Обсудить статью в дискуссионном клубе
Корсика. Бедный «остров Красоты» в объятьях сепаратизма.
Владимир Дергачев
© Patricia.fidi https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7c/Flag_of_Corsica.svg/1500px-Flag_of_Corsica.svg.png
В 1794—1796 годах «Голова мавра» недолго служила флагом, так называемого Корсиканского королевства. После его падения флаг официально не использовался вплоть до 1980 года, когда был вновь утверждён в качестве регионального флага французской Корсики.
С античных времен Корсика входила в сферу влияния средиземноморских держав: Этрурии, Великой Греции, Карфагена, Рима, Пизы, Арагона, Генуи и Франции, которая выкупила остров у Генуи (1768). В 18 веке на острове началась война за независимость. С этого времени в национальном движении выделяются сторонники полной независимости и автономии в составе Франции.
Великая французская революция 1789 года усилили централизацию власти при абсолютном господстве французского языка и отсутствии административно-территориального деления по национальному признаку. Любой гражданин Франции считается по национальности французом. Жертвой такой ассимиляционной политики стал и французский департамент Корсика, долго время остававшимся самым бедным в стране.
Возникновение движения за самоопределение Корсики неразрывно связано с историческими особенностями. Купив остров подобно тому, как приобретают стадо баранов, Франция стала в 18 веке его юридическим собственником, несмотря на то, что Корсика к этому моменту уже де-факто являлась... независимой (автономной) при генерал-губернаторе Паскале Паоли. Но местные милицейские формирования потерпели поражение от французской армии. Окончательное присоединение к Франции произошло в 1789 году. Карательные меры к населению острова неизбежно вызывали ожесточенное сопротивление корсиканцев. Было приостановлено правосудие, множились казни «бандитов» (корсиканских патриотов). Жертвами террора становились семьи повстанцев, их жены и дети. Одновременно французы симулировали развитие сельского хозяйства, орошение земель, строились дороги1.
Рассматривая остров как обычную колонию, Париж видел в корсиканцах «враждебную нацию», даже при власти местного уроженца Наполеона Бонапарта. В период Реставрации для корсиканских товаров были установлены высокие таможенные пошлины (а для импортируемых на остров товаров, наоборот — низкие), что наносило ущерб местной коммерции. В период Первой мировой войны многие тысячи молодых корсиканцев были мобилизованы во французскую армию, участвовали и гибли в самых жестоких сражениях.
В 1938 году корсиканцы единодушно провозгласили свое присоединение к Франции, произнеся знаменитую «клятву Бастии»: «Перед лицом всего мира, всей нашей душой, перед лицом нашей славы, наших могил, наших колыбелей. Мы клянемся жить и умереть французами». Это было тогда преобладающим настроением корсиканцев. В 1943 году первым среди всех французских департаментов остров провозгласил свободу от режима Виши. Однако Республика не ответила корсиканцам взаимностью.
В начале 1950-х годов на острове стали один за другим закрываться заводы, цены на продукты и товары первой необходимости превышали покупательную способность большинства корсиканцев. Население Корсики сократилось с 237 тысяч человек в 1936 году до 160 тысяч в 1950-х годах. Принятый Парижем план социально-экономического развития Корсики не был успешным. Исключалось преподавание «иностранного» корсиканского языка в школах, отменить эту норму закона удалось лишь в 1974 году. Весной 1960 года Корсика была охвачена всеобщей забастовкой, чтобы выразить протест против закрытия жизненно важной железной дороги Бастия—Аяччо. В ходе поездки на остров генералу де Голлю пришлось публично заявить об отмене правительственного решения. Однако, несмотря на вынужденные уступки Парижа, экономика не развивалась, а средняя зарплата оставалась ниже, чем на континенте. В апреле 1960 года французское правительство приняло решение о создании на острове экспериментальной подземной ядерной базы, что грозило непредсказуемыми последствиями для экологии. И лишь массовые акции протеста заставили власти отказаться и от этого решения. Французская власть на протяжении длительного времени с переменным успехом ищет решение корсиканской проблемы на путях компромиссов и взаимных уступок.
Сепаратистская организация Фронт национального освобождения Корсики, созданная в 1919 году, ставит своей целью достижение полной политической независимости или же расширения прав автономии Корсики, также признание властями страны «народа Корсики» (по французским законам все граждане страны считаются французами). Активную террористическую деятельность ФНОК начал вести с 1976 года, жертвами терактов стали сотни людей, в основном, иностранцы. Денежные средства организация добывает при помощи контрабанды, торговли наркотиками и грабежей.
Общая численность корсиканцев в мире насчитывает 400 тыс. человек, из них две трети живут за пределами острова. Лишь 72 % населения Корсики — коренные жители, остальные — иммигранты из Алжира и других бывших французских колоний или гастарбайтеры (13%). В целом отношения между континентальной Францией и островом характеризуется как «интеграцию без ассимиляции». Присутствие французского государства на Корсике характеризуется явным бессилием перед местными обычаями. Среди аргументов, наиболее часто выдвигаемых с целью обоснования необходимости разрыва между Корсикой и континентальной Францией, фигурирует утверждение о «неподъемности» для национального бюджета финансовых средств, выделяемых на поддержку острову.
В результате территориально-административной реформы 1964 года Корсика была механически присоединена к региону Прованс—Лазурный Берег, что не принесло ей никаких реальных экономических выгод и вновь противостояние дошло до терактов. Корсиканские сепаратисты требовали уже не широкой автономии, а полной независимости. На первый план вышел Корсиканский фронт национального освобождения, который приступил к вооружённому сопротивлению французским властям, усилившим репрессии. Теракты захлестнули остров, усталость от которых вывела на сцену местные политические организации, предпочитавшие бороться за самоопределение острова мирными средствами, включая образованное в 1980 году Корсиканское движение за самоопределение. В корсиканском национальном движении стала доминировать борьба регионалистов за автономию. Но борьбу против «колонизации» острова продолжил радикальный Фронт национального освобождения Корсики, организовавший в 1991 году серию терактов, покушения и убийства. Осуществлялись взрывы принадлежащей «чужакам» собственности. На Корсике активизация сепаратистского движения каждый раз идет по сицилийскому мафиозному образцу, старому закона кланов в вопросах землепользования, собственности, кровной мести за оскорбления. Насилие является весомым методом борьбы за свои права. Географически остров находится в два раза ближе к Италии (83 км), чем к Франции.
В результате компромисса Корсика обрела в 1991 году автономный статус. Простое упоминание в законе о «корсиканском народе» противоречило бы Конституции, согласно которой население республики представляет собой единый французский народ. В итоге эта статья была принята в следующей формулировке: «Французская Республика гарантирует корсиканскому народу — составной части французского народа — право на сохранение его культурных особенностей и на защиту его специфических социальных и экономических интересов, если они не наносят ущерба национальному единству и целостности Франции». Автономный статус Корсики по сравнению с традиционными регионами Франции дает лишь ограниченные полномочия территориальной власти, но создает возможности для модернизации экономики.
На какое-то время на острове насилие прекратилось, но начались разборки в рядах националистов. Их движение грешит мафиозным уклоном, вкладываемые в корсиканскую экономику государственные средства используются неэффективно и часто просто разворовываются. В период с 1993 по 1996 год остров пережил глубокий экономический спад, который стал следствием его чрезмерной зависимости от индустрии туризма, усугубленной девальвацией итальянской лиры, безработица увеличилась с 9 до 16 %. «Специальная инвестиционная программа» (2002), рассчитанная на 15 лет, должна была способствовать преодолению отсталости в области развития инфраструктуры и логистики. Несмотря на заявленный объём финансирования, превышающий 2 млрд. евро, в полной мере решить поставленную задачу не удалось.
Очередной взрыв насилия заставлял французскую власть в первую очередь увеличивать субсидии и дотации, чтобы купить спокойствие корсиканцев. Но жители острова теряли последнее уважение к Французской Республике. Ее все больше рассматривали как «дойную корову». Следует учитывать особенности менталитета корсиканцев. Трагическая история острова сформировала закрытое, жесткое, не чуждающееся насилия общество, вместе с тем очень чувствительное к любой несправедливости.
Франция, вместо распространения на остров своих ценностей и установок, продолжает эксплуатировать его как колонию. При этом очевидно, что Корсика не в состоянии модернизировать свою экономику и интегрироваться в Европейский союз без Франции. «Решение «корсиканской проблемы» видится в нахождении механизмов реинтеграции Корсики в единое политическое, правовое, культурное и социально-экономическое пространство Французской Республики при уважении к национально-региональной специфике острова»2. На региональных выборах 2017 года на острове уверенно и ожидаемо победили националисты (сепаратистская коалиция «За Корсику»). Они уже с 2015 года находятся у власти, и их работа признана успешной.
После неудачного провозглашения независимости Каталонии, к корсиканскому сепаратизму повысилось внимание. Каталония с мощной экономикой и населением в 7,5 млн. человек нечета бедному средиземноморскому острову, на котором проживает не более 300 тысяч человек. Но как пишут в СМИ, с национальным самосознанием у обеих «К» полный порядок. За их плечами не одно столетие борьбы за независимость. Каталония ведет свою «родословную» со времён Арагонского королевства 12 века.
А Корсика начала свою борьбу за независимость с начала 14 века, когда остров входил в Генуэзскую республику. Средневековая Корсика славилась пиратами и невольничьими рынками. в В 1786 году слабеющая Генуэзская республика отдала за «долги» строптивый остров Франции. После этого начался у корсиканцев новый этап борьбы за независимость. В начале 20 века на Корсике появляется националистическая Партия корсиканского действия, неоднократно меняющая название, и другие националистические организации. При этом французам никак не удавалось договориться с корсиканцами.
Каталония в отличие от Корсики пошла политическим путем. С 17 века Каталония объявляла независимость уже в пятый раз с известным нулевым результатом. Местный парламент в конце октября 2017 года принял декларацию о независимости. Но из-за отсутствия у местных лидеров политической воли, а может быть наличия трусости, самоопределение не состоялось. Испанские власти распустили каталонский парламент, но на внеочередных выборах вновь победили сторонник независимости.
Один из важных лозунгов сторонников независимости Каталонии – «мы кормим всю Испанию» (доля региона в ВВП Испании – 19%), а Корсика — дотационный остров. Победители на местных выборах требуют лишь о расширении автономии острова, сохраняя в запасе радикальный сепаратизм. Как пишут СМИ, Корсика продолжит дрейфовать от Франции, но выпадать из Евросоюза не собирается3.
Яхтенный поход на родину Наполеона под итальянским флагом
Остров Эльба. Порто-Феррайро. Порто-Азурро
Наполеон Бонапарт. Император средиземноморского острова
Анатолий Демидов. Меценат, временно женатый на племяннице Наполеона
Корсика. Французский остров с корсиканской душой
Корсика. Бедный «остров Красоты» в объятьях сепаратизма
Корсика. Бастия. Экономическая и торговая столица Корсики
Остров Эльба. Марчиана Марина
1 Константин Пузырев Корсиканский сепаратизм. — Свободная мысль, 2013. http://svom.info/entry/181-stiq5ppqy851mawi9fpbftu-mx3sww6n5d1qilr/
2 Константин Пузырев Корсиканский сепаратизм. — Свободная мысль, 2013. http://svom.info/entry/181-stiq5ppqy851mawi9fpbftu-mx3sww6n5d1qilr/
3 Сергей Осипов Сепаратизм по-каталонски и по-корсикански. В Европе продолжается парад суверенитетов. 20.12.2017. — http://www.stoletie.ru/politika/separatizm_po-katalonski_i_po-korsikanski_480.htm
«Геополитика сверхдержав»