Обсудить статью в дискуссионном клубе
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Владимир Дергачев 10.01.2016
http://euroua.com/images/stories/mir/asia/china3.jpg
В последние годы Пекин впервые с начала китайских реформ нарушил табу на резкую критику внешнеполитических событий. В частности, без лишней дипломатии дал приговор мировому гегемону: «Вашингтон злоупотребил своим статусом сверхдержавы и внёс в мир даже бо́льший хаос», а «Россия совершенно избавилась от трусливой психологии времен распада СССР и играет с США на равных» (Жэньминь жибао). Став второй экономической сверхдержавой, Китай не может продолжать политику «искусно не высовываться». Поэтому в 2016 году в китайскую геополитику будут внесены существенные коррективы. Оставаться в стороне от мировых проблем вторая эконмическая сверхдержава уже не может. Юань станет 16 ноября 2016 года мировой резервной валютой.
После успешной стратегии «иди вовне» в Африке и Латинской Америке Китай продолжит экономическое наступление в странах Центрально-Восточной и Южной Европы.
Продолжится практическая реализация самого перспективного суперпроекта века по созданию экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути 21 века («Один пояс и один путь»). Как отмечается в изданной в Пекине с санкции Госсовета КНР концепции и содержания проекта: «Более двух тысячелетий назад трудолюбивые и храбрые народы евразийского континента открывали несколько путей торговли и людских сообщений, которые связывали цивилизации Азии, Европы и Африки. Впоследствии их назвали Великим шелковым путем». В начале 21 столетия, когда процесс восстановления мировой экономики после кризиса идет «вялым и медленным», а международная и региональная обстановка остаётся сложной и запутанной, особенно важной и актуальной задачей становится продолжение и развитие основных ценностей Великого Шелкового пути.
Будет продолжено создание международных коридоров экономического сотрудничества (континентального моста) между Европой и Азией, а так же коридоров «Китай – Монголия -Россия», «Китай - Центральная Азия - Западная Азия» и «Китай-Индокитай». Следует обратить внимание, что в отличие от европейского транспортного проекта международных (критских) коридоров китайский проект реализуется с опорой на создание ключевых логистических центров и торгово-экономико-производственных зон.
Суперпроект может быть реализован только в условиях отсутствия конфронтации между странами, расположенными вдоль «экономической пояса Шёлкового пути». Поэтому Пекин предлагает экономическое сотрудничество согласно восточной мудрости «Когда идет торговля — пушки молчат».
Китай уже вошел в Центральную Азию и Восточную Европу как мировой геоэкономический игрок. Здесь создаётся важный плацдарм «Экономической пояса Шёлкового пути» в мирном наступлении на Европейский Запад. Будут созданы крупные транспортно-логистические центры в России, включая Крым, в Белоруссии и странах Балтии. Начата реализация проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Пекин.
Из западных направлений Шёлкового пути главными направлениями являются маршруты через страны Евразийского экономического союза (Центральная Азия, Россия и Белоруссия) и через Иран и Турцию. Поднебесная рассматривает создаваемый ЕАЭС как часть китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Несмотря на экономическую мощь, Пекин пока уступает военной и политической мощи России.
Китай ведет активную политику по реализации Второго Евроазиатского трансконтинентального транспортного коридора через Центральную Азию и Южный Кавказ или Иран и Ближний Восток. Американский антироссийский проект международного транспортного коридора Европа – Кавказ – Запад TRACECA (через Украину) практически похоронен. Наиболее реальный маршрут пройдет через Турцию. Реализация проекта через страны Ближнего и Среднего Востока требует стабильности в регионе.
И Китай, не замешанный в конфликтах на Западе Евразии, может выступить в качестве посредника в международных конфликтах, в первую очередь на Ближнем Востоке. Пекин не заинтересован так же в конфликте между Россией и Турцией.
Китай вовлекается в мирные переговоры по Сирии. Пекин готов выступить в качестве посредника в переговорах по «политическому решению» конфликта, принять представителей сирийского правительства и оппозиции. Это первый прецедент за последние десятилетия, когда китайская власть предлагает посредничество в переговорном процессе. Свое предложение Китай озвучил в Нью-Йорке по итогам заседания Совета Безопасности ООН по Сирии. Пекин подтверждает, что встреча между сирийскими властями и оппозицией состоится «в ближайшее время».
На Востоке Евразии особое внимание Пекин будет уделять обстановке в Южно-Китайском море, где Соединённые Штаты создают плацдарм противостояния с Китаем. Китайское правительство будет использовать обострение территориальных споров и нарастание военной угрозы в Южно-Китайском море, чтобы показать мощь крупной региональной державы.
Подробно: Геополитика Южно-Китайского моря
Запад во главе с США создает не только военные (блоковые), но и экономические плацдармы вблизи России и Китая — Анти-Россию («Восточноевропейское партнёрство» с марионеточными проамериканскими режимами) и Анти-Китай (Транстихоокеанское партнёрство без Китая и России вместо единой Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли).
Главная геоэкономическая битва Запада и Востока развернется между двумя формирующимися блоками — Евроатлантическим и Евразийским. Блок во главе с атлантистами включает Транстихоокеанское партнёрство (ТТП) + Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство (ТТИП). Оппоненты обращают внимание, что носителями этого «партнёрства» являются американские транснациональные корпорации.
Евразийский блок включает Шанхайскую организацию сотрудничества + Евразийский экономический союз (ЕАЭС) + проект «Нового Шёлкового пути» + ВРЭП (Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство). Достигнута договорённость о сопряженности (стыковке формата) ЕАЭС с китайской инициативой Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).
В глобальной геоэкономической трансформации на первое место выходит борьба за рынок Европы. США предлагают усилить трансатлантические связи, а Россия и Китай — создать «Большую Евразию» от Лондона до Шанхая. В частности для этих целей создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) — весомый шаг в «Великом походе» Шелкового пути.
Рост могущества Китая ведет к утрате стратегического лидерство Соединённых Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В 2016 году во второй экономической сверхдержаве продолжится дальнейшее замедление темпов роста. Но и оно означает для мировой экономики падение спроса на нефть и другое сырье. В «Справочнике пессимиста на 2016 год» агентство Bloomberg прогнозирует из-за сокращения производства возможный всплеск социальной напряженности в крупных индустриальных центрах Китая.
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности.
На главных фронтах
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Раскалённые рубежи Европы. Три горячих фронта Европы
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Российская «имперская» геополитика
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Первая мировая религиозная война
Публикации о Китае на портале «Института геополитики»:
ПАДЕНИЕ И ВЗЛЕТ КИТАЙСКОГО ДРАКОНА
Кто будет владеть Евразией? Китайский суперпроект века
Китайская геополитика «искусно не высовываться»
Геополитика Южно-Китайского моря
Геополитический проект Большого Китая
Геополитическая мощь китайской диаспоры
Хуацяо. Мост на китайский берег с другой стороны океана
Китайские триады. Самые организованные тайные общества мира
«Геополитика сверхдержав»