logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Владимир ДЕРГАЧЕВ
Элита "в законе". Нам нужен Запад, а мы ему - нет.

   Распространено мнение, что интегратором в восточноевропейском пространстве выступает Белоруссия, а официальная Украина - против. Однако реально наибольший вклад в приближение интеграции внесла именно украинская власть.

   В одичавшем за годы независимости информационном пространстве Украины долгое время бытовал миф о скором пришествии в богатую Европу. Однако еще никогда страна не была так далеко от намеченной цели и так близко к своим восточнославянским братьям. Об имитации европейской интеграции Украины свидетельствует хотя бы динамика роста валового внутреннего продукта в расчете на душу населения. Если перед распадом Советского Союза Украина отставала от среднеевропейского показателя ВВП в четыре раза, то через десять лет разрыв увеличился более чем в десять раз.

   Даже Россия, полетевшая невесть куда после финансового кризиса 1998 года, нажала на тормоза. Украина - нет. И сегодня можно говорить не о старшем и младших братьях, а о сиамских близнецах, рожденных в муках крупномасштабной имитации реформ и модернизации общества. По иронии судьбы, если левые партии выступают за славянский союз по любви, то нынешняя немощная власть реально создала условия для брака по несчастью. Стратегия "Запад нам поможет" трансформировалась в культурно-политическое дистанцирование восточнославянских стран от Запада.

   Среди восточнославянских братьев Украина стала самой передовой страной рыночного фундаментализма, основанного на аморальном бизнесе на государственных ресурсах. Попытка с помощью многовекторной политики протянутой руки выгодно продать свое геополитическое положение закончилась его полной утратой (добровольный отказ от статуса ядерной державы, разграбленный морской флот, упадок экономики и морали). А политическая и экономическая элита, вскормленная на западных кредитах и так называемом несанкционированном отборе российских энергоресурсов, представляет реальную угрозу ценностям западной демократии и национальной безопасности.

   Об экономическом кризисе пишут и говорят на протяжении целого поколения. Но экономический кризис есть тяжелое переходное состояние на пути к определенной цели. При отсутствии же таковой - более уместно квалифицировать происходящее как системный кризис власти. Это общая беда практически всех постсоветских (за исключением разве Прибалтики) республик. Но Украина занимает лидирующее место по имитации европейской интеграции. ана имеет один из самых низких профессиональных уровней правительства среди группы государств, по которым Всемирный экономический форум проводит рейтинг, а инвестиционный климат остается исключительно неблагоприятным. В последнем годовом докладе Всемирного банка Украина отнесена к категории беднейших ан мира. Уровень жизни большинства граждан реально опустился ниже принятой мировой планки нищеты - 1 доллар на человека в день.

   На Украине правит бал элита "в законе", корпоративные интересы которой выше партийных, государственных и национальных. Она озабочена не решением вопросов экономической атегии, а текущими проблемами сохранения власти. Чем больше бедных и нищих, тем крепче эта власть. Карьера зависит не от деловых качеств, а от холуйства, за что каждый получает часть государственной собственности на рынке должностей и привилегий. Трагическое заблуждение - ожидать от такой власти благоразумия в отношении тех, кто искренне служит обществу. Талантливый человек и обладающий экономическим достоинством гражданин смертельно опасны для элиты "в законе".

   Когда говорят об украинской мафии и коррупции, необходимо искать не западные аналогии, а отечественные особенности. Полученная сверху независимость при дефиците пассионарности способствовала вхождению во власть людей без моральных ограничений. Элита "в законе" стремится к имитации деловой активности и приобретению государственных степеней отличия (правительственных наград и званий), которые повязывают ее с властью и создают гарантию безнаказанности и пожизненных материальных благ. Любая здравая идея, попадая в корпоративное политическое поле, как правило, доводится до абсурда, будь то созидательная программа демократизации или приватизации.

   Понятие "демократия" в соответствии со старой большевистской традицией используется корпоративными группировками в качестве булыжника в борьбе за власть. Создана имитационная модель реформирования экономики, основанная на фискальных методах изъятия капитала у тех, кто работает и не ворует. Таким образом, в исторически короткий срок коммунистический лозунг "Народ и партия - едины" успешно заменен на капиталистический "Власть и бизнес - едины". Вернулся из прошлого самый главный и дешевый товар - человек, лишенный экономического достоинства. Вновь создались предпосылки произвола против личности.

   Если в России сформировался союз власти и олигархов, то на Украине сама власть стала главным предпринимателем, когда полностью восстановился принцип номенклатуры - не капитал дает власть, а власть дает капитал. При этом власть продолжает жить по номенклатурной этике. Масштаб бизнеса на государственной казне должен соответствовать занимаемому креслу. Если Сашко, как и большинство во власти, "приватизирует" недвижимость или совершает удачную торговую операцию на миллион условных единиц, а Павло - сразу на миллиард и не реагирует на справедливые замечания товарищей по партии власти о нескромном поведении, то возможны оргвыводы. Особая нетерпимость проявляется в отношении тех, кого приняли в номенклатурную корпорацию, а они начинают осуществлять независимую политику и претендовать на вершину власти.

   Эффективная реализация такой модели служит самым надежным гарантом против цивилизованного предпринимательства, становления среднего класса и привлечения зарубежных инвестиций - на Западе бизнес на государственных ресурсах считается преступным, да и любой зарубежный инвестор поставлен на Украине заведомо в неравные условия. Большинство же граждан загнаны в теневую экономику, обеспечивающую миллионы рабочих мест и оберегающую страну от социальных потрясений.

   Несомненная заслуга власти - повышение образовательного уровня населения. Педагогическим коллективом во главе с президентом - почетным профессором Днепропетровского государственного университета - преподаны народу Украины "уроки жизни". В результате образовалась критическая масса людей, убежденных, что надеяться надо прежде всего не на государство, а на себя, собственные силы и возможности. Для этого не пришлось ехать учиться в ведущие университеты мира. Единственная опасность в том, что в конце концов они поймут - такое государство им не нужно.

   Как легко дойти до самодовольства, повторяя, что "дюже гарна" Украина - пуп земли: здесь расположен географический центр Европы и находится "последний оплот демократии". Но все это пустая болтовня, если не приведено в соответствие с мировыми ценностями. Украина - государство де-юре, а в действительности его еще предстоит построить. Для чего необходимы время, стратегическое видение и политическая воля. Имитация ценностей гражданского общества и деловой активности опасны для становления государственности. Разве только низкий профессионализм элиты "в законе" внушает оптимизм, что многие "судьбоносные" программы социально-экономических преобразований не будут реализованы.

   Троянский конь становления украинской государственности был поставлен на ноги в первые дни независимости. Украина попыталась порвать пуповину, связывающую ее с соседними славянскими народами, и рвануть на Запад. Опьяненная свободой, она не пожелала увидеть зияющую пропасть, отделяющую ее от Европы. Но такой уж менталитет: перед выбором пути славяне "берутся за дело", в отличие от западноевропейцев, которые считают - прежде надо хорошенько подумать. Одесса.    ДЕРГАЧЕВ Владимир Александрович, профессор, доктор географических наук,
Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований АН Украины.

<Общая газета>, № 27 от 5 июля 2001 г.


Вверх

 

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ