Обсудить статью в дискуссионном клубе
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Владимир Дергачев 06.01.2016
Мир вошел в эпоху глобальной геополитической нестабильности. Она началась с мирового системного кризиса, ускорившего смещение мирового центра экономического и технологического развития на Восток. Запад во главе с США постепенно утрачивает монополию на мировое господство и исключительность. Межэтнические и этноконфессиональные конфликты, американская агрессия в Ираке (2003) и провальные «цветные революции» дестабилизировали обстановку во многих регионах. В результате потепления климата Земли экстремальные погодные явления учащаются и становятся смертельно опасными. По оценкам ООН климатические изменения наносят ежегодно ущерб в $250 – $350 млрд.
Впервые за последние десятилетия наблюдается пессимистическое единодушие в прогнозах, не только научных, но и религиозных, например, в рождественской речи Папы Римского в Ватикане. Практически большинство прогнозов исключительно негативные, во многих из них присутствуют обороты «новая холодная война», «канун Третьей мировой войны», «конец времени», Армагеддон.
В отличие от предыдущих авторских геополитических прогнозов, мир не входит, а уже вошел в эпоху глобальной геополитической нестабильности, и она будет продолжаться десятилетиями. Впервые за последние пять столетий мировой политический и экономический полюса вновь возвращаются на Восток.
Подробно: Геополитика глобальной нестабильности
Пятьсот лет назад Китайская империя была единственной сверхдержавой. И теперь, когда 500-летний цикл возвращается, он будет сопровождаться не новой холодной войной, а региональными горячими конфликтами. Это будет не Третья мировая война, а Первая мировая религиозная война. В новейшей геополитике сила духа будет доминировать над военной и экономической мощью. И эта сила будет определять поведение государств в международных отношениях.
Многие аналитики отмечают, что 2016 год будет хуже 2015 года. Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor, можно сказать, успокаивает тем, что 2017 год будет характеризоваться еще более усугубляющимся глобальным беспорядком. Британская Financial Times среди главных геополитических рисков для международной безопасности называет выбор воинственно настроенного невежды в качестве президента США и крах Евросоюза.
Не прекращающее противостояние США – Россия; растущий сепаратизм и национализм, кризис еврозоны и миграционный кризис в Европе, замороженный конфликт в Донбассе; гражданская война в Сирии и Ираке; радикальный исламский и христианский фундаментализм; джихад на Ближнем Востоке и северной Африке; «заявка» Турции не только на региональное лидерство; нестабильность в Афганистане и Ливии; конфликт в Южно-Китайском море и другие горячи очаги, грозят стать искрой зажигания нового мирового конфликта.
Каковы глубинные причины пока еще тлеющего зарева? После распада СССР и биполярного мира началась тектоническая геополитическая трансформация. Согласно геополитической теории Больших многомерных пространств возникли сейсмоопасные зоны этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов, которые особенно остро проявляются на рубежах цивилизаций и в исторических регионах с разными религиями, идеологиями и культурой. Они порой дремлют под покровом геополитических пространств мировых империй и сверхдержав, но взрываются при очередной трансформации. Как только нарушаются материальные, транспортные и финансовые коммуникации, снижается уровень и качество жизни — демоны национализма и религиозного фундаментализма выходят на дорогу войны.
Если в геологическом пространстве тектоническая трансформация вызывается и сопровождается землетрясениями или извержениями вулканов, то на рубежах цивилизаций в качестве основного горючего материала выступают религия, этнонационализм и искусственная вестернизация, сопровождаемая появлением коррумпированных марионеточных «демократических» режимов.
После распада Больших геополитических пространств возникает множество геополитических «островов», сохраняющих коммуникационную энергетику прошлых исторически «страт». Когда связанность многомерного коммуникационного пространства государства снижается из-за утраты геополитической или экономически мощи, эти территории приходят в движение.
Современная геополитическая архитектура создана крупнейшими западными (европейскими) державами, часто вопреки интересам местных народов. В «кровеносных сосудах» на рубежах евразийских цивилизаций (ЕВРАМАРе) образовывались гигантские «тромбы», усиливающие конфликтность и барьерность рубежей цивилизаций. Как подчёркивал знаменитый британский историк Арнольд Тойнби: «Непреодолимая преграда есть отрицание природы, а оно всегда грозит человеку злыми последствиями»1.
После американской агрессии (2003) в Ираке на Ближнем Востоке (центре мировых цивилизаций и мировых религий) при тектонической геополитической трансформации вскрылись многочисленные исторические «страты» — территории, многократно входящие за историческое время в разные геополитические пространства (платформы). Они испытывают наибольшую геополитическую трансформацию, часто сопровождающуюся этнонациональными и этноконфессиональными конфликтами. Американская геополитическая технология так называемого «управляемого хаоса» привела к переформатированию Ближнего и Среднего Востока в неуправляемый хаос, участившимся терактам и потокам беженцев в Европу. На поверхность вышли, казалось бы, навсегда уснувшие демоны прошлого. Проявляется геноцид по отношению к малым этническим или религиозным общинам.
Многие аналитики все чаще пишут о начавшейся Третьей мировой войне, оппоненты им возражают, что зарево очередного мирового пожара еще за горизонтом происходящих событий. Можно ли предсказать заблаговременно горячие точки на планете, где может возникнуть очередная искра зажигания глобального конфликта?
Главные фронты сражений между Западом и Востоком. В нестабильную эпоху начала нового 500-летнего геополитического цикла и смещения центра экономического и технологического развития на Восток особенно взрывоопасными становятся геополитические узлы на пересечении рубежей Великой Евразийской цивилизационной (суперэтнической) и Римленда (береговой океанической) зоны, где развернутся главные поля сражений атлантистов и евразийцев в многомерном коммуникационном пространстве Земли.
Несмотря на множество публикаций, Третьей мировой войны между Западом и Востоком не будет по определению. Запад и Восток – это состояние человечества, а не география. Но возможны региональные конфликты в многомерном пространстве — военные, экономические, информационные, этнонациональные, в которых будет доминировать религиозный и цивилизационный фактор.
Акцентируем внимание на главные региональные фронты противостояния ключевых геополитических игроков в переходную эпоху глобальной нестабильности. Главные фронты противостояния Запада и Не-Запада — Ближний Восток, Восточная Европа, Юго-Восточная Азия с Южно-Китайским морем, и Карибский регион. Основные события (конфликты) будут происходить на Евразийском континенте. Поэтому согласно классической геополитике единственный способ сохранения мирового лидерства Соединённые Штаты видят в создании серии «санитарных кордонов» и региональных войн с помощью технологии «управляемого» хаоса в битве за Евразию.
Подробно: Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Всеобщее внимание приковано к борьбе с радикальным исламом. Известный востоковед, профессор Георгий Мирский отмечает, что в непризнанное Исламское государство приехали молодые люди, мозги которых промыты пропагандой в Сетях. В Коране Аллах называет мусульман «лучшей из общин, которые созданы для рода человеческого», то есть избранным народом. В действительности в мире, как считают исламисты, властвуют неверные, крестоносцы, растленные, безбожные американцы. Эта несправедливость и заставляет не только мусульманскую молодёжь браться за оружие, чтобы после веков унижения создать новый Халифат. В двадцатом столетии молодежный радикализм, порождённый сутью потребительского буржуазного общества, уже проявлялся в увлечениях коммунизмом и нацизмом, маоизмом и культом Че Гевары. Теперь в иммигрантской молодёжной культуре стало «модным» вставать под знамя воинствующего исламиста, прикрываясь великой религией2.
Король Иордании Абдалла II, выступая на V съезде лидеров мировых и традиционных религий (Астана, 2015), назвал радикалов «отщепенцами» Ислама: «Сегодня мы столкнулись с тем, что представляет серьезную угрозу для нашей религии: среди нас появились отщепенцы Ислама. Они призывают к сектантству, мятежу, они распространяют свое насилие»… Мир столкнулся «с жестокой атакой отщепенцев Ислама». Радикальные группировки, в том числе и Исламское государство, представляют серьезную угрозу, прежде всего, для Ислама. В мире проживает 1,5 млрд. праведных мусульман, «но и капли яда достаточно, чтобы отравить все». Экстремисты манипулируют словом божьим, чего не может позволить себе ни один праведный мусульманин.
Главные геополитические узлы трансформации и нестабильности на Евразийском континенте будут смещаться с Ближнего Востока (сунниты, шииты и алфавиты) в Восточную Европу (западные и православные христиане, греко-католики) и Юго-Восточную Азию (Индокитай, Южно-Китайское море). Почему эти регионы выходят на первый план в глобальной геополитике? Здесь создаются плацдармы противостояния Запада с ядерной сверхдержавой (Россией) и экономической сверхдержавой (КНР).
Запад во главе с США создает не только военные (блоковые), но и экономические плацдармы вблизи России и Китая — Анти-Россию («Восточноевропейское партнёрство» с марионеточными проамериканскими режимами) и Анти-Китай (Транстихоокеанское партнёрство без Китая и России вместо единой Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли).
В первой половине двадцать первого столетия произойдет глобальная геоэкономическая трансформация. Главная геоэкономическая битва Запада и Востока развернется между двумя формирующимися блоками — Евроатлантическим и Евразийским. Блок во главе с атлантистами включает Транстихоокеанское партнёрство (ТТП) + Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство (ТТИП). Оппоненты обращают внимание, что носителями этого «партнёрства» являются американские транснациональные корпорации. И при создании этих зон свободной торговли в мировой экономике усилится доминирование Соединённых Штатов и американского законодательства.
Евразийский блок включает Шанхайскую организацию сотрудничества + Евразийский экономический союз (ЕАЭС) + проект «Нового Шёлкового пути» + ВРЭП (Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство). Достигнута договорённость о сопряженности (стыковке формата) ЕАЭС с китайской инициативой Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).
В глобальной геоэкономической трансформации на первое место выходит борьба за рынок Европы. США предлагают усилить трансатлантические связи, а Россия и Китай — создать «Большую Евразию» от Лондона до Шанхая. В частности для этих целей создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) — весомый шаг в «Великом походе» Шелкового пути.
Успешная реализация евразийского суперпроекта «Шелкового пути» окончательно приведет к утрате стратегически лидерства США в Азии (в Африке оно уже утрачено).
***
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности обусловлена использованием Западом новых методов неоколониализм, включая оффшорную геополитику и внедрение демократий с помощью радикального национализма, самый «справедливых» бомб и ракет. Единственная супердержава, обладающая короткой исторической памятью, нарушила тысячелетний исторический механизм в Евразии и потребуется длительное время, чтобы его исправить.
Эксперты прогнозируют замедление китайской экономики и выход Великобритании из ЕС, сохранение позиций джихадистов на Ближнем Востоке и их наступление в Северной Африке, продолжение терактов и миграционного кризиса в Европе, продление экономических санкций против России.
Мировые рынки начали 2016 год обвальным падением. Обвал фондового рынка в Соединённых Штатах стал крупнейшим за последние 119 лет. Как пишут СМИ, рынок Китая «в свободном полете клювом об землю». Пекин ввел ограничения покупки валюты населением и компаниями, стремясь снизить давление на юань и сократить объемы вывода капитала. Объем валютных резервов Китая сокращается рекордными темпами (на $107,9 млрд. только в декабре 2015 года).
Прогнозы стоимости барреля нефти Brent колеблются от $20 до $70 (возможно, через пять лет). Для большинства нефтедобывающих стран, чья экономика напрямую зависит от цены на черное золото, начинаются трудные времена с девальвацией национальных валют и сокращения золотовалютных запасов. По оценкам Всемирного банка в среднесрочной перспективе избыточное предложение нефти с падением цен на 45% увеличит мировой ВВП на 0,8%.
Будет продолжаться фарс с созданием широкой антитеррористической коалиции. Процессы, идущие на Ближнем Востоке, движение за создание исламского халифата нельзя сводить только к проискам террористов. В так называемой антитеррористической операции великие и региональные державы преследуют свои эгоистически цели. Возможно, здесь в колыбели цивилизаций и мировых религий Запад во главе с США спровоцировал очаг Первой мировой религиозной войны. Как пишет японский профессор Тэрумаса Наканиси, Новый мировой порядок был утоплен в Персидском заливе агрессией США в Ираке.
Подробно: Ближний Восток. Антитеррористическая коалиция «Лебедь, рак и щука»
Многие аналитики прогнозируют, что эпицентром геополитики в 2016 году будет Европа.
Кибервойны и американские технологии неуправляемого «хаоса», которые применялись в «арабской весне», будут использоваться в Восточной Европе против России. «Братоубийственная» гражданская война на Украине постепенно превращается в замороженный конфликт, который периодически будет подогреваться Соединёнными Штатами. Россия как ядерная сверхдержава будет продолжать политику по созданию зоны безопасности и политического нейтралитета в ближнем зарубежье. Одновременно Западом продолжится формирование «санитарного кордона» в Европе вокруг России.
***
Новогодняя обложка влиятельного в мире британского журнала The Economist. Смогут ли эти лидеры сохранить мир и предотвратить иррациональную войну, среди причин которой Римский Папа Франциск (в последнем ряду второй справа) назвал жадность, нетерпимость и жажду власти тех, кто «опьянен духом потребления и ослеплен внешним блеском»?
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности.
На главных фронтах
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Раскалённые рубежи Европы. Три горячих фронта Европы
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Российская «имперская» геополитика
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Первая мировая религиозная война
Геополитические итоги и прогнозы прошлых лет:
2014. Геополитические итоги и прогнозы
2013. Главные геополитические события
2012. Главные геополитические события
2011. Главные геополитические события
Поздравляем
пользователей Портала с наступившим Новым 2016 годом!
Желаем счастья, здоровья, оптимизма, веры в себя,
свои силы и возможности!
До новых встреч!
1 Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. Сост. Огурцов А. П.; вступ. ст. Уколовой В. И.; заключ. ст. Рашковского Е. Б. — М.: Прогресс, 1991.
2 http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=116992
«Геополитика сверхдержав»