Обсудить статью в дискуссионном клубе
Новый регионализм
Владимир Дергачев
В современном мире наряду с глобализацией происходят процессы регионализации — перераспределения властных компетенций государства на наднациональный или субнациональный (региональный) уровень1. В условиях глобализации регионы становятся менее управляемыми на национальном уровне. На первое место выходит проблема конкурентоспособности регионов, повышение которой возможно при использовании не только экономических, но и местных исторических, социокультурных, экологических и других особенностей.
Экономическая мощь ряда крупных внутригосударственных регионов сопоставима с ведущими государствами мира. Например, американский штат Калифорния входит в десятку крупнейших государств мира по ВВП. Китайская провинция Гуандун (ВВП $1 трлн.) занимает по этому показателю 17 место в мире, ВВП провинции в 6 раз больше ВВП Украины или составляет ½ ВВП России.
В эпоху индустриализации доминировал экономический регионализм. Традиционные экономические районы выделялись на основе экономико-географических факторов наличия сырья, энергии и близости к товарным рынкам. В Советском Союзе фундаментом политико-административного устройства выступал административный регионализм (по партийному признаку), который сохранился во многих постсоветских государствах. В постиндустриальных странах в условиях глобализации на первое место выходит конкурентоспособность регионов на мировых товарных рынках.
«Новый регионализм» (глобальный регионализм, открытый регионализм, мягкий регионализм) отличается от традиционного развитием в условиях многополярности мира, открытостью, формированием «снизу», участием негосударственных и субнациональных акторов. Новая регионализация ведет к мироустройству (полицентричной мировой системе) многополярного мира, основанного на взаимовыгодном взаимодействии нескольких крупных (великих) держав и региональных взаимодействующих, конкурирующих группировок2.
Особое место занимает новый мультискалярный регионализм — многоуровневая и многомерная форма территориальной организации, не ограничивающаяся границами национального государства и формирующаяся под влиянием глобализации и транснациональной экономики. В качестве плацдармов открытости регионов служат свободные экономические зоны (технополисы) и международные транспортные коридоры. Региональные преимущества, включая социокультурные и экологические особенности, используются в конкурентной борьбе на мировых рынках
.
Модель «мягкого» экономического регионализма основана преимущественно на экономических факторах при разных уровнях развития, при низкой институционализации и отсутствия наднациональных институтов (НАФТА, АСЕАН, АТЭС, МЕРКАСУР). По существу эта форма регионализма — зоны свободной торговли, являющиеся начальной стадией экономической интеграции, особенно широко используется странами с развивающимися рынками (англ. emerging markets), среди которых лидирует объединение BRICS.
Функциональные типы нового регионализма:
- исторический регионализм,
- политический регионализм,
- военно-политический регионализм (НАТО, ОДКБ),
- экономический регионализм,
- социокультурный регионализм,
- экстерриториальный регионализм (Большой Китай),
- экологический регионализм,
- трансграничные экономические коридоры.
Новый регионализм чаще всего является тройным регионализмом, учитывающим экономический, социокультурный и экологический аспекты. Региональная экономическая трансформация определяется, прежде всего, конъюнктурой мировых товарных рынков. Преимущество получают регионы, где в наибольше степени учитываются местные социокультурные коммуникации.
На картосхеме выделены региональные интеграционные объединения, где отчетливо отражается доминирование этой формы в Европе, Латинской Америке и Аравии. В Центральной и Южной Африке эти объединения носят формальный характер.
Региональные интеграционные объединения
На постсоветском пространстве эта форма регионализации находится на стадии Таможенного Союза. При слабых экономических связях и разных внешнеэкономических векторах Евразийский экономический союз нельзя создать по образу и подобию Европейского Союза. Как следует из таблицы «Структура экспорта и импорта стран Единого экономического пространства (ЕЭП)», основные внешнеэкономические партнеры России — ЕС и Китай, а не потенциальные страны Евразийского Союза. Внутриблоковый товарооборот в ЕЭП составляет всего 12%, тогда как в ЕС 62%3.
Структура экспорта и импорта стран Единого экономического пространства, в %.
В крупнейшей экономике на постсоветском пространстве — России — после кризиса 2008 года сформировалась потребительская модель роста при устойчивом оттоке капитала. Со временем пришло осознание, что нельзя «загнать» страны в новое интеграционное объединение на основе политического решения, что показал опыт Украины. Поэтому Евразийская комиссия стала финансировать только проекты, демонстрирующие экономический эффект.
В современном мире особо выделяется Западный (европейский) и Восточный (китайский) регионализм.
1 Проблемам регионализации посвящена монография автора «Регионалистика» (2008), учебник «Регионоведение» (в соавторстве с Л.Б. Вардомским, М, ЮНИТИ-ДАНА, 2011, третье издание), в которых наиболее подробно освещается европейский опыт региональной политики. За последние годы осуществлены зарубежные мониторинговые поездки в проблемные регионы (Северная Ирландия, Шотландии, Каталонии, Бельгия, Мадейра, Балканы, Кипр, Синай и др.). Публикации о зарубежном опыте регионализма и преодоления местного сепаратизма отражены на Интернет-портале «Институт геополитики».
2 Например, Keating M. The New Regionalism in Western Europe. Territorial Restructuring and Political Change. — Cheltenham, Elgar, 1998. Майкл Китинг – профессор политических и социальных наук, Институт Европейского университета (Флоренция, Италия).
Андреев Е. К. Геополитическая концепция «нового регионализма» КНР. – http://mir.spbu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=15:mns-15-2-01&Itemid=29
3 http://www.expert-ural.com/25-0-14022/
Новый регионализм
Западный (европейский) регионализм
Восточный (китайский) регионализм
Европейский опыт трансформации региональной политики
Институционная слабость региональной политики в Украине
Вверх
«Геополитика сверхдержав»