Обсудить статью в дискуссионном клубе
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Владимир Дергачев
Большинство так называемых либералов в современной демократической России отличаются своеобразием. Они не стали конструктивной оппозицией, не любят Родину и готовы стать или уже стали западными марионетками (предателями или изменниками Отечества). Они используют западные либеральные идеи в качестве булыжника (орудия пролетариата), чтобы нанести удар России в спину в самый неподходящий момент. В это нет ничего удивительного, они являются достойными продолжателями отца русского либерализма Александра Радищева.
О «первом русском революционере» написано много, поэтому ограничимся краткой статьей и одновременно обратим внимание на другого государственного мужа, оказавшегося в тени неудавшегося революционера. Граф Александр Воронцов, находясь в оппозиции к царскому двору, посвятил свою жизнь служению Отечеству, стал первым министром иностранных дел и канцлером Российской империи.
***
Русский писатель (публицист, прозаик и поэт), директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов Александр Николаевич Радищев получил известность благодаря смертному приговору, заменённого ссылкой, за издание «Путешествия из Петербурга в Москву».
Александр Радищев родился 20 августа 1749 года в имении Верхнее Аблязово Саратовской губернии (ныне Пензенская область). Его дед — Афанасий Прокофьевич Радищев (1684 – 1746) – происходил из бедных калужских дворян, начинал службу рядовым в «потешном» Преображенском полку Петра Великого, был его денщиком. Участник Полтавской битвы и Прутского похода. В 40 лет женился на молодой и богатой дочери саратовского помещика Анастасии Григорьевне Аблязовой и стал крупным землевладельцем. В 1731 году дослужился до полковника и после увольнения с военной службы получил назначение в Генеральный суд Малороссии. В сентябре 1734 года становится стародубским полковником, то есть управляющим Стародубским полком — административно-территориальной единицей Гетманщины (полковой город Стародуб ныне является районным центром Брянской области). В отставку вышел в чине бригадира (военный чин выше полковника и ниже генерал-майора) и вернулся в родовую усадьбу Немцово под Малоярославцем, где и скончался. Был погребён в построенной им церкви Казанской иконы Божией матери в Малоярославце. Во время Отечественно войны 1812 года в усадьбе Немцово располагался штаб М.И. Кутузова.
Отец Александра Радищева — саратовский помещик Николай Афанасьевич Радищев (1728 – 1806) был женат на Фёкле Степановне (1725 - 1804), дочери богатого капитана Семеновского полка Степана Ивановича Аргамакова. У них было 11 детей (7 сыновей и 4 дочери). Александр Радищев был первенцем. Во время пугачевского бунта отец Радищева скрывался с семьей в лесах, раздав малых детей по своим крестьянам.
После первоначального домашнего образования отец отвез первенца в Москву в дом дяди по матери Алексея Михайловича Аргамакова (1711 – 1757) — первого директора Московского университета, основанного в 1755 году, и одного из зачинателей московского масонства. Здесь Радищев продолжил домашнее образование с помощью француза-гувернера и имел возможность с детьми дяди заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии.
В 1762 году, после коронации Екатерины II, Александр Радищев был направлен в Петербург для обучения в Пажеском корпусе — самом престижном учебном заведении Российской империи, где благородное юношество через воспитание подготавливалось к воинской службе.
Затем Александр Радищев в числе двенадцати молодых людей был отправлен по велению Императрицы в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву.
Лейпциг, находившийся на пересечении Королевской (Via Regia) и Имперской (Via Imperii) дорог, был крупным европейским торговым, а значит и международным информационным центром. Знаменитая Лейпцигская торговая ярмарка являлась одной из крупнейших в мире и имела большое значение для Российской империи.
Лейпцигский университет, основанный в 1409 году немецкими профессорами из пражского Карлова университета, способствовал развитию в Германии юриспруденции и издательскому делу. В университете учился философ и математик Готфрид Вильгельм фон Лейбниц, а композитор Иоганн Себастьян Бах служил в городском храме Святого Фомы. В коридорах и аудиториях университет гуляли как сквозняки идеи французских просветителей, труды которых подготовили почву для Великой французской революции. В современной Германии Лейпцигский университет является вторым по старшинству после Гейдельбергского университета.
Ландшафты жизни. Германия. Лейпциг
В Лейпциге молодые люди из России не только познакомились с идеями европейского (французского) либерализмом, но и вкусили прелести другой свободы нравов, поддались соблазнам «любострастия». Или как пишет Ольга Елисеева «Проще говоря, разгуливали с немецкими шлюхами по борделям. Закончились эти невинные шалости весьма плачевно — «смрадной болезнью», сифилисом»1. Умирает старший друг и наставник Радищева Федор Ушаков.
В 1771 году Радищев вернулся в Петербург, служил протоколистом в Сенате, обер-аудитором в штабе петербургского генерал-губернатора, выделялся среди чиновников добросовестным отношением к своим обязанностям. В 1775 году он вышел в отставку и женился. Затем в 1777 году поступил на службу в Коммерц-коллегию, ведавшую торговлей и промышленностью, работал в Петербургской таможне, дослужившись до должности начальника. Президентом Коммерц-коллегии был граф Александр Романович Воронцов, который покровительствовал Александру Радищеву, принял его в свою масонскую ложу.
***
Первой женой Александра Радищева была Анна Васильевна Рубановская (1752 – 1783), приходившейся племянницей его товарищу по обучению в Лейпциге, дочь чиновника Главной дворцовой канцелярии Василия Кирилловича Рубановского. Свадьба состоялась в Москве в 1775 году. В этом браке родилось четверо детей (не считая двух дочерей, умерших в младенчестве). Сын Николай стал писателем, автором поэмы «Алеша Попович».
Анна Васильевна умерла при рождении сына Павла в 1783 году.
Радищев был в отчаянии. Свояченицы взялись за воспитание детей.
Как пишет историк и писатель Ольга Елисеева, Радищев во время учебы в Лейпцигском университете заболел дурной болезнью, и как следствие, свел в могилу двух жен и заразил детей в утробе матери. Страшная личная катастрофа привела к мрачному восприятию мира. С откровенной, но запоздалой исповедью Радищева можно познакомиться в главе «Яжбелицы» из его «Путешествия…». Известная поговорка «Все болезни от нервов, и только одна – от любви» стала не только личной трагедией Радищева.
***
В 1780-х годах Радищев в свободное от службы время написал «Путешествие из Петербурга в Москву» и другие сочинения в прозе и стихах. В мае 1790 года напечатал анонимно «Путешествие…» в своей домашней типографии.
Сентиментальный жанр путешествия, популярный в Европе, использовался для изложения мыслей автора об общественном устройстве Российской империи. Цензура не заметила ничего крамольного, так как главы назывались по населённым пунктам, расположенным на трассе между двумя столицами. Из 600 напечатанных книг, разошлось не более 25 экземпляров, остальные подарочные автор разослал известным литераторам, масонам и друзьям. Поэтому число читателей «Путешествия…» было незначительным.
Познакомившись с рассуждениями Радищева о крепостном праве и других негативных явлений российской действительности, Императрица Екатерина II была искренне огорчена: «Грех ему! Что я ему сделала? Я занималась его воспитанием, я хотела сделать из него человека, полезного Отечеству». И вынесла суровый приговор — «бунтовщик, хуже Пугачева».
В связи с этим в публикациях российских историков упоминается история с полутора миллионами «неучтённых денег» на Петербургской таможне, что послужило дополнительным аргументом для сурового приговора. Но документально причастность Радищева к этому делу не доказана. Просто на фоне масштабной коррупции в демократической России многим не верится, что в Российской империи были честные государственные мужи.
Александр Радищев после ареста был приговорен Уголовной палатой к лишению чинов, дворянства, знаков ордена Святого Владимира и смертной казни путем отсечения головы за «покушение на государево здоровье» и нарушении присяги. Но Императрица «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменила десятилетней ссылкой в Восточную Сибирь, в Илимский острог. Первоначальная суровость приговора была обусловлена тревожной обстановкой вокруг столицы во время русско-шведской войны, что замалчивалось на протяжении нескольких десятилетий советскими историками.
Затянувшееся путешествие в ссылку из Петербурга в Сибирь благодаря попечительству непосредственного начальника Радищева — графа Александра Воронцова — было обставлено, можно сказать, с комфортом. В течение всего пути до Илимска Радищева опережали письма Воронцова к местным губернаторам с просьбой оказывать содействие несчастному, делая оное в уважение самому графу. Со ссыльного Радищева уже в Новгороде были сняты кандалы, а в Твери он был снабжен самым необходимым. В обращении к тверскому губернатору граф писал: «Желая сколь можно облегчить судьбу его, покорно прошу Вас, Милостивого государя моего, в то время, когда он в Тверь привезен будет... снабдить его пристойным и покрытым тулупом, шубою, несколькими парами сапог и башмаков, чулками и прочим бельем и платьем, и пристойным, и нужным для столь дальнего пути, также и на пищу его в дорогу». Аналогичные просьбы получили нижегородский, пермский, тобольский и иркутский губернаторы.
После кратковременных остановок в Москве и Казани, Александр Радищев на целых семь месяцев задержался в Тобольске с приятным и свободным времяпровождением, за что местный губернатор Алябьев получил выговор. К Радищеву в Тобольск вместе с его двумя младшими детьми (семилетним сыном Павлом и дочкой) приехала сестра его первой жены Елизавета Васильевна Рубановская (1757—97). Далее в Илимск они отправились вместе.
«В январе 1792 года ссыльный Радищев с семьей прибыл в Илимск и поселился в казенном доме, а затем на деньги графа Воронцова построил собственный. В доме было восемь комнат, кабинет, библиотека, а при доме службы, кухня, людские, баня, сараи, погреба, огромная кладовая в два этажа, хлева, сад, двор, два больших огорода. При Радищеве состояли два женатых лакея, повар, горничная девка и два молодых мужика. Ежегодно в Илимск поступала «пенсия» от графа Воронцова: вначале 500, а затем и по 1000 рублей в год — почти в полтора раза больше, чем Радищев получал, служа в Петербурге коллежским советником»2.
В ссылке Александр Радищев и Елизавета Рубановская начали жить как муж и жена. В этом браке родилось трое детей. Впоследствии дочь Фёкла (1795—1845) вышла замуж за Петра Боголюбова и стала матерью известного русского живописца-мариниста А. П. Боголюбова. Сын Афанасий дослужился до генерал-майора, был подольским, витебским и ковенским губернатором.
Вскоре после смерти Екатерины II Император Павел I в 1796 году вернул Радищева из Сибири с предписанием жить в имени Немцово в Калужской губернии. При возвращении из ссылки Елизавета Васильевна в апреле 1797 года простудилась в дороге и умерла в Тобольске. Покойную погребли на местном кладбище, и далее Радищев следовал вдовцом с пятью детьми на руках.
После воцарения Александра I Радищев был вызван в Петербург и назначен членом Комиссии для составления законов. Существует версия, что Радищев с сильно расстроенным здоровьем, потрясённый выговором председателя Комиссии за слишком либеральный законодательный проект, покончил с собой 12 сентября 1802 года в возрасте 53 лет, выпив яду. По другой версии произошёл несчастный случай. Радищев выпил стакан крепкой «царской водки», предназначенный для выжига старых офицерских эполет его старшего сына. Документ о захоронении подтверждает естественную смерть Радищева. Могила не сохранилась.
***
Единственный мемориальный музей Александра Радищева был открыт осенью 1945 года в Верхнем Аблязово (так называлось село Радищево Пензенской области до 1952 года). Сразу после войны власть вспомнила о «первом русском революционере», чтобы победители не обольщались капиталистическим качеством европейской жизни и помнили, что в царской России жизнь была хуже, чем в стране Советов, «где так вольно дышит человек».
Имение было одним из самых больших родовых поместий рода Радищевых. Александр Радищев провел в нем детство, впоследствии часто бывал, здесь написал экономический труд «Описание моего владения». Единственной постройкой сохранившейся со времен Радищева является Спасо-Преображенская церковь, господский дом из-за ветхости был разрушен в начале 20 века. Скромный музей находится в здании бывшей уездной школы, построенной в 1913 году.
http://dety.moscow/wp-content/uploads/2015/09/jpg
***
В холодную зиму 1963 года во время Поволжской студенческой экспедиции я посетили Саратов. В этом бывшем губернском городе сохраняется память о знаменитом земляке Александре Радищеве. Имение Верхнее Аблязово, где родился писатель, относилось к Саратовской губернии (ныне в Пензенской области).
По иронии судьбы, как и во времена издания «Путешествия…», в стране был неурожай. В экспедицию отправлялись с рюкзаком сухарей, в хлебном (!)Поволжье — острый дефицит хлеба. Очереди в магазинах Саратова, хлебной столицы Европы, занимали с полуночи. Стояли трескучие морозы, я на улицах обморозил щеки. В столовых вместо хлеба насыпали в бумажные кульки порцию воздушной кукурузы. Хрущевские эксперименты с сельским хозяйством достигли кульминации. После хлебного голода в Поволжье исчез бесплатный хлеб в студенческих столовых МГУ. Хлебный коммунизм откладывался на неопределенное время.
Мы посетили Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, одни из старейших общедоступных музеев российской провинции. Музей был торжественно открыт 29 июня 1885 года стараниями внука А.Н. Радищева, художника-мариниста А.П. Боголюбова, написавшего в автобиографической книге: «Мне всегда хотелось увековечить имя моего знаменитого деда, Александра Николаевича Радищева, саратовского дворянина и уроженца». Сделать это по тем временам было непросто, цензурные ограничения на публикацию трудов Радищева был сняты только в 1905 году.
Памятник Александру Радищеву перед зданием музея его имени.
http://saratovmen.ru/photo/1-0/97_1676-pamja.jpg
Перед самоубийством Советского Союза коммунистическая власть успела поставить памятник Радищеву в Сибири. Илимский острог, где отбывал ссылку писатель с 1792 по 1796 гг., был основан на одноимённом притоке Ангары в 1630 году. Официально город Илимск прекратил свое существование в связи с затоплением водохранилища Усть-Илимской ГЭС в 1975 году. Поэтому памятный знак Александру Радищеву «Кандалы» установлен в городе энергетиков Усть-Илимске в 1991 году. Сегодня «первый русский революционер» охраняет городскую платную стоянку автомобилей.
http://m.ilim24.ru/gallery/dostoprim/Monument_Kandaly_02.jpg
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Граф Александр Воронцов. Государственный деятель Российской империи.
Оппозиционер, востребованный Отечеством
1 Ольга Елисеева «Путешествие из Петербурга в Сибирь». — Родина, 2004, № 3.
2 Алексеев В. Н. Графы Воронцовы и Воронцовы-Дашковы в истории России (серию «Россия забытая и неизвестная»). — М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. — 477 с.
«Геополитика сверхдержав»