logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

 

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Лекция вторая. БОЛЬШИЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМЛИ

Владимир Дергачев

 

http://www.ermoshka.ru/images/stories/24052012/mys-piay%205.jpgВ классических теориях  традиционной геополитики (географический разум государства по Хаусхоферу) объектом исследования является географическое пространство,  в новой геополитике (геоэкономике) – экономическое пространство.


Геополитическая теория Больших многомерных пространств является учением новейшей геополитики — исследует  многомерные пространства Земли и их рубежную энергетику1. Она стремится преодолеть ограниченность географического и  экономического детерминизма традиционной и новой геополитики (геоэкономики) за счет коммуникационной сопряженности многомерного пространства,  создающего рубежную энергетику эффективного геопространства2.


Основные положения геополитической теории БМП изложены в авторских трудах  «Раскаленные рубежи» (1998), «Геополитика» (2000, 2004) и «Геоэкономика» (2002), «Цивилизационная геополитика: Геофилософия» (2004), «Глобалистика» (2005), «Геополитическая энциклопедия» (2010) и др. На основе теории БМП и с учетом зарубежных мониторинговых поездок создана серия трудов о геополитической трансформации Больших пространств (Россия и Украина, Балканы, Скандинавия, Западная и Центрально-Восточная Европа, Черноморье,  Китай, Ближний Восток, Индокитай, Африка и др.)3.  Особую роль в популяризации теории играет аналитический и образовательный интернет-портал «Институт геополитики».

 

Интеллектуальные истоки. Геофилософия. Множественность миров


Геополитическая теория БМП стала возможной благодаря включению в научный оборот богатого мирового интеллектуального наследия. Значительное влияние на формирование  мышления автора оказали  классическая европейская философия, труды  Иммануила Канта, Фридриха НицшеМартина Хайдеггера,   Карла Ясперса, Арнольда  Тойнби, Освальда Шпенглера, Фернана Броделя, Поль Видаль де ла Блаша, Хэлфорда Джона МаккиндераПитирима Сорокина и Жиля Делёза.


Географическое пространство Земли имманентно (конечно). На его просторах  стратифицировалось множество миров различной соразмерности. И к каким бы трансцендентным целям мы не устремлялись, всегда найдется преобразующий имманентный мир человек. На этой бесконечном пути формируются новые многомерные пространства соразмерности, которые откроют другой мир.


Методологическим фундаментом разрабатываемой теории новейшей геополитики  является геофилософия – философия имманентного пространства Земли, наполненного  событиями. Это наука о межцивилизационных отношениях  и трансформации мирового имманентного порядка, основанного на представлениях о множественности миров многомерного коммуникационного пространства с  высокой рубежной энергетикой. Геофилософия  — философский разум государства, ведущий поиск «дремлющей энергии» Возможной страны в имманентном мире. Геофилософия преодолевает ограничения традиционной геополитики,  переходя в имманентное пространство безграничных коммуникаций, образуемых на  энергонасыщенных рубежах многомерного пространства  природы,  человека и общества. Это дает возможность говорить  о созидательной или разрушительной пассионарности (человеческой энергии) как «главного двигателя» геополитической трансформации мирового имманентного порядка.


Геофилософия или политико-географическая философия  формируется на стыке философии и морфологии культуры (культурологии), этнологии, экономики и географии (политической, социальной, экономической и физической).  Геофилософия (по Делезу) — пространственная модель имманентной философии, основанной на соотнесении территории и земли.


В качестве «Больших пространств» выступают  земные цивилизации или великие ноосферные «океаны» и великие государства (в прошлом империи). Политико-географическая философия изучает интегральную мощь этих «Больших пространств» с различными культурно-генетическими кодами.


Геофилософия в отличие от традиционной геополитики оперирует не  абсолютными величинами  природного или материального богатства географических пространств (страны, региона,  местности),  а  упорядоченным соотнесением космоса (природы), микрокосмоса (души человека) и местности (полиса) в данном месте и социальном времени.  Это требует обращение к прошлому, к цивилизационному коду и  к традиции самоидентификации. Но история может быть  этнически ориентированной и территориальной. Наряду с этнической историей государства, может быть  «сквозная» история,  позволяющая  наиболее глубоко понять  функции места в многомерном коммуникационном пространстве. Граница этого пространства не поддается наглядному представлению, она существует (согласно  Канту)  внутри каждой  точки мира, пронизывает  изнутри  все части  или точки охватываемого ею пространства. Эту границу   в других случаях Кант  называет разумом или формой.


Геофилософия как аналитическая дисциплина позволяет  профессионально построить логичные рассуждения и выводы на основе междисциплинарного подхода о данном месте (государстве), оставаясь при этом всегда «дома» на родной «почве». Она стремится помочь человеку познать свою «неизвестную родину» (включая ландшафты жизни)  и избавиться от  глупого оптимизма и иллюзий. Это особенно актуально  в  эпохи смути и больших перемен, когда  человек в хайдеггеровском смысле  оказывается в  ситуации  одиночества и «заброшенности».


Истоки теории Больших пространств были заложены немецкими мыслителями. Пока Британская империя покоряла географические горизонты и заселяла  англичанами ойкумену,  немецкие философы  штурмовали незнаемые вершины внутреннего мира человека.  В раздробленной Германии не было славянского простора безбрежных горизонтов, границы теснили со всех сторон многочисленные княжества.  И чтобы укорениться в пространстве мысли, философия обращается к почве. Среди множества  блистательных имен, родившихся на немецкой земле и проложившим путь к геофилософии,  необходимо выделить, прежде всего, Канта, а так же  Гёте, Ницше, Гуссерля и  Хайдеггера. У истоков философии имманентного пространства, когда еще не было введено понятие «геофилософия», – представления о множественности миров великого немецкого мыслителя Имманиула Канта. Дальнейшее автономное геофилософское мышление получило развитие у Фридриха Ницше, а так же  в современной европейской мысли4.


Традиционная геополитика делает акцент на роль географических факторов в захвате Больших жизненных пространств. Интеллектуальные истоки геоэкономики были заложены в теории автаркии Больших пространств немецкого экономиста Фридриха Листа (1789 — 1846)согласно которой эффективная мирохозяйственная интеграция государства возможна на основе сочетания протекционистской политики в отношении отечественного производителя  и таможенного союза с постепенным переходом к  открытой экономике. По этому пути шел Европейский Союз, демонстрирующий до кризиса еврозоны самую эффективную модель поэтапной региональной интеграции. 


Если Фридрих Лист акцентировал внимание на Большое экономическое пространство (таможенный союз), то  ученик Макса Вебера Карл Шмитт (1888 – 1985) внес существенный вклад в представления о Больших пространствах, ставших предвестниками новейшей геополитики.


Карл Шмитт является автором геополитической теории Больших Пространств,  в основе которого объединение  несколько держав  в единый  стратегический блок.Ученый  считал  принцип имперской интеграции на основе идеи-силы  логическим и естественным человеческим стремлением к синтезу.  Большое пространство находится под господством  государства имеющего идею-силу. В качестве  примера Большого пространства он рассматривал  Северную и Южную Америку,  объединенную доктриной Монро. Целью нацистской Германии было создание всемирной империи (Третьего рейха). Карл Шмитт наряду с другими немецкими мыслителями пережил  роковую иллюзию, что  фашизм можно контролировать («взнуздать»). В реальной жизни либеральная демократия потерпела  поражение от национал-социализма5.


Если раньше в геополитических концепциях и теориях акцентировалось внимание на географическом или экономическом пространстве, то Шмитт ввел понятие Номос Земли, отражающее закономерность взаимосвязи  между организацией мирового порядка и особенностями социального и правового устройства государства. Таким образом, были сформулированы первые представления о многомерности геополитического пространства. Геополитика окончательно оторвалась от географии и стала междисциплинарной наукой.


В трудах «Земля и море» (1942) и «Номос Земли» (1950)  ученый осмыслил  геополитические факторы и их влияние на цивилизации и политическую историю. «Номос» обозначает принцип  организации  любого пространства (географического, политического,  экономического или культурного). Первый «номос»  существовал до  Великих географических открытий, когда отсутствовало  планетарно мышление, и каждый многочисленный народ  считал себя центром мира. После Великих  географических открытий  основателями второго «номоса» стали европейцы, разделившие планету между собой.  В результате  Первой мировой войны  образовался третий «номос», расколовший Землю на  Восток и Запад. Началось «холодное» и «горячее» противостояние  между континентальным и морским миром.  Если будет нарушено равновесие между Континентом и Морем, наступит  великая цивилизационная катастрофа. Эта вероятность возрастет, если цивилизация оторвется от Почвы.


Теория Больших Пространств Карла Шмитта оказалась созвучной современным поискам оптимальной модели геополитической регионализации на основе объединения  несколько держав  в единый  стратегический блок. В современных  международных отношениях и новейшей геополитики идея Больших пространств прослеживается в  создании государств-цивилизаций с доминирующей либерально-демократической идеей (Американская цивилизация, Объединенная Европа) или авторитарной конфуцианской идеей (Китайская цивилизация, Большой Китай). Оправдываются предостережения Шмитта об опасности нарушения равновесия между Континентом и Морем. Распад евразийской  советской империи не привел к стабилизации международных отношений, а вызвал усиление международного терроризма, «обороняющего» Континент от «морской стихии» безграничной справедливости. Как  отмечал Карл Шмитт, в двадцатом столетии  идеология американского экспансионизма  начала превращаться в политическую теологию. Упорядоченное Большое пространство (Номос) явилось прообразом многомерного коммуникационного пространства Земли, однако лишенного представлений о созидательной рубежной энергетике. 


***
Философия имманентного пространства Земли обращает внимание на его многомерность, создающую различные типы связанности. Один тип связанности дает Древнюю Грецию, другой тип связанности — современную Европу и т.д.  Бесконечное движение мысли, которое Эдмунд Гуссерль называл Голосом,  сопрягаясь  с великим движением капитала, обеспечило  власть Европы над другими  народами. Таким образом, связь между  капитализмом и новоевропейской философией такая же, как и между  античной философией и Древней Грецией: это сочетание  абсолютного плана имманенции  с относительной социальной средой. Случайно возобновился  один и тот же случайный процесс, но уже при  новых исходных данных.


Немецкая геофилософия исследует множественность миров имманентного пространства с его границами и «почвой».  Французская геофилософия предлагает путь к >Возможной стране,   имманентному пространству, избавленному от времени, несущего трансцендентное. Русская геофилософия есть философия самого протяженного географического пространства, его преодоления в духе. Американская геофилософия проявляется в преодолении удаленности от исторических мировых центров евразийских цивилизаций путем создания мирового виртуального информационного пространства, центром которого  являются Соединенные Штаты. Самая древняя китайская геофилософия есть философия самого протяженного демографического  пространства, преодоления возможного хаоса путем установления Великого Китайского порядка.


* * *
ХХ век стал реальным разрушителем утопических иллюзий о светлом будущем. Кризис рационализма и духовности привел к крайним проявлениям фашизма и коммунизма, мировым войнам с эпицентрами на евразийских рубежах цивилизаций. Экологический кризис стал предупреждением человечеству об ограниченных возможностях техногенной эпохи. На смену биполярному миру приходит полицентризм, требующий особого внимания к “пограничным состояниям”, диалогу культур и преодолению мифологического хаоса.


Уникальность переживания тысячелетних рубежей летоисчисления нашла отражение в концепциях постмодернизма, постиндустриального и информационного общества. Здесь акцентируется внимание на новые умопостроения и пересмотр предшествующих традиций. Интернационализация процессов экспансии знания, техники, потребительских товаров, процессов разделения и кооперации труда, модернизации политических систем и культуры способствует формированию единого мирового информационного пространства.


Человечество вступило в эпоху постмодернизма, порожденного динамическим граничным соприкосновением и фрагментарностью разномасштабных пространственно-временных процессов. На смену иерархии приходит непреходящая ценность многообразия. Вместо определенности доминирует неопределенность. Постмодернизм утверждает равноправие культур и разных стратегий их развития в неоднородном социальном времени. Уходит индивидуальный утонченный “глубокий” стиль в культуре (в узком смысле). Постмодернизм обусловлен открытием конечности, исчерпаемости физических запасов энергии, глобальным экологическим кризисом. Это привело одного из крупнейших мыслителей современности Юргена Хабермаса  к идее “исчерпаемости утопических энергий”. Главная особенность постмодернизма заключается в переходе от трансцендентного к преимущественно имманентному мышлению и восприятию мира.

 

Постмодернизм представляет продолжение европейской традиции свободы и открытости. Однако в условиях неоднородного социального времени пораженная релятивизмом постмодерна западная культура, по мнению А. С. Панарина, экспортирует деморализующий постмодерн прежде модерна, что губительно для постсоветских и других стран с непройденным Просвещением. При отсутствии просвещенной воли динамическая фрагментарность не успевших означиться пропадающих предметов разрушает границы между явлениями. Вместе с тем страны Азиатско-Тихоокеанского региона доказали способность овладевать Просвещением, избегая декаданса (упадка).

 

Источник:
Дергачев В.А. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БОЛЬШИХ МНОГОМЕРНЫХ ПРОСТРАНСТВ. Монография. (Электронное издание на CD + Интернет-гиперссылки) — Издательский проект профессора Дергачева, 2011.  32 п. л.  ISBN 978-966-02-6012-2

1 Дергачев В.А. Цивилизационная геополитика (геофилософия). — Киев: ВИРА-Р, 2004.

2 Основные положения изложены в авторских трудах «Раскаленные рубежи» (1998), «Геополитика» (2000, 2004) и «Геоэкономика» (2002), «Геофилософия» (2004), «Глобалистика» (2005), «Геополитическая энциклопедия» (2010), «Геополитическая теория Больших многомерных  пространств» (2011) и размещены на Интернет-портале «Институт геополитики профессора Дергачева».

3 Международный журналы «Вестник аналитики»  (Россия, Москва) с 2006 г. печатает цикл аналитических статей «Новая геополитическая архитектура Европы и Азии от Атлантики до Тихого океана».

4 Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? (раздел «геофилософия»). Пер. с французского С.Н.Зенкин. — СПб.: Алетея, 1998. Каччари М. Геофилософия Европы/ Пер. с итальянского и пред. С.А. Мальцевой, СПб.: Издательство «Пневма», 2004.

5 На русском языке издан труд ученого «Политическая теология. Духовно-историческое положение  парламентаризма» (2000).

 

Вводная лекция. Введение в новейшую геополитику
Первая лекция. Трансформация геополитического мышления
Финиш неолиберального оптимизма
Традиционная геополитика
Новая геополитика. Геоэкономика
Новейшая геополитика. Геофилософия. Геополитика силы духа
Геополитическое положение государства
Геополитический код государства
Смена приоритетов национальной безопасности
Геополитическая стратегия государства

 

Лекция вторая. БОЛЬШИЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМЛИ
Интеллектуальные истоки. Геофилософия. Множественность миров
Классификация Больших пространств Земли
Неведомый Великий океан. Многомерное коммуникационное пространство

 

Лекция третья. РАСКАЛЕННЫЕ РУБЕЖИ ГЕОПОЛИТИКИ
Рубежная энергетика неведомого Великого океана
Великие геополитические рубежи Земли
Мировые геополитические узлы
Эффективное геополитическое пространство государства

 

Лекция четвертая. МИРОВЫЕ ПОЛЮСА ПАССИОНАРНОСТИ
Историческое время и полюса мирового развития
Мировые города
Унесенные ветром истории
Преференциальные полюса на рубежах мир-экономик
Технополисы. Плацдармы высоких технологий
Эпицентры появления великих людей
Мировые полюса философской мысли
Ландшафты вдохновения
(полюса кристаллизованной пассионарности)

 

Лекция пятая. ВЕЛИКИЕ ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Великий Шелковый путь
Геополитическая трансформация мировых путей
Великий час Южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушные драконы
Великая информационная магистраль
Угроза утраты государством статусных коммуникаций

 

Лекция шестая. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Разномасштабные циклы геополитической трансформации
Смена мирового геополитического цикла
Экономические циклы и циклы мировой гегемонии
Завершение геополитического цикла мировой гегемонии США
Геополитические циклы и технологические уклады

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ