logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

Новые статьи здесь

Другие статьи:
Европейский Союз после Brexit. Чем крепче поцелуи, тем меньше денег
Нешелковый путь Черноморья
«Европейская мечта» Украины
Утешительный проект «Восточного партнёрства»
«Восточное партнёрство». Финиш антиевропейского проекта Европы
Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике
Мировая туристическая индустрия
«Золотая эра» китайско-британских отношений
Великий Морской Шелковый путь
Шёлковый путь Большой Евразии. Китайский суперпроект века
Иммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому
Западный геополитический форпост России
Почему провалился евроинтеграционный «Дранг нах Остен»?
Путешествие в никуда между Петербургом и Москвой
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих Родину
Первая мировая религиозная война
Украина. Третья Руина. Национальна идея под кого залечь и её последствия
Взрывоопасная «серая зона» Европы
Российская «имперская» геополитика
Восточная Европа в эпоху глобальной нестабильности
Конец китайской геополитики «искусно не высовываться»
Европейский Союз. Путь с вершины только вниз. Раскалённые рубежи Европы
Американская геополитика исключительности и «просвещенного» цинизма
Геополитическая эпоха глобальной нестабильности. На главных фронтах
Болгария. От обороны Шипки до нового турецкого протектората?
Ближний Восток. Сирия. Турецко-сирийский вековой конфликт
Ближний Восток. Курдистан
Ближний Восток. Ирак. Последствия американской агрессии
Предательство арабов великими европейскими державами
Исламская цивилизация. Идеология панисламизма. Религиозный конфликт
Великая Антиохия. Форпост христианства. Родина имя «христиане»
Взрывоопасные геополитические проблемы Турции
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik
Украина. Страна трудовых мигрантов
«Прибалтийские тигры». Пешки и марионетки на геополитической шахматной доске
Молдова. Ассоциация с ЕС. Время подводить первые итоги
Профессор Владимир Дергачев. К 70-летию со дня рождения
Геополитические последствия кризиса в Греции
Республика Македония. Не признанная Грецией
Империя Александра Македонского. Глобальная геополитическая трансформация древнего мира

__________
Мировой геополитический цунами сепаратизма
Пиратская геополитическая технология «управляемого» хаоса
Вечера на Хуторе близ Европы и России
Геополитическая трансформация в Черноморском регионе
Проигранная битва за Мировой океан
Геополитика Мирового океана
Великий час океанов
Государство создают Властитель и Песня
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы
Афон. Монашеское государство Святой Горы
Невыученные уроки Крыма
Одесская Хатынь. Евроинтеграция по-украински
Демократическая «петля Анаконды» в степях Украины
Новый регионализм
Почему воскресла «Мертвая рука»?
Индия. Самая большая демократия мира
Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая
трансформация

Великие украинцы о выборе пути
Вирус национализма
Крымские рубежи вражды и мира
Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века

Главные геополитические события
Пелопоннес. Послание древних греков современному миру
Знание – геополитическая сила и стратегический ресурс государства
Почему при лучшем в мире президенте не прекращаются теракты?
Россия модернизирует вооруженные силы
Третья Руина в истории украинской государственности
Киевский Майдан и Пятая колонна Запада
Украина. Европейский тайм-аут
К новой системе региональной безопасности на Южном Кавказе
Великий кормчий
Города-призраки на службе китайской геополитики
Мировое нашествие китайцев
Аморальное стремление к «богатому пузу» Запада
Смертельные обширные инфаркты Европы
Европейский протекторат Америки
Когда наступит «Закат Европы»?
Призрак коммунизма бродит по Европе
Почему Запад и Россия сходят с ума по-разному?
Геополитическая трансформация Латинской Америки Венецианская «империя» силы духа и духа наживы>
Гибель мировой секретной империи
Секретная сверхдержава
«Патриоты», обокравшие Россию
Красная Африка. «Кровожадный» неоколониализм Китая
Американский ангел хаоса на Африканском континенте
Обед в корчме на политическом кладбище
Словакия. Страна успешной «европеизации»
Страна вечной евроинтеграционной беременности
Постсоветская Балтия. Куда испарились балтийские тигры?
Кавказ. «Солнечное сплетение» Евразии
Возможен ли евразийский брак по любви или несчастью?
Евразия в поисках Евразийского Союза
Центральная Азия на евразийских рубежах вражды и мира
2012. Главные геополитические события
Партия как рулевой криминально-коррумпированной власти
Кризис российской государственности
Чрезмерное торжество российской «модернизации»
Украина в новой геополитической архитектуре мира
Восточная Европа в новой геополитической архитектуре мира
Многопартнерская геополитика Турции
«Элита в законе». Обольщение богатством
Стратегическое бездорожье России
От лампочки Ильича к олигархическому капитализму, которому Россия «до лампочки»
Имперская геополитика. Великий час мировых империй
__________
Меткая стрельба мимо утраченных целей
Системный кризис. Смертельные ошибки советской власти
Падение советской сверхдержавы. Пророк не в нашем отечестве
Зона коммунизма. Университетский Храм науки и образования
Великий час сверхдержавы. Рождение наукоемкой индустрии
Великий час сверхдержавы. Тайны Атомного проекта
Великий час сверхдержавы. Союз советской власти и фундамен-тальной науки
Архитектура послевоенного мирового порядка.
Советская геополитика. Пакт Молотова – Риббентропа
Геополитические броски за горизонт. Всемирная революция
Великая Победа. Жестокий прагматизм жесткого времени (III)
Великая Победа. Логика и психология войны (II)
Великая Победа. Сила духа (I)
«Ангелы» оранжевого бунта и раскольники канонического православия
Великая смута. «Чернобыль души»
Почему Россия не Скандинавия?
Европейская Япония
Королевство коммунистического быта
Великий государственник (к 280-летию со дня рождения императрицы Екатерины Великой)
Мировая война за души людей Головокружение от одиночества сверхдержавы
Крушение мифа о сказочном Евраленде
Натовские мечты Голопузенко
Великий путь «Слезы Аллаха»
Мазепа. Европейский рыцарь или проклятый лях?
«Человек века» о выборе пути, «дикой и возбуждающей» украинизации
Как «не стать подстилкой для других наций»? Последний гетман Украины о выборе пути
Завещание бессмертного Гоголя
Главный геополитический ресурс России
Истоки кризиса украинской государственности
Борьба националистов за «жизненное пространство» советской Украины
«Украинский прорыв» к дефолту государственности. Третья Руина
Черноморский остров Змеиный в зеркале геополитики
Пути преодоления дефолта украинской государственности

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Парадигма этнических групп (на примере Кавказа)

Элизео Бертолази (Италия)

 

В антропологическом значении понятие этническая «граница»  означает «находится внутри», так и наоборот — будучи отличным, непохожим, «находится снаружи». Значительный вклад в антропологические исследования о границах внес норвежский антрополог Фредрик Барт. В изданной в 1969 г.  книге «Ethnic Groups and Boundaries» (Этнические группы и границы) автор утверждает, что границы между группами продолжают существовать, несмотря на постоянные переходы отдельных ее членов в другие группы.


Культурное содержание (очевидные признаки и ценностные установки) отдельных групп скорее служит установлению национальной идентичности, противопоставляя одну другой, чем определению различий между группами. В таком случае факт принадлежности определенного количества индивидуумов одной и той же культуре должен бы быть рассмотрен в качестве следствия, а не причины существования этой группы. Следовательно, Барт утверждает, что вместо того, чтобы воспринимать этническую группу как нечто определяемое ее «культурным содержанием», было бы более уместным предположить, что именно это содержание и обуславливает ее границы и культуру.


Под этнической группой Барт подразумевает совокупность индивидуумов, отстаивающих свое историческое и культурное происхождение, замечая при этом, что этническая группа определяется вовсе не этими параметрами, поскольку основывается на критериях, которые разрабатываются  самими же членами группы для фиксации различия между собой и другими.


В чувстве принадлежности к некой этнической группе, определяемой культурной, лингвистической и территориальной общностью жестко и однобоко, на самом деле опускается тот факт, что все группы людей представляют собой результат процесса более или менее длительного взаимодействия с другими группами. Обычно группы, вовлеченные в конфликт, совсем не отличаются друг от друга, а наоборот, очень похожи между собой на уровне культуры и общего языка, обитают на одной  той же территории и часто имеют долгую историю взаимоотношений.


По утверждению итальянского антрополога Уго Фабиетти народы противопоставляют себя друг другу не потому, что являются носителями разных культур, а из-за того, что их культурные различия действуют в качестве катализирующего фактора во внутри политических, внутри экономических и внутри идеологических интересах, в изобилии представленных конкретными историческими условиями.


Национальная идентичность не может быть сведена к таким неизменным категориям как культура, религия, этнос. В действительности это пустые категории, приобретающие значение в зависимости от того, каким образом заинтересованные группы входят в контакт  как между собой, а также с национальными и международными аппаратами, которые со своей стороны подвержены действию сил глобализации. Нужно добавить, что эти группы вовлечены в игру «кооптации» со стороны Запада, иначе говоря, в них выделяют и преувеличивают некоторые культурные и этнические черты одних групп по отношению к другим.


Следовательно, было бы правильным понимать этничность (чувство принадлежности к определенной этнической группе) как продукт взаимодействия между группами, имеющими разные интересы. Последние вызваны в большинстве случаев внешними факторами (транснациональными интересами, господством над энергетическими ресурсами, геополитической экспансией западных государств) в тех местах, где слабо проявлены политические институты, а не по причине простой тенденции к сепаратизму.


Следовательно, понятие этноса имеет культурное значение, с помощью которого «группа создает определение собирательного представления себя и других». Речь идет об определениях, с помощью которых группа приписывает себе внутреннюю гомогенность и вместе с тем непохожесть в сравнении с другими. С этой целью преувеличиваются характерные черты группы, которые по той же причине считаются неизменными.


Этническая идентичность не является неизменной реальностью, а наоборот – результатом процессов формирования идентичности,  предусматривающих создание этнической памяти исключительно посредством механизма исторического отбора, с помощью которого формируется чувство принадлежности. В ходе подобного процесса этническая идентичность подвергается постоянной «реорганизации» черт, считающихся ключевыми для данного этноса. Эти черты могут со временем измениться и подвергнуться «корректировке» в сторону последующей дифференциации от других этнических групп, или в сторону большего сближения с ними. Так этническая память приводит к символическому преобразованию функциональных элементов, направленных как на создание, так и на воссоздание и переопределение этнической идентичности. Например, устанавливаются общие корни, а затем объявляется, что все члены этой общины происходят от этих корней.


В XIX веке востоковед Эрнест Ренан по поводу национальной идеи писал: «Забвение, и я бы даже сказал, историческая ошибка являются существенным фактором в создании нации». В наше время бельгийский антрополог Марсель Детьен, известный специалист по мифам, пишет: «В национальных историях находим самые большие мифологические конструкции. Большая часть мифов – это мифы-основатели. [...] Каждая нация строит себя от определённых корней...».


Однако этническая идентичность не только является плодом чистого воображения, но имеет также свою онтологию, которая, будучи однажды построенной, приобретает очень конкретную ценность, драматическим свидетельством чему служат этнические конфликты.


Уверенность некоторых индивидуумов о принадлежности к определенной этнической группе, является фактом. По утверждению антрополога Зигфрида Фредрика Наделя, в основе этого чувства лежит догма, формирующая, создающая свою онтологию, которая, несмотря на всю свою субъективность, представляет собой объективную ценность для тех, которые верят в эту догму. С точки зрения этих людей верить – означает существовать.


Мы можем себе позволить быть скептичными  по отношению к верованиям других, но мы не должны так же скептично относиться ни к верности самых людей по отношению к собственным верованиям, ни к реальным эффектам, которые эти верования могут вызвать.


В последние годы Кавказ приобрел  фундаментальную стратегическую важность из-за своих богатых запасов углеводородов и из-за особенности географического положения. Кавказ — важный перекрёсток магистральных нефтепроводов (некоторые из которых уже функционируют, а другие находятся в фазе реализации), которые связывают природные энергетические ресурсы Центральной Азии с Черным и Средиземным морями. Внешнее вмешательство и определенные интересы, которые оно преследует, оказывают  большое влияние на положение дел на Кавказе. Это можно обозначить в качестве существенного и частично объясняющего фактора участившихся случаев межэтническим, межрелигиозным и межрегиональным конфликтам, целью которых является отстаивание и оспаривание «границ».


С исторической точки зрения Кавказ столетиями представлял собой пункт встреч и столкновений между Eвропой и Азией, между христианством и мусульманством, являясь своего рода перекрестком культур. Совокупность народов, живущих на Кавказе, базирует свою национальную идентичность как на чувстве принадлежности к данной группе и местности, так и на противопоставлении себя другим группам и местностям, соседствующим, но при этом - чуждым. В отношении горного кавказского региона ученые считают,  что традиции проживающих здесь бок о бок народов, имеющих многовековые взаимные связи, совпадают на 80-90%. Например, на Кавказе песни, танцы, стиль одежды разных народностей мало отличаются друг от друга; в прошлом все мужчины надевали черкеску, которая впоследствии была заимствована прибывшими в регион казаками.


Для Mосквы Кавказ всегда был дверью на Средний Восток. Но столетнему русскому господству (сперва - царскому, а затем - советскому) не удалось стереть ни многочисленные национальные идентичности, ни соответствующие требования независимости отдельных этнических групп региона.

Использованная литература

Barth Fredrik, Ethnic Groups and Boundaries, Oslo, University Press, 1969.
Fabietti Ugo, Culture in bilico Antropologia del Medio Oriente, Milano, Mondadori, 2002.
Fabietti Ugo, Elementi di antropologia culturale, Milano, Mondadori università, 2004.
Fabietti Ugo, L’identità etnica, Roma, Carrocci, 2004.
Fabietti Ugo, Storia dell’antropologia, Bologna, Zanichelli, 2001.
Ferrari Aldo, Il Caucaso. Popoli e conflitti di una Frontiera europea, Roma, Edizioni lavoro, 2005.

 

Сведения об авторе. Элизео Бертолази, научный сотрудник Института Высшей школы геополитики и смежных наук (IsAG). Диплом Антропологии Миланского Государственного Университета «Бикокка». Диплом Русского и Арабского Языков и Литературы в Государственном Университете Сассари.

 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ