Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Лекция четвертая. МИРОВЫЕ ПОЛЮСА ПАССИОНАРНОСТИ
Владимир Дергачев
Историческое время и полюса мирового развития. Мировые города. Унесенные ветром истории. Преференциальные полюса на рубежах мир-экономик. Технополисы. Плацдармы высоких технологий. Эпицентр появления великих людей. Мировые полюса философской мысли. Ландшафты вдохновения (кристаллизованной пассионарности)
В детстве автор видел трофейные голливудские фильмы о Тарзане, снятые по бестселлерам американского писателя Эдгарда Берроуза «Тарзан и запретный город» (1913), «Тарзан и потерянная империя» (1927), «Тарзан и город золота» (1930). Фильмы произвели большое впечатление на детский ум. Представить, что современный мегаполис, например Нью-Йорк, поглотят джунгли, было неправдоподобно. Для этого требовалось исключительное воображение. Это же не пылинка. Поэтому увиденное кино воспринималось как красивая сказка. Затем я узнал, что был на Земле величественный город — Нью-Йорк раннего средневековья, первый по численности населения, культуре и богатству. А затем жители покинули его, и город поглотили джунгли. И не только этот город ушел в небытие. Сколько блистательных столиц и городов, взошедших на мировой олимп процветания и богатства, поглотило время. В евроцентрической истории человечества акцент делался на Ближний Восток и долгое время за «бортом» оказывались другие цивилизации Азии и Нового Света.
В геополитике, изучающей закономерности распределения и перераспределения сфер влияния, важная роль принадлежит геокоммуникационным полюсам пассионарности — крупнейшим энергонасыщенным локализациям на рубежах многомерного пространства Земли, создающим зоны (поля) высокого энергонасыщенного напряжения с производительной или разрушительной силой коммуникации.
Под геополитической полярностью понимается способность центров военно-политической, экономической и «мягкой» силы проявлять в многомерном коммуникационном пространстве Земли свою мощь с большей интенсивностью, чем другие. В географическом пространстве они локализуются в геополитические (геоэкономические) полюса гегемонии. В биполярном мире геополитическая полярность интерпретировалась как наличие двух противоположных полюсов (США и СССР, Север - Юг, Центр – Периферия). Если в традиционной геополитике выделяются полюса военно-политической мощи, а в новой геополитике (геоэкономике) — экономические и технологические полюса, включая свободные экономические зоны и технополисы; то в новейшей геополитике — полюса силы духа, границы которой проходят через души людей и не могут быть экстраполированы в географическом пространстве.
Геополитические полюса часто возникают на пересечении генеральных направлений мировых коммуникаций. Наряду с мировыми полюсами формируются региональные центры силы (военно-политической, экономической, технологической и «мягкой» мощи) и мировых религий. Различаются полюса материализованной и кристаллизованной пассионарности. Полюса материализованной пассионарности представлены мировыми центрами военно-политической гегемонии, мировыми полюсами экономического и технологического развития и мировыми городами (мегаполисами). Выделяются мировые духовные полюса, эпицентры появления великих людей и полюса философской мысли.
В качестве полюсов военно-политической гегемонии выступают столицы мировых империй и сверхдержав (Рим, Пекин, Лондон, Вашингтон, Москва и др.). Демографический полюс Земли находится (локализуется) в Китае на Великой Китайской равнине.
Мировые полюса пассионарности расположены на рубежах многомерного коммуникационного пространства Земли. Отсюда вытекает известное противоречие. Каждое пространство имеет свой полюс, в том числе и духовное пространство. Поэтому можно сказать, что в многомерном коммуникационном пространстве есть духовный полюс Земли, который нельзя локализовать в географии. Хотя поиски идут в конкретном географическом пространстве Евразии, особенно часто в Тибете.
Историческое время и полюса мирового развития
На рубеже нового тысячелетия возник повышенный интерес к прошлому и будущему. По подсчетам Элвина Тоффлера от возникновения Homo sapiens до середины ХХ века прошло 800 поколений, из них более 700 жило в пещерах или вело бродячую жизнь, 70 знало письменность, 6 — книгопечатание, 4 — точный счет времени и только 2 — электромотор.
Историческое время насчитывает приблизительно шесть тысячелетий или примерно жизнь 200 поколений, передающих по традиции культурные достижения. В Китае ныне здравствует 78 поколение Конфуция. Время, как форма возникновения, становления, течения и разрушения в мире, характеризуется не только сменой поколений — возникают и исчезают города, государства и цивилизации. То, что казалось вечным, становится частицей истории. Изменения, представляющиеся неожиданными и катастрофическими в жизни одного поколения, в масштабе исторического времени являются типичными. Многие ли помнят о Древнем Эламе — государстве-цивилизации, существовавшем примерно 2,5 тысячелетия? В одночасье разрушился и «нерушимый» Советский Союз.
За частоколом текущих событий не всегда удается рассмотреть влияние разномасштабных пространственно-временных геополитических, геоэкономических, социокультурных и других процессов на современную стратифицированную картину мира с различиями от места к месту и реликтами прошлого. Формирование чувства целого об исследуемом предмете, несводимого к сумме его частей, возможно через пространственно-наглядную форму его восприятия. Структура и свойства целого воспринимаются через коммуникационную природу «пограничных состояний» предмета, что позволяет, например, в его характеристике объединить историческую память и стратегическое видение для познания настоящего. Вне коммуникации невозможна человеческая свобода. На этой основе строится экзистенциальная философия Карла Ясперса, считавшего условием общечеловеческой коммуникации единый духовный исток — «осевую эпоху».
На «дороге жизни» человечества, проходящей через бушующий океан иллюзий, открылись великие горизонты познания рубежной коммуникативности. Это, прежде всего, «осевая эпоха» открытия духовного мира, совпавшая в основном с Античностью; средневековая эпоха Великих географических открытий; далее идут Новое время или эпоха модернизма — Великих открытий горизонтов разума (Реформации и Просвещения западноевропейской цивилизации) и Новейшее время или постиндустриальная информационная эпоха постмодернизма.
В I-ом тысячелетии до Новой эры в «осевую эпоху» были открыты горизонты духовного мира. Карл Ясперс следующим образом описывает это время, когда человек осознал самого себя и свои границы в трансцендентном мире. С исчезновением великих культур древности мифологической эпохи были заложены основы мировых религий и философии. Здесь истоки борьбы логоса против мифа и открытия одной из тайн становления человека — безграничности его коммуникации, что позволяет совершить «прыжок вдаль» к вершинам разума и личности. Способность видеть и понимать других помогает уяснить себе самого себя и преодолеть возможную узость каждой замкнутой в себе историчности. Требование этой коммуникации является лучшим средством против ошибочного представления и притязаний на исключительность.
В буквальном смысле «прыжок вдаль» был совершен в эпоху Великих географических открытий, когда человечество осознало себя как единое целое. Изменились основные направления мировых торговых коммуникаций, был разрушен иерархический мир европейского средневековья. Как отмечал Михаил Бахтин, на месте односторонней вертикальной вневременной модели мира начала складываться новая модель, в которой ведущая роль переходит к горизонтальным линиям, к движению вперед в реальном пространстве и в историческом времени1. В эпоху Великих географических открытий зародились рационалистические утопии (Томаса Мора и другие), а Нострадамус в «Центуриях» выступил суровым разрушителем утопических иллюзий и надежды о земном рае.
К XV веку наблюдался примерно один уровень развития цивилизаций Китая, Индии и Западной Европы. Жизненный уровень Запада в целом не превосходил традиционный Восток до начала ХIХ века. По данным Фернана Броделя в 1800 г. доход на душу населения составил в США — 226, Китае — 228 (в 1950 г. — 170), Западной Европе — 213, Индии — 160 - 210 американских долларов (в ценах 1960 г.). Но, начиная с эпохи Великих географических открытий, западноевропейский мир стал постепенно доминировать в политике, экономике, науке и технике. Это своеобразие Европы объясняет Карл Ясперс: «Христианство осуществило превращение внешней трансцендентности во внутреннее переживание — то, что было известно в Индии и Китае, — с той разницей, однако, что христианство связало это осуществление с имманентным миром и тем самым создало у своих последователей чувство постоянного беспокойства, поставив перед ними задачу христианского преобразования мира»2.
Движение вперед в реальном пространстве и историческом времени сопровождалось завоеваниями, миграцией народов, колонизацией новых земель, покорением Мирового океана, горных вершин и полюсов Земли. Геополитическое давление европоцентризма и вестернизация вызвали смешение народов. Наступает эпоха модернизма, основанная на триаде европейского Просвещения: рационализме, индивидуализме и материализме.
Жизненное пространство западноевропейской цивилизации нашло продолжение в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В Новом Свете, при одних и тех же предпосылках, состоялось и уже столетие процветает североамериканское государство демократии и свободного предпринимательства, но не произошло социально-экономического «чуда» в Латинской Америке, хотя в Мексике, Бразилии и Чили стремятся к созданию правового демократического государства западноевропейского образца. В мусульманском мире и Азиатско-Тихоокеанском регионе успешное развитие осуществляется с опорой на местные культурно-исторические традиции, экономически рациональную организацию хозяйства и использование достижений мирового научно-технического прогресса.
***
Социокультурная динамика. Проблема исследования социокультурной динамики Больших многомерных пространств Земли исключительно сложна и связана с особенностями цивилизационного процесса. Еще в 20-е годы в России зародилась парадигма циклично-генетической динамики общества, представленная такими учеными с мировым именем, как Питирим Сорокин, Николай Кондратьев, Владимир Вернадский, Александр Чижевский и Александр Богданов.
Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) является одним из основоположников русской и американской социологических школ. В 1920 году опубликовал двухтомный труд «Система социологии», вокруг которого разгорелись страстные дискуссии. В 1922 году профессор и руководитель кафедры социологии Петроградского университета Сорокин был выслан из России. С 1930 года ученый возглавил социологический факультет Гарвардского университета, а в 1964 году избран председателем Американской социологической ассоциации. Особую мировую известность получил четырехтомный труд Питирима Сорокина «Социокультурная динамика» (1937—1941 гг.). На основе этого титанического труда была издана книга «Кризис нашего времени». Написанная удивительно ярким языком, она стала самой популярной книгой Сорокина, неоднократно публиковавшейся на многих языках.
Все люди вступают в социальные взаимоотношения под воздействием бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половое влечение и т.п.) и социосознательных (значения, нормы, ценности) факторов. Только общество способно продуцировать значения, нормы и ценности, что составляет единовременное культурное качество. При этом детерминанты культурного качества формируются под воздействием двуединой природы человека как существа чувствующего и мыслящего. В результате возможны чувственный и рациональный образцы культурных ценностей. Баланс этих стимулов ведет к идеалистической культуре. Любая значимая социальная активность человека объясняется посредством универсальных категорий: Истина, Красота, Добро и Польза. На этой основе Питирим Сорокин формулирует представление об интегральной культуре.
В пределах, заданных относительно постоянными природными условиями климата или географического положения, наиважнейшим фактором социокультурной динамики становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы — чувственной, сверхчувственной и идеалистической. В этом смысле тождественны социология и философия истории, концентрирующие внимание на генезисе, эволюции, распаде и кризисе доминантных систем.
Центральным понятием социокультурной системы Сорокина является природа ценностей, по аналогии с «идеями» у Платона или «естественным отбором» у Дарвина. Питирим Сорокин выделяет три главных тенденций социокультурной динамики:
- перемещение центра творческого лидерства человечества из Европы в Америку, Азию и Африку,
- дезинтеграция преобладающей чувственной культуры ценностей и постепенной их замены интегральной культурой,
- взаимная конвергенция капитализма и коммунизма.
Состояние западной культуры Сорокин определял как кризисное, но в отличие от Шпенглера не предрекал ей смертной агонии. Чувственная культура оказалась повинна в деградации человека: «Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающей тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках»3. Но за пределами тьмы различим рассвет новой сверхчувственной культуры, приветствующей новое поколение — людей будущего.
***
В конце двадцатого столетия сформировалось три мировых полюса экономического и технологического развития — Североамериканский (НАФТА), Западноевропейский (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанский. Абсолютной экономической мощью обладают Соединенные Штаты. Геоэкономические полюса не всегда совпадают с геополитическими. В военно-политическом отношении Западная Европа не является мировым полюсом (90 % мощи НАТО приходится на США), в то же время Россия сохраняет позиции второй мировой ядерной державы. Если на предыдущем мировом цикле лидерство перешло к Западу, то в настоящее время в период фазы стагнации нового цикла усиливается мощь Востока. КНР, являясь великой державой по своим географическим и демографическим параметрам, наращивает экономическую мощь с опорой не только на внутренние ресурсы, но и путем формирования «Большого Китая» – новой и не известной на Западе экстерриториальной группировкой. Экономическая мощь Японии, как и Европейского Союза, не подкреплена в военно-политическом отношении.
Тенденции к многополярности начали накапливаться еще в период противостояния двух сверхдержав. Процесс этот отличается темпами развития потенциальных полюсов и неравномерностью созревания социально-экономических, военно-политических, демографических и других элементов. В отдаленной перспективе на роль значительных полюсов мироустройства могут претендовать Индия и Бразилия. В результате меняется география стратегических рынков и необходимость для большинства стран корректировки внешней, в том числе экономической политики.
Антиполюсами экономического и технологического развития служат Великие экономические пустыни. К ним относится Черная Африка и полюса криминальной экономики — территории, не контролируемые суверенными государствами («Золотой треугольник» в Азии, колумбийские территории, контролируемые Медельинским наркокартелем, Северный Афганистан и др.).
В энергетическом поле многомерного коммуникационного пространства Земли рождаются мировые города и великие люди.
1 Михаил Бахтин Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М.: Художественная литература, 1990.
2 Карл Ясперс Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991, с. 96.
3 Питирим Сорокин Человек. Цивилизация. Общество (Социокультурная динамика). — М.: Политиздат, 1992.
Лекция четвертая. МИРОВЫЕ ПОЛЮСА ПАССИОНАРНОСТИ
Историческое время и полюса мирового развития
Мировые города
Унесенные ветром истории
Преференциальные полюса на рубежах мир-экономик
Технополисы. Плацдармы высоких технологий
Эпицентры появления великих людей
Мировые полюса философской мысли
Ландшафты вдохновения
(полюса кристаллизованной пассионарности)
Источник:
Дергачев В.А. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БОЛЬШИХ МНОГОМЕРНЫХ ПРОСТРАНСТВ. Монография. (Электронное издание на CD + Интернет-гиперссылки) — Издательский проект профессора Дергачева, 2011. 32 п. л.
ISBN 978-966-02-6012-2
Вводная лекция. Введение в новейшую геополитику
Первая лекция. Трансформация геополитического мышления
Финиш неолиберального оптимизма
Традиционная геополитика
Новая геополитика. Геоэкономика
Новейшая геополитика. Геофилософия. Геополитика силы духа
Геополитическое положение государства
Геополитический код государства
Смена приоритетов национальной безопасности
Геополитическая стратегия государства
Лекция вторая. БОЛЬШИЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМЛИ
Интеллектуальные истоки. Геофилософия. Множественность миров
Классификация Больших пространств Земли
Неведомый Великий океан. Многомерное коммуникационное пространство
Лекция третья. РАСКАЛЕННЫЕ РУБЕЖИ ГЕОПОЛИТИКИ
Рубежная энергетика неведомого Великого океана
Великие геополитические рубежи Земли
Мировые геополитические узлы
Эффективное геополитическое пространство государства
Лекция четвертая. МИРОВЫЕ ПОЛЮСА ПАССИОНАРНОСТИ
Историческое время и полюса мирового развития
Мировые города
Унесенные ветром истории
Преференциальные полюса на рубежах мир-экономик
Технополисы. Плацдармы высоких технологий
Эпицентры появления великих людей
Мировые полюса философской мысли
Ландшафты вдохновения
(полюса кристаллизованной пассионарности)
Лекция пятая. ВЕЛИКИЕ ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Великий Шелковый путь
Геополитическая трансформация мировых путей
Великий час Южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушные драконы
Великая информационная магистраль
Угроза утраты государством статусных коммуникаций
Лекция шестая. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Разномасштабные циклы геополитической трансформации
Смена мирового геополитического цикла
Экономические циклы и циклы мировой гегемонии
Завершение геополитического цикла мировой гегемонии США
Геополитические циклы и технологические уклады
«Геополитика сверхдержав»
