Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Геополитика Персидского залива. Шиитский фактор
Владимир Дергачев
Зона Персидского залива является местом встречи трех ветвей ислама — суннитов, шиитов и приверженцев ибадизма, последователи которого (в Омане) называют себя самыми «истинными мусульманами». Особенно опасен суннитско-шиитский конфликт между государствами, использующийся в борьбе за региональное лидерство. Иран является крупнейшим шиитским государством, а богатые страны Аравии — преимущественно суннитскими государствами, за исключением Омана. На Ближнем Востоке среди суннитских государств наблюдается соперничество между Египтом, Саудовской Аравией и Турцией. Здесь лидерство принадлежит Турции, демонстрирующей успехи в модернизации.
Шиитский фактор всегда имел значение для обстановки в арабских странах Персидского залива. Очередной всплеск шиитских протестов в феврале 2011 года связан не только с революциями в Тунисе и Египте, но спровоцирован американской политикой в регионе. После оккупации Ирака Соединённые Штаты свергли суннитский режим Саддама Хусейна и рассчитывали на поддержку местных шиитов, которые были в недостаточной степени представлены в органах власти. Вашингтон настоял, чтобы ключевой пост премьер-министра в правительстве национального единства занял представитель шиитского меньшинства (по оценкам численность шиитов в Ираке в два раза меньше, чем суннитов). А чем хуже шииты Бахрейна, Кувейта и Саудовской Аравии? Американская «демократизация» Ближнего Востока, направленная на повышении роли шиитов им пришлась по душе.
Февральские события на Бахрейне связаны с требованиями повышения статуса шиитского большинства в жизни страны, где правит суннитская династия. Король Бахрейна подписал указ о социальном пакете, согласно которого каждый гражданин получит $ 3 тыс., но это не остановило протестующих. В Бахрейне размещена крупнейшая база Пятого ВМФ США. За последние годы на её расширение Вашингтон выделил свыше полмиллиарда долларов. Здесь размещен американский центр радиоэлектронной разведки и слежения за территорией Ирана. Соединённые Штаты укрепились на Бахрейне еще в 1948 году, но благодаря протестам местного шиитского населения в 1977 году американское присутствие сократилось. Но во время иракской агрессии в Кувейт – «Войны в Заливе» 1991 года, правящая суннитская династия Бахрейна вновь пошла на сближение с США и расширение американского присутствия на острове. Где, кроме базы ВМФ, была создана база ВВС США, откуда наносились бомбовые удары по иракским войскам. На базе ВМФ постоянно находятся корабли американских ВВС, которые здесь пополняются продовольственными и другими запасами, а моряки имеют возможность отдохнуть по полной программе (со спиртным). Это невозможно или частично возможно в других арабских странах Залива. Как рассказывают местные очевидцы, у американцев в Бахрейне по договорённости с местными фирмами такси действует специальная программа бесплатной доставки подвыпивших моряков на военную базу. (См. подробнее Игорь Панкратенко Шесть мифов о Бахрейне Русский журнал http://www.russ.ru/pole/SHest-mifov-o-Bahrejne.)
В Кувейте примерно один миллион или 30% жителей страны — шииты. В стране кризис правящей суннитской династии, начавшийся в 2006 году после смерти эмира Кувейта от инсульта. В настоящее время эмиром Кувейта является его престарелый сын (81 год). Акции протеста в Кувейте начались 18 февраля 2011 года. Демонстранты обвиняли правящую династию в огромных тратах на королевскую семью. Прошли демонстрации не имеющих гражданства арабских жителей страны, протестовавших против своего бесправного положения. Власть эмирата, чтобы предотвратить углубление конфликта распорядилась выделить на каждого коренного жителя страны суммы эквивалентной $10 тыс., увеличена заработная плата работникам государственной нефтяной компании. Повышены в 1,8 – 2 раза зарплата госслужащим, военнослужащим и полицейским, учителям, преподавателям вызов, в два раза — стипендии студентам до $1200 (женатым). Обсуждаются возможности отмены платы за электричество, воду и телефонную связь.
В Саудовской Аравии проживает 20 % шиитов, большинство из них сосредоточено в Восточной провинции, где находится крупнейшее в мире месторождение нефти. В стране так же существует проблема правящей суннитской династии. Саудовский король в преклонном возрасте (87 лет) и болен. И здесь шиитское меньшинство может вдохновиться событиями в Бахрейне.
В суннитских Эмиратах численность шиитов составляет 15-20 % населения. Эмираты выделили субсидии на приобретении основных продуктов питания, в первую очередь хлеба и риса. В Омане так же среди гастарбайтеров значительная прослойка шиитов.
Монархический Эмират Катар — самая богатая страна арабского мира. В отличие от Ливии, в Катаре не существует структур власти, подконтрольных населению. Политические партии запрещены. Консультативный законосовещательный совет назначается эмиром. Эмир Катара шейх Хамад бин Халифа Ааль Сани (род. 1952) стал эмиром с 1995 года в результате свержения своего отца, находившегося на отдыхе в Швейцарии. Обладает плохим здоровьем. В 1996 году разрешил создание международного (по сути проамериканского) телеканала Аль-Джазира, вещающего на арабском и английском языках на весь мир. В 1997 годку предоставил избирательные права женщинам. Нефть и газ сделали Катар второй страной в мире по ВВП на душу населения после Лихтенштейна ($110 тыс.). Россия, Иран и Катар обладают соответственно первым, вторым и третьим по величине в мире объемами запасов газа.
Доха — столица Катара

Рекламный проспект
Манама — столица Бахрейна. В переводе с арабского, Бахрейн означает «два моря». Первое море это Персидский залив, который арабы называют Арабским морем. Второе море — подземные источники пресной воды. Правда, за многовековую бурную историю Бахрейна эти источники оскудели, и вода стоит столько, сколько и бензин. Поэтому местные арабы шутят, что у них бензин дешевый как вода.

Источник: http://www.happytellus.com/gallery.php?img_id=62
Иран последовательно поддерживает шиитские общины в арабских странах. В случае усиления конфронтации Тегерана вновь может поднять вопрос о статусе преимущественно шиитского Бахрейна, который считает исторической иранской территорией. В региональной дипломатии намечаются пока еще робкие, но тенденции к усилению суннитско-шиитского диалога между аравийскими странами и Ираном на основе мусульманской конфессиональной общности.
Опасаясь «эффекта домино» от смуты арабские страны Персидского залива приняли решение выделить на социальные программы Омана и Бахрейна $20 млрд. В целом под натиском арабских революций и контрреволюций богатые страны Аравии выделили на социальные программы фантастические финансовые ресурсы, примерно, $100 млрд.
«Черная кровь» геополитики Персидского залива
Демократическая петля Анаконды над Персидским заливом
Геополитика Персидского залива. Борьба за контроль Ормузского пролива
Геополитика Персидского залива. Шиитский фактор
Геополитика Персидского залива. Китайский фактор
Другие статьи автора о странах Персидского залива:
Саудовская Аравия. Проблемы энергетической сверхдержавы
Бахрейн. На руинах стабильности
Солидарная модель государства. Путь бедуинов
ОАЭ Эмират Дубай
ОАЭ Эмират Абу-Даби
ОАЭ Эмират Шарджа
ОАЭ Эмират Фуджейра
Оман
«Геополитика сверхдержав»
