Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Китайская стратегия «Один пояс — один путь» на постсоветском пространстве и в Центрально-Восточной Европе
Владимир Дергачев

Китайский контейнеровоз компании China Ocean Shipping Company /COSCO/ подходит к причалу контейнерного терминала порта Пирей (Греция)
В китайской геополитике «идти во вне» главное направление определяется стратегической инициативой «Один пояс – один путь». Здесь важное место занимают постсоветское пространство и Центрально-Восточная Европа (бывшие страны социалистического лагеря). Европейский союз (Брюссель) оказался банкротом или лгал о своих инвестиционных возможностях в реализацию инфраструктурных проектов новых членов ЕС. Образовавшийся вакуум успешно заполняют инвестиции Поднебесной.
После 18 съезда Коммунистической партии Китая (2012) Председатель КНР Си Цзиньпин определил в китайской геополитике «идти вовне» приоритет «периферийной дипломатии», расширения связей Поднебесной с соседними странами, включая постсоветское пространство.
Реализация китайского суперпроекта затрагивает в первую очередь интересы Евразийского Экономического Союза. Заявления о необходимости сопряжения проектов ЕАЭС и ЭПШП пока вызывают больше вопросов. Российские ученые-экономисты обращают внимание на нереализованную идею Общеевропейского экономического пространства, принятую Россией и ЕС в 2003 году. ЕС настаивал на заимствовании Россией европейского законодательства, норм и регламентов, Россия же говорила о четырех свободах (свободном движении товаров, услуг, капиталов и граждан). И в случае с Китаем перспектива общего экономического пространства является сложной проблемой. Страны–члены ЕАЭС не готовы к созданию зоны свободной торговли с Китаем. На фоне вызывающих озабоченность тенденций в развитии ЕАЭС (снижения объемов взаимной торговли и ухудшения его структуры, сокращения российских ПИИ в ЕАЭС) пробуксовка многостороннего формата диалога о сопряжении может привести к усилению конкуренции внутри ЕАЭС, к размыванию евразийской интеграции, к поглощению ЕАЭС восточным соседом1.
Происходит рост зависимости экономик стран ЕАЭС от Китая через наращивание дисбалансов в торговле и увеличение внешнего долга. Члены ЕАЭС, кроме Казахстана имеют значительный отрицательный баланс в торговле с Китаем, в Киргизии он составляет свыше 90% внешнеторгового оборота, в Белоруссии – почти половину и в Армении – около трети. Бездействие ЕАЭС в вопросах реиндустриализации и развития производственной кооперации компенсируется переносом излишних китайских производственных мощностей в страны Центральной Азии с дешевой рабочей силой. При этом снижается нагрузка на экологию Поднебесной, и одновременно используются возможности потребительского рынка ЕАЭС без пошлин и других ограничений при предоставлении Китаем некоторых дополнительных льгот и уступок. С другой стороны, одной из важнейших проблем ЕАЭС является отсутствие евразийской континентальной стратегии и той деловой динамичной пассионарности, которое обладает современный Китай.
Неоспоримым лидером евразийского пространства становится Поднебесная, которая установила особые партнерские отношения с Беларусью и успешно реализует стратегию в отношении стран Центральной и Восточной Европы в формате «16 плюс 1».
В Беларуси китайский бизнес уже реализовал десятки инвестиционных проектов в энергетике, строительстве и в области высоких технологий. Важным проектом сотрудничества становится технопарк «Большой Камень». В гуманитарной сфере идет обмен студентами, развивается сотрудничество в области науки и туризма. Белорусские власти позиционируют страну как главный китайский форпост в Европе, чему благоприятствует положение страны между ЕС и Россией. В 2015 году Китай предоставил Беларуси около $700 млн. на развитие строительства и модернизацию местной инфраструктуры. Кроме того, около $300 млн. кредита выделено Банком развития Китая. В обмен на инвестиции, Беларусь поставляет очень важные для Китая калийные удобрения. Почвы Великой Китайской равнины истощены, и Поднебесная является самым большим потребителем калия в мире.
Грузия заинтересована участвовать в суперпроекте «Шёлкового пути», но одновременно отдаёт предпочтение американскому бизнесу. Примером является самый масштабный грузинский проект глубоководного порта Анаклия мощностью 100 млн. т. Его строительство планируется начать осенью 2017 года, и завершить первый этап в 2020 году. На строительство первого этапа будет выделено $586 млн. Осуществляет проект «Консорциум развития Анаклия» (читай, американский инвестиционный холдинг «Conti International»)2. Грузины отдали предпочтение американцам, а не китайцам. Не возникнут ли вместо мощного порта новые грузинские Нью-Васюки? Кто обеспечит грузами порт, если существующие черноморские паромные переправы работают не на полную мощность?
***
К 2020 году Пекин планирует увеличить товарооборот со странами Европейского Союза в два раза до $1 трлн. Для реализации этой цели Китай предложил странам Центральной и Восточной Европы инвестиционные инфраструктурные проекты по созданию транспортных магистралей, портов и логистических центров. ЦВЕ становится для Китая «инвестиционным преемником Африки».
КНР в рамках стратегического проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морской Шелковый путь» реализует формат «16+1» со странами Центрально-Восточной Европы.
В ходе четвертого саммита Central and East Europe + China (16+1), премьер-министр Китая Ли Кэцян объявил о планах двукратного увеличения инвестиций Китая в 16 европейских стран и внешнеторгового оборота с $45млрд. до $90 млрд. В результате это превысит товарооборот России и Китая, который в 2014 году составлял около $100 млрд. и в последующем упал из-за кризиса до $70 млрд.3
Страны Центральной и Восточной Европы испытывают дефицит инфраструктурных инвестиций из-за отсутствия у Брюсселя ранее обещанных капиталов. Этот образовавшийся вакуум заполняет Китай на взаимовыгодных условиях. ЦВЕ становится одним из важных плацдармов суперпроекта Шёлкового пути в направление к главному торговому партнеру Китая – Западной Европе с потребительским рынком в 500 млн. человек. Европейские государства, включая Великобританию, Грецию и страны ЦВЕ, подписали с Китаем десятки инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в сфере транспорта, торговли, возобновляемой энергетики, сельского хозяйства, туризма, науки и техники.
Контейнерные поезда уже ходят из Китая через Казахстан и Россию в страны Евросоюза. В целях создания «сухопутного и морского экспресса» между Европой и Азией, Китай реализует большое количество инфраструктурных транспортных проектов по строительству дорог, мостов, электростанций в Польше, Венгрии, Румынии, Хорватии. Пекин инвестирует в проект развития скоростной железной дороги Белград-Будапешт-Скопье-Афины и модернизацию крупного незамерзающего балтийского порта Клайпеда (Литва).
Китай инвестирует в гидроэнергетический сектор Албании, Черногории и Боснии и Герцеговины, сектор ветроэнергетики Македонии, Сербии и Хорватии. В 2014 году Китай подписал соглашение о строительстве крупной угольной электростанции в Румынии с объёмом инвестиций около $1 млрд., а также двух реакторов для единственной АЭС в Румынии в Черноводэ.
Страны Балкан и ЦВЕ являются крупным потенциальным рынком сбыта продукции китайской промышленности. Китай намеревается открыть заводы по производству оборудования и материалов для осуществления инфраструктурных проектов. Вместе с китайскими инвестициями на европейские рынки поступят многочисленные китайские товары. Торговые отношения с этими странами позволит Китаю обойти некоторые антидемпинговые законы ЕС и экспортировать продукцию непосредственно на самый емкий в мире потребительский рынок.
Проблема продовольственной безопасности исключительно актуальны для Китая — почвы Великой Китайской равнины серьезно истощены. Инвестиционные вложения Китая рассчитаны на возможность использования богатой аграрной продукции стран Балкан, Центральной и Восточной Европы для сокращения продовольственного дефицита Поднебесной.
Вынужденные переориентировать свою экспортную продукцию из России, восточноевропейские и балканские фермеры заключили договоры с Китаем на поставку молочных продуктов, фруктов и овощей. Китай так же подписал соглашение на импорт мяса, хотя производит около половины мирового объема свинины. В настоящее время Европа занимает пятое место в импорте сельхозпродукции Китая, но улучшение транспортной инфраструктуры стимулируют европейских фермеров на расширение торговли с КНР.
Опорными странами Китая в странах ЦВЕ стали Чехия, Греция, Румыния и Албания.
Банк Китая открыл в Чехии свои отделения. Лидером чешско-китайского сотрудничества стала китайская корпорация CEFC, глава которой является советником чешского президента по экономическим вопросам. Корпорация осуществила покупку чешской пивной компании, имеет акции в Travel Service и Чешских Авиалиниях, компаниях Empresa Media и Medea Group. Открыта прямая авиалиния Пекин – Прага, и число китайских туристов выросло до 300 тыс. человек. Прага считается одним из основных центров европейского китаеведения4.
***
Крупнейший средиземноморский порт Греции Пирей в Китае называют «жемчужиной» морского Шелкового пути 21-го века. В 2008 году китайская компания China Ocean Shipping Company (COSCO) и правительство Греции подписали соглашение о праве на эксплуатацию порта сроком на 35 лет, под управление китайской корпорации переданы два контейнерных причала. Аренда встретила серьезное сопротивление левой партии SYRIZA (до её прихода к власти). С 2010 года китайская компания COSCO официально взяла под управление два контейнерных причала, и в последующие годы Пирей превратился в один из ключевых транспортно-логистический узлов на Морском Шелковом пути. Это не только открыло для китайских компаний путь к зарубежным активам, но и принесло значительный выигрыш местной экономике. В результате сделки контейнерный грузооборот порта вырос с 880 тыс. TEU в 2010 до 3,36 млн. TEU в 2015 году. В 2016 году Греция утвердила сделку по продаже Китаю порта Пирей, 67% доли в греческом порту Пирей перейдут в собственность китайского логистического гиганта COSCO. На первом этапе сделки COSCO получит 51% акций за 280,5 млн. евро, а оставшиеся 16 % в течение пяти лет за 88 млн. евро. За пять лет после приватизации порт Пирей привлечет инвестиции на сумму 500 млн. евро, благодаря этому к 2025 году будет создано большое количество рабочих мест. Глубоководный порт должен стать важным элементом суперпроекта Морского Шёлкового пути и одним из крупнейших инфраструктурных проектов Китая на Балканах и в Восточной Европе.
Правительство Алжира также заключило с Пекином соглашение о строительстве китайского порта в Шершеле, который будет крупнейшим на Средиземном море. Самая благополучная в экономическом отношении страна ЦВЕ Словения ведет переговоры с Китаем по укрупнению порта Копер.
***
Китай заинтересован в сравнительно дешевой рабочей силе Юго-Восточной Европы и более свободном регулировании предпринимательской деятельности, на фоне роста зарплат и укреплении национальной валюты, включенной в состав корзины резервных валют МВФ.
Усиление Китая в Юго-Восточной Европе и в Европе в целом может также рассматриваться как инструмент давления на США – Китай инвестирует в крупные проекты отраслей европейской стратегической промышленности, а также в рынок недвижимости, постепенно увеличивая присутствие на территории новоиспеченных союзников США по НАТО.
В 2016 году в Риге (Латвия) состоялся 6-ой торгово-экономический форум Китая и стран Центральной и Восточной Европы (16+1), на котором выступил Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.
Саммит стал важнейшим событие года для стран Балтии и Центрально-Восточной Европы. В нем приняли участи главы государств и представители бизнеса. Только китайская делегация насчитывала 400 человек. Россия была представлена компанией «ТрансКонтейнер» — крупнейшим российским перевозчиком и пятой по капитализации контейнерной компанией в мире, без которой участие Латвии в проекте «Нового Шелкового пути» не возможно. Контейнерный поезд из китайского порта Иу в Ригу через российское Забайкалье прошел за рекордные 9 суток со скоростью до 1500 км в сутки. Состав с 42 железнодорожными платформами встречали на Рижском центральном вокзале духовым оркестром и красными китайскими флагами. В контейнерах были доставлены различные бытовые товары китайских производителей.
Китайский город Иу за короткий срок превратился в мировой торговый центр. Отсюда на мировые рынки поступают каждая четвертая детская игрушка, три четверти елочных украшений на Рождество и Новый год.
Существует огромный разрыв между поставками товаров из Китая в Европу, и тем, что Европа может предложить китайцам. Латвия стала важной локацией «Шелкового пути» в Балтии. Кроме того, Китай подписал с Эстонией договор о строительстве китайского логистического центра, а литовский порт Клайпеда стал основным для транзита товаров китайско-белорусского индустриального парка «Великий Камень». Следующий саммит в формате «16+1» пройдет в Будапеште. Для Венгрии на фоне экономической стагнации Европейского союза приток инвестиций очень важен.
Саммиты формата «16+1» продемонстрировали намерения стран Центральной и Восточной Европы реализовывать инвестиционные проекты без участия Евросоюза. Это вызвало первоначальную отрицательную реакцию Брюсселя, обвинившего Пекин в политике «разделяй и властвуй», но из-за дефицита собственных инфраструктурных инвестиций, Еврокомиссия вынуждена была смириться. Китайский капитал и товар вместе с европейскими технологиями будет способствовать взаимовыгодному развитию.
Китайская стратегическая инициатива «Один пояс — один путь»
Китайская стратегия «Один пояс — один путь» на постсоветском пространстве и в Центрально-Восточной Европе
Другие публикации на Портале:
Великий Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Великий поход Шёлкового пути. Генеральные направления коммуникаций
Великий Морской Шёлковый путь. Бросок к Индийскому океану
Коммунистический «Шелковый путь» на Запад
«Золотая эра» китайско-британских отношений
1 Глинкина С.П., Тураева М.О., Яковлев А.А. Китайская стратегия освоения постсоветского пространства и судьба Евразийского союза. — М.: Институт экономики РАН, 2016. – 59 c.
2 https://sputnik-georgia.ru/economy/20170420/235680800/Premer-Gruzii-port-Anaklija-stanet-chastju-Shelkovogo-puti.html
3 Татьяна Трухина Похищение Европы: зачем и сколько китайские компании инвестируют в страны Восточной Европы. — Гонконгское аналитически издание https://www.south-insight.com/ee
4 Татьяна Трухина Похищение Европы: зачем и сколько китайские компании инвестируют в страны Восточной Европы. — Гонконгское аналитически издание https://www.south-insight.com/ee
«Геополитика сверхдержав»
