Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Геополитика Персидского залива. Китайский фактор
Владимир Дергачев
Проект южного направления Великого Шёлкового пути. В связи с нереальностью создания северного маршрута ВШП через Казахстан и Россию из-за отсутствия политической воли Москвы и конкуренции со стороны Великого морского пути из АТР в Европу, власть эмирата Кувейта предложила возрождение южного маршрута. Для этого Кувейт планирует построить Город Шелка, через который и должен пройти ВШП из Китая на Ближний Восток к Восточному Средиземноморью через Иран, Кувейт, Багдад и Дамаск и Израиль. Город с населением 700 тыс. жителей должен быть возведен на острове, соединённым со столицей Кувейта 24-километровым мостом. Центральным доминатом новой жемчужины Востока должна стать Башня «Тысячи и одно ночи» — самый высокий небоскреб в мире (1001 м.)**. Стоимость проекта оценивается в $130 млрд. Однако до нескорой стабилизации обстановки в Ираке этот проект остаётся нереальным.
Во время арабских революций внимание мировой общественности были приковано к Тунису, Египту и Ливии, тогда как на Востоке произошло на первый взгляд незначительное событие с возможными большими последствиями для трансформации Ближнего и Среднего Востока.
Проект трансконтинентальной железной дороги Китай — Персидский залив. В январе 2011 года Таджикистан ратифицировал межгосударственный договор о демаркации и делимитации таджикско-китайской государственной границы. Китаю передается территория в 1,1 тыс. км (0,7 % территории республики). Таким образом, после распада Советского Союза территориальные уступки Китаю сделали все граничащие с Поднебесной постсоветские страны.
Данный территориальный спор ведет начало со второй половины 19 века. Уже после Второй Мировой войны Пекин предъявлял претензии Москве на 20 % территории советского Таджикистана. Геологи считают, что эта незаселенная горная территория к югу от перевала Уз-Бель содержит месторождения золота, а так же урана, никеля и ртути. Китай намерен вложить в экономику Таджикистана крупные инвестиции, особенно в энергетику.
Но самым важным аргументом для Душанбе является предложенный Пекином совместный проект по созданию стратегических коммуникаций. Из-за конфликта с Узбекистаном, который ограничивает пропуск грузовых железнодорожных составов, пытаясь помешать строительству Рогинской ГЭС, Таджикистан оказался в транспортной изоляции.
В конце 2010 года Китай без лишнего шума и рекламы объявил о проекте строительства трансконтинентальной железной дороги Кашгар (Китай) – Герат (Афганистан), которая должна соединить Китай и Центральную Азию с Персидским заливом. Протяженность дороги составит 2 тыс. км, из которых 392 км пройдет по территории Таджикистана. Учитывая исключительно успешную транспортную политику Китая и надежное деловое сотрудничество с Ираном не вызывает сомнения что и этот проект будет реализован и Пекин получит выход к Персидскому заливу. В качестве конечной цели рассматривается крупный иранский город Бендер-Аббас (400 тыс. жителей, 2010, оценка), его морской порт занимает стратегические позиции в Ормузском проливе.
Ормузский пролив с максимальной глубиной до 229 м и минимальной глубиной по фарватеру 71 м в наиболее узком месте имеет ширину в 54 км. Пролив разделен на два транспортных прохода (шириной по 2,5 км), разделенных 5-км буферной зоной.
По данным Lloyd’s через Ормузский пролив ежегодно приходится около 40 % мирового морского экспорт нефти, нефтепродуктов и значительный объём экспорта сжиженного природного газа из стран Персидского залива. Если в результате очередного военного конфликта в регионе будет перекрыт проход судов через Ормузский пролив, это будет иметь катастрофические последствия для мировой экономики. Только за последние годы Иран несколько десятого раз угрожал перекрыть Залив, если Соединённые Штаты нанесут удар по ядерным объектам страны. С иранского острова Кешм (70 тыс. жителей) легко блокировать судоходство по проливу. Серьезная угроза морским коммуникациям исходит со стороны террористов и радикальных исламских организаций. В 2010 году ими был организован взрыв на японском супертанкере, находившемся вблизи Ормузского пролива у берегов Омана. Тегеран предлагает арабским странам создать совместную систему безопасности в зоне Ормузского пролива, который контролируется американскими и французскими военными моряками.
Вторым конечным пунктом китайской трансконтинентальной магистрали может стать расположенный на иранском побережье Персидского залива город-порт Бушир (200 тыс. жителей, оценка). Во время Второй мировой войны через Бушир и иракскую Басру в Советский Союз доставлялись военные товары по ленд-лизу. В пригородах Бушира с 1975 года строится атомная электростанция. Строительство начинал немецкий концерн, прекративший работы в 1980 году после Исламской революции. С 1998 года АЭС достраивается российской компанией. Появление здесь Китая окончательно поставит точку на американской мечте нанести удар по ядерным объектам Ирана.
Наступление на Персидский залив Китай ведет и морским путем. Перед входом в Персидский залив функционирует порт Фуджейра, через который идет экспорт нефти и бункеровка судов, в том числе американских. По другую сторону пролива на территории Пакистана в провинции Белуджистан создан плацдарм Китая в регионе. Здесь Пекин в 2002/07 гг. построил и ввел в эксплуатацию морской порт Гвадар, который в будущем будет соединён с Ираном автомобильной дорогой.

Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Gwadar_Port.jpg
Существовал российский проект международного транспортного коридора «Север-Юг», однако отсутствие политической воли и непоследовательная политика Москвы в отношении Тегерана превратила его в очередную утопию. Очередной бросок к Индийскому океану и Индии не состоялся. За неоднократное предательство делового партнера Иран не рассматривает Россию как стратегического союзника.
Рано или поздно Соединённые Штаты вынуждены будут уступить часть своего геополитического положения в регионе с Китаем. В настоящее время на Америку приходится 25 % мирового потребления нефти, так как на Китай – всего 6,9 %. Придется делиться с набирающей мощь второй сверхдержавой.
** Небоскребомания охватила все богатые нефтью арабские страны. В Дубае, Шардже, Бахрейне так же имеются проекты башни высотой свыше километра. Нефтяная сверхдержава — Саудовская Аравия — намерена построить 500-этажную башню-небоскреб высотой в 1,6 км.
«Черная кровь» геополитики Персидского залива
Демократическая петля Анаконды над Персидским заливом
Геополитика Персидского залива. Борьба за контроль Ормузского пролива
Геополитика Персидского залива. Шиитский фактор
Геополитика Персидского залива. Китайский фактор
Другие статьи автора о странах Персидского залива:
Саудовская Аравия. Проблемы энергетической сверхдержавы
Бахрейн. На руинах стабильности
Солидарная модель государства. Путь бедуинов
ОАЭ Эмират Дубай
ОАЭ Эмират Абу-Даби
ОАЭ Эмират Шарджа
ОАЭ Эмират Фуджейра
Оман
«Геополитика сверхдержав»
