Обсудить статью в дискуссионном клубе
Махатхир Мохамад. Лидер Малайзии, не предавший народ ради собственной наживы
Владимир Дергачев
http://malaysianreview.com/wp-content/uploads/2015/08/mahathir-mohamad-biodata.jpg
Рывок из третьего мира в первый, совершенный Малайзией, связывают с именем Мохатхира Мохамaда. Точно так же, как за мощным экономическим ростом и модернизацией Южной Кореи стоял Пак Чон Хи, Сингапура – Ли Куан Ю, Объединённой Арабской Республики Шейх Заид (Зайд ибн Султан Аль Нахайян), Китайской Народной Республики – Дэн Сяопин. К благоденствию и процветанию эти страны привели не марионетки Запада (США), а национальные лидеры.
Государственный и политический деятель Малайзии Дато Сери Махатхир бин Мохамад был политическим долгожителем и четвертым премьер-министр страны (1981—2003). «Доктор М», как его часто называют, прошел сложную эволюцию до политика мирового уровня. С «авторитарным» лидером Малайзия стала самой демократической мусульманской страной. Провозгласив лозунг «Мы можем», он опирался на народ многонациональной Малайзии с опорой на качественное образование. При нём Малайзия превратилась из бедной аграрной страны в одного из «азиатских тигров». Он неустанно пропагандировал «азиатские ценности» в противовес западным, возглавлял международное движение неприсоединения.
«Доктор М» родился в 1925 году в штате Кедах в семье полуиндийца-полумалайца, школьного учителя, и представительницы знатного малайского рода. После окончания средней школы занимался самообразованием, проявив особый интерес к общественным дисциплинам и к деятельности великих правителей-реформаторов, в том числе Петра Великого, Кемаля Ататюрка и пророка Мухаммада. После японской оккупации страны (1942 – 1945) в 1946 году Махатхир вступил в только что основанную Объединённую малайскую национальную организацию (ОМНО). В 1953 году окончил медицинский колледж в Сингапуре. До 1957 года работал в гражданской администрации, позже вёл частную медицинскую практику в провинции, где вплотную увидел бедствия и нищету малайских крестьян. Во время выборов 1964 года стал членом парламента от ОМНО. В 1969 году за критику политики премьер-министра Абдул Рахмана исключён из ОМНО и лишённый депутатского мандата, написал книгу «Малайская дилемма», на какое-то время запрещенную в стране. В ней он изложил основы программы малайского национализма и антиколониализма, что было позитивно воспринято молодым поколением лидеров правящей партии. В 1972 году при новом премьер-министре Абдул Разаке Махатхир восстановлен в ОМНО и через год назначен сенатором. С 1974 года — министр образования и снова депутат парламента. С 1975 года — один из трёх вице-президентов ОМНО. В 1976—1981 годах — заместитель премьер-министра, одновременно — министр торговли и промышленности. Активно выступал за долгосрочное инвестирование в производство, особенно в тяжёлую и автомобильную промышленности. С 1981 до 2003 года — президент партии ОМНО и премьер-министр (первый, не учившийся в Великобритании и не имеющий малайско-королевских корней).
На выборах 1982, 1986 1990, 1995, 1999 годов его партия получала большинство в парламенте. Одним из первых шагов нового премьер-министра стали амнистия для политзаключённых, однако в дальнейшем для устранения политических противников прибегал к Закону о внутренней безопасности. Укрепление централизации власти в стране вызвало конфликт с султанами отдельных штатов. Но премьер-министру с помощью конституционных поправок удалось добиться снятия иммунитета с глав штатов (султанов) и членов королевских семей, сократить их полномочия и финансовую поддержку.
Экономическая политика отличалась приватизацией предприятий госсектора с учетом опыта «тэтчеризма». Были приватизированы авиакомпании, коммунальные и телекоммуникационные фирмы. Осуществлено строительство автомагистрали «Север-Юг» от границы с Таиландом до границы с Сингапуром, автозавода и производство совместно с «Mitsubishi» отечественной марки Proton. Малайзия в конце 80-х годов стала крупнейшим автопроизводителем в Юго-Восточной Азии. В 1991 году была анонсирована программа малазийского будущего «Видение 2020». В документе содержался призыв к нации достичь экономического (промышленного) процветания, социального благосостояния, высокого образовательного уровня, политической стабильности, а также психологического межэтнического равновесия. В течение тридцатилетнего периода 1990-2020 годов экономика должна увеличить ВВП в восемь раз. При премьер-министре Махатхире Малайзия только за 7 лет (1988 - 1996) страна увеличила ВВП в 3,5 раза и до кризиса 1998 года его рост в среднем составлял 9 % в год. Сегодняшняя Малайзия свидетельствует, что программа не стала прожектом на бумаге.
Во второй половине 90-х годов в пригородах Куала-Лумпура началась реализация проекта «Мультимедийный супекоридор» (Multimedia Super Corridor), который считают аналогом американской «Силиконовой долины». Наряду с технополисов был реализован и ряд других амбиционных проектов, включая строительство трассы «Формулы-1».
В ходе кризиса 1997—1998 годов вопреки рекомендациям МВФ премьер-министр, несмотря на сопротивление в правящей партии, отказался от жёсткой денежно-кредитной и фискальной политики. Были увеличены государственные расходы и фиксированный курс национальной валюты (ринггита) к доллару США. Результат показал несостоятельность международных и внутренних критиков, а также экспертов МВФ. Малайзия оправилась от кризиса быстрее, чем другие страны Юго-Восточной Азии. Это стало политическим триумфом Махатхира Мохамада, выдвинувшего в качестве превентивной меры в отношении подобных экономических потрясений в будущем «проект исламского золотого динара».
В 2003 году Доктор М ушёл в отставку, но продолжает играть заметную политическую роль как лидер оппозиции. В 2016 году со своими сторонниками учредил новую политическую силу — Объединённую партию сынов земли Малайзии, присоединившуюся к оппозиционной коалиции преимущественно левых и центристских сил.
Внешнеполитические взгляды. Совокупность взглядов Мохатхира Мохамaда получила название «махатхиризм»: «Демократия – это замечательно, но демократы должны признать, что не могут побеждать каждый раз. В демократическом обществе необходимо мириться с поражением на выборах».
Практически с самого начала «доктор М» провозгласил приоритет азиатских моделей развития над европейскими или американскими рекомендациями. Стабильность, экономический рост и благосостояние ставилось выше гражданских свобод. Им велась публичная критика внешней политики Соединённых Штатов, хотя Америка оставалась главным инвестором и основным военным партнёром Малайзии. В 2003 году критикуя Иракскую войну, начатую США без санкции ООН, он заявил: «Американцы, по большому счёту, очень невежественны и ничего не знают об остальном мире… Тем не менее они являются людьми, которые решают, кто будет самый сильный человеком в мире».
Доктор М всегда являлся сторонником создания палестинского государства и противником Израиля (въезд на территорию страны израильским гражданам издавна запрещён). В 2003 году на саммите Организации исламского сотрудничества он сделал следующее заявление: «Сегодня евреи правят миром по доверенности. Они заставляют других бороться и умирать за них. Они изобрели социализм, коммунизм, права человека и демократию, но их преследование объявляется неправильным, потому что они имеют равные права с другими. Поэтому они уже получили контроль над наиболее могущественными странами. А они, это крошечное сообщество, фактически стали мировой державой». Вместе с этим он заявлял: «Я не антисемит… Я против тех евреев, которые убивают мусульман и которые поддерживают убийц мусульман».
Одновременно он считал Запад и особенно Евросоюз антимусульманским, использующим двойные стандарты при защите евреев и мусульман. «Доктор М» принял участие в урегулировании конфликта в Боснии и Герцеговине, за что в 2007 году номинировался на Нобелевскую премию мира. В 2014 году высказал мнение, что в террористических актах 11 сентября 2001 года организовали не мусульмане, а спецслужбы и правительство США.
В прошлом непростые отношения сложились между Малайзией и соседним Сингапуром. Многие годы шло заочно соревнование между лидерами этих стран — Махатхиром Мохамадом и Ли Куан Ю, стартовые позиции которых радикально отличались. Малайзия обладала большими демографическими и природными ресурсами, а островное государство испытывало элементарный дефицит пресной воды и земли. Но как отмечал Доктор М, качество преимущественно крестьянского населения Малайзии было хуже, тогда как в Сингапуре доминировали китайские торговцы, представлявшие великую 5-ти тысячелетнюю цивилизацию. В своей книге «Сингапурская история. Из «третьего мира» – в первый» Ли Куан Ю оценил деятельность соседа: «Махатхир тащил малайцев от мракобесия к науке и технологии... дал им видение будущего, основанного на науке, символом которого стал «мультимедийный суперкоридор».
***
В июле-августе 1987 года Доктор М посетил Москву с официальным визитом. В 2005 году российский президент Владимир Путин второй раз побывал в Малайзии, где проходил саммит стран АСЕАН. Хотя в стране уже был другой премьер, Путин посетил Доктора Махатхира, который пригласил его к себе домой на чашку чая, что в Малайзии считается высшим проявлением доверительности.
В марте 2018 году во время предвыборной президентской компании Владимир Путин, выступая на стадионе в Лужниках, обратился к молодёжи со словами «Мы можем!». Именно этот лозунг Доктор М выдвинул и воплотил на практике.
Доктор М — Великий Командор ордена Защитника Королевства. Его официальная правительственная резиденция превращена в музей.
|
Доктор Махатхир и жена Тун Доктор Сити Хасма Мохамед Али
Author Kini X
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Young-Mahathir-Mohamad-and-Siti-Hasmah.jpg |
***
Доктор М, критикуя социальную модель, созданную на Западе, пишет: «Иллюзия - полагать, будто нанятые государством работники будут осуществлять социальный уход за пожилыми и немощными лучше, чем это делают члены семьи». Поэтому задача исламского государства — помогать семье, которая обязана заботиться о близких.
Мохатхир Мохамaд женился в 1956 году на Сити Хасма Мохамед Али. Она родилась в 1926 году в семье этнического малайца. Доктор Сити стала известным в стране медиком, номинальным президентом Университета мультимедиа. В семье 7 детей — Марина (общественный деятель и писательница), Мирзан, Мелинда, Мохзани (один из богатейших предпринимателей страны), Мухриз (бизнесмен, с 2008 года депутат парламента страны, с 2013 года глава правительства штата Кедах), Майзура и Мажар.
|
Доктор Махатхир и жена Тун Доктор Сити Хасма Мохамед Али с детьми и внучками.
https://devology.files.wordpress.com/2009/11/m-fly.jpg
***
В России опубликованы мемуары Махатхира Мохамада «Путь вперед» (М.: АСТ, 2009), в которых автор демонстрирует веру в творческую способность малайцев. Он убедительно доказывает на примере своей страны, что народы третьего мира, раскрепостив свои творческие возможности, могут занять достойное место среди высокоразвитых государств.
Большинство рецензентов отмечают, что при уникальном опыте автора, книга написана сухим языком, с многочисленными повторами, кратко и схематично: «В книге досталось всем - и нашим (коммунистам), и вашим (Западу). Коммунистам - за утопические взгляды, неэффективность экономики, отсутствие личной заинтересованности рабочих и отрыв от религии (наповал убило сравнение коммунизма ХХ века с Арабским халифатом с исламской идеологией, сравнение в пользу последнего, разумеется). Запад - за моральную деградацию и разрушение института семьи. Впрочем, критика Запада отнюдь не помешала автору всячески восхвалять западную страсть к прогрессу» 1.
***
Доктор Махатхир Мохамад, руководивший страной на протяжении двух десятилетий (1981 – 2003), стал отцом малайзийской модернизации и экономического чуда. Многие на Западе обвиняли его в критике мировых держав, антисемитизме, за подавление демократии, авторитарный режим правления, удушение свободы слова. Но большинство малазийцев считает, что он отстаивал право на независимое развитие, и именно благодаря ему нищая страна превратилась в богатое современное государство с высокими макроэкономическими показателями. Во время его правления практически ликвидирована неграмотность и бедность, низкий уровень безработицы. В стране огромное значение придаётся культуре общения и самосознания, взаимодействия между людьми, культуре бизнеса и ведения переговоров.
Махатхир Мохамад наряду с шейхом Заид бен Султан Аль-Нахайяном (1918 - 2004), первым президентом Объединенных Арабских Эмиратов, является признанной выдающейся исламской личностью двадцатого столетия. Подробно: Основатель ОАЭ Шейх Заид. Почему бедуины оказались богаче братьев славян? Они первыми в исламском мире продемонстрировали эффективную модернизацию, не став марионетками Запада, и творчески осмыслив и реализовав то лучшее, что выработало человечество. Как написал один из рецензентов на мемуары Доктора М, антикоммунисты действовали, как завещал вождь всемирно пролетариат «Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Исламское государство доказало, что религия не может играть роль «тормоза» в социально-экономическом развитии. Только колониальная политика и её неоколониальная (неолиберальная) разновидность продолжает подавлять коренные нации третьего мира.
В Малайзии смогли ужиться вместе малайцы, китайцы и индийцы, представляющие не родственные народы, а разные цивилизации. Малайзийской власти удалось реализовать идею перераспределения экономических благ, избежав крайностей социалистической и капиталистической идеологии. В федеративном многонациональном государстве проводится эффективная национальная политика на основе справедливости, равных возможностей для всех народов и абсолютного равенства всех перед законом. Не все шло и идет безупречно в отношениях между малайцами и местными китайцами, но крупных конфликтов удалось избежать.
Малайцы на момент провозглашения независимости страны жили преимущественно в деревнях и были заняты в основном в сельском хозяйстве. Коренная, титульная нация, составлявшая чуть менее половины населения по численности, владела лишь несколькими процентами национального богатства. Китайцы фактически монополизировали не только торговлю и бизнес, но и другие виды деятельности, требовавшие образования, ими были созданы многочисленные чайнатауны в городах. По словам Доктора М, «всё, что могли делать малайцы, китайцы делали лучше и дешевле. Вскоре трудолюбивые и целеустремлённые иммигранты вытеснили малайцев из мелкой торговли и всех сфер квалифицированного труда». И чтобы занять достойно место в современном мире власть призвала малайцев учиться у китайцев прагматизму и деловой хватке, у индийцев — торговой сметке и дисциплине, а также умению ценить время и полагаться только на себя.
Малайзия из поставщика каучука и олова на внешние рынки превратилась, всего лишь за 25 лет в высокоразвитое государство. Доктору М удалось в краткосрочных и долгосрочных планах развития страны соединить рыночные механизмы и государственное регулирование. Первый десятилетний план (1986-1995) предусматривал индустриализацию на основе эффективного использования природных ресурсов, новых технологий и привлечение иностранных инвестиций.
Малайзия богата энергетическими ресурсами, оловянной рудой и редкоземельными металлами, но ставку Доктор М сделал на производство высокотехнологичной продукции, особенно электроники. Для этого потребовались огромные зарубежные капиталы, которые не были разворованы. Первый 10-летний план был перевыполнен. На конференции мусульманских стран Махатхир Мохаммад сказал: «Мы развивались, делая противоположное тому, что нам велели мировые финансовые мудрецы».
Малайзия добилась успехов вопреки советам Запада. Здесь не оказалось доморощенных марионеток Запада, присвоивших себе звание патриотов и предавших народ ради собственного обогащения и выживания. Доктор Махатхир не принял западную модель экономики, а создал наиболее адаптированную для местных условий многонациональной и мультикультурной страны.
Вопреки советам иностранных экономистов, считавших необходимым сохранение аграрной Малайзии и экспортера дешевого сырья, страна пошла по пути индустриализации. Преференциями были привлечены ведущие мировые корпорации в области высоких технологий, в том числе Sony, Panasonic и другие. Им предоставили налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налогообложения на первые 10-15 лет производства2.
Несмотря на рекомендации не развивать автомобильную промышленность, в стране была создана успешная автомобильная компания «Proton». Западные советники считали нецелесообразным крупные проекты. Малазийское правительство во главе с Доктором М реализовала крупные проекты скоростной магистрали с севера на юг (North-South Expressway), «Mультимедийного суперкоридора», международного аэропорта в Куала-Лумпуре и др.
Малайзия использовала лучший мировой опыт, особенно цивилизационный. В основе «малайзийской модернизации» Доктора М был положен азиатский принцип «корпоративного национализма», который раньше позволил Японии создать национальные корпорации для прорыва в высокотехнологичных отраслях экономики. В отличие от западных моделей при становлении этих корпораций была не прибыль, а труд на благо и процветание всего общества. И в этом деле государство стало равноправным партнером. Так были созданы такие национальные гиганты как нефтедобывающая корпорация «Петронас», автомобильный «Протон», телекоммуникационная «Астра» (спутниковое телевиденье).
Многие западные советники считают, что регулярная сменяемость власти является эффективным средство борьбы с коррупцией. Как показывает опыт Сингапура и Малайзии — не всегда, и в той и другой стране лидеры и правящие партии находились долго у власти. Да, в Малайзии было создано Антикоррупционное агентство. В рейтинге стран по индексу восприятия коррупции (Transparency International, 2017 год) Малайзия занимает 63 место. Для сравнения, Белоруссия — 68 место, Китай — 79, Украина — 134 и Россия — 141 из 180 стран.
Но главное, что удалось малазийской власти во главе с Доктором М зажечь в народе созидательную человеческую энергию. Когда в 1981 году премьер-министром Малайзии стал Махатхир Мохаммад, он призвал граждан овладевать знаниями. Он, не разделявший коммунистическую идеологию, на практике осуществил ленинский лозунг «Учиться, учиться и еще раз учиться». Спустя годы он скажет: «Малайзия не верит ни в какую идеологию. Мы делаем то, что можно сделать… Мы прививали людям уверенность в себе, взяв на вооружение лозунг «Мы можем». Мы, малайзийцы, способны делать то, что могут другие... Мы сами ответственны за собственную судьбу».
Информация для размышления:
Знаменитая речь Премьер-министра Малайзии доктора Махатхира Мухаммада на открытии 10-й Сессии Исламской Конференции на Высшем уровне 16 октября 2003 года, проводимой в Путраджайе, административной столице Малайзии. Источник: www.worldislamlaw.ru/Некоторые тезисы:
Весь мир смотрит на нас. Безусловно, 1,3 миллиарда мусульман, одна шестая часть населения Земного шара, возлагает на нас…свои надежды...
Мы полностью игнорируем и продолжаем игнорировать требование Ислама объединиться и быть братьями друг другу…
Нас благословили (учение Ислама) наставлением «читать», то есть приобретать знания. Ранние мусульмане воплощали это наставление в жизнь, переводя и изучая работы древнегреческих и других доисламских ученых. И эти мусульманские ученые своими исследованиями вносили вклад в сокровищницу знаний.
Из среды ранних мусульман вышли великие математики и исследователи, ученые, врачи, астрономы и т.д. Они преуспели во всех областях знания своего времени, помимо изучения и практики своей собственной религии – Ислама. В результате мусульмане смогли воспользоваться богатством своих земель и извлечь выгоду из внешней торговли, укрепить свою обороноспособность, защитить свои народы и предоставить им возможность следовать исламскому образу жизни, как предписано Исламом. В то время, как средневековые европейцы были по-прежнему суеверными и отсталыми, просвещенные мусульмане уже построили великую мусульманскую цивилизацию, уважаемую и могущественную, более чем способную конкурировать с остальной частью мира и защищать свою умму от иностранной агрессии.
Мусульман возглавляли великие лидеры, которые были во главе войск на полях сражений, защищая мусульманские земли и умму.
Но на половине пути развития Исламской цивилизации появились новые толкователи Ислама, которые стали учить тому, что приобретение мусульманами знаний означало лишь изучение исламской теологии. Изучение естественных наук, медицины и т.д. не поощрялось.
В интеллектуальном смысле в мусульманском обществе начался регресс. Из-за этого интеллектуального регресса мусульманская цивилизация начала шататься и клониться к упадку. Если бы не вмешательство воинов Оттоманской империи, мусульманская цивилизация исчезла бы с падением Гренады в 1492 году.
Мусульмане проспали Промышленную революцию. И регресс продолжался до тех пор, пока британцы и французы не спровоцировали восстание против турецкого правления, свергнув Оттоманскую империю – последнюю мусульманскую сверхдержаву – и заменив ее европейскими колониями, а не теми независимыми государствами, о которых шла речь в их обещаниях. Лишь после Второй мировой войны эти колонии обрели независимость.
Ранние мусульмане были угнетены так же, как и мы в настоящее время. Но после их искренних и решительных усилий помочь самим себе в соответствии с учением Ислама, Аллах помог им разгромить своих врагов и создать великую и могучую мусульманскую цивилизацию. А что сделали мы, особенно – учитывая те ресурсы, которыми Он нас наделил?
Наша сила – в нашей численности. Нас 1,3 миллиарда. У нас богатейшие запасы нефти во всем мире. У нас огромное богатство. Мы не настолько невежественные, как арабы периода джахилии, принявшие Ислам. Мы знакомы с тем, как функционируют мировая экономика и финансовая система. Под нашей властью находятся 50 из 180 стран мира. Наши голоса могут создавать или рушить международные организации. Однако мы выглядим более беспомощными, чем были малочисленные обратившиеся в Ислам арабы, …принявшие Пророка в качестве своего лидера. Почему? Это – проявление воли Аллаха или же следствие неправильной интерпретации нашей религии, неспособности следовать правильным учениям нашей религии, а также совершения неправильных поступков?
Наша религия дарует нам наставление защищать свою умму. К сожалению, мы ставим акцент не на обороноспособности, а на оружии времен Пророка. Это оружие и лошади не могут больше нас защитить. Нам нужны огнестрельное оружие и ракеты, бомбы и военные самолеты, танки и военные корабли для обороны. Но в связи с тем, что мы неодобрительно отнеслись к изучению естественных наук и математики, как вещей, не приносящих никакой пользы в загробной жизни, сегодня мы не располагаем способностью самостоятельно производить оружие, столь необходимое для защиты. Нам приходится покупать оружие у наших недоброжелателей и врагов.
Нас больше интересует буква, а не дух учения Аллаха, и мы придерживаемся лишь буквального толкования традиции Пророка.
Сегодня ко всей мусульманской умме относятся с презрением. Она обесчещена. Наша религия подвергается унижению. Наши священные места оскверняются. Наши страны оккупированы. Наших людей убивают и морят голодом.
Ни одна из наших стран не является действительно независимой. На нас оказывают давление, чтобы заставлять нас исполнять желания наших угнетателей и указывать нам, как себя вести, как управлять нашими землями и даже как думать.
Нашей единственной реакцией остается все больший и больший гнев. Гневные люди не могут адекватно мыслить. И оказывается, что некоторые наши люди реагируют на происходящее иррационально. Они осуществляют свои собственные атаки, убивая всех, кто подвернется под руку, включая своих братьев по вере, чтобы выместить свой гнев и разочарование.
Среди мусульманских стран и их народов существует чувство безысходности. Они чувствуют, что не могут предпринять никаких правильных действий. Они считают, что действительность может стать только хуже. Мусульмане всегда будут находиться под гнетом и господством Запада. Они навсегда останутся бедными, отсталыми и слабыми. Некоторые, как я уже говорил, полагают, что это – воля Аллаха, и что бедность и угнетенность – надлежащее состояние мусульман в этом мире.
Если мы используем способность думать, которой наделил нас Аллах, мы поймем, что действуем иррационально… Мы без необходимости жертвуем жизнями, добиваясь этим лишь более массированных ответных ударов и унижения.
Возможно, мы не сумеем объединить все 1,3 миллиарда мусульман… Но даже если мы объединим одну треть уммы и одну треть мусульманских государств, мы уже сможем кое-что сделать.
В сегодняшнем мире мы располагаем значительным политическим, экономическим и финансовым влиянием – достаточным для того, чтобы компенсировать нашу слабость в военном отношении.
Мы также знаем, что не все немусульмане – против нас.
Мы не должны настраивать всех против себя. Мы должны завоевать их сердца и умы.
Мы противостоим людям, которые думают. Они пережили 2000 лет погромов не благодаря ответным ударам, а благодаря мыслительной деятельности. Они изобрели и благополучно претворили в жизнь социализм, коммунизм, идеи прав человека и демократии, так, чтобы их преследование оказалось противозаконным, поскольку они получили равные с другими права. Используя все это, в настоящее время они получили контроль над наиболее сильными странами, и это крошечное сообщество стало всемирной властью. Мы не можем сражаться с ними, используя одни лишь мускулы. Мы должны использовать также и разум.
Из-за своего могущества и очевидных успехов они стали высокомерными. Все высокомерные, как и разгневанные, люди будут делать ошибки, будут забывать думать.
Они уже начали делать ошибки. И они сделают еще больше ошибок. Для нас – сейчас и в будущем – будут появляться отдельные возможности. Мы должны эти возможности использовать.
Мы знаем, что мы сможем. Есть много вещей, которые мы сможем сделать. В нашем распоряжении много ресурсов. Все, что нам требуется – это воля к действиям. Как мусульмане, мы должны быть благодарными за руководство нашей религии, мы должны делать то, что требуется, с волей и решимостью. Аллах не возвышал нас, лидеров, над другими людьми лишь для того, чтобы мы пользовались властью в своих целях. Власть, которой мы располагаем, должна использоваться на благо нашего народа, нашей уммы, Ислама. У нас должна быть воля использовать эту власть рассудительно, благоразумно, согласованно… в конечном счете мы победим.
Литература:
Doctor оr Mahathir bin Mohamad The Way Forward. Wiedenfeld & Nicolson, London, UK, 1998.
МахатхирМохамадПуть вперед. — М.: АСТ, 2009.
Махатхир Мохамад Доктор своей страны. В 2 томах. Том 1, М.: 2015.
Великий час Южных морей (продолжение)
Малайзия. Успешная страна, без скоропортящихся западных марионеток во власти
Махатхир Мохамад. Лидер Малайзии, не предавший народ ради собственной наживы
Северное Борнео. Малайзийский штат Сабах
Малайзия. Северное Борнео. Кота-Кинабалу. Столица штата Сабах
Северное Борнео. Визит к предку человека — орангутангу
Когда туристы-папуасы посетят умирающие деревни «братьев славян»?
Предыдущие публикации серии «Великий час Южных морей»:
Великий час Южных морей. Путешествие в Индокитай
Дубай. Арабский воздушный Дракон
Сингапур. Прагматизм диктатуры интеллектуального Дракона
Ли Куан Ю. Отец сингапурского «экономического чуда»
Сингапур. Морской Дракон на Великом Шелковом пути
Сингапур. Воздушный Дракон Чанги с закалдованным садом
Сингапур. Вид с высоты «космической лодки»
Сингапур. Раффлз-плейс. Деловой и финансовый центр страны
Сингапур. Исторический центр. Зеленый луг как символ непорочной демократии
Сингапур.Чайнатаун (Китайский квартал)
Сингапур. Отель у Арабского квартала. Виды из плавательного бассейна на крыше
Сингапур. Торговый Дракон. Фонтан Богатство. Метро
Сингапур. Стальные крылья зеленого Дракона
Круизный лайнер «Сапфирная принцесса»
1 Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1000428679-put-vpered-mahathir-mohamad
2 Ирина Парасюк Малайзия. Вчера и сегодня. — Партнер (ФРГ), 2014, №11.
«Геополитика сверхдержав»