Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Геополитика Южно-Китайского моря
Владимир Дергачев

Самый южный китайский город Саньша на коралловом острове Южно-Китайского моря
В условиях тектонической геополитической трансформации Южно-Китайское море становится одним из важнейших регионов конфликта не только приморских государств, но в первую очередь США и КНР. События в Гонконге (революция зонтиков), расположенном на берегу Южно-Китайского моря, являются подтверждением этого факта. Поэтому Китай особое внимание уделяет переформатированию сложившейся в прошлом системе региональной безопасности.
Через Южно-Китайское море проложена одна из важнейших мировых морских коммуникаций. Здесь проходят 80% нефтяных танкеров, направляющихся в Китай, Японию и Южную Корею. Тот, кто контролирует Южно-Китайское море, контролирует морские пути от Малаккского пролива, Западной Азии, Африки и Европы в направлении Восточной Азии. Соединенные Штаты стремятся не допустить доминирования в регионе морской экспансии Китая.
Уже продолжительное время в регионе периодически происходят региональные конфликты приморских государств, включая военный с Вьетнамом, из-за принадлежности необитаемого до последнего времени Архипелага Парасельские острова. Архипелаг Спратли в юго-западной части Южно-Китайского моря так же является предметом территориального спора между Вьетнамом, КНР, Тайванем, Малайзией, Филиппинами и Брунеем. На архипелаге нет постоянного населения, но имеются небольшие аэродромы и военные контингенты (кроме Брунея). В акватории островов ведется лов рыбы, перспективна добыча нефти и газа. В Архипелаге Спратли КНР контролирует семь островов, Вьетнам – 29, Филиппины — 9, Малайзия — 5 и Тайвань — один остров. При этом Пекин потребовал от Вьетнама и Филиппин освободить «незаконно занятые острова».
В связи с геополитической трансформацией в Юго-Восточной Азии завершилась эпоха западной экспансии в регион.
Направления главного удара китайской геополитики
Великие пути человечества. Великий морской путь
Великий час Южных морей
Британская эпоха господства завершилась с падения Сингапура во время Второй мировой войны.
Соперничество Соединённых Штатов с Советским Союзом закончилось проигранной войной во Вьетнаме. Но битва за контроль стратегической морской коммуникации на Великом морском пути не прекращается.
Соединённые Штаты не отказались и не откажутся от реализации геополитической евразийской доктрины, получившей название «демократической петли Анаконды». Если в эпоху противостояние двух сверхдержав эта «петля» сдерживания советского блока охватывала береговую зону Евразии, то на рубеже веков она сместилась на рубежи (берега) евразийских цивилизаций от Балтики к Тихому океану.
В связь с тем, что не оправдались прогнозы американских аналитиков в отношении Пекина, и Китай по экономической мощи может опередить США значительно раньше (к 2015/16 гг.), Вашингтон делает основой акцент в евразийской геополитике на создание санитарного кордона в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Принятая Тихоокеанская военная доктрина США направлена на сдерживание Поднебесной в регионе. Американские военные базы в АТР усилены за счет передислокации значительной части американских войск из Афганистана.
В 2014 году в Пекине впервые издана Государственная карта КНР. На карте континентальная часть страны и акватория Южно-Китайского моря обозначены в одном масштабе. Для тех, кто далек от картографических проблем Китая, поясняю. До этого акватория и острова Южно-Китайского моря обозначались только в нижнем углу карты в более мелком масштабе. Это, по мнению китайских картографов (и не только их), создавало ошибочно представление, что государственная территория КНР разделена на главную и второстепенную. Теперь новая официальная карта позволяет усилить у китайских граждан важность защиты территориальных (морских) границ государства, а у иностранных государств – преодолению сомнений на этот счет. Площадь Южно-Китайского моря составляет более 3 млн. кв. км или треть континентальной территории КНР.
Название «Южно-Китайское море» традиционно используется российской картографией. В Филиппинах это море называют «Восточно-Филиппинским».
Еще в 1974 году Китай аннексировал в Южно-Китайском море часть Парасельских островов, находящихся к юго-востоку от острова Хайнань. Произошло короткое морское сражение и китайские боевые корабли вынудили отступить вьетнамские ВМС. Вьетнам основывает свои претензии на исторических фактах из 17-го века, а Китай приводит аргументы в свою пользу из истории 10 века. Китай так же захватил часть островов Спратли. В 2005 году китайско-вьетнамский договор признал право Китая на захваченные территории.
Пекин создает новый морской форпост в целях защиты суверенитета, безопасности и природных ресурсов в Южно-Китайском море и намерен взять под контроль морские запасы нефти. История началась еще в марте 1953 года, когда в китайской провинции Гуандун был создан городской уезд Саньша со спорным островом Юнсин. В 1984 году из провинции Гуандун была выделена островная провинция Хайнань, под юрисдикцию которой перешел городской уезд Саньша, повышенный в июле 2012 года до статуса городского округа.
Коралловый остров Юнсин (англ., Вуди) из архипелага Парасельских островов, на который претендуют КНР, Тайвань, Филиппины и Вьетнам, аннексирован Пекином и административно в качестве городского округа отнесён к китайской провинции Хайнань.
На острове Юнсин в июле 2012 года был заложен самый южный китайский город Саньша (в переводе с китайского, «три песчаных отмели»). После официальной церемонии оперативно была учреждена партийная власть во главе с секретарём парткома КПК, назначен мэр. Центральный военный совет объявил о создании местного военного гарнизона «дивизионного уровня». Спустя месяц здесь уже была избрана законодательная власть с 45 депутатами.
Сегодня Саньша (1443 жителя, 2014) является центром небольшого архипелага из трех коралловых островов. На острове расположены местное правительство, военный гарнизон, банки, почта, электростанция, супермаркет, рыболовецкий порт, спасательный центр и аэропорт со взлетной полосой длиной 2350 метров. Реализуется жилищный проект с объемом инвестиции в $3 млн. Программа строительства города предусматривает создание гармонии между человеком и природой. Возведен экологический центр по очистке дождевой воды и утилизации мусора.
Во время празднования очередной годовщины местные жители во главе с мэром отравились на соседний незаселённый остров и высадили на нем деревья в целях создания зеленого заповедного оазиса среди моря.
24 июля 2014 года исполнилось два года самому южному городу Китая. На этой площади перед зданием местного правительства прошли торжества по случаю второй годовщины Саньши
Вид на центральную часть города с маяком (локатором) и гаванью.
http://chinadailymail.files.wordpress.com/2012/09/30-sansha-aerial-view.jpg
Аэродрому тесно на небольшом острове

Происходящие события в Южно-Китайском море являются частью мировой геополитической трансформации. В последнее время это обусловлено китайской стратегией «Шёлкового пути», включающей создание «Экономического пояса Шелкового пути» и возрождение «Морского Шёлкового пути». Новый Шелковый путь свяжет между собой транспортными коридорами около сорока азиатских, африканских и европейских государств с населением в 3 млрд. человек или половину населения Земли. Первая мировая торговая и вторая экономическая сверхдержава использует свою экономическую мощь для достижения геополитических целей.
Подробно: Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века
В стратегии Великого Морского Шёлкового пути провинция Хайнань должна стать «Южными воротами» КНР, а островному городу Саньша отводится важная роль центра для управления Южно-Китайским морем, морского транспортного и снабженческого узла, центра туризма и доступа к энергетическим и рыбным ресурсам моря.
Китайское информационное агентство «Синьхуа» сообщает, что островной город обладает административным суверенитетом над 200 островами, песчаными отмелями и рифами площадью в 13 кв. км в Южно-Китайском море, и на этом основании еще и над 2 млн. кв. км водного пространства. Таким образом, самый маленький китайский город Саньша контролирует район, который почти в шесть раз больше Германии.
Особо следует выделить конфликты за право добычи энергетических ресурсов на шельфе архипелагов Южно-Китайского моря. Недавно во Вьетнаме прошли антикитайские волнений по поводу размещения на расстоянии 130 морских милей от вьетнамских берегов китайской нефтяной платформы. И на этом фоне Китай заявил о своем намерении установить три новых нефтяных платформы в Южно-Китайском море, что привело к усилению международной эскалации.
Китай успешно работает над созданием современных подводных аппаратов, исследующих морское дно в поисках полезных ископаемых на глубинах от 4 до 7 км. Судостроительный концерн CSIC объявил о начале серийного производства пилотируемых глубоководных аппаратов, которые в частности будут использоваться для поиска природных ресурсов в Южно-Китайском море.
Действия Пекина в Южно-Китайском море вызывает протесты в соседних государствах, но китайской власти удалось заручиться поддержкой ряда членов Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Китай заверяет, что будет продолжать искать надлежащие решения путем двусторонних переговоров и консультаций со странами, претендующими на острова Южно-Китайского моря, на основе уважения исторических фактов и международных законов.
Возможно, так в ближайшем будущем будет выглядеть столица Поднебесной в Южно-Китайском море

Информация для размышления
Архитектор китайских реформ Дэн Сяопин оставил своим преемникам завещание: «Всегда сохранять холодной голову, проявлять сдержанность, не принимать активного участия в международных спорах и никогда не действовать поспешно». Но время не стоит на месте.
Китай стал второй экономической сверхдержавой и является крупнейшим покупателем американских долговых обязательств. Поэтому до последнего времени Вашингтон воздерживался от острой критики «своего банкира» и не шел на прямую конфронтацию с Пекином.
Коммунистический Китай, участвуя в международных институтах, находящихся преимущественно под патронажем Запада, создает новую архитектуру мироустройства на основе стратегии Великого Шелкового пути, включая экономическую зону евразийского маршрута и возрождения Великого морского пути. Успешно функционируют Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и БРИКС, которые пользуются возрастающей популярностью в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Шанхайская международная биржа золота.
Причастность Соединённых Штатов к событиям в Сянгане (Гонконге), расположенного на берегу Южно-Китайского моря, и организации «революции желтых зонтиков» свидетельствует об утрате Вашингтоном чувства меры. Вашингтон раздражает независимая внешняя политика, отказ Пекина ввести антироссийские санкции. Гонконг хотя и находится под китайской юрисдикцией, сохранил функции одного из крупнейших в мире оффшорных центров. В Америке считают, что оффшорный бизнес в мире должен контролировать Запад во главе с США. После принятия в США Тихоокеанской военной доктрины, направленной на сдерживание Поднебесной в регионе, активность Китая в Южно-Китайском море так же вызывает раздражение у Белого дома.
«Нобелевский ангел смерти» Барак Обама после победы республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс становится «хромой уткой». Организация американцами Майдана в Гонконге в попытках создания ещё одного очага «управляемого» хаоса не останется безнаказанной. Пекин, несомненно, нанесет симметричный ответ, тем более для этого не потребуется финансирование зарубежных неправительственных организаций. Китайская диаспора в странах Запада является частью Большого Китая и в час Икс всегда готова встать на защиту интересов своей большой родины.
Другие публикации о Китае:
Падение и взлет Китайского Дракона
Великий час кораблей пустыни
Мировой мегаполис «Пасть тигра» на берегах Южно-Китайского моря
Сельский коммунизм по-китайски
«Плавильный котел» Поднебесной в краю «южнее облаков» и «вечной весны»
«Дубай северного Китая»
«А зори здесь тихие». Лучший фильм китайского народа
Шёлковый путь верблюдов и туристов
Турфан. Безымянная страна любви
Вверх
«Геополитика сверхдержав»
