Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Китайская стратегическая инициатива «Один пояс — один путь»
Владимир Дергачев
Участники форума высокого уровня «Один пояс — один путь» (Пекин, 14 – 15 мая 2017 года).
14-15 мая 2016 года в Пекине состоялся Международный форум высокого уровня «Один пояс — один путь». В работе форума приняли участие главы государств и другое высшее руководство 28 стран, Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций, директор-распорядитель Международного валютного фонда и президент Всемирного банка. Общее число участников форума превысило тысячу человек.
Среди глав государств: президент России Владимир Путин, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Беларуси Александр Лукашенко, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев.
В форуме приняли участие европейские лидеры: премьер-министр Италии Паоло Джентилони, премьер-министр Испании Мариано Рахой, президент Швейцарской Конфедерации Дорис Лойтхард, премьер-министр Греции Алексис Ципрас, президент Чехии Милош Земан, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, премьер-министр Польши Беата Шидло, премьер-министр Сербии Александр Вучич.
Широко были представлены азиатские лидеры (кроме вышеупомянутых) — премьер-министр Пакистана Наваз Шариф, президент Индонезии Джоко Видодо, президент Филиппин Родриго Дутерте, президент Вьетнама Тран Дай Куанг, президент Лаоса Боунханг Форачит, премьер-министр Камбоджи Хун Сен, премьер-министр Фиджи Вореке Баинимарама, премьер-министр Малайзии Наджиб Разак, премьер-министр Монголии Жаргальтулга Эрденбат, государственный советник Мьянмы Аун Сан Су Чжи, и премьер-министр Шри-Ланки Ранил Викремесингхе.
Латинскую Америку представляли президент Аргентины Маурисио Макри и президент Чили Мишель Бачелет, а Африку — президент Кении Ухуру Кениатта и премьер-министр Эфиопии Хайлемариам Дессалегн.
На форуме присутствовали делегации во главе с министром финансов Великобритании, министром экономики и энергетики Германии, генеральным секретарем Либерально-демократической партии Японии.
Лидеры Индии не принимали участие в форуме. Дели раздражает проект китайско-пакистанского транспортного коридора, затрагивающий спорную область Кашмир. Не было представителей Австралии, американском союзнике и активном торговом партнере Китая. Не были представлены лидеры ряда государств — марионеток США, хотя американская администрация поддержала китайскую инициативу «Один пояс – один путь». Её одобрил в телефонном разговоре с Председателем КПК только что избранный президент Республики Кореи. Украинскую делегацию на форуме возглавлял первый вице-премьер Украины и министр экономического развития и торговли Степан Кубива.
Форум стал мировым событием, на нем обсуждалось будущее огромного Евразийского континента – колыбели великий цивилизаций. Дух Шелкового пути воплощает мирное сотрудничество, открытость и толерантность, взаимопонимание и взаимную пользу. Заданы новые импульсы взаимовыгодного развития евразийских государств и народов. Китай, наращивая объемы региональных инвестиций, способствует росту внутреннего спроса и созданию новых рабочих мест и сокращению бедности.
Центральным событием Форума стал круглый стол с участием глав государств, на котором обсуждены проблемы укрепления и развития стратегического сопряжения, углубления отношений партнерства; продвижение делового сотрудничества, взаимодействие бизнеса, укрепление научных, общественных и культурных связей; разработки долгосрочных планов сотрудничества.
Концепция проекта «Один пояс — один путь» заключается в совместном развитии.
Следующий Форум высокого уровня по международному сотрудничеству «Пояса и пути» будет проведен в Китае в 2019 году.
***
Китайская стратегическая инициатива «Один пояс — один путь» объединяет два глобальных суперпроекта проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» (ЭПШП) и «Морской Шёлковый путь 21 века» на принципах открытого регионализма для евразийских государств от Великобритании до Китая. В далеком прошлом Великий Шелковый путь объединял евразийские народы, был гарантом мира и процветания.
Вторая экономическая сверхдержава мира Китайская Народная Республика (ВВП $11трлн., 2016) стала мировым лидером в международной торговле и главным претендентом доминирования на Евразийском континенте. Только ВВП китайской провинции Гуандун ($1,1 трлн.) сопоставим с российским показателем. За 2016 год объём китайской внешней торговли с Европой составил $540 млрд., с США — $514 млрд., тогда как с Россией — $69 млрд. В 2016 году Китай инвестировал за рубежом примерно в 170 странах мира свыше $173 млрд. (в два раз больше, чем три года назад). В геополитической стратегии Пекина «иди вовне» важнейшая роль отводится регионализации международных отношений и созданию коммуникационных коридоров.
На первом этапе экономических реформ китайская власть укрепила коммуникационный каркас Поднебесной — «надо укреплять корни, а не ветки». В ближайшем будущем Китай планирует вложить в развитие железнодорожный путей $ 300 млрд. Страна занимает первое место в мире по протяжённости высокоскоростных железных дорог (22 тыс. км в 2016 году), где предусмотрена скорость свыше 200 км в час и более. Скоростные железные дороги объединят все центры провинций и города с населением свыше 500 тыс. жителей, что составит более 90 % население страны1. Но у экономической сверхдержавы всего шесть магистральных железнодорожных выходов в соседние страны, столько же имеет Туркменистан.
После очередного этапа успешной реализации экономической политики, включая модернизацию коммуникационной сети страны, на XVIII съезде КПК к власти пришло новое поколения китайского руководства, объявившее впервые в новейшей истории о начале реализации международного суперпроекта, в котором Поднебесная выступает в качестве главного мирового игрока.
Пекин озвучил новый этап геополитической стратегии «идти вовне» с опорой на экономическую мощь и инвестиции2. В 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул стратегическую инициативу «Один пояс и один путь». Официальный орган компартии КНР газета «Жэньминь жибао», информационное агентство «Синьхуа», Китайская Академия общественных наук, Китайская Академия современных международных отношений (КАСМО) регулярно публикуют соответствующие материалы 3, на основе которых дана характеристика евразийского суперпроекта4.
Новый Шёлковый путь становится одним из фундаментов полицентрического геополитического мироустройства. ООН и другие международные организации одобрили китайскую инициативу. Цивилизационный суперпроект рассчитан на реализацию, сопряжённую с проектом «Возрождение китайской нации», с временными ориентирами «целей двух столетий» — столетия образования КПК (2021 год) и столетия образования КНР (2049 год).
В аналитическом сообществе часто по инерции ошибочно рассматривают возрождение Шёлкового пути как восточный аналог нереализованного проекта «Панъевропейских международных транспортных коридоров». Китайский суперпроект века имеет принципиальные отличия. Это не симметричный ответ «Чемберлену», а масштабный разносторонний суперпроект, о чем свидетельствуют заложенные в нем принципы.
Китайский суперпроект согласуется с логикой классической геополитики и формулы: «Кто владеет Евразией, тот владеет миром». Пекин справедливо считает, что Вашингтон с этой задачей не справился, и впервые за несколько десятилетий с начала китайских реформ нарушил табу на резкую критическую оценку внешнеполитических событий. Компартия КНР без излишней дипломатии дала приговор внешней политике мировому гегемону в Евразии: «Вашингтон злоупотребил своим статусом сверхдержавы и внёс в мир даже бо́льший хаос». Новый американский президент обещает приоритет внутренних проблем Америки. В условиях неопределенности в отношении глобальной роли США Китай видит шанс на усиление влияния на международной арене.
Согласно древней традиции, идеология китайского суперпроекта открывается внешнему миру постепенно через решение промежуточных внешнеполитических и экономических задач, чтобы, в конце концов, достигнуть генеральной геополитической цели — создание евразийской экономической зоны, включая зону свободной торговли. Китайский суперпроект с континентальной и морской составляющей (ЭПШП и Морской Шелковый путь) имеет глобальные масштабы, объединит Большое евразийское многомерное пространство, включая Китай, Центральную Азию, Восточную и Западную Европу, охватывающее свыше 65% населения, 75% энергетических ресурсов Земли и 40% мирового ВВП.
В глобальной геоэкономической трансформации на первое место выходит борьба за самый крупный и емкий в мире потребительский рынок Европы с население свыше 500 млн. человек. США предлагают усилить трансатлантические связи, а Китай — создать «Большую Евразию» от Лондона до Шанхая.
Многомерная инновационная китайская модель регионального сотрудничества позволит странам Евразии расширить геоэкономическое пространство для развития путем формирования следующих направлений (коридоров):
- транспортного,
- энергетического,
- торгового,
- информационного,
- научно-технического сотрудничества,
- аграрного освоения,
- туристического развития,
- безопасности и политического взаимодействия.
Участие в реализации стратегии добровольное и не зависит от политических предпочтений «кто не с нами, тот против нас». Предусмотрено снижение или полная ликвидация имеющихся торговых и инвестиционных барьеров на путях сотрудничества между участниками и создание современной транспортно-логистической системы, объединяющей Китай со всеми регионами Евразийского континента, с выходом на Западную Европу и Северную Африку, а так же подключение ЭПШП к китайскому проекту создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Идет согласование китайского проекта с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). На первом этапе планируется создание обширной зоны свободной торговли от северо-западных провинций Китая, Центральной Азии до Центральной и Восточной Европы, что создаст предпосылки для непосредственного выхода на рынки объединённой Европы.
Принципиальной особенностью стратегии суперпроекта является возможная вовлеченность в его реализацию развивающихся государств, испытывающих трудности от неолиберальной глобализации.
Китай берет на себя полную ответственность за реализацию суперпроекта. Поднебесная обладает огромными финансовыми ресурсами и возможностями предоставления льготных кредитов.
В ходе реализации проекта усиливается многостороннее сотрудничество в финансовой сфере, включая гармонизацию валютных систем на основе широкого использования практики расчета
в национальных валютах. В условиях нестабильности существующей мировой валютно-финансовой системы такое сотрудничество может существенно облегчить положение развивающихся государств.
В отличие от политики Евросоюза (Брюсселя), за интеграцию должен платить наиболее сильный участник, то есть Китай, который в частности берет на себя обязательства направлять свои инфраструктурные инвестиции в создании транспортно-логистических хабов. Инвестирование в инфраструктуру за рубежом объективно будет расширять экспортные рынки Китая, обеспечивать высокую отдачу от использования золотовалютных резервов и интернационализации китайской валюты. Вывод излишних китайских производственных мощностей в сопредельные государства смягчит актуальную проблему перепроизводства в Поднебесной.
С 2013 года, когда Китай выдвинул инициативу «Один пояс — один путь», уже 68 стран и международных организаций подписали с Китаем соглашения по проектам Шёлкового пути. Кроме того, развернуто сотрудничество по размещению производственных мощностей в 20 государствах.
Для финансирования евразийского суперпроекта по инициативе Китая созданы новые финансовые институты — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути.
В январе 2016 года в Пекине состоялась официальная церемония, посвящённая началу работы Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Это весомый шаг в «Великом походе» Шелкового пути и в ближайшем будущем АБИИ составит конкуренцию Всемирному банку. Этому способствовала и недальновидная политика США, ограничивающая роль Китай в принятии решений в Международном Валютном Фонде. Страной-организатором АБИИ выступает Китай, предлагающий сформировать половину капитала будущей организации. В настоящее время уставной капитал банка составляет $100 млрд., в том числе доля Китая — $29,8 млрд. или 26,6 % голосов. Индия (7,51% голосов) и Россия (5,93% голосов) так же оказались в тройке крупнейших владельцев голосов. При этом на важнейшие решения КНР имеет фактическое право вето. Странами-учредителями, подписавшими «Меморандум о взаимопонимании», стали 57 государств, расположенных вдоль «Пояса и пути» и находящиеся за его пределами. Несмотря на сопротивление США, Великобритания, Германия, Франция, Испания и Италия стали странами участниками этого финансового института.
В 2014 году создан «Фонд Шелкового пути» в размере $40 млрд. предназначенный содействию развития Китая и других стран-участниц суперпроекта. Учредителями Фонда являются Экспортно-импортный банк Китая (15% уставного фонда), 15% – Китайская инвестиционная корпорация (15%), Банк развития Китая (5%) и Государственная Администрация валютных поступлений (65%). Фонд является коммерческой организацией, нацеленной на получение прибыли. На средства фонда за $1,2 млрд. у российского ОАО «НОВАТЕК» приобретена миноритарная доля (9,9%) в проекте по сжижению природного газа на Ямале. За $2 млрд. Фонд приобрел Васильковское золотодобывающее предприятие в Казахстане. Таким образом, доминируют инвестиции в предприятия по добыче природных ресурсов на постсоветском пространстве. Фонд продолжает практику обмена китайских инвестиций (прежде всего кредитов) на природные ресурсы и долю рынка постсоветских государств.
Совокупные средства этих двух новых финансовых институтов сопоставимы с Всемирным банком и всего в два с половиной раза меньшим капитала Международного валютного фонда (МВФ). Как известно, политику западных финансовых институтов традиционно определяют Соединённые Штаты.
Важным финансовым источником проекта становится частный капитал. Пекин провел переговоры с потенциальными частными инвесторами и достигнуты предварительные договоренности об инвестировании в проекты ЭПШП до 2025 года до $8 трлн. На реализацию проекта мобилизована китайская банковская система, которая открывает специальные кредитные линии под конкретные проекты. Сотрудничество в финансовой сфере непрерывно углубляется, многие флагманские проекты уже реализуются.
Самым надежным из Китая в Евросоюз остаётся транспортный коридор через Россию или Россию, Казахстан и Белоруссию. С начала 2017 года из Китая в Европу отправилось свыше 1000 контейнерных поездов с экспортными товарами, которые идут через Россию, Казахстан и Белоруссию, в том числе прошел первый контейнерный поезд в Соединенное Королевство Великобритании. На южном направлении международного коридора Шёлкового пути в 2017 году будет введена в эксплуатацию новая железнодорожная линия Баку — Тбилиси — Карс (БТК), которая напрямую свяжет Баку с Турцией5 и сделает транспортировку китайских грузов в Турцию и Евросоюз более быстрой и рентабельной.
Новый Шёлковый путь будет проложен с одобрения Вашингтона или без него и вновь оживит древний торговый маршрут из Азии в Европу. Но Запад пока сдержанно относится к этому проекту, особенно руководство Евросоюза в отличие от лидеров стран Центральной и Восточной Европы.
Китай не стремится исключить Запад из евразийского суперпроекта и действует с целью улучшить взаимодействие в мире. Но Запад продолжает зарывать голову в песок, упрямо настаивая на «превосходстве» слабеющей экономики и не находит в себе силы признать, что экономический полюс смещается на Восток. Запад занимается самоизоляцией, и через десять лет будет вспоминать об этом со стыдом и огорчением6. Пекин открещивается от политической подоплеки и китаецентричности «Нового шелкового пути»7.
В суперпроектах Шёлкового пути Китай уделяет большое внимание информационно-коммуникационным технологиям. Китайская телекоммуникационная компания Huawei входит в тройку крупнейших производителей мобильных телефонов наряду с Apple и Samsung и постепенно расширяет свое влияние по всему миру.«Huawei we go» переводится «мы идем» и нет сомнений, что не остановится на достигнутых успехах.
Китай все в меньшей степени зависит от западных технологий, становится крупным импортером инноваций. Но пока около 90% китайского экспорта высокотехнологичной продукции в своей основе имеют иностранные разработки.
***
Пекин наряду с «Экономическим поясом Шёлкового пути» уделяет важное внимание проекту «Морского Шелкового пути». В 2016 году в КНР создана крупнейшая кораблестроительная корпорация и морской логистический гигант COSCO с четвертым по величине контейнерным флотом. Две крупнейшие компании Китая - COSCO и крупнейший государственный перевозчик China Shipping объединили активы. Образовался морской логистический гигант с активами стоимостью $93,6 млрд. это произошло на фоне значительных проблем в мировом кораблестроении и морских перевозках, Штаб-квартира новой корпорации находиться в Шанхае. Слияние преследует цель «создать глобального лидера в морских перевозках, интегрированной логистике и сопутствующих финансовых сервисах». До настоящего времени три западные компании контролировали 40% мирового рынка контейнерных перевозок, в то время как на Азию приходится 70% от мирового объема перевозок.
***
На полях форума «Один пояс — один путь». В центре снимка — Председатель КПК Си Цзиньпин с супругой Пэн Лиюань, популярной певицей народных песен в звании генерал-майора Народно-освободительной армии Китая. Слева — президент России Владимир Путин с премьер-министром Китая Ли Кэцяном, справа — президент Белоруссии Александр Лукашенко с младшим сыном-школьником Колей (12 лет).

Китайская стратегическая инициатива «Один пояс — один путь»
Китайская стратегия «Один пояс — один путь» на постсоветском пространстве и в Центрально-Восточной Европе
Другие публикации на Портале:
Великий Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Великий поход Шёлкового пути. Генеральные направления коммуникаций
Великий Морской Шёлковый путь. Бросок к Индийскому океану
Коммунистический «Шелковый путь» на Запад
«Золотая эра» китайско-британских отношений
1 CN-News.ru - Новости Китая http://cn-news.ru/industry/0027-kitai-zapuskaet-novuyu-skorostnuyu-zheleznuyu-dorogu.html
2 Владимир Дергачев Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века (Цикл статей). — http://dergachev.org/analit/The_Great_Silk_Road/index.html#.UwXJdc7M8g8
3 Например, в статье директора Института России Китайской академии современных международных отношений Фэн Юйцзюня «Экономический пояс Шелкового пути обладает глубоким смыслом» (http://russian.people.com.cn/95181/8519807.html) раскрываются основные положения проекта. Особенно активно обсуждаются различия в стратегиях Китая, США и России в Евразии.
4 Особая признательность за помощь Генеральному консульству КНР в Одессе.
5 WadeShepard Multiple Routes Between China And Europe Is Why The New Silk Road Is A Real Game Changer (Многочисленные маршруты между Китаем и Европой: почему новый Шелковый путь станет настоящим поворотным моментом). — Forbes, 17/04/2017. http://inosmi.ru/politic/20170418/239166335.html
6 Matthew Allen The Center of Economic Power Is Shifting Eastward — And the West Is in Total Denial (Центр мировой экономики смещается на Восток, а Запад ждёт изоляция). — http://russia-insider.com/en/center-economic-power-shifting-eastward-and-west-total-denial/ri19632. 25.04.2017
7 Бен Бланшар Китай зовет друзей поговорить о путях из Азии; Запад не спешит. — Thomson Reuters https://forbes.kz/news/2017/04/18/newsid_141680 18.04. 2017
«Геополитика сверхдержав»
