Обсудить статью в дискуссионном клубе
Забытый гул великих империй Южных морей
Владимир Дергачев
https://incomartour.com.ua/mediafiles/images/places/20180115000911/borobudur%20(13).jpg
В связи с глобальной геополитической трансформацией заканчивается мировая история евроцентризма. Завершилась эпоха западной экспансии в Юго-Восточную Азию. И под разрушенным геополитическим колониальным «стратом» вскрылись исторические геополитические и геоэкономические «страты». В геополитике региона за последние полтора тысячелетия борьбу за лидерство в Южных морях вели средневековые государства Шривиджая и Маджапахит, Китайская империя, мусульманский султанат Малакка, султанат Джохор, Британская и Японская империи, Соединенные Штаты и Сингапур. Каждый пятисотлетний геоэкономический цикл символизирует торговые коммуникационные полюса: Кедах, Шривиджая (10 век), Малакка (15 век), Сингапур (20 век). Сегодня вновь наступает Великий час Южных морей, в основе которого китайский суперпроект Шелкового пути («Один путь – одна дорога»).
По теме: Мировые полюса пассионарности
***
В конце 7 века в Юго-Восточной Азии появилась могучая морская держава Шривиджая, просуществовавшая шесть веков (название на санскрите означает блистательная победа). Столица Палембанг занимала выгодное положение в удобной гавани на острове Суматра. Во время наивысшего расцвета в 9 -11 века она стала самым могучим государством Юго-Восточной Азии, обладавшим мощным флотом и огромными богатствами. Шривиджая владела островом Суматра, западной частью острова Явы, Малайским полуостровом и частью острова Калимантан (Борнео). Морская империя обладала торговой монополией в Малаккском и Зондском проливах. Города-государства Малаккского полуострова стали вассалами Шривиджаи, а Кедах – её северной столицей и крупнейшим портом. Для западной исторической науки Шривиджая была открыта лишь в начале двадцатого столетия.
Главной причиной возникновения морской державы было оживление международной торговли, пришедшей на смену упадку и исчезновения Римской и Ханьской империй. Лидирующая роль в торговле с Китаем, объединённым в 618 году династией Тан, перешла к персидским купцам, а затем арабам, особенно в эпоху Багдадского халифата. Поднебесная империя активизировала внешнюю торговлю в Южных морях, так как евразийский караванный путь был блокирован кочевниками1.
Торговые пути 12 века в Юго-Восточной Азии. Оранжевым цветом выделена Шривиджая.
Через Малаккский пролив, который называли морским шелковым путем, шла активная торговля тканями, драгоценными камнями, слонами и слоновой костью, серебром, камфорой, ценными породами дерева, пряностями и благовониями.
Особенно важным для морской державы было приобретение Западной Явы, населенной коренным индонезийским народом оранг-лаут (морские люди), занимавшимся пиратством и владевшим мощным флотом. Именно яванская династия, пришедшая к власти в результате династического брака, привела Шривиджаю к процветанию. Стремясь получить торговые выгоды, Шривиджая через посольство признала формальную зависимость от китайских императоров династии Сун, а в 905 году местный правитель лично явился к китайскому двору и получил титул «Генерала, усмиряющего дальние земли».
За господство в Южных морях и Малайском архипелаге, контроль морских торговых путей из Юго-Восточной в Восточную Азию шла ожесточённая борьба Шривиджаи с яванским (пиратским) государством Матарам, существовавшим с 732 по 1043 годы. В результате военных конфликтов Матарам потерпел поражение, страна распалась на несколько княжеств. Кроме того, в 1006 году Матарам серьёзно пострадал от извержения крупнейшего на острове Ява вулкана Мерапи. До наших дней в память об этой державе сохранился буддийский храмовый комплекс Боробудур, возведенный между 750 и 850 годами. Победив грозного соперника, Шривиджая превратилась и в мировой центр буддизма.
Боробудур, расположенный на острове Ява в 40 км к северо-западу от города Джокьякарта включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО и стал местом массового паломничества туристов. Буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс Боробудур ( «буддийский храм на горе»). можно рассматривать как огромную книгу для паломников. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса они знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения.
https://incomartour.com.ua/mediafiles/images/places/20180115000911/borobudur%20(35).jpg
В 1178 году китайский географ-путешественник отмечал, что из всех богатых и зарубежных земель выделялись земли арабов, Явы и Шривиджаи. Но вечных держав не существует. В торговое соперничество на морских путях вступила южноиндийская империя Чолов. Это имело роковые последствия для Шривиджаи в результате нападения в 11 веке индийского флота. Чолы захватили временно часть приморской территории, создав конкуренцию в торговле. Было ограблено 14 гаваней, и торговля с Китаем приостановилась. Кроме того, в 12 веке китайцы значительно увеличили торговый флот, и составили тем самым конкуренцию малайской морской торговле. Распад Шривиджаи был вызван и стремлением к независимости вассальных царств и развитием неконтролируемого пиратства. В начале 13 века у Шривиджаи оставалось в подчинении 15 вассальных царств. Но в 1292 году, когда Суматру посетил Марко Поло, великая морская держава уже распалась на восемь отдельных княжеств. В 14 веке после падения империи Малайский полуостров был поделен между Сиамом (ныне Таиландом), Камбоджой и яванской империей Маджапахит.
***
В 1292 году монголо-китайские войска высадились на Яву, чтобы отомстить за оскорблённых послов хана Хубилая, но в результате мятежа были изгнаны с острова местным правителем Виджая. Затем он построил новую столицу и основал государство Маджапахит. Началось постепенное объединение островов Малайского архипелага. В результате жестокой борьба за централизацию государства в 1331 году были подавлены последние мятежи феодалов, проведена законодательная и земельная реформа. Плодородная земля стала принадлежать государству, власть упорядочила налоговую эксплуатацию крестьян, разработала новую систему наделения землёй служащих феодалов.
Яванская империя Маджапахит подчинила значительную часть Малайского архипелага (современной Индонезии). Гегемония Шривиджаи завершилась. В 1377 году яванские войска заняли Палембанг, а в 1414 году местный мятежный принц вместе с многочисленными жителями Суматры бежал на Малаккский полуостров, где принял ислам и основал государство Малакка (глаз солнца). По мере роста могущества и влияния Малакки, земли бывшей Шривиджаи оказались в вассальной зависимости от более сильных соседей. В центральных областях бывшей империи вновь образовались пиратские базы.
В середине 14 веке происходит расцвет Маджапахита, главной целью которого было восстановление индонезийской империи в былых границах королевства Сингасари. В период наибольшего могущества границы Маджапахита простирались от Малаккского пролива до Западного Ириана, империи платили дань многочисленные портовые города-государства. Войны внутри архипелага практически прекратились, что способствовало экономическому подъему.
Яванская империя поддерживала дипломатические связи с Китаем, Чампой, Камбоджей, Вьетнамом и Сиамом. Это был золотой век Индонезии. Экономика империи процветала за счет контроля морских путей и международной торговли. Маджапахит был центром транзитной морской торговли между Китаем, Индией и Ближним Востоком. Империя экспортировала ценные породы деревьев, олово, пряности и рис. Кроме собранной дани и поборов, вывозились также батик, медная и бронзовая посуда, циновки, парча, украшения, произведения искусства и яванские кинжалы. На восточном побережье Явы было множество солеварен, которые снабжали империю солью.
В результате объединения разных народностей в Яванской империи Маджапахит произошло смешение религий: шиваизм сосуществовал с буддизмом и местными верованиями, верховным богом считалось синкретическое божество Шива-Будда. На захваченных территориях императоры Маджапахита не проводили репрессивной политики, а требовали лишь регулярной выплаты дани. Порядок на всей обширной территории поддерживался с помощью многочисленного флота.
Напоминанием о прошлом служит история острова Бали в Малайском архипелаге, в группе Малых Зондских островов. В настоящее время Бали посещает свыше 4 млн. туристов. Это индуистский остров в мусульманской стране. Большинство балийцев исповедует местную разновидность индуизма, и гордятся своими религиозными традициями. Местное население в значительной мере настроено против ислама, видя в этой религии угрозу их древней культуре. В этом негативную роль сыграли несколько крупных терактов, совершённых исламистами.
Великий Маджапахит стал последней державой на архипелаге в Юго-Восточной Азии, перед тем как в 16 веке туда пришли европейские торговцы и колонизаторы. Среди данников империи были правители Молуккскими островов или Островов пряностей, из-за которых в 17 – 18 столетия развернется борьба между европейскими колонизаторами (португальцами, голландцами, британцами). Голландцы даже отдали в Новом Свете остров Манхеттан британцам в обмен на крошечный остров Рун в Малайском архипелаге. Отсюда они осуществляли контроль над производством мускатного ореха в группе островов Банда. Во время Войны специй погибло около 6 тыс. островитян.
***
Бирманская империя. Средневековая бирманская держава Паган (1044 — 1287 годы) впервые подчинила всю территорию современной Мьянмы. Здесь зародились бирманская письменность, искусство, архитектура и литература. Одноимённая столица Паган была построена на сухом плато вдоль восточного берега реки Иравади. Большинство храмовых сооружений воздвигнуто в период 11 - 13 веков. Со временем столица была превращена с помощью монахов из Шри-Ланки в культовый центр учения буддизма Тхеравады, ставшей государственной религией. Паган стал центром науки, религии и культуры, одним из крупнейших городов мира.
Конец 13 век был критическим в истории Индокитая, когда рухнула Кхмерская империя, а первое общебирманское государство Паган пало под ударом монголо-китайской империи Юань. Культовая столица была разграблена, золотые пагоды ободраны, многочисленные религиозные реликвии украдены. В 1284 году Центральная Бирма стала китайской провинцией.
Освободительная война завершилась полным изгнанием монголо-китайских агрессоров, а власть сосредоточилась в руках могущественных феодалов — трех шанских братьев, контролирующих основные хлеборобные районы Бирмы2.
Руины бывшей столицы Паган (40 га) находятся в 145 км к юго-западу от Мандалая. В настоящее время на месте древнего города создана археологическая зона с тысячами пагод, храмов, ступ и монастырей. Несмотря на неоспоримую культурно-историческую значимость, ЮНЕСКО не смогло объявить Паган объектом всемирного наследия по политическим причинам.
http://vmireinteresnogo.com/wp-content/uploads/2015/05/321628442_77c87799d2_b.jpg
В Южной Бирме в 7 – 8 веках существовали монские города-государства, расширившие свои территории за счет плодородной долины Ситауна и дельты Иравади. Моны (смесь пришельцев из Индии и прапредков тайцев) имели посольство в Поднебесной, где правила династия Тан. К 10 веку моны освоили долину реки Чаусхе, ставшей главной рисовой житницей (2 – 3 урожая риса в год). Это позволило им создать экономический фундамент для объединённого государства. Вторым центром союза городов-государств стал приморский Пегу. Главной функцией державы была морская торговля на международных путях. В 11 веке государство монов завоёвано державой Паган.
После монгольского нашествия и разгрома Пагана в 1287 году в Южной Бирме царство Мон вновь обрело независимость. В 1568 году разгорелся очередной бирмано-сиамский конфликт, началась третья война между соседними враждующими странами. Столица Сиама Аюттхая была подвергнута полному разграблению. Значительная часть феодальной верхушки и многие рядовые сиамцы были угнаны в плен, в городе осталось менее 10 тыс. жителей. Шедшая на помощь тайцам 30-тысячная армия лаосского короля с тысячью боевых слонов была разгромлена.
Бирманская империя к середине 70-х годов 16 века после победы над Сиамом (Аюттхаи) простиралась от границ Индии до границ с Вьетнамом. Во второй половине 16 века великолепие монской столицы Пегу поражало иностранцев, крыши некоторых усадьб местной знати были покрыты золотыми листами. Империя обладала огромной морской и сухопутной военной мощью, а многие подданные владели значительным состоянием, включая золото и серебро.
Сегодня в Южной Бирме в Янгоне (ранее Рангун), крупнейшем городе (7 млн. жителей) и бывшей столицы Мьянмы можно увидеть важнейший религиозный средневековый памятник — пагоду (98-метровую позолоченную ступу) Шведагон (15 век). Это самая почитаемая в Бирме пагода по преданию содержит реликвии четырёх Будд.
***
Внук Чингисхана, монгольский хан Хубилай (1215 —1294) стал основателем монгольского государства Юань, в состав которого входил Китай. В процессе междоусобной войны Хубилай в 1260 году перенес столицу Монгольской империи из Каракорума в местность у бывшей столицы чжурчжэней Чжунду («Средняя столица»), переименованной в Даду (Главная столица»), или Ханбалык (позже Пекин).
По теме: Маньчжурские империи. На геополитических рубежах пяти Великих океанов
Главною целью по вступлению Хубилая на престол стало завоевание Южного Китай и низвержение Сунской династии, чего он добивался, сочетая военные действия с дипломатией в отношении китайских купцов и населения. В 1275 году монгольское войско перешло Янцзы и овладело городами в долине реки, включая Нанкин. В следующем году пала столица Сунской империи — Ханчжоу. Окончательно сунские войска были разгромлены в 1279 году после падения Кантона и поражения китайского флота в Ямыньской морской битве, в которой погиб последний император династии Сун. Монгольский хан Хубилай основал новую китайскую династию Юань со столицей в Ханбалыке.
В 1300 году в Поднебесной проживало 90 млн. человек или 18 % населения Земли. Монголы подчинили своей власти и соседние с Китаем страны: Бирму, Камбоджу и Корею, но попытки вторжения в Японию и Вьетнам кончились полнейшей неудачей. С 30-х годов 14 века одряхлевшая монголо-китайская династия Юань перестала вмешиваться в дела Юго-Восточной Азии. С конца века императоры новой китайской династии Мин стремились дипломатическим путем продолжить экспансию в Юго-Восточную Азию и убедить местных монархов подчиниться Поднебесной, «которая с древних времен простирала свой надзор над всем, что лежит между Небом и Землей, что освещается солнцем и луной».
***
Средневековая самодостаточная Индия не была великой морской державой, так как не нуждалась в колонизации и экспансии. Главным экспортным товаром южноиндийской культуры была религия. Не индийские «конкистадоры» огнем и мечом завоевывали новые земли, а священнослужители, сопровождаемые художниками и архитекторами, воздвигли величественные храмы Ангкора в Камбодже и Боробудур на Яве. В Южных морях с китайскими торговыми судами в Индию плыли буддийские монахи.
Но борьбу за души людей в Юго-Восточной Азии успешно ведет ислам. Буддизм хинаянского толка в сочетании с элементами индуизма и имевший тысячелетнюю историю в Малайе был вытеснен исламом. Это невероятное обстоятельство историки объясняют рядом причин. Ислам, высоко поднявший статус купцов, нашел благодатную почву в торговом государстве Малакка. Ислам так же стал политическим знаменем Малайи в борьбе с ханаянским Сиамом. Ислам как сильная религия с мужским доминированием и проповедованием братства и уверенности в своих силах идеально подходила для местных торговцев.
***
С доисторических времен Индокитайский полуостров населяли мон-кхмерские народы, пришедшие, возможно, из Индонезии и Полинезии. Эти народы в средневековье находились на очень высокой стадии развития. Империя Камбуджадеша, Кхмерская или Ангкорская империя (9 – 13 века) — одно из величайших и могущественных феодальных государств Азии, существовавшее в средневековье на территории современной Камбоджи, Вьетнама, Таиланда и Лаоса. В 12 веке империя с интенсивным крупным светским и духовным землевладением стала самым могущественным государством Индокитая. С запада на восток она простиралась от границ Пагана (Бирмы) до побережья современного Южного Вьетнама, а на юге занимала перешеек Кра на полуострове Малакка. По своим масштабам она была сопоставима с Поднебесной (Сунской империей).
Возросшая на индийской культуре Империя кхмеров просуществовала почти 500 лет, прежде чем, неожиданно рухнула не только под натисками врагов и междоусобиц. Захват сиамскими войсками в 1431 году кхмерской священной столицы Ангкора, в конце концов, вынудил кхмеров перенести столицу вглубь страны. В результаты военных действий была разрушена ирригационная сеть, произошло понижение уровня реки Ангкор на 2,5 метра. Житница страны, дававшая до 3 урожаев в год, превратилась в бесплодную местность. Ангкор пришёл в запустение и был вновь открыт только в 19 веке.
И сегодня еще существует множество белых пятен в загадочной истории Кхмерской империи. Крупномасштабные археологические изыскания пока не ведутся, а из письменных источников иностранцев сохранились единственные заметки китайского путешественника 13 века.
Гигантский градостроительный комплекс Ангкор, расположенный в камбоджийской провинции Сиемреап, является одним из важнейших археологических памятников мира. В настоящее время исторический заповедник Ангкор с храмовыми комплексами Анкор-Тхом и Анкор-Ват включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ангкор-Ват — одно из крупнейших из когда-либо созданных культовых сооружений мира. В древнем мире и средневековье в Восточной Азии кроме Ангкора выделялись размерами Киото и Гуанчжоу. Императорская столица Киото насчитывала полмиллиона жителей. Гуанчжоу — родина шелка, бумаги и фарфора — на протяжении тысячелетия оставался крупнейшим городом Китая.
По теме:
Великая Кхмерская империя, поглощённая джунглями, царством змей и обезьян
Кхмерская империя. Ангкор. Крупнейший город мира доиндустриальной эпохи
***
Сиамские империи. В 7 – 3 веках до н.э. на территории современного Таиланда обитали австралийско-азиатские племена, умевшие выращивать рис раньше китайцев, выплавлять бронзу и расписывать керамику изящными узорами раньше месопотамцев. Колыбелью Сиама по аналогии с долиной Нила стала Менамская низменность, через которую протекает главная тайская река Чаупхрая (Менам).
И сегодня эта река — главная житница Таиланда. Местные плантации риса дают до 3 урожаев в год. Здесь проживает большая часть населения страны и расположена современная столица — Бангкок. От слияния двух своих основных притоков Пинг (590 км) и Нан (627 км) у города Накхонсаван Чаупхрая протекает 372 км в южном направлении и впадает в Сиамский залив, образуя обширную дельту.
В 1 веке новой эры в плодородной долине реки Чаупхрая появляются буддийские города-государства, созданные монами. В средневековье здесь правили кхмеры, пока в 1238 году тайцы не добились независимости. Они основали сиамское королевство Сукхотай (предшественницы современного Таиланда), ставшее могущественной державой, влияние которой простиралось на юг Таиланда, а также на часть Лаоса и Бирмы. Оно поддерживало торговые связи с монгольско-китайской династией Юань. Во время наибольшего расцвета королевства (1279—1298) был разработан тайский алфавит, а буддизм стал государственной религией королевства.
Границы Сиама (Аюттхаи) в период нависшего расцвета на рубеже 17 века. |
Приемником королевства Сукхотай стало королевство Аюттхая, основанное в 1350 году. Государство тайцев заимствует у кхмеров принцип божественности короля. В 1431 году сиамские войска захватили Ангкор (священный кхмерский город). Из столицы Кхмерской империи в Сиам было угнана кхмерская верхушка (брахманы, чиновники, юристы и т.п.).
После многолетней войны Аюттхая аннексирует королевство Сукхотай. Столица на реке Чаупхрая становится одним из крупнейших и богатейших городов средневековья. Многие законодательные акты державы в трансформированном виде лежат в основе государственности современного Таиланда. Весь север Таиланд занимало государство Ланна («миллион рисовых полей») со столицей Чиангмай. Королевство Аюттхая воевало с Ланна, затем с Бирмой, войска которой, в конце концов, разграбили Аюттхая.
Внешняя политика королевства Аюттхая (Сиам) была направлена к продвижению на запад к побережью Индийского океана (Андаманскому морю) и на юг к Малаккскому проливу. Цель экспансии — установление контроля над торговыми путями из Индии в Китай. Но созданию многонациональной империи и господству в Индокитае помешало яванское государство Маждапахит, вмешавшееся в борьбу за проливы.
Сиам установил тесные контакты с китайской династией Мин, и купцы получили право беспошлинной торговли в Поднебесной — крупнейшей торговой державой мира.
В 18 веке Сиам страдает от грабительских набегов бирманцев, которые были прекращены королём, китайцем по отцу Таксином (1734 — 1782). При нем столица была перенесена из разрушенной Аюттхаи в Тхонбури. Король со временем начал проявлять признаки религиозного фанатизма на грани помешательства, провозгласил себя новым Буддой. В результате заговора был казнен и к власти взошел Рама I из новой королевской династии Чакри, правящей до настоящего временим. При Раме V Сиам окончательно отстоял свою независимость от Великобритании и Франции, стал единственной страной в Юго-Восточной Азии, избежавшей колонизации. Правда, страна была вынуждена оставить три южные провинции, ставшие частью британской Малайзии.
|
Подробно:
Сиамская империя Аюттхая
Сиам. Аюттхая. Голова Будды, явившаяся миру через века
***
Великий средневековый час Южных морей. Вторая половине 14 и 15 века были периодом небывалого расцвета Юго-Восточной Азии. В результате международной торговли между Индией и Китаем наступил Великий час Южных морей. Благодаря благоприятной розе муссонных ветров индийские купцы приплывали в Малайзию с юго-западными, а китайские купцы – с северо-восточными ветрами. Они встречались на берегах Малаккского пролива и с изменением направления ветров возвращались назад. Достигают вершины могущества Сиам, Маджапахит (Ява) и позже Вьетнам и Малакка.
Государства Южных морей в XIV-XVI века. Источник: Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия в XIII-XVI веках. — М.: Наука, 1982.
Уступив на четыре столетия мировое первенство столице Арабского Халифата — Багдаду, а затем кхмерскому Ангкору, Китайская империя вновь выходит в лидеры более чем на пять веков. В 15 столетии Китай становится крупнейшей торговой державой мира. После непродолжительного периода в свертывании внешней торговли, морские походы китайцев приняли неслыханные ранее масштабы. Китайцы первыми оценили стратегическое и торговое значение Маллаки, расположенной на побережье одноименного пролива. В 1409 году китайский флот, возглавляемый адмиралом Чжэн Хэ, прибыл в гавань Маллаки, чтобы взять под контроль торговлю в Южных морях и Индийском океане. В первой половине 15 века Малакка становится центральной базой китайского флота. Китайские эскадры численностью в несколько десятков тысяч человек отсюда ходили к берегам Филиппин и к побережью Африки. Но в 1436 году китайский император принимает роковое для будущего Поднебесной решение о запрещении морских походов и строительства кораблей. Китайцы покинул гавань Маллаки, правитель которой стал сотрудничать с арабскими (мусульманскими) купцами. Ислам как сильная религия с мужским доминированием и проповедованием братства и уверенности в своих силах идеально подходила для местных торговцев.
***
Кхмерская, Бирманская и Сиамская империи в разное время доминировали в Индокитае. Символом их геополитической мощи являлось обладание Изумрудным Буддой. В настоящее время буддийский храм Ват Пхра Кео или Храм Изумрудного Будды — самое священное место Таиланда. Внутри храма хранится знаменитое изображение Будды (статуя высотой в 66 см. из цельного нефрита — минерала зеленого цвета). Согласно одной из легенд статуя была найдена в 1436 году в одном из храмов Чианграя, города на севере Таиланда. Молния ударила в статую Изумрудного Будды, освободив её от гипсовой оболочки. В исторических трудах излагается другая версия. В 1594 году тайская армия Аюттхаи (Сиама) взяла штурмом новую столицу Кампучии — Ловек, воздвигнутую на правом берегу Меконга. Были уничтожены огромные королевские архивы кхмеров, увезена главная буддийская святыня — Изумрудный Будда, которая теперь хранится в монастыре в Бангкоке.
Великие империи Индокитая с блистательными многолюдными столицами стали возможны благодаря плодородию земли, дававшей до 3 урожаев риса в год. В полудикой средневековой Европе таких условий не было для расцвета земледельческой цивилизации. Но природные санкции (ограничения) способствовали зарождению более активной человеческой энергии, заставили европейцев думать, и в результате промышленной революции Европа стала мировым лидером.
Литература:
Э.О. Берзин Юго-Восточная Азия в XIII-XVI веках. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982.
В.А. Тюрин История Малайзии. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980.
Забытый гул великих империй Южных морей
Южные моря. Великий морской поход Поднебесной
Великая Кхмерская империя, поглощённая джунглями, царством змей и обезьян
Сиамская империя Аюттхая
Эпоха колониальных «приключений» европейцев в Южных морях
Геополитическая трансформация государств Южных морей
Великий час Поднебесной (КНР) в Южных морях
1 В.А. Тюрин История Малайзии. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980.
2 Различаются тайцы (малые таи) и тайскоязычные племена шаны (большие таи).
«Геополитика сверхдержав»