Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Нейтральный Туркменистан. От Туркменбаши Великого к новым заоблачным вершинам
Владимир Дергачев 01.03.2021

В 2020 году страна отметила юбилейный 25-летний Туркменский нейтралитет как средство достижения международной стабильности. К этой тождественной дате был открыт новый международный аэропорт за $2,3 млрд. с проектным пассажиропотоком в 17 млн. человек в год (больше всех аэропортов Украины).
Туркменистан (6 млн. жителей,2020) имеет ВВП (ППС, 2018) $ 88,9 млрд. или 15 409 долл. на душу населения (76 место в мире). ВВП (номинал) — $ 40,8 млрд. или 7065 долл. на душу населения (82 место в мире.). Этот показатель авторитарного Туркменистана более чем в 2 раза превышает аналогичное достижение Украины («демократического форпоста цивилизованно мира против варваров»). В непростой 2020 года лидером роста ВВП в Центральной Азии стал Туркменистан (+6%), далее идут Таджикистан (+4,5 %) и Узбекистан (+0, 6%). Наибольшее падение ВВП благодаря очередной «революции», достигнуто в Киргизии (– 8,6%), а в Казахстане показатель снизился на 2,6%. «Достижения» Туркменистана в области свободы слова и борьбы с вражескими телеканалами и социальными сетями могут соперничать с такими «продвинутыми» государствами как Северная Корея и Украина.

С античных времен местное население проживало преимущественно в оазисах на границе с Ираном, где находится современная столица Ашхабад, на востоке в долине Амударьи, где расположен Туркменабад (средневековый Чарджоу, один из важных торговых центров Великого шелкового пути) и в Мервском оазисе. Здесь в дельте реки Мургаб находится Мерв — древнейший город Центральной Азии, достигший наивысшего расцвета в середине XII века, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов. Средневековый Мерв поражал современников размахом и численностью населения, которое, возможно, было больше Константинополя и Багдада. Прославленный в сказках «Тысяча и одна ночь» город дал миру многих выдающихся учёных, писателей и музыкантов. Здесь родился великий философ и поэт Омар Хайям. Современники называли город «матерью мира», «местом встречи великого и малого» и столицей Восточного исламского мира. В 1221/22 годы процветающий город был стёрт с лица земли Чингисханом.
В настоящее время руины Мерва внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как наиболее хорошо сохранившийся древний торговый центр Великого шелкового пути.
Цитадель Эрк-кала
https://7lafa.com/city_all/1511/merv_-_tyrkmenistan-1.jpg
В 18 км к западу от Ашхабада находятся руины Нисы – столицы некогда могущественного Парфянского царства. Город возведен около II в. до н.э. по велению царя Митридата. Здесь находились захоронения членов правящей династии Арсакидов, дворцы, храмы, многочисленные склады и царская сокровищница. Ниса так же входит в список наследия ЮНЕСКО.
Территорию современного Туркменистана завоевал генерал Михаил Скобелев в 1881 году — во время «Большой игры» между Российской империей и Великобританией, боровшихся за сферы влияния в Центральной Азии. Сегодня в туркменской истории официально годовщина битвы (штурма русскими войсками укрепления Геок-Тепе) отмечается как день памяти. При этом поминают и жертв Ашхабадского землетрясения 1948 года. После завоевания Российской империей новых земель была образована Закаспийскую область, а после создания СССР — Туркменская Советская Социалистическая Республика (1924 год).
Туркмены наряду с турками, азербайджанцами — потомки племенного союза огузов, пришедших с прародины тюрков – Алтая в Среднюю Азию. В VI—VII веках они входили в Тюркский каганат, протянувшийся от Поднебесной до Азовского моря. В IX—X веках огузы создали государство на территории современного Казахстана, где смешались с древним персидским населением оазисов. В XI веке объединение огузских родов — сельджуки — захватило Персию, Армению и Грузию, образовав султанат Великих Сельджуков. Спустя почти 400 лет один из родов тюрок — османы — окончательно уничтожил Византию.
***
Небольшой экскурс в историю необходим, чтобы понять желание использовать особенно богатую средневековую историю региона для формирования туркменской нации1. Туркменская идеология как ее описал в книге «Рухнама» («Книга души») первый президент страны Сапармурат Ниязов («Туркменбаши»), насыщена величием прошлого. Туркмены объявлены единственными прямыми наследниками огузов, изобретателями колеса и создателями Парфянской империи, 400 лет успешно противостоявшей Древнему Риму. Возможно, поэтому бывший коммунистический руководитель республики объявил себя не просто главой туркмен (Туркменбаши), а Туркменбаши Великим, создавшим благодаря своей интерпретации истории и националистического духа туркменскую нацию на месте аморфного союза племен. До смерти первого президента «Рухнама» обязательно изучалась как основной предмет в школах, книге воздвигли гигантский памятник в Ашхабаде. Преемник Туркменбаши Гурбангулы Бердымухамедов («Аркадаг», «покровитель») постепенно заменил «священное писание» на свод своих не менее ценных трудов.
Туркменбаши, правившего с 1985 по 2006 годы, называют основателем туркменской государственности, творцом независимости и нейтралитета. Бывший коммунистический деятель создал культ личности, воплощённый в позолоченных скульптурах. Его приемник, «покровитель» («аркадаг») в 2011 году перенес самое грандиозное скульптурное наследие культа Туркменбаши — 75-метровую «арку нейтралитета» с вращающейся позолоченной фигурой первого президента из центра на окраину столицы. А новому президенту воздвигнут гигантский конный памятник в центре Ашхабада (Медный всадник с Петром Великим в Санкт-Петербурге отдыхает). Пострадало и нематериальное наследие Туркменбаши, были возвращены европеизированные названия месяцев и дней недели, январь перестал быть месяцем Туркменбаши, а сентябрь — месяцем «Рухнамы».
Созданная Туркменбаши концепция «постоянного нейтралитета» утверждена в 1995 году ООН. Многие туркмены продолжают боготворить Ниязова, называют его дорогим Отцом, великим Вождем. Новый президент начал правление с реформ — устранил контроль при пересечении административных границ внутри Туркмении, отменил выездные визы, рассуждал про «перестройку» и свободу СМИ и, в конце концов, заменил возвеличивание Туркменбаши собственным культом. Не забывая при этом о расширении контроля семейным кланом туркменского бизнеса.
Экономика в стране с шести миллионным населением обладает одним из крупнейших в мире запасов природного газа. По показателю ВВП на душу населения Туркменистан ближе к Казахстану и к России, чем к другим странам Центральной Азии. Туркмении ВВП (ППС, 2018) составляет $88,9 млрд. или 15 409 доллара на душу населения (76 место в мире). ВВП (номинал) – $40,8 млрд. или 7065 долларов на душу населения (82 место в мире).
Туркмения щедро тратится на идеологические программы и современную инфраструктуру. Новая железная дорога Казахстан — Туркмения — Иран международного транспортного коридора Север — Юг сооружена в 2009—2014 годах с выходом на железнодорожную сеть Ирана по пограничному переходу Теджен — Серахс, где осуществляется перестановка тележек. В прикаспийском Туркменбаши (бывший Красноводск) в 2018 году введен в эксплуатацию новый морской порт. Здесь же состоялся приуроченный к этому событию международный форум «Великий шелковый путь – к новым рубежам развития».
В Туркменистане высокая безработица, средняя зарплата у трудящихся — в диапазоне 30–70 долларов. Во времена Туркменбаши государство тратило большие средства на социальные программы. Каждой семье полагалось по 250 литров бесплатной воды в день, 35 киловатт электроэнергии и 50 кубометров газа в месяц. Новый «покровитель» постепенно отменил все субсидии. Уже несколько лет продолжается бюджетный и экономический кризис. Отменены нормы бесплатной воды и электроэнергии, субсидии на бензин, появились очереди за продуктами, реализуемыми по фиксированным государством ценам.
Сначала все проблемы списывались на снижение мировых цен на газ. Если в 2014 году страна экспортировала газа на $8,6 млрд., то в 2016 году – только на $5 млрд. В 2017 году в мире вновь начался рост цен на газ, но кризис в Туркменистане не прекратился.
Туркменские националисты присвоили достижения советского периода, выдавили русских, демонстративно отказались от русского языка и латинизировали туркменский язык. Но когда дело дошло до экономики, Россия отказалась от покупок туркменского газа, возникли проблемы в отношениях с Ираном, не получилось проложить газопровод в Индию через Афганистан. Со строительством Транскаспийского газопровода тоже вышли проблемы, а экспорт в Китай не обеспечивает потребностей республики. Надежды на турецкую помощь не оправдались, кроме расширения возможностей для туркменских трудовых мигрантов, привлекаемых на непрестижную работу.
И если бы не газопровод в Китай, то Туркменистан мог бы стать банкротом. С 2009 года страна переориентировала газовый экспорт на Китай. До того газ закупала по низкой цене в основном Украина, платившая бартером, а транзит шел через российскую территорию по газопроводам «Газпрома». Пекин дал кредиты Ашхабаду на освоение одного из крупнейших в мире месторождений Галкыныш и в 2009 году достроил газопровод через Узбекистан и Казахстан. А также пообещал, что, когда Туркменистан станет добывать больше газа, построит еще одну трубу через Киргизию и Таджикистан. В 2011 году Китай выделил два кредита на общую сумму 8,1 млрд. долларов, а в 2013 — еще один кредит. Долг Туркменистан отдает добытым природным газом, который обходится Китаю на треть дешевле, чем у других поставщиков.
Разработка новых месторождений пока не привела к росту экспорта. Природный газ больше не покупает Иран, Ашхабад требовал от Тегерана вернуть долг за ранее поставленный газ и в 2016 году лишился этого покупателя. В том же году закупки туркменского газа прекратил российский «Газпром». В 2015–2016 годах экспорт упал на 41,5% и с тех пор не восстановился.
Власти были вынуждены отменить конвертацию валюты, мелкий бизнес замер, появились очереди за продуктами. Государственный курс валют в пять раз меньше рыночного, но по низкой цене доллар практически недоступен для большинства населения. Торговля валютой на черном рынке грозит уголовным преследованием.
Предприниматели, занимающиеся импортом зарубежных продуктов питания, используют рыночный курс, так как государство конвертирует им лишь до 2% от стоимости контракта. Из-за этого цены продолжают расти, и продукты становятся все менее доступными. Страна находится на грани гиперинфляции в третий раз за свою историю после 90-х годов.
Люди пытаются покупать продукты в государственных магазинах, где хлеб, мясо, курица, сахар и мука торгуются по фиксированной государственной цене, которая ниже рыночной примерно в два раза. Но этих продуктов на всех не хватает, отсюда и очереди в магазинах.
Государство вынуждено сокращать расходы. После отмены квот на бесплатное электричество, газ, воду, повышения тарифов на коммунальные и другие услуги отношение народа к власти меняется, однако никаких массовых протестов в стране не наблюдается.
Международные правозащитные организации заявляют об игнорировании базовых личных свобод, в том числе о традиции, которую на Западе считают рабством. Возделывание главной сельскохозяйственной культуры Центральной Азии — хлопка — крайне трудоемко в сезон сбора урожая. В Туркмении с советских времен продолжается традиция использования в широких масштабах подневольного труда студентов, военных, бюджетников. В результате импорт хлопка из Туркменистана запретили США, от туркменского текстиля и сырья отказались многие зарубежные потребители.
В Туркменистане существуют ограничения на выезд граждан из страны, что международные правозащитные организации связывают с вероятной массовой эмиграцией. Выезд граждан на заработки тоже не приветствуется властями, пытающимися ограничить контакты населения с внешним миром.
Долгое время обстановка в республике была спокойной, осуществлялось контролируемое властями «исламское возрождение». Однако с появлением на Ближнем Востоке «Исламского государства», его отряды атаковали проживающих в Афганистане туркменов (их около миллиона человек).
В Туркменистане по случаю празднования 30-летия независимости государства в 2021 году будет открыто 30 крупных объектов производственного и социального назначения. Летом состоится запуск одного из участков скоростной автомагистрали Ашхабад-Туркменабат. Вдоль автобана появится современная инфраструктура: автостоянки, пункты техобслуживания, заправки и зоны отдыха. Магистраль будет иметь по три основных полосы и по одной дополнительной в обе стороны. Общая ширина — 34,5 метра. Стройку разделили на три этапа, она продлится до конца 2023 года.
В начале 2021 году открыта важная для Туркменистана и Афганистана 30-километровая железная дорога Акина-Андхой. На востоке страны на месторождении «Малай» была введена в строй газокомпрессорная станция. На этом месторождении уже много лет осуществляется эффективная добыча природного газа. Поставки газа в магистральный газопровод Средняя Азия в значительной степени обеспечивается из этого месторождения.
Туркменская власть периодически озвучивает желание о расширении международного туризма.
Национальная туристическая зона «Аваза», расположенная на побережье Каспия в 20 км от города Туркменбаши, пополнится новыми коттеджные комплексами. В одной из британских газет курорт фактически сравнивают с Нью-Васюками, так как пока не созданы условия для массового иностранного туризма по международным стандартам.
Дворец бракосочетания в Ашхабаде был открыт в 2011 году. Его венчает огромный шар в виде планеты Земля, а четыре входа символизируют четыре стороны света.

https://turkmenportal.com/images/uploads/compositions/b2b5061a68732166e0ce47a68e1af442.jpg
Дуга нестабильности. Центральная Азия. Торжество кланово-племенной демократии
Нейтральный Туркменистан. От Туркменбаши Великого к новым заоблачным вершинам
1 Подробное изложение достижений Туркменистана приводится в статье: Дмитрий КузнецВ Туркмении сейчас диктатура? А как там живут люди? Можно ли приехать в Ашхабад туристом? Стыдные вопросы про одну из самых закрытых стран в мире. https://meduza.io/feature/2018/11/14/v-turkmenii-seychas-diktatura-a-kak-tam-zhivut-lyudi-mozhno-li-priehat-v-ahshhabad-turistom.
«Геополитика сверхдержав»
