Обсудить статью в дискуссионном клубе
Новый мировой порядок. Вашингтон. Пекин. Единороги. Кто победит?
Владимир Дергачев
https://b1.vestifinance.ru/c/358053.742xp.jpg
В современном мире капитализация американских частных технологических гигантов, которые принято называть единорогами, сопоставимы с экономической мощью великих держав, что начинает беспокоить в первую очередь Белый дом, Пентагон и НАТО. Владельцев и менеджеров IT-компаний вызывают в Конгресс США для разъяснений, как они используют персональные данные своих клиентов? Как потенциальные противники и конкуренты с помощью современных технологий влияют на выборы американского президента? Заложена ли в алгоритмах возможность контролировать конечных пользователей?
Особенно острая борьба разворачивается за мировое могущество между Вашингтоном, Пектином и гигантами ИТ-технологий. Американцы пока зафиксировали примерный паритет в развитии IT -технологий США и Китая. По количеству крупных IT- компаний доминирует Америка, но динамика (темпы роста) рынка IT-технологий в Китае пугает Вашингтон.
Абсолютным преимущество Поднебесной, о котором не пишут СМИ, и которым не обладают Соединенные Штаты (страна мигрантов), является сила духа. Трижды закаленный силой духа Китай (конфуцианство, коммунистическая идеология и буддизм) являются высокоскоростным локомотивом на пути китайской мечты о великом возрождении китайской нации к 2049 году.
В современном обществе информационной эпохи консолидирующую роль играет не просто время, а его скорость, позволяющая не только интенсифицировать перемещение капитала, людей и услуг, но и консолидировать нацию. В недавнем прошлом технически отсталый Китай смог совершить качественный технологический скачек и стать мировым лидером в области создания высокоскоростных магистралей. Их эффективность определяется, прежде всего, консолидацией китайского общества. Высокоскоростные магистрали на практике заменили советские идеологические политические пустышки «Слава КПСС!», «Народ и партия едины!».
Владимир Дергачев
Трижды закаленный силой духа Китай
Коммунистический Дракон. Сорок десятилетий политики успешных реформ и открытости КНР
Китайский инновационный Дракон
Вашингтон, Пекин и Единороги предложили миру три разных пути в будущее человечества . Официальные Вашингтон исповедует исключительность и превосходство США. Великий американский путь «Петли Анаконды»1стремится подарить миру демократию с помощью самый справедливых бомб и ракет для создания «управляемого хаоса». Американский военный бюджет достиг огромных масштабов, значительная часть которого тратится на содержание военных баз по всему миру.
Управляемый хаос. Геополитическая технология неоколониализма
Битва за Евразию. Геополитика «красной черты»
Родина «мягкого» оружия массового поражения
Пиратская геополитическая технология «управляемого хаоса»
Единороги из американской Кремниевой долины подарили миру Великую информационную магистраль, ставшей вершиной неолиберальной глобализации.
Китайский суперпроект века «Великий Шелковый путь» или «Один путь — одна дорога» предлагает миру интернационалистическую безконфронтационную модель мироустройства.
***
Почему становится возможным утрата Соединённым Штатами мирового лидерства, оказавшимся не способными повторить прошлый успех Британской империи? Не отрицая «позорные страницы» в истории Британской империи (обращение в рабство и этнические чистки), Нил Фергюсон2отмечает распространение свободной торговли, капитала и свободного труда. Англия принесла на заморские территории власть закона и инвестировала колоссальные средства в развитие мировых коммуникаций, была гарантом сохранения глобального мира, несмотря на многочисленные малые войны. Без Британской империи не было бы крупномасштабной либерализации торговли и значительной миграции рабочей силы. Британское управление было в высшей степени эффективным и на удивление неподкупным. Особенно если сравнивать с деколонизированными и новыми независимыми государствами, где прослеживается корреляция между экономической отсталостью и криминально-коррумпированной властью.
Современная американская правящая миром империя и сильнее и слабее прошлого британского могущества. При неоспоримой экономической и военно-политической мощи, Соединённые Штаты испытывают дефицит человеческой энергии для экспорта своего капитала, людей и культуры по всему миру. Граждане страны мигрантов не готовы жертвовать жизнью ради демократии в заморских странах, которая внедряется с помощью самых «справедливых» бомб и ракет.
Подробно:
Владимир Дергачев Великий час мировых империй. Британская империя. http://dergachev.org/Landscapes-of-life/Imperial-geopolitics/09.html
***
Утопия Всемирной сети и последствия для геополитики. Всемирные сети не так безобидны, как их рекламируют и становятся мощным геополитическим орудием.
В 1989 году известный американский политолог Френсис Фукуяма опубликовал статью «Конец истории?», а в 1992 году издал книгу «Конец истории и последний человек», переведенные во многих странах и вызвавшие широкие отклики. Согласно взглядам Фукуямы наступает «конец истории» и начало планетарного существования человечества на основе западных ценностей, когда регионы планеты начнут переструктурироваться, ориентируясь на самые мощные экономические ядра-центры. Концепция «конца истории» возникла на волне неолиберального романтизма, охватившего Запад после распада мировой социалистической системы.
Прошло относительно немного времени, и радость буревестников неолиберальной глобализации оказалась преждевременной. В труде Нила Фергюсона «Великое вырождение. Как разрушаются институты и гибнут государства» (2012, русский перевод 2016) выносится смертный приговор «концу истории». Репутация «экономического либерализма» оказалась подмоченной, а сторонники «государственно капитализма» в коммунистическом Китае и других странах «смеются над западной демократией».
Всемирные сети становятся мощным геополитическим орудием, направленным и против западных политиков. Информационная революция привела к беспрецедентному уровню взаимосвязанности в современном мире. Этой теме автором посвящен аналитический доклад Геополитика мировой кибервойны, трансформированный в цикл статей:
Геополитика информационной эпохи
Психотропное оружие информационной войны
Киберинтернационал поколения NET
WWWW: на фронтах мировой кибервойны
Дон-Кихоты мировой кибервойны?
Статьи в Геополитической энциклопедии:
Информационное пространство. Киберпространство
Сетецентрические войны
Рассмотрим возможные последствия информационной революции в прогнозе Нила Фергюсона3. Масштабное распространение империализма стало возможным благодаря технологии первой эпохи глобализации (1815—1914), индустриальными символами которой стали железные дороги, пароходы и телеграф. Они активно стимулировали формирование сверхузлов сети, главным из которых стал Лондон.
Многие сети представляют собой сложные, непрерывно видоизменяющие системы. Это справедливо даже в отношении тоталитарных режимов с самыми жесткими иерархическими системами, возглавляемых Адольфом Гитлером, Иосифом Сталиным и Мао Цзэдуном. Сталина (благодаря умению держать партийных бюрократов в ежовых рукавицах и возможности контроля советской системы телефонного права), Нил Фергюсон считает самым выдающимся автократом.
Середина 20 столетия стала периодом доминирования системы иерархического правления. Однако уже в 70-е годы в ней наметились определенные изменения не только из-за технологической революции. Американская Кремниевая долина стала лишь следствием, а не причиной ослабления системы централизованного управления. В результате был изобретен
Интернет в США, а не в СССР. Пентагон, полностью погруженный в проблемы катастрофической войны во Вьетнаме, просто отдал создание автоматизированных систем коммуникации на откуп калифорнийским стартапам в области компьютерных технологий.
Наоборот, толчком к распаду Советского Союза послужила активность сетей, демонстрировавших несогласие с коммунистической политикой, но практически не имевших никаких технологически совершенных коммуникационных систем (подпольную литературу именовали «самиздатом»).
Сети взаимодействуют друг с другом, а нанести поражение одной сети способна только другая сеть. Теракты 11 сентября были осуществлены террористической сетью «Аль-Каиды» по американской финансовой и политической системе.
В современном мире произошли радикальные изменения в мировой финансовой системе в результате вторжения информационных технологий в банковский бизнес. Существование глобальной сложной финансовой системы усилило масштаб циклических флуктуаций. Активы многих финансовых институтов оказались слабо диверсифицированными и неадекватно обеспеченными.
В информационную эпоху уроки теории сетей в очередной раз были грубо проигнорированы. Современные гигантские социальные сети оказались неравноправными, как и их предшественники. Компании Apple и Microsoft учредили своеобразную дуополию в индустрии разработки программного обеспечения, а Amazon вырос в главного игрока на рынке розничной онлайн-торговли. Google закрепил за собой практически единоличную монополию на сервис поисковых запросов. Facebook с более чем миллиардом активных пользователей в день стал лидером в гонке конкурентов среди социальных сетей. Бескрайние резервы позволяют этим компаниям скупать на корню всех потенциальных конкурентов. Власть здесь сконцентрирована в ограниченном круге владельцев, вошедших благодаря информационным технологиям в десятку самых богатых миллиардеров Земли.
В эпоху научно-технической революции социальные сети географически распространяются гораздо масштабнее и стремительнее, чем в эпохи Просвещения и Реформации. Абсолютно доминирует совершенно иной принцип распределения материальных благ. Никому не удалось стать очень богатым благодаря печатному станку, а сегодня прибыль благодаря интернету сетевых платформ исчисляется миллиардами долларов. Сегодня гораздо больше различий между владельцами сетей и их пользователями.
Печатный станок в западном христианском мире в первую очередь негативно сказался на вере.
Интернет, напротив, вначале нанес удар по коммерции, а разъедать политику всемирная сеть начала лишь недавно. Американская власть с помощью сетевых технологий спровоцировала расцвет наиболее экстремистских форм исламского фундаментализма.
Современные информационные технологии, как и печатный станок, трансформируют рынок и жизнь общества в целом. Но представление о том, что с помощью Сетей будет создано всемирное равноправное сообщество остается такой же утопией, как и убежденность Мартина Лютера во «всеобщем священстве».
По аналогии с прошлым глобальная сеть стала инструментом распространения фейков, маний, паники и страхов самого разного рода. В средневековье сочетание технологии печати с ростом грамотности временно проявилось в сектантстве и масштабной охоты на ведьм. И на этом фоне
современные зверства радикального религиозного фундаментализма выглядят уже не такими уникальными. А засилье фальшивых новостей в современном информационном пространстве не вызывает особого удивления. Первопечатники успешно издавали как книги о магии, так и научные труды.
Современная информационная эпоха (как и период до и после Реформации) характеризуется все более явным размыванием принципа территориальной целостности. В прошлом Европа пережила целую серию религиозных войн, а сегодня наблюдается аналогичное явление — в виде эскалации вмешательства во внутренние дела суверенных государств.
Подробно:
Владимир Дергачев Утопия Всемирной сети и последствия для геополитики
Чтобы оценить, все политические и геополитические последствия современной всеобщей взаимосвязанности, следует максимум внимания уделять фундаментальным постулатам теории сетей. Такой подход принесет осознание — сети вовсе не так безобидны, как их рекламируют4.
Всемирные сети становятся мощным геополитическим орудием. В ближайшем будущем усилится конфликт между олигополией владельцев Сетей и политиками, использующими возможность Сетей не только на благо государства, но и в своих корыстных целях. В эпоху, когда миром правят Сети, появится желание убрать политиков, использующих сетевые возможности информационных войн, как ненужную прокладку между Сетями и гражданами. Владельцы Сетей сами займутся геополитикой.
По теме:
Владимир Дергачев
Великий час геополитики. Геополитическая трансформация мира
Финиш неолиберальной глобализации. Эпоха глобальной нестабильности
Геополитический прогноз в эпоху глобальной нестабильности
***
Первая революция IT-технологий и массовая компьютеризация изменила мир. Началась неолиберальная глобализация во главе с США. Высокотехнологичные компании ворвались в мировые лидеры по капитализации (рыночной стоимости), вытеснив сырьевые и индустриальные гиганты. Бурными темпами стала развиваться инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) основана на инновациях и производстве высокотехнологичной конвертируемой продукции с очень высокой добавленной стоимостью. В информационную эпоху основную прибыль создаёт созидательная человеческая энергия (интеллект) исследователей и учёных, а не материальное производство (индустриальная экономика).
Через четверть века после Первой начинается Вторая революция IT-технологии, при которой «искусственный интеллект» (Artificial Intelligence, AI) становится ключевым фактором не только экономического, но и геополитического могущества. Усиливается смещению государственных приоритетов великих держав от экономики к новейшей геополитике. Новая информационная революция выводит в лидеры коммунистический Китай, предложившего миру интернационалистическую безконфронтационную модель мироустройства.
Владимир Дергачев
Трижды закаленный силой духа Китай
Коммунистический Дракон. Сорок десятилетий политики успешных реформ и открытости КНР
Китайский инновационный Дракон
Шанхай на пути к мировому лидерству
Шанхай. Пудун. Китайский Супердракон национальной мощи
Человечество стоит перед началом нового социально эксперимента. По мнению некоторых экспертов, Вторая революция IT- цифровых технологий сопоставима по своим масштабам с социальными последствиями для мира Великой Октябрьской революции и может похоронить капитализм5. Другие эксперты ограничиваются прогнозом новой модели сосуществования государства и бизнеса, именуемой авторитарно-демократическим капитализмом, стыдливо замалчивая реальный социализм с китайской спецификой. Оправдывается прогноз крупнейшего социолога двадцатого столетия Питирима Сорокина о конвергенции капитализма и социализма, что на деле и осуществила Коммунистическая партия Китая.
Новейшая геополитика и новый мировой порядок будут основываться на очередном неоколониализме. Классическая колониальная эпоха закончилась во второй половине 20 века, но не исчезла. На её место пришла оффшорная геополитика Запада, позволившая без военных агрессий вывести активы стратегических предприятий из многих стран. От оффшорного неоколониализма особенно пострадали Украина и Россия, предавшая своих союзников по социалистическому блоку и возмечтавшая стать частью «богатого пуза» Запада. Впоследствии Россия очнулась от литургического сна, а Украина продолжает топтаться на пороге неизвестности с известным результатом.
Владимир Дергачев Оффшорная геополитика. – Вестник аналитики, 2011, № 4.
Электронная версия:
Оффшорная геополитика
Этапы развития технологий оффшорной геополитики
Главное достижение оффшорной геополитики
По оценкам западных экономистов, российские олигархи хранят в оффшорах порядка $1 трлн. Если бы эти деньги вернулись в Россию, страна оказалась бы в новой экономической реальности, а роста ВВП увеличился бы с умеренных 0,3-2,3% последних трех лет до солидных 6-7% в год. Но как говорят, хотеть не вредно. Пока российская власть уже несколько раз декларирует это хотение.
Чтобы вернуть средства из оффшоров, необходимы как минимум наличие надежных банков, способных оказывать клиентам профессиональный сервис по всему миру, и правовая система, реально защищающая интересы собственника перед властью6.
Вторая революция IT- цифровых технологий не только отменит многие профессии, но и сведет роль государства к минимуму. Социальные сети, искусственный интеллект и блокчейн представляют собой своеобразный технологический вызов для современной цивилизации, традиционных институтов и коррумпированных политиков. Практически невозможной станет коррупция чиновников. Бессмысленными станут и оффшорные зоны, из которых легализовать деньги через прозрачную систему блокчейна будет невозможно. Но как уже обращают внимание аналитики, новая революция IT- технологий может породить еще один неоколониализм, когда все страны мира будут зависть от технологий победителей. По нашему мнению гонку за превосходство в области искусственного интеллекта неолиберальные идеалы демократии проигрывают не авторитаризму, а социализму с китайской спецификой.
Российскую Федерацию называют «особым аутсайдером» в гонке IT-технологий, сохраняющим статус великой ядерной державы благодаря советскому научно-технологическому наследию. Новая информационно-коммуникационная революция ведет к появлению новых видов вооружений (гиперзвук, искусственный интеллект, роботы-убийцы и т.д.), что изменит военно-политический баланс в мире.
Становится очевидным неожиданный результат. Первая информационная революция стала технологическим фундаментом неолиберальной глобализации. Вторая революция IT-технологий может похоронить не только неолиберальную глобализацию, но и классический капитализм.
По теме:
Владимир Дергачев АМЕРИКА. УТОМЛЕННАЯ СУПЕРДЕРЖАВА.
Издательский проект профессора Дергачева: www.dergachev.org. 2012
Владимир Дергачев ПАДЕНИЕ И ВЗЛЕТ КИТАЙСКОГО ДРАКОНА. –
Издательский проект профессора Дергачева: www.dergachev.org. 2012
Геополитика нового мирового порядка в преддверии второй IT- революции
Мировые единороги IT-технологий, сопоставимые с мощью великих держав
Маунтин-Вью. Мировая столица IT- технологий и инновационной экономики
Российские технопарки. Долгая дорога от Нью-Васюков к вершинам IT-технологий и инновационной экономике
Китайский инновационный Дракон
Шанхай. Пудун. Китайский Супердракон национальной мощи
Новый мировой порядок. Вашингтон. Пекин. Единороги. Кто победит?
Киберпорт Сингапур. Прагматизм диктатуры интеллектуального Дракона
Поднебесный интеллектуальный Дракон. Технопарк для отверженных украинских инженеров и ученых
1 Владимир Дергачев Демократическая «петля Анаконды». — Вестник аналитики, 2007, №3. http://dergachev.org/analit/7.html
2 Нил (Найл) Фергюсон Empire: The Rise and Demise of the British World Order and the Lessons for Global Powe (2003). Империя: чем современный мир обязан Британии (русский перевод) — М.: Астрель, CORPUS, 2013. Фергюсон (род. 1964) — британский историк с мировым именем, публицист, профессор истории в Гарвардском университете и старший научный сотрудник Оксфордского университета, Гуверовского института и Стэнфордского университета. В 2000 году вошёл в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.
3 Нил Фергюсон Опасная утопия единой сети: как выжить в эпоху «гиперподключенности» — Foreign Affairs, 2017, №5. © Council on Foreign Relations. Русский перевод: Еженедельник «2000», 2017, №51.
4 Там же.
5 Эра цифр. Каким будет наш мир. https://dentv.ru/content/view/era-tsifryi-kakim-budet-nash-mir/?fbclid=IwAR0uSO-_4DBeiHTIDpkIbNV-mdUhJEJImAF_Ch-pMrfLEEGb5kFG6hZ59ck
Влияние технологических факторов на параметры угроз национальной и международной безопасности, военных конфликтов и стратегической стабильности. Под редакцией академика РАН А.А. Кокошина. – М., МГУ, 2017. –472 с (986 ссылок).
6 Максим Орловский Упущенный триллион: удастся ли России вернуть капиталы из офшоров. https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/374311-upushchennyy-trillion-udastsya-li-rossii-vernut-kapitaly-iz-ofshorov
«Геополитика сверхдержав»