Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Институционная слабость региональной политики в Украине
Владимир Дергачев
Новые члены Евросоюза продемонстрировали разные подходы в реформировании региональной системы государственного управления. Например, поляки приняли модель, предложенную ЕС. Венгры поступили по-другому, выделили культурные автономии, как величину, которая не имеет консолидированного бюджета.
Институционная слабость государственного правления Украины обусловлена слепым копированием эффективных в другой культурной и социальной среде моделей1. В Украине в качестве образца была принята европейская модель модернизации государственного управления. Однако в условиях Восточной Европы и местного менталитета она дала негативный результат. На Украине не удалось создать цивилизованные статусные коммуникации для формирования национальной элиты.
За последние годы сложилась взрывоопасная диспропорция в распределении бюджетных средств по вертикали украинской власти. Роковыми для региональной политики на Украине стали 2001, 2004 и 2009 гг. Чтобы скрыть территориальную дифференциацию регионов по их вкладу в ВВП страны украинская власть осуществила политику нивелирования. В результате принятых Кабинетом министров Украины в 2001 году решений, большинство областей стали дотационными. Чтобы лишить украинские регионы экономического достоинства и усилить их зависимость от центральной власти. Области были обязаны большую часть налоговых и других поступлений перечислять в центр, и просить у него финансовые средства на решение местных проблем. Под предлогом концентрации средств для выплаты внешних долгов исполнительная власть превратила регионы в просителей бюджетного финансирования. Исполнительная власть боялась экономически сильных регионов и пыталась присвоить себе право перераспределения бюджетного финансирования. Кроме того, объявление дотационными большинства регионов позволяло временно скрыть экономическое неравенство между наиболее бедной Западной и остальной Украиной, выступающей донором.
Согласно принятой вертикали исполнительной власти на Украине главы не только областных, но и районных администраций утверждаются президентом страны. По данным Счетной палаты Украины, если в 2001 году местные бюджеты имели 75 % собственных доходов и 25 % дотаций, то в 2009 году они имели 51 % собственных доходов и 49 % дотаций2. В 2009 году Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» (новая редакция). «За» проголосовали 232 народных депутата из 436. Не голосовала в полном составе фракция Партии регионов. Почти в полном составе за данный закон проголосовали фракции БЮТ, Блока Литвина и КПУ, а из фракции НУ-НС его поддержали 33 народных депутатов. Если в 1990-е годы было 27 местных бюджетов, то в дальнейшем — 685, то новый Бюджетный кодекс предусматривал централизованное распределение 12 тыс. местных бюджетов, формульный расчёт трансфертов прямых взаимоотношений между государственным бюджетом и непосредственно бюджетами сёл, посёлков и городов районного значения.
В настоящее время многие местные бюджеты и особенно районного и сельского уровня имеют дефицит даже по защищенным статьям. Не хватает денег на зарплату, медикаменты, питание детей, на оплату электроэнергии. У местных общин ограничены возможности для создания финансового фундамента развития. Практически исчерпаны возможности расширения доходной базы за счет новых местных налогов. В целях сохранения малого и среднего бизнеса необходимо сокращать местные налоги и сборы.
С учетом региональных различий в доходах и потреблении Киев осуществляет административное (нерыночное) перераспределение ресурсов. В условиях дефицита государственного бюджета Киев стремился урезать местные бюджеты, ограничить местное самоуправление путем централизованного перераспределения бюджетных средств. При этом, например, городские власти лишаются заинтересованности в создании благоприятного климата для развития производства. При «оранжевой» власти центр перераспределял бюджетные средства преимущественно в западные регионы, а при власти партии регионов – на Донбасс. Стало нормой, что административная область выполняет или перевыполняет бюджет по общегосударственным налогам и сборам, а Киев не выполняет своих обязательств перед регионами. И область вынуждена выпрашивать бюджетные деньги даже на самые необходимые социальные нужды. А если местная власть не той политической ориентации, то проблема еще более обостряется.
Проводимая и незавершённая в недавнем прошлом административная реформа на основе имитации принципов европейского регионализма пыталась сделать еще более жесткую исполнительную вертикаль власти.
***
Украина, как член Совета Европы и Конгресса местных и региональных властей, обязана привести отечественное законодательство в соответствии с Европейской хартией о местном самоуправлении. Крупные территориальные общины Украины должны знать свой вклад в экономику страны.
Важнейшей задачей регионализации внутри государства является передача части властных полномочий от столицы в регионы, перераспределение финансовых потоков и создании региональных центров деловой и интеллектуальной деятельности.
В Украине необходима конституционная реформа, предусматривающая институциональные регионы, которые должны стать субъектами международной экономической политики в области зарубежных инвестиций и выбора участия в международных региональных группировках (союзах). Если не будет конституционной децентрализации, то территорию Украины могут де-факто поделить на зоны влияния различные финансово-промышленные группы и произойдет феодальная федерализация.
Политика «Восточного партнёрства» и России, поставившая Украину перед жестким выбором между ЕС и Россией, привела к глубокому кризису украинской государственности. Осуществление конституционной реформы и автономизацию регионов позволит создать мост между Европейским Союзом и Россией. Украина должна оставаться нейтральным и дружественным России государством с сохранением обширных экономических связей. Автономизация регионов должна предоставить им право субъектов международных экономических отношений. Тогда возможно участие западных регионов Украины в зоне свободной торговли с ЕС, а юго-восточных регионов — с Таможенным Союзом.
На международном уровне автономизацию украинских регионов необходимо совместить с решением тлеющих геополитических конфликтов (Приднестровская республика, Гагаузия).
1 Дергачев В.А. ГЕОЭКОНОМИКА УКРАИНЫ (теоретические и прикладные основы). Научная монография. — Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ, 2002.
Дергачев В.А. ГЕОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УКРАИНЫ. Научная монография. Электронное издание на CD. Издательский проект профессора Дергачева, 2011.
Новая региональная политика. Усиление местного самоуправления как прививка от сепаратизма. — http://institute.gorshenin.ua/news/1119_novaya_regionalnaya_politika.html
2 Интервью Главы Счетной палаты Валентина Симоненко. – Еженедельник «2000», 5 июня 2009 г.
Новый регионализм
Западный (европейский) регионализм
Восточный (китайский) регионализм
Европейский опыт трансформации региональной политики
Институционная слабость региональной политики в Украине
Вверх
«Геополитика сверхдержав»
