Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Владимир Дергачев

Почему к смертной казни впервые в России приговорили писателя? «Путешествие из Петербурга в Москву» оказалось в виртуальном пространстве, оторванном от реальной действительности. «Путешествие» создавалось во время кардинальной общественно-политической трансформации на Западе. Победа американской революции и последовавшая за ней Великая французская революция привели к торжеству либеральных идей свободы. И «первый русский революционер» поспешил к бездумному экспорту революции на отечественную почву, не обращая внимание на тревожную обстановку в России.
Империя вела войну на два фронта. Шла вторая русско-турецкая война (1787 – 1791). В декабре 1790 года в результате штурма русским войсками под командованием Александра Суворова был взята турецкая крепость Измаил. Европейские государства (Пруссия и Польша), обеспокоенные усилением России в Причерноморье, намеревались вторгнуться на земли Малороссии.
На севере шла русско-шведская война (1788 – 1790), поддержанная Великобританией, Голландией и Пруссией, с целью возвращения утраченных в предшествующих войнах территорий. Владычица море снаряжала английский флот для посылки на Балтику. Обстановка была настолько опасной, что готовилась эвакуация столицы. Из многочисленных загородных резиденций владельцы вывозили ценности. Основные события войны происходили на море. Только в результате Выборгского сражения в июне 1790 года был сорван шведский план по высадке десанта и захвата Санкт-Петербурга.
Внешние военно-политические проблемы осложнялись проблемами внутренними. В России свирепствовала засуха, два неурожайных года подряд. Александр Сергеевич Пушкин прав, утверждая: «Если мысленно перенесемся мы к 1791 году, если вспомним тогдашние политические обстоятельства, …то преступление Радищева покажется нам действием сумасшедшего».
Государственник Пушкин в убийственной статье «Александр Радищев», написанной 3 апреля 1836 года, дал следующую характеристику автора «Путешествия из Петербурга в Москву»:
«Путешествие в Москву», причина его несчастия и славы, есть, как уже мы сказали, очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны. Мы бы могли подтвердить суждение наше множеством выписок. Но читателю стоит открыть его книгу наудачу, чтоб удостовериться в истине нами сказанного».
«Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» посредственной книгой. Но со всем тем не можем в нем не признать преступника с духом необыкновенным, политического фанатика, заблуждающегося, но действующего с удивительным самоутверждением и с какой-то рыцарской совестливостью».
В Радищеве отразилась вся французская философия, начиная с Вольтера, филантропии Руссо и политического цинизма, «но все в нескладном, искаженном виде, как все предметы криво отражаются в кривом зеркале. Он есть истинный представитель полупросвещения.
Какую цель имел Радищев? чего именно желал он? На сии вопросы вряд ли бы мог он сам отвечать удовлетворительно. Влияние его было ничтожно. Все прочли его книгу и забыли ее, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, несколько благонамеренных предположений, которые не имели никакой нужды быть облечены в бранчивые и напыщенные выражения и незаконно тиснуты в станках тайной типографии, с примесью пошлого и преступного пустословия. Они принесли бы истинную пользу, будучи представлены с большей искренностию и благоволением; ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви».
Подробно:
А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах (1959 – 1962). Том шестой. Критика и публицистика. Статья, предназначавшаяся для журнала «Современник», АЛЕКСАНДР РАДИЩЕВ. Множество современных публикаций являются вариациями на этот труд великого поэта.
И для самого Александра Сергеевича в последние годы жизни был характерен «просвещённый консерватизм». В черновиках «Памятника» в 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу».
Образ Радищева как либерала, определило его дальнейшую посмертную судьбу «как честного человека», любившего истину и добродетель. Друг Пушкина, князь Пётр Вяземский отмечал преимущества человеческих качеств Радищева над его писательским талантом. Декабрист на допросах отмечали, что их первые либеральные мысли от Радищева. Отсюда и жанр литературного «путешествия» другого писателя-вольнодумца и дипломата Александра Грибоедова.
По теме: Юрий Тынянов. Прерванный полет
Первый тираж «Путешествия из Петербурга в Москву» был уничтожен автором перед арестом, и за последующее столетие это произведение издавалось мизерным общим тиражом в полторы тысячи экземпляров. После некоторого снижения интереса к Радищеву, очередное оживление было связано с публикацией «Путешествия» в Лондоне Александром Герценом в 1858 году. Затем Радищева как предтечу революционного движения подхватили российские социал-демократы начала 20 века (А. В. Луначарский, Г. В. Плеханов и другие). В. И. Ленин назвал его «первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувство национальной гордости». И Радищева при советской власти водрузили на пьедестал непорочного авторитета.
С конца 30-х годов Радищева издавали небольшими тиражами с изъятиями, и только с 70-х годов тиражи увеличились. У меня в библиотеке имеется издание из серии «Школьная библиотека» «Путешествия из Петербурга в Москву» и оды «Вольность» в одном томе тиражом 300 тыс. экземпляров. При этом указывается, что текст выверен с первым изданием 1790 года.
Самый лестный отзыв о творчестве Александра Радищева принадлежит Екатерине Второй, даровавшей писателю бессмертие: «Бунтовщик хуже Пугачева»… Самую трезвую оценку Радищева дал Пушкин, а самым важным в посмертной судьбе Радищева было высказывание Ленина о «первом русском революционере». И эти высказывания не противоречат друг другу. Радищев стал родоначальником русского революционного движения и диссидентства: «Радищев родил декабристов, декабристы –- Герцена, тот разбудил Ленина, Ленин — Сталина, Сталин – Хрущева, от которого произошел академик Сахаров. Эта схема жила в сознании не одного поколения критиков»1.
«Преступление Радищева заключалось не в популяризации западного вольнодумия, а в том, что он применил чужую теорию к отечественной практике и описал случаи немыслимого зверства. Однако как писали Петр Вайль и Александр Генис, судить о крепостном праве по Радищеву, наверное, то же самое, что оценивать античное рабство по фильму «Спартак».
Будучи первым мучеником от словесности, Радищев создал специфический русский симбиоз политики и литературы, основал мощную традицию, квинтэссенцию которой стало выражение «Поэт в России больше, чем поэт». «Так, развитие политической мысли в России стало неотделимо от художественной формы, в которую она облачалась. У нас были Некрасов и Евтушенко, но не было Джефферсона и Франклина. Вряд ли такая подмена пошла на пользу и политике и литературе»2.
В серии «Жизнь замечательных людей» была издана книга историка и писателя Ольги Елисеевой «Радищев» (М.: Молодая гвардия, 2015). «Первый русский революционер» предстает как трагическая фигура в российской истории, особенно в эпоху зарождения европеизированного интеллектуального слоя. И как написано в аннотации к книге, «до сих пор непонятно: зачем именно он издал свою главную книгу – «Путешествие из Петербурга в Москву», призывавшую к свержению правительства, да еще в момент бомбардировки Северной столицы шведской эскадрой? Стремился перенести на отечественную почву Французскую революцию? Вызвать бунт? Рассказать современникам о «плачевном состоянии крестьянского сословия»? Или был настолько поглощен собственными страданиями, что не замечал пушечной канонады, от которой в доме дрожали стекла?».
На обсуждении книги в Москве в Карамзинском клубе прозвучало наиболее точная оценка критической позиции автора книги в отношении Радищева как мыслителя — «умственно несамостоятельное дитя века Просвещения».
Но, по нашему мнению, когда такие либералы появляются вновь в России через два века, это уже не диагноз, а неизлечимое заболевание людей, находящихся не в ладах с российской действительности и призывающих Запад (особенно США) «покарать» Россию.
***
С момента опубликования знаменитого произведения начальника Петербургской таможни «Путешествие из Петербурга в Москву» трасса Москва – Санкт-Петербург М-10 считается самой загруженной магистралью страны и самой мистической. Об это свидетельствуют многочисленные путешествия журналистов, ученых и блогеров по «пути Радищева». Вдоль трассы – узкой автомобильной дороги длинной около 700 километров, которую с учетом пробок можно проехать за сутки, а если повезет – за 12 часов, появляется возможность увидеть настоящую Россию, где как будто время повернуло вспять. Слава Богу, что Александр Радищев лишен возможности это увидеть. Удивлению его не было бы предела, мало что изменилось для обитателей большинства населённых мест вдоль трассы. От отчаяния, «правдолюбец» Радищев мог, не доезжая до конечной станции и памятуя о суровом наказании за его первое «Путешествие», заблаговременно свернуть не в Сибирь, а в Магадан.
Многострадальная скоростная трасса Москва — Санкт-Петербург (федеральная автомобильная дорога М11) проектируется и строится не одно десятилетие. К Чемпионату мира по футболу 2018 года обещают сдать в эксплуатацию участок в 217 км.
Информация для размышления:
В России — самой протяжённой стране мира — в год строится меньше дорог, чем в коммунистическом Китае за неделю. В Поднебесной протяжённость скоростных автомобильных дорог превысила 150 тыс. км.
Проезжая по трассе М10 можно встретить разительные контрасты благополучия и деградации. Женщины на обочине дороги продают чай из самоваров, а столбы пара поднимаются до небес, как и две сотни лет назад. Хозяйки самоваров «клянутся на сапоге, которым раздувает огонь, что именно из её самовара, отпил знаменитый писатель» и кормят жареными на сковородке «радищевскими» пирогами с «таком» (сливочное масло + сахар в качестве начинки).
Красивые и не очень девушки еще не перевелись на Руси. И, по словам дальнобойщиков, выбор большой, как и риск. Вместе с сомнительным удовольствием можно получит и «смрадную болезнь», от которой не спасут самые совершенные предохранители. Правда, благодаря чрезмерной российской демократии, география «жриц любви» существенно расширилась — не только Валдай, но и Хотилово, Вышний Волочок, Черная Грязь могут осчастливить путника «сладостным мимолетным мгновением».
Проститутки, как и самовары, стали главным брэндом на этом знаменитом пути. Сюда можно добавить и современных крепостных гастарбайтеров из Таджикистана, Молдовы и других бывших братских республик.
И вся дорога представляет собой застывший осколок Российской/Советской империи. И несется по ней гоголевская тройка… И смеясь над неразумием своих предков, современное поколение вновь выбирает «быструю езду» в географическом пространстве, «где не успевает означиться пропадающий предмет». Забывает, что бесу легче всего вновь разгуляться не на тесном Западе, а на просторах восточно-европейской равнины. Сакральное пространство пути к вершинам духовным подменяется реальным географическим. Мы хотим, как бы выпрыгнуть из месторазвития и устремиться к черту или дьяволу, готовы за подачки стать «подстилкой» цивилизованного Запада. Вот Вам и готовая национальная идея «на блюдечки с голубой каемочкой». Что нам до того, что и возжеланная Европа не стала бы обольстительной для других народов, если бы не возродилась в духе, а тупо рыскала на «тройках» по евразийским просторам.
Подробно: Завещание бессмертного Гоголя
Литература:
А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах (1959 – 1962). Том шестой. Критика и публицистика. АЛЕКСАНДР РАДИЩЕВ
Ольга Елисеева «Путешествие из Петербурга в Сибирь». — Родина, 2004, № 3.
Ольга Елисеева «Радищев». — М.: Молода гвардия, 2015 (ЖЗЛ).
Петр Вайль, Александр Генис «Кризис жанра. Радищев» — http://www.plam.ru/literat/uroki_izjashnoi_slovesnosti/p5.php
Путешествие из Петербурга в Москву: 222 года спустя: Два столетия российской истории между Москвой и Санкт-Петербургом. — М.: Editorial URSS, 2015, Кн.1. Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И., Аверкиева К.В. (ред.).
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Граф Александр Воронцов. Государственный деятель Российской империи.
Оппозиционер, востребованный Отечеством
1 Петр Вайль, Александр Генис «Кризис жанра. Радищев» — http://www.plam.ru/literat/uroki_izjashnoi_slovesnosti/p5.php
2 Там же.
«Геополитика сверхдержав»
