Обсудить статью в дискуссионном клубе
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Владимир Дергачев 09.01.2016
Самым слабым звеном новой геополитической архитектуры мира является Восточная Европа во главе с Россией, пронизанная радиацией атеизма. Для будущего региона наибольшую опасность представляет не международный терроризм, а гремучая смесь рыночного (неолиберального) и религиозного фундаментализма, зараженного вирусом радикального национализма.
В переходную эпоху глобальной нестабильности сохраняется опасность дальнейшего развала постсоветского геополитического пространства. Геополитической нестабильности в Восточной Европе способствует эгоизм великих держав, думающих о своих стратегических интересах. Главной целью европейской геополитики США всегда было не допустить союза России и Германии. У Соединённых Штатов нет национальных, в том числе исторических, социокультурных, экономических, религиозных интересов в Восточной Европе. Их главная геополитическая задача — создание антирусских государств с американскими марионетками во главе. Чтобы не допустить «имперского» евразийского возрождения России после самоубийства Советского Союза, и провальных «цветных революций» осуществляется цивилизационный отрыв Украины от России.
Великие державы, преследующие свои геополитические цели, поставили новые независимые государства (Украину, Молдову и Грузию) перед жестким выбором Или/Или между евроинтеграцией (зоной свободной торговли с ЕС) и евразийской интеграцией (ЕАЭС). Тогда как в европейской практике имеются процветающие государства, которые в своем внешнеполитическом и экономическом выборе исходят в первую очередь из своих национальных интересов. Например, лучшая в мире страна для жизни человека (по классификации Программы ООН по человеческому развитию) — Норвегия — не является членом Евросоюза, но пользуется всеми эконмическими привилегиями Брюсселя. Даже при поддержке других скандинавских стран вошла в Шенгенскую зону.
Европейский Союз, испытавший в 90-е годы «головокружение от успехов», не смог реализовать широко рекламируемые обещания и крупномасштабные проекты по евроинтеграции новых членов из бывшего социалистического лагеря. В результате между Западной Европой и Россией образовалась обширная «серая зона» формирующейся новой мировой периферии, грозящей стать очередным эпицентром мирового конфликта. Под видом «Восточного партнёрства» создается антироссийский «санитарный кордон» в Восточной Европе.
Усиливающаяся «партия» евроскептиков не приведет в обозримом будущем к распаду Европейского Союза, но окончательно остановит продвижение на Восток, включая «европейский выбор» Украины. Дальнейшее расширение ЕС будет ограничено также дефицитом финансовых ресурсов, необходимостью «переварить» тылы на Балканах.
В Восточной Европе усиливается роль Китайской Народной Республики. Эта сверхдержава входит в регион как мировой геоэкономический игрок. Здесь создаётся важный плацдарм суперпроекта «Экономический пояс Шёлкового пути» в мирном наступлении на Европейский Союз. Будут созданы крупные транспортно-логистические центры в Белоруссии и России, включая Крым.
Евразийский экономический союз формируется в содружестве с китайским суперпроектом. Таким образом, Восточная Европа во главе с Россией не уходит в глубины Евразии, а становится транзитным регионом на рубежах Запада и Востока.
Отказавшись от коммунистической идеологии, власти восточноевропейских стран предложили своим народам примитивные политтехнологии, имитирующие действительность. Новые независимые государства должны найти силы для преодоления хронической болезни в стремлении стать частью богатого «пуза» Запада (Европы). Необходимо помнить, что в основе Евросоюза другая цивилизация. Поэтому по своей природе аморальна попытка отказаться от «почвы», своих цивилизационных корней, чтобы претендовать на место с края пока еще богатого чужого «корыта».
В Восточной Европе происходит постепенная утрата доверия к европейским демократическим ценностям, которые под предлогом политкорректности и толерантности все чаще приходят в противоречие с христианскими ценностями и используются в качестве булыжника в борьбе за расширение потребительского рынка.
При геополитической трансформации Восточной Европы в постсоветском пространстве вскрылись исторические страты, в том числе «сейсмически» активная геополитическая зона на рубежах цивилизаций — Великой Евразийской степи и Черноморья. Здесь региональным индикатором процессов геополитической трансформации является историческая область Новороссия с Крымом. От обстановки в этом регионе будет зависеть будущее Восточной Европы и украинской государственности.
В учебники по геополитике Украина войдёт как классический пример «разбазаренной независимости»1. За годы самостийности был успешно разрушен геополитический код страны и сформировалась фальшивая и продажная элита, ставящая свои шкурные интересы выше государственных. Благодаря самостийным патриотам («истинным украинцам»), ставшими марионетками США, Украина из субъекта стала объектом мировой политики. Бедная коррумпированная страна, не способная существовать без внешних заимствований, превратилась в житницу доморощенных олигархов, а Европейский Союз и США не спешат выписать «чек» за геополитический разворот Украины. Влиятельный американский журнал «Time» пишет: «Украина останется гноящейся раной, заражающей и европейскую, и через неё мировую экономику».
Братоубийственная война в Донбассе стала частью американской стратегии создания еще одной зоны «управляемого» хаоса в битве за Евразийский континент на западных рубежах Великой Евразийской степи. Соединённые Штаты, как правило, присваивают марионеткам, пропитанным русофобией, звание последних оплотов демократии, и разрешает за лояльность подворовывать народное добро.
Одним из главных Ответов на Вызовы Запада (включая НАТО), перешедшего «красную черту» в продвижении на восток Европы для переформатирования «неправильных» государств, стала «реконкиста» пограничников Евразии в Донбассе (Новороссии), включая православных и мусульман. Это начало длительной освободительной борьбы против агрессии слабеющего Запада (западного христианства), которое будет определять ближайшее будущее.
Чтобы не допустить создание «горячего» фронта, необходим межцивилизационный диалог; западноевропейской и восточноевропейской традиций. Кроме того, евразийская Россия имеет многовековой опыт взаимодействия христианского (православного) и мусульманского мира. Это может способствовать совместным усилиям с Западной Европой по выработки межцивилизационной модели взаимодействия Запада и Востока.
Европейская безопасность может быть обеспечена новой биполярной геополитической конфигурации континента с двумя полюсами (Евросоюз и Россия). Это станет возможным при стратегическом союзе высокотехнологичной Германии и богатой ресурсами России.
Главным гарантом безопасности в Восточной Европе остаётся Российская Федерация. От стабильной России зависит, в значительной степени, будущее новых независимых восточноевропейских государств, территории которых сформировались в советском /российском геополитическом пространстве.
В обозримом будущем наиболее приемлемой является геополитическая архитектура, исходящая из триады – Западная Европа, Восточная Европа и Туран, учитывающая особенности западно-христианской, православной и мусульманской (тюркской) цивилизаций.
Как уже отмечали христианские пророки, путь социального прогресса проходит не в реальном географическом пространстве, а через души людей. Этот путь проходит через совесть.
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности.
На главных фронтах
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Раскалённые рубежи Европы. Три горячих фронта Европы
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Российская «имперская» геополитика
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Первая мировая религиозная война
1 Владимир Дергачев Анатомия растранжиренной независимости. — Международный журнал «Мир перемен», 2014, №4.
«Геополитика сверхдержав»