Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Глобальная геополитическая трансформация. Великий час Южных морей
Владимир Дергачев

Мир вошел в эпоху глобальной геополитической нестабильности. Она началась с мирового системного кризиса, ускорившего смещение мирового центра экономического и технологического развития на Восток. Запад во главе с США постепенно утрачивает монополию на мировое господство и исключительность.
На саммите Большой двадцатки в китайском Ханчжоу (2016) Пекин продемонстрировал, что G20, а не Большая семерка Запада G7 становится основой многополярного мира, и Китай намерен играть здесь центральную роль. Став экономической сверхдержавой Поднебесная вынуждена нарушить завет архитектора китайский реформ Дэн Сяопина «искусно не высовываться».
По теме: Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Главные фронты противостояния ключевых геополитических игроков Запада и Не-Запада в переходную эпоху глобальной нестабильности — Ближний Восток, Восточная Европа, Юго-Восточная Азия с Южно-Китайским морем, и Карибский регион. Основные события (конфликты) будут происходить на Евразийском континенте.
По теме: Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Согласно классической геополитике единственный способ сохранения мирового лидерства Соединённые Штаты видят в создании серии «санитарных кордонов» и региональных войн с помощью технологии «управляемого» хаоса в битве за Евразию.
Если в Европе антироссийский «санитарный кордон» создается из марионеток Запада от Черного моря до Балтики, то в Азиатско-Тихоокеанском регионе Соединённые Штаты формируют тихоокеанский антикитайский барьерный риф («тихоокеанскую ось Обамы»).
Юго-Восточная Азия является направлением главного экономического удара геостратегии Китая, объявившего Южно-Китайское море зоной своих национальных интересов. Этот шаг Пекина был спровоцирован новой американской стратегией «возвращения в Азию».
Китайский «бросок на юг» обусловлен, прежде всего, исторической памятью. Контроль над Малаккским проливом обеспечивал средневековой Поднебесной статус мировой морской державы. Сегодня геоэкономическая мощь Китая в Юго-Восточной Азии обеспечена субкультурой китайской диаспоры. По разным экспертным данным, китайская диаспора (хуацао) контролирует полностью экономику Сингапура, Индонезии (90%), Таиланда (75%) и Малайзии (60%). Хуацяо занимают прочные деловые позиции на Филиппинах и в других странах региона.
Соединённые Штаты, исходя из классической геополитической формулы «Кто владеет Евразией, тот владеет миром», в период холодной войны создали «санитарный кордон» вокруг континента, получивший название «петля Анаконды». Наращивание военной мощи Китая вызывает у Вашингтона бо́льшую озабоченность, чем в прошлом советская угроза. Но вероятно, поезд уже ушел. Страны Юго-Восточной Азии сегодня проводят внешнюю политику с оглядкой на Пекин.
Набирающий мощь Китай реализует евразийскую геополитику «жемчужного ожерелья». «Нить ожерелья» с доминированием экономической стратегии «идти вовне» формируется вдоль Великого морского пути от Китая до Ближнего Востока. Так как экономическая мощь Китая сосредоточена на побережье морей Тихого океана, Пекин начал успешно реализовать военно-морскую стратегию «голубой воды» и готов объявить зоной национальных интересов океанские акватории и острова в западной части Тихого океана, включая американскую заморскую территорию Гуам. Это не только изменило геополитическую обстановку в Евразии, где в недавнем прошлом доминировала американская «петля Анаконды», но привело к созданию геополитического узла напряжённости в Южно-Китайском море (по-вьетнамски, Восточное море, по-тагальски, Филиппинское море).
По теме: Демократическая «петля Анаконды»: новые рубежи евразийской геополитик США

На Южно-Китайское море приходится 60 % трафика мировой торговли, здесь сосредоточены важнейшие морские пути (коридоры) между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Европой, Индией, Ближним Востоком и Африкой. Континентальный шельф является одним из самых нефтегазоносных в мире. Запасы нефти здесь оцениваются в 23-30 млрд. т., а природного газа – около 16 трлн. куб. метров. Регион может стать третьим по значимости после Саудовской Аравии и Венесуэлы. Имеются неглубоко залегающие месторождения фосфатов.
Южно-Китайское море. Основные направления транспортировки сырой нефти (млн. тонн баррелей в день)

В Южно-Китайском море расположены архипелаги Саньша (Парасельские острова), Наньша (Спратли), острова Дунша (Пратас) и Чжунша (отмель Мак Клесфилд-бэнк), над которыми согласного очередного заявления МИД КНР, Пекин обладает суверенитетом. Архипелаги и большинство островов имеют названия на китайском, вьетнамском и тагальском (филиппинском) языке. КНР в настоящее время контролирует весь Парасельский архипелаг.
На острова архипелага Саньша (Парасельские острова) претендуют так же Вьетнам и Тайвань.
После тысячелетнего китайского владычества Китай и Вьетнам традиционно враждовали друг с другом. Китайско-вьетнамская война 1979 года стала первой войной в истории социалистических государств. Сегодня сохраняется холодный мир в китайско-вьетнамских отношениях, омраченный серьезными территориальными спорами из-за Парасельских островов и архипелага Спратли.
Особенно острое противостояние прибрежных азиатских государств проявляется вокруг архипелага Наньша (Спратли, Чыонгша) расположенного в юго-западной части Южно-Китайского моря (ЮКМ). Архипелаг состоит из более сотни мелких островов размером от 130 до 460 кв. метров, рифов и атоллов. Акватория вокруг архипелага богата рыбой, а на шельфе сосредоточены значительные месторождения нефти. От филиппинского острова Палаван, Брунея и севера Малайзии архипелаг Спратли отделяет относительно глубоководный желоб с глубинами свыше 2500 метров, который находится за пределами 200-мильной экономической зоны прибрежных государств.
На архипелаге общей площадью акватории более 400 тыс. кв. км в недавнем прошлом не было постоянного населения, в последние годы появились порты, взлетно-посадочные полосы (аэродромы) и ограниченные военные контингенты прибрежных государств. Функционирует несколько аэродромов, в том числе Лаянг-Лаянг (Малайзия), Иту-Аба (Тайвань), Титу или Чжунъе (Филиппины), Чыонгша (Вьетнам) и Юншу (КНР).
В мировых (западных) СМИ основной акцент делается на критику только КНР, претендующих в одностороннем порядке на острова архипелагов Южно-Китайского моря. При этом в тени остаются многочисленные претензии других государств. Территории островов и рифов архипелага оспариваются не только Китаем, но и Вьетнамом, Тайванем, Малайзией и Филиппинами. При этом США проявляют повышенную заинтересованность, чтобы эти государства воспрепятствовали юрисдикции Пекина над островами в юго-западной части Южно-Китайского моря.

Архипелаг Наньша (Спратли). На карте флажками Вьетнама, КНР, Тайваня, Малайзии и Филиппин показано фактическое владение отдельными островами.

Острова архипелага впервые были открытые китайцами, в 1529 году становятся владениями Испании. По Парижскому мирному договору 1898 года Испания уступает Соединённым Штатам Филиппинские острова за двадцать миллионов долларов.
В 20-30 годы 20 века на островах Спратли, исследуемых французами, присутствуют китайские рыбаки. В 1932 году Китайская Республика отправила Франции меморандум, провозгласившего суверенитет над островами Спратли на основе китайской интерпретации соглашения 1887 года, заключённого после Франко-китайской войны. Французские корабли взяли под контроль несколько островов и объявили архипелаг Спратли территорией французского Индокитая (Кохинхины). Японцы, занимающиеся разработкой фосфатов на Спратли, заявили протест.
В 1941 году Японская империя захватила архипелаг, создала на острове Иту-Аба базу подводных лодок и сохраняла контроль до конца Второй мировой войны. После капитуляции Японии Франция и Китайская Республика повторно выдвинули территориальные претензии. Поднебесная отправила на острова военный контингент, Франция с помощью военных кораблей не смогла выдворить китайцев.
На встрече в Сан-Франциско в 1951 году представители Вьетнама (который всё ещё находился под управлением Франции) предъявили требования на острова Спратли и Парасельские острова.
В 1956 году Филиппины, являющиеся фактически протекторам США, заявили о претензиях на часть островов Спратли, названных «землей свободы» («ничейной землей»). В ответ Китайская республика и Южный Вьетнам отправили на архипелаг военные отряды, а впоследствии Южный Вьетнам объявил об аннексии островов Спратли и присоединении их к провинции Биньдинь. В 1958 году Китайская Народная Республика включила в территориальные воды государства архипелаг Спратли.
После Второй мировой воны Филиппины (читай американская оккупационная администрация) заявили, что архипелаг Наньша является их «подопечной территорией» с неопределённым суверенитетом. В 1968 году филиппинские войска высадились на трёх островах и объявили об аннексии островной группы Калаяан («земли свободы», «ничейной земли»), объединённой с провинцией Палаван.
В 1971 году Малайзия выдвинула требования на часть архипелага Спратли (12 островов), в 1983 году заняла остров Лаянг-Лаянг (размер 7 х 2 км) и построила на нём военно-морскую базу и курорт. Экзотический остров Лаянг-Лаянг («риф ласточек») считается одним из самых посещаемых в Малайзии курортов среди дайверов. Богатство и разнообразие подводного мира этих мест поражает воображение. Одним из самых популярных мест у аквалангистов является подводный «Лес горгоний».
Остров Лаянг-Лаянг
http://diversaint.ru/upload/image/600_malaysia_layang.jpg
В 1975 году Объединённый Вьетнам выдвинул требования на архипелаг, захватил так называемый Юго-западный кейс у Филиппин, где разместил военные объекты.
В 1987 году Китай начал морское патрулирование архипелага Спратли и основал постоянную военно-морскую базу, а в следующем 1988 году произошло боестолкновение с вьетнамскими ВМС. Три вьетнамских корабля были потоплены, погибло 68 моряков. Китай захватил 7 рифов и атоллов. В 1989 году Вьетнам присоединил к одной из провинций архипелаг Спратли (по-вьетнамски, Чыонгша), объявленный «передовым восточным островным уездом Родины», расположенным на расстоянии 250 миль от материка.
В 1995 году была достигнута договорённость между КНР и Вьетнамом о начале широкомасштабных переговоров о совместном освоении ресурсов архипелага, но https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%B8 - cite_note-kom-5 она не выполняется. имеет свои военные посты на 9 атоллах архипелага Спратли. Ханой имеет военные подразделения на 21 острове Спратли.
Вьетнам контролирует около двух десятков островов и рифов архипелага Спратли. В 2004 году страна расширила туристическое присутствие и построила аэродром на одном из островов архипелага, а в 2005 году вновь заявила о суверенитете над островами Спратли. В 2011 года между Вьетнамом и Китаем произошло несколько инцидентов (повреждение вьетнамских кабелей, протесты возле китайских диппредставительств во Вьетнаме, обмены заявлениями политиков и дипломатов, морские учения Вьетнама и хакерские войны).
Местная инфраструктура острова Большой Чыонгша включает аэродром и порт, маяк, аварийно-спасательный центр, метеостанция. Электричеством остров обеспечивается благодаря солнечным батареям и ветряным генераторам. На главном острове находится мемориальное здание президента Хо Ши Мина, дом культуры, отель, больница и школа. Вьетнам воздвиг на острове Большой Чыонгша мемориал памяти о погибших в 1988 году в конфликте с китайцами 67 воинах. На островах Большой Чыонгша, Шонгты и Шиньтон реставрированы буддийские пагоды. Комендантом острова и председателем Народного Комитета городка Чыонгша является полковник вьетнамской армии.
Пагода Большой Чыонгша символизирует суверенитет Вьетнама над островами Спратли в Восточном море.
Фото: Вьет Куонг. http://vietnam.vnanet.vn/russian/.html
Архипелаг Спратли. Август 2016 года. Контролируемый Вьетнамом остров Да Лон Бе во время посещения международной делегацией вьетнамцев, проживающих в 22 странах мира.

Непотопляемыми китайскими авианосцами в регионе станут специально созданные острова. Американцев, эксплуатирующих военно-морскую и военно-воздушную базу на атолле Диего-Гарсия в Индийском океане, беспокоит стремление китайцев создать аналогичную военную базу в архипелаге Спратли на трех рифах Fairy Cross (Огненный крест, китайское название — Юншу). Контроль над этой территорией в 560 морских милях от острова Хайнань и в 250 милях от Вьетнама КНР осуществляет с 1988 года. Здесь находится небольшой воинский контингент (до 200 человек), обслуживающий радиостанцию и радар, базовая станция китайского сотового оператора «Чайна мобайл».
В Интернете можно найти информацию, не подтверждаемую Пекином, о возможном создании в Южно-Китайском море крупной военной базы («китайского Гуама»). Согласно геополитической логике это будет закономерным для экономической сверхдержавы. Наиболее вероятен проект военной базы на острове Юншу. Стоимость оценивается в $5 млрд., что эквивалентно строительству атомного авианосца. На острове будет размещен причал для боевых кораблей, грузовой терминал и другие объекты инфраструктуры. Китай уже построил взлетно-посадочную полосу длиной 3125 метров. На острове могут быть размещены зенитно-ракетные комплексы большой дальности, а также тяжелые противокорабельные ракеты.
В результате Китай получит постоянную надежную базу для боевой авиации и кораблей в удаленном от побережья районе, перспективном на крупные месторождения нефти. В последние годы в Поднебесной появились морские технологии, обеспечивающие доступность для промышленного бурения глубины до 3000 метров.

Архипелаг Спратли. Космический снимок строительства китайского аэродрома и других объектов, включая цементный завод, объект противовоздушной обороны, вертолетные площадки и маяки, на рифе «Огненный крест» (остров Юншу).

Архипелаг Спратли. 6 января 2016 года. Аэродром острова Юншу. Два китайский гражданский авиалайнера совершили посадку в новом аэропорту YONGSHU.

Согласно космическим снимкам Китай кроме рифа Fairy Cross («Огненный крест») ведет мелиоративные работы на рифах Johnson South Reef, Johnson North Reef, Cuarteron Reef, Gaven Reef, Mischief и Subi1. Еще в 1988 году Китай занял риф Джонсон. Этот затопленный риф был преобразован в искусственный остров приблизительно 400 метров шириной. Здесь размещен военный объект, небольшой порт, радиостанция и радар контроля за морской и воздушной обстановкой в Южно-Китайском море, являющемся зоной интенсивного судоходства. В марте 2014 года китайская морская драга начала насыпать вокруг рифа искусственный песчаный остров, на котором в следующем году была размещена военная база.

Тайвань вложил на острове Тайпин (Иту - Аба) $100 млн. на восстановление инфраструктуры порта и взлетно-посадочной полосы, строительство солнечной электростанции и нового маяка. В отличие от других островов архипелага Спратли, здесь имеется источник пресной воды. Тайваньские военные расквартировали на острове небольшой гарнизон. В начале января 2016 года остров посетил уходящий президент Тайваня, что вызвало протесты Вашингтона и Ханоя. Правительство Китайской Республики отказалось признавать решение международного трибунала по делу о территориальном споре между Филиппинами и КНР в Южно-Китайском море
Остров Тайпин (Иту - Аба)
В июне 2016 года ВМС Индонезии обстреляли китайское рыболовное судно в Южно-Китайском море, ранение получил один из рыбаков. Китай направил в район инцидента судно береговой охраны для защиты рыбаков, а также по дипломатическим каналам выразил Индонезии решительный протест.
За последнее десятилетие не прекратились и претензии Филиппин на острова архипелага, за которые военные будут «сражаться до последнего моряка и морского пехотинца». Филиппины контролируют девять островов, включая подводный риф. Второй по величине в архипелаге остров Титу (Чжунъе) уже 45 лет находится под контролем Филиппин, здесь расположена взлетно-посадочная полоса. В единственном островном поселении проживает несколько сотен филиппинцев, включая военнослужащих ВВС.
Остров Титу (Чжунъе)
http://ffemagazine.com/know-fun-pag-asa-island/
В 2014 году Манила призвала к мораторию на строительство в Южно-Китайском море, а затем направила жалобу в международный трибунал, созданный при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге.
В 2016 году Трибунал постановил, что Китай не имеет исторических прав на спорные территории
Южно-Китайского моря и нарушает Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Власти КНР заявили, что не собираются признавать и исполнять решение Трибунала.
Единственной страной региона, не предъявлявшей территориальных требований на архипелаг Спратли, остается Бруней, ведущий рыбный промысел у одного из рифов. Бруней так же использует платформы для добычи нефти и газа на шельфе Южно-Китайского моря.
В целом, происходящие в настоящее время события в Южно-Китайском море являются частью мировой геополитической трансформации. Это обусловлено и китайской стратегией «Экономического пояса Шелкового пути» и возрождения «Морского Шёлкового пути».
Пятьсот лет назад Китайская империя была единственной сверхдержавой. И теперь, когда 500-летний геополитический цикл возвращается, он будет сопровождаться не новой холодной войной, а региональными конфликтами. Согласно геополитической логике, неизбежно геостратегическое усиление Поднебесной в регионе Южно-Китайского моря. Возможно, здесь будет создана крупная военная база («китайский Гуам»).
Глобальная геополитическа трансформация. Великий час Южных морей
Геополитика «Жемчужного ожерелья». Южно-Китайское море. Приоритеты Поднебесной
Геополитика «петли Анаконды». Что забыли Соединённые Штаты в Южно-Китайском море?
Филиппины. Кто разорвет «тихоокеанскую ось Обамы»?
Другие публикации по теме:
Направления главного удара китайской геополитики
Геополитика Южно-Китайского моря
Геополитика. Великий час Южных морей
Великий час Южных морей
Публикации о Китае на портале «Институт геополитики»
и в журнале «Ландшафты жизни»:
Падение и взлет Китайского Дракона
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Великий поход Шёлкового пути. Генеральные направления коммуникаций
Великий Морской Шёлковый путь. Бросок к Индийскому океану
Коммунистический «Шелковый путь» на Запад.
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Турция. На западных рубежах Шёлкового пути.
Геополитический проект Большого Китая
Геополитическая мощь китайской диаспоры
Китайская геополитика «искусно не высовываться»
Геополитика Южно-Китайского моря
Китайские триады. Самые организованные тайные общества мира
Международный туризм. Великий поход китайцев
Публикации о Китае в журнале «Ландшафты жизни»
Великий час кораблей пустыни
Мировой мегаполис «Пасть тигра» на берегах Южно-Китайского моря
Сельский коммунизм по-китайски
«Плавильный котел» Поднебесной в краю «южнее облаков» и «вечной весны»
«Дубай северного Китая»
«А зори здесь тихие». Лучший фильм китайского народа
Шёлковый путь верблюдов и туристов
Турфан. Безымянная страна любви
1 http://amti.csis.org/island-tracker/
«Геополитика сверхдержав»
