Обсудить статью в дискуссионном клубе
Кто такие сунниты, шииты и алавиты? Полуторатысячный религиозный конфликт
Фрагмент конспекта лекции российского историка, религиоведа и политологапрофессора Андрея Зубова Сирия: предыстория трагедии. Кто такие сунниты, шииты и алавиты
Суннитское мировидение в целом прагматично и позитивно. Оно сходно по отношению к человеку с лютеранством в христианстве. Любой образованный человек может толковать Коран, любой человек может высказывать свое мнение по тому, кого выбрать халифом.
Шииты же воспринимают мир как тайну, которая не может быть открыта любому, которую сам Бог открывает только избранным. Идея о том, что люди различны по степени откровения, она очень сильна в шиизме. Есть вожди, и есть народ. Вожди — не те, кто выдвинулся деньгами или хитростью, родовой знатностью, нет, вожди — это те, кто слышит голос скрытого имама, вожди те, кто имеют видение тайного света, который исходит от него. Они должны управлять правоверными. Халифы, управлявшие уммой после Мухаммеда, даже те, кого сунниты именуют праведными — Абу Бакр, Омар и Отман — для большинства шиитов — узурпаторы и самозванцы. Тем более узурпаторами являются для них все халифы суннитов после Али, вплоть до нынешнего и многими суннитами не признаваемого вождя ИГИЛ — Абу-Бакра аль Багдади. Так что раскол глубок.
Религиозные общности — это самое сильное, это то, что обнимает человека целиком. Когда призывают людей объединяться на уровне социальном или классовом, или национальном, тогда многое в религии противоречит этим призывам. Для мусульман это вообще, в общем-то, невозможная вещь, потому что все, что не в Боге — это уклонение, ересь. И национализм, и социализм — это ересь для правоверного мусульманина, да по большому счету и для христианина.
Все движения, кроме религиозных, не обнимают человека целиком и не дают ему вечности. Обычно националистические и социалистические движения в плохих отношениях с религией, и значит, с вечностью. И поэтому эти движения оказались сравнительно слабыми. Два века, помутив мир, забрав свою жатву в виде десятков, если не сотен миллионов жизней погибших и пострадавших людей, — они, в общем, более-менее ослабли. А на их место пришла опять извечная религиозная идентификация как главная политическая сила для рекрутирования сторонников. В этом смысле можно сказать, что 11 сентября 2001 года, когда были обрушены нью-йоркские небоскребы — это начало новой старой эры. Той новой старой эры, когда вновь религия явно и властно для всех стала доминирующим фактором политического процесса и об этом все заговорили.
И полуторатысячелетняя распря шиитов и суннитов тоже сбросила свои модные идеологические покрывала и предстала в первозданном облике конфликта, в котором вожди используют религиозную идентификацию людей как главное средство политического рекрутирования. И хотя соотношение суннитов и шиитов в мире совсем не равное, — суннитов среди мусульман 83%, а шиитов, соответственно, около 17%, — на Переднем Востоке их силы сравнимы: огромный мощный Иран, бóльшая часть Ирака (примерно 2/3 населения — шииты), Азербайджан, Бахрейн, Йемен, большие группы шиитов в Ливане, меньше в Сирии. В Афганистане и в Саудовской Аравии около 15% населения — шииты.
Алавиты — это те же арабы, но исповедующие особую религию, которая объединила в себе элементы ислама, христианства и очень ранних дохристианских верований арамейского населения Сирии. В 20 годы двадцатого столетия сунниты, практически полностью отказались сотрудничать с оккупационной администрацией, а алавиты, наоборот, с готовностью на это пошли. И французы в благодарность создали в Латакии Алавитское государство, в котором алавиты составили 2/3 населения. И во всей Сирии в местные сирийские войска набирались в основном именно алавиты. Другие, например друзы со своеобразной отельной пограничной религией, частично связанной с шиизмом, подняли в 1925 году восстание против французов, и их, естественно, в армию не брали. В независимой Сирии в 1955 году алавиты (примерно 11% населения страны), составляли 65% унтер-офицерского состава сирийской армии и более половины офицеров (57%). Их охотно брали в сирийскую армию потому, что они прошли современную военную выучку в местных французских частях, охотно шли в военные школы, так как не имели денег учиться на гражданские профессии, а военное образование было за счет государства.
Иран традиционно поддерживает шиитов Ирака и алфавитов Сирии. «Арабская весна» привела к падению режимов в Ливии, Египте, Тунисе, Йемене и началу гражданской войны в Сирии.
Радикальные сунниты Ирака и Сирии взяли под контроль значительную часть территорий своих стран и объявили о создании Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ, или по-арабски ДАИШ).
Подробно: «Исламское государство». История возникновения и прогноз<
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Кто такие сунниты, шииты и алавиты? Полуторатысячный религиозный конфликт
Предательство арабов великими европейскими державами
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность двадцатого столетия
Другие публикации о Ближнем Востоке:
Геополитическая перезагрузка Арабского Востока
Раскаленные рубежи Ближнего Востока
«Геополитика сверхдержав»