Обсудить статью в дискуссионном клубе
Великая Кхмерская империя, поглощённая джунглями, царством змей и обезьян
Владимир Дергачев
© Sodacan https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/59/ Royal_Standard_of_the_King_of_Cambodia.svg.png
В детстве автор неоднократно смотрел в деревенском клубе трофейные голливудские фильмы о Тарзане, снятые по бестселлерам американского писателя Эдгарда Берроуза «Тарзан и запретный город» (1913), «Тарзан и потерянная империя» (1927), «Тарзан и город золота» (1930). Фильмы произвели большое впечатление на детский ум. Представить, что современный мегаполис, например Нью-Йорк, поглотят джунгли, было неправдоподобно. Для этого требовалось исключительное воображение. Это же не пылинка. Поэтому увиденное кино воспринималось как красивая сказка. Затем я узнал, что был на Земле в джунглях Индокитая священный город Ангкор — Нью-Йорк раннего средневековья, первый по численности населения, культуре и богатству в доиндустриальную эпоху. А затем жители покинули его, и джунгли поглотили потерянный город. И не только этот город ушел в небытие. Сколько блистательных столиц и городов, взошедших на мировой олимп процветания и богатства, поглотило время. В евроцентричной истории человечества акцент делался на древний Ближний Восток и долгое время за «бортом» оказывались другие цивилизации Азии и Нового Света.
В студенческие и аспирантские годы в Московском университете я продолжил знакомство с литературой и в историко-географической кандидатской диссертации даже упомянул о причинах гибели священного Ангкора. В книгах, посвящённых истории Юго-Восточной Азии, я узнал, что существовало созвездие великих городов средневековья. В раннюю эпоху колониализма, которую из-за «политкорректности» на Западе называют эпохой приключений, началось порабощение местных народов с разрушением их самобытной культуры.
С доисторических времен Индокитайский полуостров населяли мон-кхмерские народы, пришедшие, возможно, из Индонезии и Полинезии. Эти народы в средневековье находились на очень высокой стадии развития.
Империя Камбуджадеша, Кхмерская или Ангкорская империя (9 – 13 века) — одно из величайших и могущественных феодальных государств Азии, существовавшее в средневековье на территории современной Камбоджи, Вьетнама, Таиланда и Лаоса. В 12 веке империя с интенсивным крупным светским и духовным землевладением стала самым могущественным государством Индокитая. С запада на восток она простиралась от границ Пагана (Бирмы) до побережья современного Южного Вьетнама, а на юге занимала перешеек Кра на полуострове Малакка. По своим масштабам она была сопоставима с Поднебесной (Сунской империей).
Возросшая на индийской культуре империя кхмеров просуществовала почти 500 лет, прежде чем, неожиданно рухнула не только под натисками врагов и междоусобиц. И сегодня еще существует множество белых пятен в её загадочной истории. Крупномасштабные археологические изыскания пока не ведутся, а из письменных источников иностранцев сохранились единственные заметки китайского путешественника 13 века.
Основателем Кхмерской империи считается Джаяварман II (годы правления 805 —850 гг. н. э.). О нем известно немного из надписи, оставленной кхмерами в 1052 году на стеле храма Сдоккактхом, расположенного ныне в Таиланде в 34 км к северо-востоку от тайско-камбоджийской границы. До его завоеваний страна не имела центральной власти и находилась в состоянии междоусобной феодальной раздробленности. Объединительные походы начались с юго-востока современной Камбоджи. На некоторое время Джаяварман обосновался в кхмерском городе-государстве Прей Нокор (впоследствии вьетнамский Сайгон/Хошимин), затем продолжил завоевания и дошёл до равнины Ангкора, где у священного плато Кулен и было провозглашено независимое объединённое государство кхмеров. Здесь в основанном им городе Харихаралайя (одна из 4-х столиц Кхмерской империи, ныне Ролуох), император умер в 850 году. Ему было присвоено посмертное имя Парамешвара (в индуизме «Верховный правитель», «Бог-Отец-и-Мать»).
Однако фактически объединение разрозненных кхмерских княжеств завершилось при следующих королях (императорах). Этому способствовало высокое плодородие земель вокруг столицы (2-3 урожая риса в год). Важную роль в формировании государственности сыграло также распространявшееся из приморских районов вглубь полуострова влияние индийской цивилизации.
***
Главным достижением императора Яшоварман I (889—917) стал перенос столицы из Харихаралайя в Яшодхарапуру («Святой или Главный город», современный Ангкор). Император строил новую столицу ударными темпами, потому что его дворец в Харихаралайя был сожжен и уничтожен во время борьбы за власть. Старая столица была переполнена храмами, построенными предыдущими королями. Но чтобы новый правитель мог процветать, он должен построить свой собственный храм, который становился мавзолеем после его смерти. Кроме того, у новой столицы улучшалось транспортно-географическое положение. Она стала ближе к судоходной реке Сиемреап и находилась на полпути между священным плато Кулен (Пномкулен) и судоходной рекой Тонлесап. Император построил дороги, соединившие старую и новую столицу, а так же около сотни монастырей. Индуистские храмы, в том числе и Ангкор-Ват, построены как символическая репрезентация священной в космологии индуизма и буддизма горы Меру (центр всех материальных вселенных). Центром Яшодхарапуру становится естественный холм, на котором воздвигается храм Пном Бакхенг («Центральная храм-гора»).
Король продолжил сооружение бараев — искусственных водоемов, рукотворных «водохранилищ». Бараи были не только образцом гидротехнических сооружений кхмеров, но имели глубокий сакральный смысл для монархов, гарантирующих путем распределения воды продолжение жизни на земле кхмеров, что подтверждало божественную сущность правителя. Если сооружённые кхмерами храмовые комплексы являлись моделью Вселенной в центре со священной горой Меру, то окружающие их водохранилища (бараи) выполняли не только ирригационные функции, но и олицетворяли вселенский Океан. В новой кхмерской столице был сооружен огромный новый Восточная Барай, который в восемь раз по площади превосходил предыдущий Западный Барай (примерно 3 метра глубиной и вмещал 37,2 млн. кубометров воды). Водохранилища имели прямоугольные формы размером 8×2,4 и 7,5×1,8 километров соответственно.
***
Годы мира чередовались бесконечными феодальными войнами. На востоке у берегов Южно-Китайского моря располагалась богатое торговое государство Тьямпа (Чампа, Центральный Вьетнам), с которым кхмеры вели войну с переменным успехом. В 1177 году тьямский флот неожиданно поднялся по Меконгу, Тонлесапу и Большому Озеру (кхмерскому морю), вошёл в реку Сиемреап, осадил и взял кхмерскую столицу Яшодхарапуру (Ангкор), но быстро её покинул. В результате войны с Чампой кхмерская столица Яшодхарапур сильно пострадала, и король Джаяварман VII заложил вблизи крепость Ангкор-Тхом («великая столица»), ставшую новым центром столицы Кхмерской империи с 12 века до первой половины 15 века. В новой столице, просуществовавшей почти пять столетий, расположены многие великие и знаменитые религиозные памятники кхмерской культуры, включая Ангкор-Ват.
Наивысшего расцвета Империя достигла в 12 веке, когда включала современные территории Вьетнама, Камбоджи, Таиланда и Лаоса. Кхмерам подчинялась большая часть Индокитая с 802 года н. э. по 1431 год н. э.
Кхмерская империя представляла собой неограниченную форму деспотии, при которой всевластный монарх являлся не «помазанником божьим», а лично верховным богом. Культ бога-царя способствовал слиянию духовенства и чиновничества, что привело к созданию феодального государства редкой прочности и мощи. Оно смогло расшириться до масштабов полиэтнической многовековой империи, одной из величайших в Азии.
Какая цементирующая идеология была в основе кхмерского общества? Во время поездок в страны Юго-Восточной Азии я обратил внимание, что, несмотря на формальную политическую структуризацию по западному образцу на правые и левые партии с либеральной или коммунистической идеологией, я не заметил, чтобы местные партайгеноссе упорно штудировали труды классиков.
Основным божеством средневекового кхмерского государства был Шива, а символом мощи – Линга. К счастью, тогда не знали, что символом мощи являются идеологические учения либерализма или марксизма-ленинизма.
Информация для размышления. В Кхмерской империи не отрицали значение военно-политической мощи, но и не преувеличивали роль абстрактной идеологии. Линга — в древнеиндийской мифологии и некоторых течениях индуизма символ божественной производящей силы. Наибольшее распространение получил в шиваизме, как поклонение Лингаму (символу Шивы) и женскому символу Йони. Считается, что их единый образ символизирует неделимое мужское и женское начало, от соединения которого исходит жизнь. Чтобы избежать ненужной политкорректности и религиозного тумана нужно назвать символы своим именами. Лингам представляет собой эрегированный пенис, или фаллос. Истоки его почитания восходят к распространённому во многих древних культурах культу оплодотворяющей силы. И в индуизме в нём активно почитаются как мужское, оплодотворяющее, начало, так и женское, порождающее. На санскрите мужской половой орган (лингам) в грубом переводе означает Жезл света, источник и проводник творческой энергии и удовольствия. Йони обозначает влагалище, матку, «чрево», «место рождения». В индуизме йони олицетворяет женское воспринимающее пассивное начало, выступающее как противоположность активному мужскому началу (лингаму). Поэтому одни из первых из известных храмов кхмерской империи был посвящен королевской линги.
И сегодня одной из главных достопримечательностей камбоджийской провинции Сиемреап, где расположен Ангкор, является Река Тысячи Лингам у подножья священного плато Кулен. Вдоль реки Вы увидите множество фигур Йони и Лингам, расположившихся на дне. На берегу этой горной неширокой реки средневековые кхмеры выточили на скальном дне множество лингамов – эротических символов, символов плодородия, силы и удачи. Река считается священной, приносящей здоровье и силы, тем, кто искупается в ней, соблюдая все ритуалы (как река Иордан на Ближнем Востоке). Можно сказать, что по количеству изображения Лингам в Кхмерской империи было сопоставимо с многочисленными портретами и статуями классиков (идолов) марксизма-ленинизма в Советском Союзе.
https://excursio.com/upload/resize_cache/user.gid/eef/710_5000_1/p_710x422_eef8e7b6f99de81e5d3198560675e3f5.jpg
Кхмерская империя просуществовала несколько столетий (500 лет) благодаря преодолению догматизма в религии и политике (для сравнения, Советская империя из-за идеологического догматизма лопнула как мыльный пузырь через 70 лет). Кхмерские правители для эффективной организации феодального общества осуществили успешную религиозную реформу. Государству потребовалась более массовая религия с «демократической» философией. Для власти это диктовалось стремлением удержать в подчинение эксплуатируемое население. Такой религией в период последнего расцвета империи стал буддизм махаямы, а затем — теравады. Эта самая консервативная школа буддизма, достижения состояния, полностью свободного от всех загрязнений и заблуждений. По сравнению с махаяной для неё характерно применение рационалистического подхода и сравнительная простота ритуала. С 13 века буддизм в форме теравады на века стал государственной религией кхмеров. В современном мире насчитывается порядка 100 млн. последователей теравады. Она стала основным видом буддизма в США и широко распространилась в Европе.
Краткая информация к сведению. Будда в своих проповедях обращался к разным категориям слушателей и, следовательно, каждый раз по-разному излагал свое учение. Индийский буддизм и позднее не достиг догматического и организационного единства. Десятки различных религиозно-философских школ, проповедовавших буддизм, по-своему толковали его идеи. Наиболее крупные направления в буддизме—хинаяна и махаяна — отразили внутреннюю борьбу различных тенденций, которая не прекращалась все долгие годы существования этой религии.
Хинаяна — резко выраженный монашеский буддизм. Строго говоря, получить религиозное спасение, согласно учению хинаяны, может только тот, кто практически порвал все семейные, имущественные, вообще мирские связи, ушел от треволнений обычной земной жизни в уединение монашеского бытия. В своих исходных положениях и выводах махаяна сходна с ранним буддизмом. Принципиально новым становится в ней значительное «расширение» пути спасения, что последнее становится доступным не только монахам, но и любому мирянину. Это позволило буддизму стать первой по времени возникновения мировой религией, значительно расширить этнические и географические рамки его распространения.
***
Новая столица Яшодхарапура (Ангкор) была заложена в центре западного густонаселённого аграрного района или хлебной (рисовой) житницы кхмерских земель. Отсюда правители длительное время черпали экономические и людские ресурсы для строительства империи. Столица выполняла функции распределения воды путем строительства гигантских искусственных озер (Восточный Барай) и множества других, а так же самотечных каналов. Феодалы из других кхмерских земель не располагали соответствующими ресурсами и не смогли стать лидерами империи.
Население Ангкора в период расцвета достигало от нескольких сотен тысяч до миллиона жителей. Символом могущества стало сооружение величественнейшего гигантского храмового комплекса Ангкор-Ват, посвященного богу Вишну. До настоящего времени храм, воздвигнутый по проекту индийских архитекторов в начале 12 века, является самым крупным культовым сооружением на Земле. Изначально храмовый комплекс в Ангкоре был посвящен индуистским богам, но впоследствии стал буддистским. Ангкор-Ват повторяет очертания священной для индуистов и буддистов горы Меру. Башни храма символизируют вершины горы, а стены и рвы — скалы и моря.
В кхмерских «Королевских хрониках» сохранились воспоминания первых европейцев (португальцев) о столице Кхмерской империи. Ангкор произвел на португальцев впечатление «самого красивого, прекрасно оборудованного для жизни и самого чистого города в мире». Особенно средневековых европейцев восхищала городская система водоснабжения.
Фотография Владимира Дергачева
Столица Кхмерской империи была расположена на западе Камбоджийской равнины, где образуется средневековый природный транспортный коридор между плато Кулени и Кардамоновыми горами. По природному коридору шла активная международная торговля и интенсивный информационный обмен между западом и востоком Индокитая. Но по этому пути, благоприятному для прохождения средневековых танков (боевых слонов), вторгались и захватчики.
Камбоджийская равнина, ограниченная на западе хребтом Кравань (Кардамоновых гор), достигающих высоты 1813 м, на севере — уступом плато Кулен, на востоке — Чыонгшон, к юго-западу — хребтом Элефан, находится главным образом на территории Камбоджи. Площадь равнины составляет около 200 тыс. км². Равнина сложена преимущественно аллювиальными и озёрными рыхлыми отложениями Меконга и его многочисленных притоков. Здесь находится самое крупное в Индокитае озеро Тонлесап. Климат субэкваториальный, муссонный; господствуют редколесья и саванны, возникшие после сведения лесов, местами луга и болота. Камбоджийская равнина — главная хлебная (рисовая) житница страны и густо населена.
Небольшое гористое плато Кулен средней высоты простирается на 40 км в направлении с северо-запада на юго-восток и расположено в 48 км к северу от Сиемреапа. Самая высокая точка — 487 м. Плато сформировано из песчаника и в средневековой империи здесь разрабатывались каменоломни. Плато Кулен является священной горой в Камбодже для индуистов и буддистов, осуществляющих сюда паломничество. Также горы имеют символическое значение для кхмеров как место рождения древней Кхмерской империи. Здесь в 802 году н. э. правитель Джаяварман II провозгласил себя кхмерским «королём-богом».
Кардамоновы горы (Кравань) протянулись на 350 км вдоль побережья Сиамского залива. Гора Ораль (1813 м) является и высшей горной вершиной Камбоджи. Горы Кравань покрыты в основном труднопроходимыми тропическими дождевыми лесами. Имеются месторождения драгоценных камней. Из-за труднопроходимости, долгое время в горах располагались базы «красных кхмеров».
Озеро Тонлесап кхмеры называют «Камбоджийским внутренним морем», а еще сердцем Камбоджи потому, что его увеличение и уменьшение в размерах во время приливов и отливов визуально напоминает сокращение сердца. А многочисленные каналы и реки, которые вытекают из озера и питают большую часть рисовых полей Камбоджи, напоминают кровеносную систему. Это самый большой пресноводный водоем Индокитая. На протяжении большей части года озеро сравнительно невелико (около 2,7 тыс. км²) и имеет не более метра глубины. Однако во время сезона дождей воды реки Тонлесап, вытекающей из озера и впадающей в Меконг, поворачивают вспять, в результате чего площадь озера в августе и сентябре достигает 16 тыс. км² (это всего в три раза меньше площади Московской области), а глубина — 9 метров, и оно затопляет окрестные поля и леса. Благодаря этому создаются хорошие условия для воспроизводства рыбы. Озеро Тонлесап — один из наиболее рыбопродуктивных пресноводных водоемов мира. Кроме того, после схода воды на окрестных землях оседает плодородный ил, существенно улучшая условия для сельского хозяйства. На озере живут люди, причём непосредственно на воде. В плавучих деревнях селятся преимущественно нелегалы, в основном вьетнамцы. Численность озерного населения оценивается от 100 тыс. до миллиона и более человек. Нелегалам по камбоджийским законам запрещено селиться на земле.
Природный коридор между западом и востоком Индокитая соединяет Камбоджийскую равнину с не менее плодородной Менамской низменности, большей частью расположенной в бассейне реки Менам (Чаупхрая). В этой главной житнице Таиланда (Сиама) так же собирают до 3 урожаев риса в год. Это природная колыбель тайцев, где в средневековье блистала своим великолепием Аюттхая (один из крупнейших городов мира), а сегодня расположен Бангкок, крупнейший город Индокитая. По этому пути шла оживлённая торговля, сменяющая войнами между кхмерами и тайцами.
***
При короле Сурьявармане II (1113—1150) Кхмерская империя ведёт разорительные войны против соседних монских государств в долине Менама и также против государства Тьямпа (Центральный Вьетнам). Территория Империи достигает наибольших размеров. Близ столицы воздвигается памятник камбоджийской архитектуры — храм Ангкор-Ват.
Поход кхмеров на Тямпу. Рельеф из Ангкор-Вата
©Manfred Werner - User:Tsui. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5b/Bayon_Angkor_Relief1.jpg
С середины 12 века империя, истощённая непрерывными войнами и огромными масштабами строительства, постепенно приходит в упадок. В течение 2-й половины 13 столетия её постоянно теснят с запада тайцы (Аюттайская империя). В 1353 году кхмерскую столицу Яшодхарапура впервые захватили тайцы. В 1432 году после очередного набега тайцев и временной оккупации Ангкора, город был заброшен, а столица перенесена в Пномпень. Лишь в 1860 году руины буддийских храмов Ангкора были открыты для западного мира. В первой половине 15 века происходит окончательный экономический упадок Кхмерской империи (Кампучии) и к 16 веку она прекращает своё существование.
Продолжаются поиски возможных причин падения могучей Кхмерской империи. Храмовое строительство в гигантских масштабах требовало эксплуатации сотни тысяч крестьян, что вызывало многочисленные протесты. В результате ширилось народное движение буддизма хинаямы против государственного культа индуизма и буддизма махаяны, выраженное в частности в непосильном храмовом строительстве. Эпидемия холеры привела к массовой гибели населения. Возросшая на индийской культуре империя кхмеров просуществовала почти пять столетий, прежде чем, неожиданно рухнула под натисками врагов и междоусобиц. Могущество Ангкора было подорвано не только затратными войнами, но и упадком главной аграрной житницы кхмеров. В результате военных действий и землетрясений были разрушены уникальные ирригационные сооружения вокруг Ангкора, происходило засоление нещадно эксплуатируемых почв. Произошло понижение уровня воды на 2,5 метра, почва в бывшей плодородной житнице страны, дававшей два-три урожая в год, стала бесплодной. Активизировался процесс латеризации почвы — превращения плодородных земель в латерит, когда под влиянием дождей в почву уходят растворенные минералы и поверхность становится каменисто-гладкой и в сухой сезон трескается под солнцем. Сказались и последствия катастрофических засух и сменявших их разрушительных тайфунов в период 1362-1392 и 1415-1440 гг.
Во время упадка империи институт монархии погиб вместе с организованной им гидротехнической системой. Бараи переставали чистить, они заболачивались, вода становилась не пригодной для питья, а из-за отсутствия протока стали размножаться малярийные комары. Разрушение ирригационной системы происходило и в результате мощных землетрясений. И со временем великолепный город поглотили джунгли, что трудно представить современному человеку.
Скорее всего, системный кризис привел к падению Ангкора, разграбленного врагом и покинутого правителями в средине 15 века. После гибели Кхмерской империи еще несколько столетий шла борьба народа за выживание. Перенос столицы или «центра тяжести» из беднеющей бывшей житницы был длительным и затянулся на столетие. Империя превращалась в моноэтническое кхмерское государство и новая столица перемещалась в центр кхмерских земель, в качеств которого выступал треугольник Ловек – Удонг – Пномпень к востоку от Большого Озера. Пномпень оставался королевской столицей в течение 73 года, затем он был покинут королями из-за междоусобной борьбы. Столица несколько раз перемещалась и находилась то в Срей Сантхоре, то в Поусате, то в Ловеке, то в Удонге.
В 1594 году тайская армия Аютии (Сиама) взяла штурмом новую кхмерскую столицу Ловек. Были уничтожены огромные королевские архивы кхмеров, увезена главная буддийская святыня — Изумрудный Будда, которая хранится в монастыре в Бангкоке. Но главной потерей были книги, вывезенные в Сиам. Как отмечают местные хронисты, тайцы украли у кхмеров многочисленные знания и стали благодаря этому сильными.
В эпоху колонизации, или как её из-за политкорректности в Европе называют эпохой приключений, Камбоджа в 1863 году стала протекторатом Франции. Только в 1866 году Пномпень стал постоянным местом нахождения королевской резиденции, правительства и столицей Камбоджи.
***
Великие империи Индокитая с блистательными многолюдными столицами стали возможны благодаря плодородию земли, дававшей до 3 урожаев риса в год. В полудикой средневековой Европе таких условий не было для расцвета земледельческой цивилизации. Но природные санкции (ограничения) способствовали зарождению более активной человеческой энергии, заставили европейцев думать, и в результате промышленной революции Европа стала мировым лидером.
Бирманская, Кампучийская и Сиамская империи в разное время доминировали в Индокитае. Символом их геополитической мощи являлось обладание Изумрудным Буддой. В настоящее время буддийский храм Ват Пхра Кео или Храм Изумрудного Будды — самое священное место Таиланда. Внутри храма хранится знаменитое изображение Будды (статуя высотой в 66 см. из цельного нефрита — минерала зеленого цвета).
Литература: История Кампучии. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1981.
Из серии
Имперская геополитика. Великий час мировых империй:
Древнеегипетская империя
Гибель империи фараонов и египетских Богов
Санторин. Воспоминания об Атлантиде
Санторин. Акротири. «Эгейские Помпеи». Древнейший город Европы
Минойская цивилизация между Европой и Азией
Виджаянагар. Великая империя, поглощённая царством обезьян
Кто напишет книгу «Цивилизации и Великие тектонические разломы»?
Великий час Южных морей (продолжение)
Камбоджа. Медленное возрождение после национальной трагедии
Великая Кхмерская империя, поглощённая джунглями, царством змей и обезьян
Кхмерская империя. Ангкор. Крупнейший город мира доиндустриальной эпохи
Камбоджа. Сиануквиль. Морские ворота и курорт страны
Камбоджа. Сиануквиль. Русский змеелов, спасающих кхмеров
Родные Нью-Васюки в Сиамском заливе и священный кхмерский водопад
Предыдущие публикации серии «Великий час Южных морей»:
Великий час Южных морей. Путешествие в Индокитай
Дубай. Арабский воздушный Дракон
Сингапур. Прагматизм диктатуры интеллектуального Дракона
Ли Куан Ю. Отец сингапурского «экономического чуда»
Сингапур. Морской Дракон на Великом Шелковом пути
Сингапур. Воздушный Дракон Чанги с закалдованным садом
Сингапур. Вид с высоты «космической лодки»
Сингапур. Раффлз-плейс. Деловой и финансовый центр страны
Сингапур. Исторический центр. Зеленый луг как символ непорочной демократии
Сингапур.Чайнатаун (Китайский квартал)
Сингапур. Отель у Арабского квартала. Виды из плавательного бассейна на крыше
Сингапур. Торговый Дракон. Фонтан Богатство. Метро
Сингапур. Стальные крылья зеленого Дракона
Круизный лайнер «Сапфирная принцесса»
Малайзия. Успешная страна, без скоропортящихся западных марионеток во власти
Махатхир Мохамад. Лидер Малайзии, не предавший народ ради собственной наживы
Северное Борнео. Малайзийский штат Сабах
Малайзия. Северное Борнео. Кота-Кинабалу. Столица штата Сабах
Северное Борнео. Визит к предку человека — орангутангу
Когда туристы-папуасы посетят умирающие деревни «братьев славян»?
Вьетнам. Успешная страна, где национальные интересы превыше всего
Вьетнам. Непобеждённая страна
Вьетнам. Дельта Меконга
Хошимин. Сайгон. «Париж Востока»
Хошимин лицом к Сайгону
Хошимин. Музей истории Вьетнама
«Геополитика сверхдержав»