Обсудить статью в дискуссионном клубе
Хазарский каганат. Гегемон средневековой Восточной Европы
Владимир Дергачев
Хазарский каганат (650 – 969) – крупнейшее средневековое феодальное государство Восточной Европы и мира наряду с империй Карла Великого, Византией и Арабским Халифатом.
Хазары вытеснили из Прикаспия на Среднюю Волгу степных булгар, которые основали там город Великий Булгар. Другая часть булгарской орды во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай, где смешавшись с южнославянскими племенами, положила начало болгарскому народу.
В 7 – 8 вв. из-за натиска через Кавказ арабов хазары обратились за помощью к тюркам, которые, несмотря на храбрость и воинственность, сами вынуждены были обороняться от наступления Китайской империи династии Тан. Представителя разбитой тюркской династии хазары сделали своим ханом. И тюркские воины стали защищать хазар от арабов. Было создано тюркско-хазарское государство на евразийских рубежах торговых путей. Поэтому не случайно здесь появились купцы, среди которых доминировали византийские и персидские евреи, контролирующие торговлю на западе Великого шелкового пути. Евреи появились в Восточной Европе за 6 веков до славян. Для Римской империи Восточная Европа была Сибирью. Позже из-за конфликтов с греками и персами евреи стали переселяться (бежать) на Северный Кавказ и Прикаспий.
В Еврейской энциклопедии принятие хазарами (частью правящей элиты) иудаизма в качестве официальной государственной религии относят к началу 9 века. Это позволило хазарам не попасть в религиозную и политическую зависимость от христианской Византии и исламского Арабского халифата.
Хазарская тамга (трезубец) |
Евреи были грамотнее местного населения и стали доминировать в дипломатии, торговле и образовании и со временем вытеснили тюрок из хазарской власти. Примерно два столетия Хазарией правили еврейские каганы (цари, князья), добившиеся процветания страны благодаря международной торговле. Хазарский каганат славился правосудием и веротерпимостью.
Первоначально крупным центром еврейских поселений на Северном Кавказе был город «садов и виноградников» Семендер (в окрестностях современной Махачкалы) – административный центр области Джидан. От этого названия, возможно, как пишет Еврейская энциклопедия, связано распространение позднего славянского прозвища евреев «жид».
Хазарские евреи проявлял и активность в международной торговле, поэтому стремились селиться в местах пресечения важных торговых путей. В середине 9 века после переноса столицы Хазарского каганата в Итиль, расположенный в устье Волги недалеко от современной Астрахани, там сложилась наиболее крупная еврейско-хазарская община. Хазары-евреи были инициаторами перенесения столицы каганат на Нижнюю Волгу.
Волжское Понизовье — уникальный узел природных, социально-экономических и других коммуникаций в многомерном пространстве Евразии. Здесь Великая Евразийская степь при встрече с Великой рекой рождает энергетику высоких напряжений на геополитических, геоэкономических, природноэтнических и этноконфессиональных коммуникационных рубежах многомерного пространства. В отличие от гор, чаще всего выполняющих барьерные функции, открытая всем ветрам степь служит контактам между народами, своеобразной природной коммуникацией. Туда, где степь пересекается с судоходной рекой, тяготеют караванные пути, по которым со временем проходят стальные магистрали, усиливающие функции места.
Созданные самой природой естественные тучные кормовые угодья заливных лугов и степных пастбищ, плодородные земли (овощи, фрукты и бахчи), охотничьи угодья (сайгаки и птицы), рыбные богатства, включая осетровых, месторождения поваренной соли притягивали кочевые народы. Здесь дважды — в первом и втором тысячелетии — возникали центры евразийских государств на пересечении Великого Волжского пути в Персию и Индию и Великого шелкового пути из Китая в Европу. В прикаспийской степи затерялись следы средневековых столиц — хазарского Итиля, золотоордынского Сарая и Сарая ал-Джедида. В дальнейшем торговую эстафету приняла столица Астраханского ханства.
Хазарский каганат стал первым феодальным государственным образованием в Восточной Европе. Хазары контролировали Великий Волжский, донской и другие торговые пути, беря подати с иноземных купцов. Итиль и другие хазарские города осуществляли оживленные торговые связи с Византией, Крымом, Закавказьем и Центральной Азией. Транзитная торговля была фундаментом экономики, зависела от геополитической обстановки и, в свою очередь, способствовала миру в Евразии. Многочисленные караваны шли из Китая на Запад в направление к самым богатым европейским городам — арабской Кордове и византийскому Константинополю. Когда торговые связи пришли в упадок из-за крестьянских восстаний в Китае, хазарские купцы освоили Волжский торговый путь, продолженный вокруг Каспия в Багдадский халифат, куда направлялись караваны с мехами и рабами.
Хазарско-еврейские колонии были обнаружены в Саркеле на Дону на пресечении сухопутных и речных путей. В исторической науки существует гипотеза, что Киев как торговый центр на Днепре был основан хазарами около 830 года на границе леса и степи. Вот что пишет «Еврейская энциклопедия»: «Само название «Киев», возможно, соответствует имени начальника гвардии хазарского кагана Куйа. В былинах Днепр называется Израй-река (вероятно, от Израиль). С хазарами связана практически вся известная по летописи топонимика древнего Киева, включая «жиды», «жидовские ворота», Очевидно, с эпохой хазарского владычества связано возникновение еврейских общин в Чернигове, Смоленске, Владимире-Волынском и Перемышле».
В Хазарском каганате существовали еврейские общины в Крыму (Херсонес, Керчь, Кафа, Судак, Мангуп) и на Тамани (Фанагория, Тмутаракань).
В исторической науке не прекращаются дискуссии о хазаро-русских отношениях. По одной из версий, юго-восточные славянские племена из лесостепной зоны Восточной Европы еще в 8 веке начали платить хазарам дань за защиту от набегов кочевников (по шкуре горностая с дома в год).
По мнению советского профессора-археолога Михаила Артамонова только под покровительством хазар, защищавших от нападений кочевников славян, они смогли заниматься в Приднепровье земледелием. В начале 9 века сюда начали проникать викинги-норманны, занимавшиеся торговлей и разбоем. Первыми жертвами их нападений стали византийские колонии в Причерноморье.
Титул верховного правителя русов — «каган» — был заимствован у хазар и сохранялся киевскими князьями вплоть до Ярослава Мудрого. В начале 10 века у русов образуется заимствованная у хазар структура власти с сакрализацией верховного правителя. Русы использовали хазарский термин «бояре» для обозначения высшей социальной прослойки общества. До принятия христианства древнерусская культурная традиция находилась под значительным влиянием хазарской иудейской культуры. В «Повести временных лет» (первом общерусском летописном своде) содержится значительные элементы ветхозаветной еврейской традиции. В древнерусском законодательстве, особенно в «Русской правде», многие статьи заимствованы из талмудического права.
Древнерусское государство Киевская Русь начала формироваться вдоль торгового пути «из варяг в греки». Примерно на середине этого пути на рубеже леса и Великой степи восходит звезда стольного Киева, вокруг которого консолидируются в первой половины 10 века восточнославянские племена радимичей, северян и вятичей, отошедшие от хазар к русам.
Решающую роль в гибели Хазарского каганата сыграло Древнерусское государство. Первый серьезный конфликт хазар с русами произошел около 913 года. Существует гипотеза (В. Ключевский, Л. Гумилев, В. Кожинов) о «хазарском иге» на Руси. После гибели киевского князя Игоря в 945 году древнерусское государство продолжало согласовывать свою внешнюю политику с хазарским каганом. Так продолжалось до 964/65 года, когда князь Святослав начал серию военных походов, разбил хазарское войско во главе с каганом, разгромил столицу Итиль и северокавказский город Семендер. В это время на Хазарию напали огузские племена. Хазарский каган обратился за военной помощью к Хорезму в обмен на приятие ислама (кроме кагана). Но в 968/69 годы на Хазарию вновь напали русы, разорившие Итиль и Семендер.
Преемником Хазарского каганата после его распада и новым политическим гегемоном Восточной Европы стал Русский каганат — Киевская Русь. Принятие Русью при князе Владимире христианства (988) определило переориентацию Руси на византийскую культурную традицию. Перед князем стояла непростая задача выбора веры между «латинским» христианством, православием, исламом и иудаизмом.
В русской летописи описывается религиозный диспут представителей разных религий, среди которых названы и хазарские евреи. Русичи упрекают евреев в том, что у них нет своего государства. Была выбрана православная вера, не запрещающая князю бражничать с дружиной.
После распада Хазарского каганата в Киеве сохранилась влиятельная хазарско-еврейская община с ветхозаветным влиянием на раннее русское христианство. Часть хазар оказалась в сфере влияния Хорезма, часть — под покровительством государства Ширваншахов на Кавказе, а часть — под властью Киевской Руси. Небольшая еврейская автономия с центром в Семендере — просуществовала до монголо-татарского нашествия в 1238/39 годы.
Проблема потомков хазар до сих пор остается предметом многочисленных дискуссий.
Наиболее известна теория о хазарском происхождении современных восточноевропейских евреев — ашкеназов. Эта теория использовалась арабами в 1947 году при разделе Палестины и впоследствии другими антисионистскими организациями для доказательства того, что у евреев нет исторического права на Эрец-Исраэль (библейскую землю обетованную).
Другая теория предполагает после распада Хазарского каганата массовую миграцию хазарских евреев на запад, на территории современных Галиции, Волыни и Польши. Популярны хазарские теории происхождения крымских караимов, крымчаков (ортодоксальных иудеев Крыма), горских евреев Дагестана и Азербайджана.
Проблемы хазаро-русских отношений изучали русские историки В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский и украинский историк М. Грушевский. Истории Хазарии посвящена монография профессора Тель-Авивского университета Абрахама Поляка. Лев Гумилев выдвинул гипотезу об исчезновении хазарских городов в Нижнем Поволжье в результате так называемой трансгрессии Каспия.
***
В середине 13 века, пройдя ураганом тысячи километров евразийской степи, кочевые монголы остановились у заливных лугов Волго-Ахтубинской поймы, обеспечивающей надежную естественную круглогодичную кормовую базу для скотоводства. Здесь закладывается фундамент Золотой Орды. Возрождается созданный в Хазарии коммуникационный узел международной торговли.
Литература о Хазарском каганате:
Михаил Артамонов Очерки древнейшей истории хазар, 1936; История хазар. Л., 1962.
Абрахам Поляк Хазария: история еврейского государства в Европе (на иврите), Т.-А., 1944.
Лев Гумилев Открытие Хазарии. М., 1966.
Лев Гумилев От Руси к России. — М.: Экопрос, 1992.
Татьяна Грачева Святая Русь против Хазарии. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы.— М.: Зерна, 2013.
Владимир Филиппов, Михаил Елисеев Русь против Хазарии. 400-летняя война. – М.: Эксмо, 2014.
Глобальная геополитическая трансформация. Судьба крупнейших диаспор
Еврейская диаспора в поисках земель обетованных
Хазарский каганат
Проекты еврейской государственности в Восточной Европе
Новая Хазария. Конспирологический проект?
Вверх
«Геополитика сверхдержав»