Обсудить статью в дискуссионном клубе
Кхмерская империя. Ангкор. Крупнейший город мира доиндустриальной эпохи
Владимир Дергачев
http://www.wantseeproject.com/wp-content/uploads/2015/10/Angkor_wat.jpg
Ангкор-Ват является одним из крупнейших из когда-либо созданных культовых сооружений мира. Индуистский храмовый комплекс сооружен в первой половине 12 века во время правления короля Сурьявармана II.
Гигантский градостроительный комплекс Ангкор, расположенный в камбоджийской провинции Сиемреап, является одним из важнейших археологических памятников мира. В настоящее время исторический заповедник Ангкор с храмовыми комплексами Анкор-Тхом и Анкор-Ват включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ангкор-Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап, столицы одноимённой провинции Камбоджи, и представляет собой часть храмового комплекса, сооружённого в районе древней столицы государства кхмеров Яшодхарапура (Ангкор). Город в период расцвета занимал площадь свыше 1000 км², а население достигало от полумиллиона до миллиона жителей. Это был самый крупный город доиндустриальной эпохи.
Первоначально Ангкор-Ват был посвящен богу Вишну (верховного бога в одной из традиций индуизма), поклонником которого был основатель храма король Сурьяварман II (годы правления 1113—1150). В архитектуре воплощена мифология индуистского храма-горы, обиталища богов Меру. Храм состоит из трёх концентрических прямоугольных строений, высота которых увеличивается в направление к центру. Они по периметру окружены стеной 1,5×1,3 км и рвом с водой, длина которого составляет 3,6 км, а ширина — 190 м. Внутреннее сооружение содержит пять башен в форме лотоса; центральная башня возносится на 42 м над святилищем, общая же её высота от поверхности земли достигает 65 м.
В 15 веке Ангкор-Ват был заброшен. Храм окончательно открыт для европейской цивилизации в 1860 году, является символом национальной гордости кхмеров и изображён на государственном флаге и гербе Камбоджи.
Ангкор-Ват. Аэрофотоснимок. Хорошо виден ров с водой 190-метровой ширины.
http://s41.radikal.ru/i094/1309/e8/edf857fa3db3.jpg
Название «Ангкор» в переводе с санскритского языка означает «город», а по-кхмерски —«империя, королевство, страна, город, город-государство». Это название не историческое, а возникло позже, когда местность была покинута кхмерскими правителями. Но здесь всегда оставались жить люди, поэтому Ангкор долгое время сохранял значение важного экономического центра и крупного города. Слово «Ват» означает «место, где построен храм», относится к любому буддистскому монастырю, храму или пагоде. По-кхмерски название храма Ангкор-Ват трактуется как «город-храм», «городской храм» или даже «столичный храм».
Ангкор-Ват представляет собой блистательный образец архитектуры Кхмерской империи. Работы по строительству храма были закончены вскоре после смерти короля. При этом украшения некоторых из барельефов остались незавершёнными.
После 15 века Ангкор-Ват, в отличие от других храмов кхмерской столицы, не использовался, тем не менее, не был полностью заброшен, в нем всегда жили и живут монахи. Храмовый комплекс сохранён отчасти и благодаря рву, который предоставлял некоторую защиту от посягательств со стороны обитателей джунглей.
Первым из европейцев храм был посещён португальцем-негоциантом, путевые заметки которого увидели свет в 1550 году, а затем монахом Антониу да Мадаленом в 1586 году. В кхмерских Королевских хрониках сохранились воспоминания португальцев о столице Ангорской империи. Ангкор произвел на них впечатление «самого красивого, прекрасно оборудованного для жизни и самого чистого города в мире». Особенно средневековых европейцев восхищала городская система водоснабжения.
За несколько веков в храме начали «хозяйничать» джунгли.
http://earth-chronicles.ru/Publications_10/141/angkor-9.jpg
Но только в девятнадцатом столетии состоялось окончательно открытие Ангкора французским путешественником Анри Муо. Растиражированная история об открытии им заброшенного в джунглях древнего города — всего лишь красивая легенда. В 1858 году француз совершил из Бангкока четыре путешествия вглубь Сиама, Камбоджи и Лаоса. В январе 1860 года он достиг храмового комплекса Ангкор-Ват. Он описал этот визит, оставив подробнейшие записи о трёхнедельном пребывании и зарисовки, которые затем вошли в его посмертно изданную книгу. Умер Анри Муо в 1861 году от малярии, в своей четвёртой экспедиции по Лаосу, где и был похоронен. Первая фотография храма сделана французским фотографом в 1866 году.
В 70-е годы двадцатого столетия некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма «красных кхмеров». В 1992 году вместе с прочими сооружениями Ангкора храм был взят под эгиду ЮНЕСКО. Является главной туристической достопримечательностью Камбоджи.
Храм в стиле кхмерской архитектуры несёт также выраженные черты влияния индуистской культуры. Относится к типу «храм-гора», характерному для культовых сооружений Камбоджи. Кхмерские храмы не были местом собрания верующих, а служили местом обитания богов, и доступ в их центральные строения был открыт исключительно представителям религиозной и политической элиты. Ангкор-Ват отличает то, что он предназначался также для захоронения царей.
От входной башни к храму ведёт дорога, которую обрамляют парапеты со скульптурами семиглавых змей. Божественному брату Гаруды — многоголового змею Нагу в мифах древнего Индостана отводилась роль мудрого правителя подземного царства. Этот Нага в виде семиглавой кобры охранял покой медитирующего Будды. К тому же он считается символом воды. Поэтому скаты и коньки крыш буддийских храмов часто украшают скульптурами змей. Таким образом, верующие надеются спасти свои святыни от наводнений и других ненастий. Изображения Наги присутствуют на денежных знаках Таиланда, Камбоджи и Лаоса.
Камни, из которых сложено сооружение, чрезвычайно гладкие, почти как полированный мрамор. Кладка осуществлялась без раствора, при этом камни настолько плотно пригнаны друг к другу, что швы между ними иногда невозможно отыскать. Каменные блоки иногда не имеют никаких соединений и удерживаются только под тяжестью собственного веса. Предположительно, камни устанавливались на место с помощью слонов, которые служили подъёмной силой в блочном механизме. Для строительства комплекса использовано огромное количество песчаника, доставляемого из каменоломен на плато Кулен сплавом по реке Сиемреап.
Километры рельефа показывают сцены из индуистской мифологии, включая изображения единорогов, грифонов, крылатых драконов, везущих колесницы, отрядов воинов на боевых слонах, обворожительных танцовщиц (апсар). Стены галерей украшены более тысячью квадратных метров барельефов.
Апсары — персонажи индуизма и буддизма, отличаются своей неземной мистической, порой демонической красотой, даром соблазнения и искусством танца. Их отличает красивый наряд и множество драгоценных украшений. Тем не менее, они управляли летающими колесницами и даже участвовали в битвах богов, в то же время в мифах их описывают вышедшими из вод (пены морской) первичного Мирового океана.
На трех ярусах обходных галерей храма Ангкор-Ват размещаются барельефы на темы индуистской мифологии. Стены второго яруса украшают около 2 тыс. фигур небесных дев (апсар).
http://russia-now.com/wp-content/uploads/2017/01/5-1.jpg
Недавно камбоджийских археологов обнаружила прямо в центре комплекса участок с четырьмя печами для плавки железа, используемыми для расплавления руды. Сооружения относятся примерно к 9 веку. Открытие свидетельствует, что в кхмерской столице находилось металлургическое производство.
***
В 12 веке кхмерский король Джайярвармана VII решил увековечить свою божественную власть и материализовать духовность буддизма. По его приказу в центре Ангкор Тхом был возведен величественный буддийский храм Байон. Храм имеет три уровня и его окружают три стены. Основная часть декора храма — изображение бытовой и повседневной жизни кхмеров. Есть также глухая стена высотой в 4,5 метра, на которой изображены сцены победы короля над чамами в битве на озере Тонлесап.
В 1925 году храм распознан как буддийское святилище, в 1933 году в скважине фундамента нашли статую Будды, в чертах лица которого было внешние сходство с Джаяварманом VII. Она была отреставрирована и установлена на террасе. Сегодня издали храм может казаться всего лишь нагромождением скал, но его вид все равно ошеломляет.
Ангкор-Тхом
https://www.svietnamtravel.com/images/Destinations-Details/Siem-Reap/Angkor-Thom/Angkor-Thom-Siem%20Reap.jpg
Можно сказать, что Байон конкурирует с Ангкор-Ватом, но скрыт от взора джунглями. Байон остается одним из самых загадочных храмов Ангкора. Его символизм, оригинальная форма, а также внесенные позднее изменения так и не разгаданы до конца.
Байон был построен почти через 100 лет после Ангкор-Вата. Поскольку Байон был расположен в центре императорского города, то вполне возможно, что изначально он являлся храмом-горой, символизировавшим Гору Меру. Архитектурный размах и структура Байона говорит о величии во всех его проявлениях. Элементы храма гармонично дополняют друг друга, создавая сбалансированность храмовой архитектуры. Особенность Байона является отсутствие огораживающей стены. Защитой храма служила крепостная стена, окружающая город Ангкор-Тхом.
На первом уровне, по обеим сторонам восточной стороны галереи, находятся две библиотеки. На втором уровне в каждом углу расположены галереи, которые формируют крест. В каждом углу расположена башня и внутренний двор. Третий уровень с центральным святилищем является архитектурной доминантой храма. На вершине центрального святилища располагается знаменитая Золотая башня, которая определяла центр Королевства кхмеров и была окружена более чем двадцатью небольшими башнями и несколькими сотнями каменных палат.
Барельефы Байона расположены в двух галереях. Барельефы во внутренней галерее изображают мифические сцены, а барельефы во внешней галерее — различные стороны повседневной жизни кхмеров (рынки, рыболовство, праздники с петушиными боями и жонглерами), а также исторические сцены с битвами и торжественными процессиями. Убранство на колоннах перед входной башней с восточной стороны представляет собой изображения апсар, чаще всего это группа из трех апсар, танцующих на ложе из лотосов.
***
В древнем мире и средневековье в Восточной Азии кроме Ангкора выделялись размерами Киото и Гуанчжоу. Императорская столица Киото насчитывала полмиллиона жителей. Гуанчжоу — родина шелка, бумаги и фарфора — на протяжении тысячелетия оставался крупнейшим городом Китая. На рубеже первого и второго тысячелетия в Америке на полуострове Юкатан в государстве майя были построены великолепные города с гигантскими пирамидами. В Восточной Европе в «стране городов» во главе с Киевом приняли православие, благодаря которому распространились традиции византийской культуры и грамотность.
Уступив на четыре столетия мировое первенство столице Арабского Халифата — Багдаду, а затем кхмерскому Ангкору, Китайская империя вновь выходит в лидеры более чем на пять веков. В 13 веке мировым городом становится китайский Кайфын (династия Сун).
Великий час Южных морей (продолжение)
Камбоджа. Медленное возрождение после национальной трагедии
Великая Кхмерская империя, поглощённая джунглями, царством змей и обезьян
Кхмерская империя. Ангкор. Крупнейший город мира доиндустриальной эпохи
Камбоджа. Сиануквиль. Морские ворота и курорт страны
Камбоджа. Сиануквиль. Русский змеелов, спасающих кхмеров
Родные Нью-Васюки в Сиамском заливе и священный кхмерский водопад
Предыдущие публикации серии «Великий час Южных морей»:
Великий час Южных морей. Путешествие в Индокитай
Дубай. Арабский воздушный Дракон
Сингапур. Прагматизм диктатуры интеллектуального Дракона
Ли Куан Ю. Отец сингапурского «экономического чуда»
Сингапур. Морской Дракон на Великом Шелковом пути
Сингапур. Воздушный Дракон Чанги с закалдованным садом
Сингапур. Вид с высоты «космической лодки»
Сингапур. Раффлз-плейс. Деловой и финансовый центр страны
Сингапур. Исторический центр. Зеленый луг как символ непорочной демократии
Сингапур.Чайнатаун (Китайский квартал)
Сингапур. Отель у Арабского квартала. Виды из плавательного бассейна на крыше
Сингапур. Торговый Дракон. Фонтан Богатство. Метро
Сингапур. Стальные крылья зеленого Дракона
Круизный лайнер «Сапфирная принцесса»
Малайзия. Успешная страна, без скоропортящихся западных марионеток во власти
Махатхир Мохамад. Лидер Малайзии, не предавший народ ради собственной наживы
Северное Борнео. Малайзийский штат Сабах
Малайзия. Северное Борнео. Кота-Кинабалу. Столица штата Сабах
Северное Борнео. Визит к предку человека — орангутангу
Когда туристы-папуасы посетят умирающие деревни «братьев славян»?
Вьетнам. Успешная страна, где национальные интересы превыше всего
Вьетнам. Непобеждённая страна
Вьетнам. Дельта Меконга
Хошимин. Сайгон. «Париж Востока»
Хошимин лицом к Сайгону
Хошимин. Музей истории Вьетнама
«Геополитика сверхдержав»