Обсудить статью в дискуссионном клубе 
Страна скоропортящихся апельсинов
Вторая годовщина оранжевой революции, отмеченная на прошлой неделе на Украине, изначально предполагалась быть настоящим праздником со слезами на глазах для <братьев славян>.
Ушёл в историю захватывающий телевизионный оранжевый сериал <Майдан>, великолепно поставленный, как пишут западные СМИ, за счёт своевременно отгруженных <апельсинов> в импортных бочках из самой правильной страны мира и от лондонского <колокола> российской демократии. Однако в отличие от других <цветных> бунтов <революция> на Украине нашла многочисленных поклонников не только на Западе, но и среди доморощенных московских либералов. Даже среди опытных российских аналитиков есть те, кто спутал второе пришествие провинциального национализма с демократией. Но, увы, слов из песни не выкинешь. Самопровозглашённые украинские буревестники использовали демократию как булыжник в борьбе за власть. Чего стоит одна приватизация ими таких понятий, как <честная демократия>, <честные новины> и сыгранные образы <святых>.
К этому времени в отличие от распространённого в России мнения завершилась европейская интеграция Украины, правда, для избранных и по европейским сантехническим стандартам. Властная элита <справедливо> решила, что благ евроинтеграции на всех, особенно несознательных, граждан не хватит, и возвела для себя Хутор близ Европы, куда и было свезено успешно разграбленное советское добро. Но куда денешься от мелкой человеческой зависти? <Истинные патриоты>, которые ковали капитал, не слезая с политических трибун, вдруг почувствовали себя голопузенками, когда обнаружили, что на соседних восточных украинских Хуторах завезено значительно больше добычи. И в этот ответственный момент на помощь <истинным украинцам> пришла Америка, устремившая свои взоры на один из геополитических евразийских полюсов (Крым) и украинские степи. Начался <демократический> бунт миллионеров против миллиардеров, по чьей-то распространённой глупости названный оранжевой революцией.
Впрочем, незадолго до этого самая правильная страна в мире стала проигрывать на великой евразийской шахматной доске. После неудачной войны в Ираке и сомнительной победы в Афганистане, выдворения по требованию ШОС военной базы из Узбекистана США начали искать более комфортный плацдарм для борьбы в глобальной конкуренции с Евросоюзом и АТР. И в этот драматический для Белого дома час на помощь наряду с Грузией пришли украинские националисты, открывшие для себя после первых неудач государственного строительства невероятную тайну. Америке нужны не их знания азов демократии и гражданского общества, не их честь, совесть и долг перед отечеством, а простая лояльность. За эту лояльность Америка обеспечивает легитимность <элиты в законе>, разрешает подворовывать отечественные ресурсы, закрывает глаза на нарушение прав человека, грабёж народной собственности и создание <семейного> бизнеса. Единственное, что не допускают чувствительные американцы, - это воровство их собственных ресурсов.
Надо отдать должное: американцы отнеслись к проекту оранжевой революции исключительно ответственно. Понимая, что последние <оплоты демократии> в Восточной Европе уже скомпрометировали её принципы семейным и олигархическим бизнесом, пришлось рядить вождей демократии в цветные и белые одежды святых. Потому на Украине американцы продемонстрировали исключительно эффективную, как казалось, сетецентричную (целенаправленную) технологию новейшей геополитики, когда захват <чужой> территории осуществляется с помощью воздействия (манипулирования) на подсознание (эмоциональную сферу) местных граждан. А известно, что основными объектами <нападения> в сетевых войнах являются не промышленные и другие стратегические объекты, а часть властной элиты. Пока остаётся тайной, кому из западных политтехнологов пришла гениальная мысль создать образ некой мессии из вождей <правильной> оппозиции. Но впервые захват <чужой территории> был осуществлён без единого выстрела. Если раньше во властную элиту внедрялись агенты влияния, то здесь впервые они были избраны <демократическим> путём.
В итоге брак по расчёту состоялся. США осталось только принять <передовую> страну демократии в НАТО и разместить американские военные базы в Крыму и в причерноморских степях под Россией. Украинские националисты, утратившие было поддержку электората до критической величины (менее 5-10%), воспрянули духом. Как же, у них появился шанс <захватить> всю Украину. В наступившем <медовом месяце> Украина получила несколько бесплатных американских пряников, включая признание её страной с рыночной экономикой (хотя не восстановлен даже уровень ВВП начала 90-х).
Но всё заканчивается, тем более медовый месяц. Уже начались сбои в сетецентричных технологиях, проявившихся ранее на Балканах, в Афганистане и Ираке. Военной или ограниченной финансовой мощи оказывается достаточно на первой (неконтактной) стадии, управляемой из Пентагона или комфортных кабинетов американских посольств. Но чтобы закрепить <честную> демократию на чужой территории, необходима именно контактная стадия. Когда военные и гражданские американские советники будут помогать местным <братьям> внедрять демократию в каждом конкретном ауле, населённом пункте или на украинском Хуторе и: отдавать свои жизни за идеалы свободы в борьбе с местной мафией, бандитами или коррумпированной властью. К такой жертвенности Америка не готова.
Вообще же киевский Майдан показал, насколько близко проходит опасная граница раскола, тенденции которого закладывались с первых лет <самостийности>. Непосредственно искрой распада страны <скоропортящихся апельсинов> может послужить (кроме случайного и непредвиденного стечения обстоятельств) ухудшение уровня и качества жизни народа. А Украина настойчиво демонстрирует <некомпетентный> суверенитет, пытаясь построить национальное государство с опорой на внешние силы, игнорируя современные процессы глобализации и регионализации международных отношений. Властная элита, пронизанная коррупцией и моральным вырождением, обладает нижайшим профессиональным уровнем (по данным рейтинга конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума) и не умеет просчитывать возможные шаги. Что даже представляет угрозу национальной безопасности:
Во вторую годовщину оранжевой революции страна входит в период политической нестабильности и углубления кризиса во всех сферах жизнедеятельности общества. Отсутствует политическое движение, способное взять на себя консолидирующую роль и установить конструктивный диалог между западом и востоком страны. Положительные тенденции качественного экономического роста утрачены. Крупномасштабная имитация европейской интеграции, пронизывающая все сферы общественной жизни, уже привела к созданию государства криминально-коррумпированной демократии.
При этом Россия должна быть обязана Украине тем, что оранжевая власть на многие годы удачно скомпрометировала <бездумную> демократию. А потому России пора избавиться от славянской сентиментальности и учиться прагматизму в защите своих национальных интересов у американцев. Например, объявив российскую зону жизненных интересов. Пока самая правильная страна мира по уже заведённой традиции не привела к очередному хаосу в ещё одном регионе Евразии - в Восточной Европе.
Владимир ДЕРГАЧЁВ, профессор, ОДЕССА
Литературная газета, 29 ноября - 5 декабря 2006 г.
По теме: Украина. Житница для самостийных олигархов
Вверх
«Геополитика сверхдержав»
