Азией, новое объединение произошло в монгольскую эпоху при династии Юань. Одним из факторов упадка династии стало и засилье евнухов при дворе. К IX веку они имели достаточную власть, чтобы влиять на политические решения, распоряжаться казной и даже устранять императоров.
В историю вмешалась и природная стихия. В 858 году катастрофическое наводнение в районе Великого Канала затопило обширные равнины Северного Китая и привело к многочисленной гибели людей. В результате стихийного бедствия вера китайцев в богоизбранность дряхлеющей династии пошатнулась, в народе распространилось убеждение, что династия Ли прогневала небеса и утратила право на трон. После наводнения в 873 году империю постиг катастрофический неурожай, многие подданные оказались на грани голодной смерти. Власть оказалась беспомощной в борьбе с подобными бедствиями.
Некомпетентность императоров и коррупция среди чиновников в сочетании с неблагоприятными природными условиями — засухами и голодом — послужили причиной ряда восстаний. В 907 году последний император династии Тан был свергнут его военачальником. Этот переворот ознаменовал начало периода очередной смуты – Пяти династий и десяти царств (907—960).
***
Рекомендую художественный фильм об эпохи империи Тан: «Проклятие золотого цветка» (2006, Гонконг).
http://i.timeout.ru/pix/resize/23/885/750x485.jpeg
Поднебесная империя Тан. Эпоха китайского Возрождения
Сиань. Великая столица Поднебесной империи и Шёлкового пути
Падение и взлет китайского Дракона
1Лев Гумилёв Древние тюрки. —М.: 1967. 504 с.
2 Лев Гумилев Древние тюрки. Глава XIII. Рождение империи Тан. http://gumilevica.kulichki.net/OT/ot13.htm
3 Васильев Л.С. История Востока в двух томах. – М.: Высшая школа, 1994.
4 Васильев Л.С. История Востока в двух томах. – М.: Высшая школа, 1994.
«Геополитика сверхдержав»