logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

 

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Новейшая геополитика. Геофилософия. Геополитика силы духа

Владимир Дергачев

 

В конце прошлого века начала формироваться новейшая геополитика, которую  называют по разному: «цивилизационная геополитика», «геофилософия», «геопсихология» и «информационная геополитика». Но независимо от названий геополитика превратилась в междисциплинарную аналитическую науку, требующей разнообразных знаний, в том числе  в области международных отношений, географии, экономики, истории, политологии, военного дела, международного права, аналитической психологии и их философского синтеза.  


В теоретической мысли традиционной геополитики и новой геополитики (геоэкономики) были заложены представления о Больших географических и экономических пространствах. Главная задача новейшей геополитики заключается в попытках преодоления  географического и экономического детерминизма  геополитики за счет многомерных прострнаств и расширения набора базисных факторов, определяющих поведение  государств на международной арене. В результате расширилось определение геополитики.


Геополитика — это наука о закономерностях  распределения и перераспределения  сфер влияния (центров силы)  различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве Земли. Одно из фундаментальных понятий этой междисциплинарной аналитической науки — геополитическая мощь (военно-политическая, экономическая, информационная,  социокультурная или «мягкая сила»). Геополитическая мощь  включает совокупность  военно-политических и природно-географических,  материальных и финансовых,  демографических, информационных  и духовных (ценностных) ресурсов государства. Военно-политическая мощь определяется численностью вооруженных сил,  наличием и количеством ядерного и другого оружия. Экономическая мощь  отражается в показателях валового национального продукта, индекса  человеческого развития,  численности населения, его покупательной способности и емкости внутреннего рынка потребления. Все большее значение приобретает способность государства к инновационному пути развития и наличие информационных ресурсов. Важным фактором  мощи государства остается большая территория, повышающая военную безопасность, наличие энергетических и других природных ресурсов, стратегическая транзитность, обеспечивающая возможность создания  международных транспортных коридоров. Для реализации геополитической мощи государства необходима политическая воля.


Составной частью геополитической мощи является морская мощь государства, включающая совокупность  природно-географических характеристик, мощи военного, торгового и других  флотов; развитой береговой инфраструктуры. 


По теме: Последняя битва за Мировой океан


Современная геополитическая мощь государства определяется в первую очередь не материальными ресурсами, а силой духа. Высшей формой проявления человеческого духа является язык и вера, ставшие геополитическими категориями. Чтобы подорвать мощь страны, не обязательно разрушать материальные объекты, главным направлением удара является разрушение пространства языку и национальной культуры, перекодировка православной цивилизации. 


В отличие от традиционной геополитики  и геоэкономики с доминирующим   природно-географическим  и экономическим детерминизмом, новейшая геополитика оперирует понятиями многомерного коммуникационного пространства (географического, экономического, социокультурного, конфессионального, информационного, психологического и пр.). Информационная и биологическая революции  расширили горизонты современного мира, сделали его более многомерным. Трансформировалась природа собственности на средства производства. Формационное противоречие между  общественным характером  труда и частным способом  присвоения его продуктов  преодолевается в духовном пространстве, где возникают принципиально новые  отношения. В отличие от исчерпаемых материальных ресурсов, информационные ресурсы многомерного коммуникационного пространства — безграничны.


Геополитика становится особенно востребованной в эпоху больших перемен.  Когда мир  характеризуется нестабильностью, трансформацией установившегося мирового порядка и тектоническими геополитическими сдвигами. Когда зарождается новый мировой порядок, но еще трудно сказать каким он будет.  Когда обнажаются цивилизационные разломы не только в реальном географическом пространстве, но и проходят через души людей.  Когда необходимы ответы на актуальные вопросы. Каковы возможные последствия «бездумного» ускоренного внедрения неолиберальных ценностей в пространстве, пронизанном радиацией воинствующего атеизма? Чем закончатся очередные попытки «подарить» «неправильным» народам «безграничную справедливость»?


В качестве методологической основы новейшей геополитики рассматривается геофилософия (философия имманентного пространства). Новейшая геополитика оперирует  Большими пространствами многомерной сопряженности и акцентирует внимание на рубежные процессы, создающие энергетику разрушения или созидания на границах рационального и чувственного восприятия мира. Большие пространства остаются фундаментом  мирового порядка  и гарантом множественности миров, создающих  альтернативы неолиберальной глобализации. Новейшая геополитика исходит из цивилизационного подхода «равноразных миров» в международных отношениях и в формировании нового мирового порядка. В отличие от формационного подхода1 делает упор на устойчивость культурно-генетических кодов и архетипов  — принадлежности к  той или иной цивилизации (суперэтносу). История свидетельствует, что  мировые цивилизации  способны устоять против любого внешнего Вызова, если  сохраняются их менталитет, нравственные ценности (центр в душе).


Новейшая геополитика в отличие от традиционной геополитики акцентирует внимание на коммуникационной природе человека и «силе духа». В традиционном геополитическом подходе парадигма «крови и почвы» доминирует над парадигмой духа. С позиций цивилизационного подхода Запад одержал пиррову победу в «холодной войне», разрушив дихотомию христианского мира и сделав его более уязвимым перед глобальными вызовами.


Новейшая геополитика вооружена современными информационно-коммуникационными технологиями, позволяющими эффективно вести сетевые войны, направленные на подрыв силы духа возможного противника или конкурента.  Высшей формой проявления человеческого духа является язык, ставший геополитической категорией. Сегодня, чтобы подорвать мощь страны, не обязательно разрушать материальные объекты, главным направлением удара является разрушения пространства языка и национальной культуры.


Так, например, рубежная русская культура и русский язык пока остаются самым величайшим завоеванием и стратегическим ресурсом России, ее главным энергоносителем. Поэтому зарубежные технологии направлены, прежде всего, на разрушение этого энергоносителя.  Отсюда следует различать информационно-интеллектуальную мощь государства и информационно-психологические технологии воздействия на разум человека или на его чувственную природу (человеческую душу).


Новейшая геополитика переносит акцент  на многомерное пространство, учитывающее разнообразие  цивилизационных (культурно-генетических) кодов. В её основе захват территорий с помощью воздействия на сознание (подсознание) человека с опорой на технологии манипулирования сознанием (подсознанием) граждан государства, которое является объектом воздействия.


Центрические технологии манипулирования подсознанием осуществляют захват чужих конфессиональных территорий через воздействия на эмоциональную сферу. Эти технологии наиболее эффективно применялись Западом против двух социалистических «империй»  — Советского Союза и Югославии. На территории бывшего Советского Союза технологии манипулирования «одичавшим сознанием» широко применялись при создании тоталитарных сект: АУМ Синрикё, Дева Мария Христос (из бывших комсомольских работников), или других образований, лидеры которых были готовы претендовать на светскую власть (явление Гробового и др.). Основной целью этих авторитарных организаций было  достижение абсолютной единоличной власти  их лидеров  и беспрекословного подчинения на основе не только религии, но и современных достижений  психологии и политтехнологий.


Для новейшей геополитике важное значение имеет теория модернизации —  учение о переходе от традиционного к современному обществу, под которым понимается исключительно западная цивилизация. Модернизм  основан на триаде европейского Просвещения: рационализме, индивидуализме  и материализме. Просвещение — способность  людей думать  и ориентироваться своим умом  без наставников и авторитетов. В европейской традиции  Просвещение рассматривается  как «влечение к правде и чести».


«Троянский конь» модернизации. Социальные институты, обеспечивающие  преобразования в западноевропейском обществе не всегда приемлемы, для других культур, где существует приоритет  государства над личностью. Либерализация не всегда означает  демократизацию в стране, где любовь к ближнему выше  закона, а чувство коллективизма доминирует  над индивидуализмом. В результате  на пути  к европейской  интеграции «опьяненные  свободой» восточноевропейские страны погрузились в мифологический хаос. Среди  рожденных многочисленных мифов наибольшее распространение  в 90-е годы получили мифы  о государстве,  демократии, «дружбе народов» и простых решениях: «Запад нам поможет». Велики были надежды на чужие  модели «экономического чуда» и  на свободные экономические зоны. В  международных отношениях отсутствует модель интеграции, например, европейской,  на основе «дружбы народов». Этот крайне идеалистический подход к мироустройству  стал возможен благодаря геополитической безграмотности власти в большинстве постсоветских государств.


Источник:
Дергачев В.А. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БОЛЬШИХ МНОГОМЕРНЫХ ПРОСТРАНСТВ. Монография. (Электронное издание на CD + Интернет-гиперссылки) — Издательский проект профессора Дергачева, 2011.  32 п. л.  

ISBN 978-966-02-6012-2

1 Формационный подход связан с установками и ожиданиями  нового витка прогресса, качественного нового этапа общественно развития. Формационно-детерминистская теория описывает закономерности смены фаз  общественного развития от низшей ступени к высшей на основе линейного прогресса и при этом игнорирует энтропию, дефицит источников человеческой энергии.

 

Вводная лекция. Введение в новейшую геополитику
Первая лекция. Трансформация геополитического мышления
Финиш неолиберального оптимизма
Традиционная геополитика
Новая геополитика. Геоэкономика
Новейшая геополитика. Геофилософия. Геополитика силы духа
Геополитическое положение государства
Геополитический код государства
Смена приоритетов национальной безопасности
Геополитическая стратегия государства

 

Лекция вторая. БОЛЬШИЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМЛИ
Интеллектуальные истоки. Геофилософия. Множественность миров
Классификация Больших пространств Земли
Неведомый Великий океан. Многомерное коммуникационное пространство

 

Лекция третья. РАСКАЛЕННЫЕ РУБЕЖИ ГЕОПОЛИТИКИ
Рубежная энергетика неведомого Великого океана
Великие геополитические рубежи Земли
Мировые геополитические узлы
Эффективное геополитическое пространство государства

 

Лекция четвертая. МИРОВЫЕ ПОЛЮСА ПАССИОНАРНОСТИ
Историческое время и полюса мирового развития
Мировые города
Унесенные ветром истории
Преференциальные полюса на рубежах мир-экономик
Технополисы. Плацдармы высоких технологий
Эпицентры появления великих людей
Мировые полюса философской мысли
Ландшафты вдохновения
(полюса кристаллизованной пассионарности)

 

Лекция пятая. ВЕЛИКИЕ ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Великий Шелковый путь
Геополитическая трансформация мировых путей
Великий час Южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушные драконы
Великая информационная магистраль
Угроза утраты государством статусных коммуникаций

 

Лекция шестая. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Разномасштабные циклы геополитической трансформации
Смена мирового геополитического цикла
Экономические циклы и циклы мировой гегемонии
Завершение геополитического цикла мировой гегемонии США
Геополитические циклы и технологические уклады

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ