logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи

Владимир Дергачев 01.07.2011

Два десятилетия на восточноевропейских просторах гуляет призрак демократии, сменивший призрак коммунизма, и ведущий к деградации общества. Но власть продолжает уверять, что будет ещё лучше. История повторяется в виде злой пародии на процессы, которые озарили в позднем средневековье итальянские города-государства и сопровождались возрождением духа, а не примитивной национальной  идеей очередного «мыльного» удвоения ВВП.  

ФлоренцияФлорентийская республика существовала с небольшим перерывом с 1115  по 1532 гг. и в период расцвета в 13 – 14 века была  одним из ведущих европейских государств,  лидером итальянского Возрождения – сердцем средневековой Италии и зарождающегося капитализма  — мануфактурного производства. Флоренцию называли вторыми Афинами или вторым Римом.

Население республики достигало 200 тыс.  человек, в том числе собственно Флоренции — 120 тыс. Главной причиной бурного роста городов-государств  Северной Италии были крестовые походы и древнеримское наследие. В эпоху раннего капитализма (15 – 18 вв.) в Западной Европе  наблюдалось следующая последовательность господства городов — Венеции, Антверпена, Генуи, Амстердама и Лондона, то есть европейскими полюсами было два итальянских города. Хотя в этот ряд не включают Флоренции, город, несомненно, был в свое время европейским финансовым центром и выпускал «конвертируемый» золотой динар. Это был золотой век Флоренции. Местные мануфактурные цеха поставляли на европейский рынок сукно и шелка, предметы роскоши.

 

Средневековая Флоренция была коммуникационным  узлом  Италии. Отсюда  на юг шла дорога на Рим и Неаполь, на северо-восток в Болонью и Венецию, и на северо-запад в Геную,  Милан и  далее в Нидерланды. В новейшее время эти функции отошли к Болонье, ставшей крупнейшим  железнодорожным узлом Италии. В 1251 году Флоренция в результате территориальной экспансии получила выход к морю, присоединив небольшой порт Таламоне. Через несколько лет Пиза (крупнейший морской порт Тасканы), потерпевшая поражение от Генуи, предоставила  Флоренции  право беспошлинной торговли. В начале 15 века после войны с Миланом Пиза была окончательно присоединена к Флоренции, а у Генуе приобретен порт Ливорно.  Флоренция превратилась в крупную морскую державу  Средиземноморья. 

 

Беспокойная эпоха. Между итальянскими карликовыми городами-государствами шли беспрерывные конфликты и войны, с которыми по разрушительной мощи могли соперничать только эпидемии, такие как чума и голод 1448 года. Богатые итальянские  города-государства были вожделенной добычей папы Римского, Священной Римской империи, Испании и Франции. Непостоянные  межгосударственные союзы  рассыпались как карточные домики, наемники часто переходили на сторону противника.  

 

Основу «новых флорентинцев» составляли банкиры, зажиточные шерстяники, торговцы. Из них  состоял костяк «жирного народа», объединявшего банкиров-ростовщиков,  крупных купцов и ремесленников. Они боролись за власть с крупными феодалами-магнатами и «тощим народом», объединявшим мелких ремесленников и торговцев. В этой борьбе «новые флорентинцы» опирались на внешние силы. С 13 до начала 15 века непримиримая война шла между партиями «гвельфов» и «гибеллинов», соответственно, между сторонниками  германских императоров и римских пап. «Жирный народ» боролся за власть с опорой на чужеземцев. 

 

В результате борьбы между сторонниками римского папы и императора Священной Римской империи в 1293 году были приняты «Установления  справедливости», закрепившие на два столетия  демократические  начала государственного управления и ограничивающие власть местных магнатов. Право на участие в управлении получили торгово-ремесленные цеха, а крестьяне  были освобождены от крепостной зависимости.  Высшим органом власти  стала коллегия  приоров (глав цехов, избираемых в управление коммуной).

 

Значительный период истории Флоренции связан с родом Медичи. Джованни де Медичи (1360 – 1429) основал во Флоренции банк, ставший крупнейшим в Европе с филиалами от Рима и Неаполя до Брюгге и Лондона. Традиционные  текстильные суконные цеха, страдающие от конкуренции  иностранцев, уступили первенство банкам и ростовщичеству.  Джованни де Медичи постепенно стал главным кредитором Папского государства и Флоренции. Это вызвало неудовольствие правящей олигархии и наследник Джованни — Козимо Медичи был выслан из Флоренции. Но уже в 1434 году  на местных выборах победили сторонники Медичи,  и Козимо  с триумфом вернулся на родину. Установилась единоличная власть рода Медичи.  Флоренция достигла наивысшего расцвета  при Лоренце Медичи (1469 – 1492), прозванным Великолепным. На Апеннинском полуострове установился длительный мир, что способствовало развитию текстильных цехов по производству шелковых тканей и их экспорта в Европу. Международная торговля стимулировала кредитные операции флорентийских банков. Стабильность была обеспечена реформированием государственного  аппарата, успешной налоговой реформой и эффективной пропагандой, консолидирующей общество. Флоренция  де-факто  стала великой европейской державой. Но поддерживать  этот статус  оказалось не по средствам небольшому по протяжённости и численности граждан государству.

 

После смерти Лоренцо Великолепного  начался очередной конфликт итальянских карликовых государств, чем воспользовались французские войска. Во Флоренции, уступившей  французскому королю Пизу и Ливорно, началось восстание, и Медичи были изгнаны.  Была восстановлена старая республиканская конституция, во главе политического движения встал популярный в народе монах-проповедник Савонарола, стремившийся построить христианское государство, ориентируясь во внешней политике на Францию. Местная демократия достигла «заоблачных»  вершин, провозгласив Иисуса Христа синьором республики. Национальный лидер Савонарола, не занимавший  государственных должностей, запретил  развлечения и праздники, заставлял сжигать предметы роскоши. Для темпераментных южан это было чрезмерно радикально. Этим воспользовался римский папа Александр VI, объявивший еретическими проповеди Савонаролы. В 1498 году проповедник был арестован и казнен.  

 

После очередных конфликтов к власти вернулся клан Медичи. В 1513 г.  папой римским под именем Льва X был избран Джованни Медичи,  и Флоренция  стала де-факто  придатком Ватикана. Менялась и эпоха. Флорентийских банкиров и купцов начали теснить в Европе, где зарождалась национальная буржуазия в Англии, Нидерландах и Франции. Окончательный удар по былому величию нанесло Флоренции открытие Америки  и перемещения генеральных торговых путей из Средиземноморья в Атлантику. В 1532 году внук Лоренца Великолепного был провозглашен герцогом Флоренции, что означало  преобразованию республики в наследственную монархию под властью клана Медичи. 

 

Во Флоренции возводились архитектурные ансамбли, включая  Палаццо делла Синьория (или Веккьо) — резиденцию высших магистратур республики (на снимке). Флоренцией правила коллегия приоров, представителей старших цехов. Они избирались только на два месяца и во время исполнения своих обязанностей жили во дворце. Если в результате голосования было необходимо кого-то казнить, жертву помещали в каморку в башне под колоколом. Там провел последние дни Савонарола, сожжённый на площади Синьории в 1498 году.

Флоренция
© Антон Дергачев

 

Площадь Синьории была центром политической жизни Флоренции. Сегодня она оккупирована многочисленными туристами со всего света.
Флоренция

© Антон Дергачев

 

Меценатство Лоренцо и других представителей рода Медичи способствовало  превращению Флоренции в центр итальянского Возрождения. Великий час  Флоренции связан с именами Данте, Петрарки, Боккаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело  и Макиавелли.

 

Скульптура Микеланджело «Давид» (копия). Давид (который, как известно,  победил Голиафа) стал символом миниатюрной Флорентийской республики, которую не смогли  покорить  римский папа и короли Франции.

Флоренция

© Антон Дергачев

 

Флорентийский  университет был учрежден в 1321 году на основе «всеобщей школы», открытой в 825 году и упоминаемой уже в начале 13 века как «университет».  Но если учитывать это обстоятельство, он остаётся моложе расположенного вблизи Болонского университет на сто лет. Университет в Болонье, основанный в 1088 году, является старейшим европейским университетом. На Арабском Востоке первый университет Аль-Карауин в Фесе (Марокко) появился примерно на 225 лет раньше.

 

Итальянский дух  высмеивал  средневековье и закладывал фундамент новой эпохи, сила которой заключалась в уме. Этот процесс был  трудным и противоречивым. Обратная сторона эпохи Возрождения описана Алексеем Лосевым в фундаментальном труде «Эстетика Возрождения». Со стихийным индивидуализмом, составляющим сущность Ренессанса, соседствовал  разгул коррупции, страстей, своеволия и распущенности. Священники  содержали  игорные и публичные дома,  монахини предавались оргиям. Папа Александр VI, имевший несколько незаконных детей, собирал на ночные оргии до  50 куртизанок. Образованные и светские люди, любители античности и  покровители гуманизма,  наук и искусств предавались безудержному разгулу. Своими злодействами известно и знаменитое семейство Медичи.

 

Крупнейший итальянский литературовед и критик, философ и видный общественный деятель периода Рисорджименто Франческо Де Санктиса (1817 - 1883)  в эссе «Макиавелли» писал об огромной интеллектуальной мощи Флоренции, опередившей Европу на столетие. Но как показало время, одного ума недостаточно, чтобы изгнать чужеземцев (германцев или французов).  Нужен не только ум, дополняемый физической  силой и  смелостью, а сила моральная, сплачивающая вокруг идеи и наполняемая  решимостью  жить и умереть  за неё. 

 

Эта мысль пронизывает главный труд итальянского мыслителя и писателя Николло Макиавелли (1469 -1527)— автора знаменитого «Государя». Макиавелли  увидел за внешним величием  Флоренции упадок, который он назвал разложением, особо проявляемым  в распущенности нравов  и словоблудии. Главным центром этой распущенности нравов был римский двор: «Мысль  расходилась со словом, а слово с делом, гармония в жизни отсутствовала». Но на фоне итальянского карнавала и вакханалии не было времени сосредоточиться и увидеть, то, что есть на самом деле. Именно это зажгло гнев Савонаролы и привело, в конце концов, к Эпохе Реформации, в основе которой борьба за совесть.

 

Разложение общества  нельзя обновить, не разбудив сознание. Современный человек в понимании  Макиавелли – человек действия, добивающейся своей целью. Основа жизни – родина и первейший долг человека  — это патриотизм, забота  о славе, величии и свободе  родины. В средневековье вместо понятия родины существовало понятие верности и подданства. Люди рождались подданными наставников Бога на земле — римского папы или императора.  Даже города-коммуны существовали по Воле Божьей.  Не случайно Савонарола  объявил королем Флоренции Иисуса Христа.

 

Макиавелли своим трудом заложил фундамент философии истории. Он считал, что идея родины  превыше морали и закона. Понятие родины не замыкается границами города-коммуны, а расширяется  до понятия нации. Нации умирают, но остается  бессмертный человеческий дух. Он переходит от одно нации к другой  и движет  историю рода человеческого.

 

Искусство управления государством заключается в понимании сил,  движущих миром, умении измерять эти силы и  подчинять своим целям.  Когда эти силы  иссякают, нации гибнут. Нельзя полагаться  только на силу как таковую, необходим ум, расчет и умение оперировать силами, которые движут государствами.  Миром правит сила разума. У Италии был  ум, но не было силы. Умственного превосходства было недостаточно, чтобы изгнать иноземцев. Недоставало не физической силы, а  силы моральной.

 

В заключении три цитаты из «Государя»: «Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне». «Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость». «Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой».

 

P. S.

Знаменитый  «Государь», Николло Макиавелли стал настольной книгой доморощенных демократов на постсоветском пространстве, правда, с известным результатом.

 

По аналогии с Флоренцией в России «партия жирных медведей», основу которую составляют «новые русские»  («демократически» коррумпированные чиновники и олигархи) ориентируются на легитимность со стороны Запада, а не на поддержку «тощего народа». Возглавив «народный фронт», она стремится сохраниться у власти на ближайшее десятилетие и завершить деградацию России. Как известно в целях пресечения злоупотребления властью, коллегия флорентийских приоров избиралась на два месяца.

 

Российская коррупция это, прежде всего, порча нравов. Партия власти продолжает словоблудием  бороться с коррупцией. Прокуроры покровительствуют игорному бизнесу, силовики «крышуют» бизнес и бандитов, а выдающиеся чиновники партии власти за счет коррупционного НДС создают «семейный бизнес» и тылы на Западе.   

 

В Европейском Союзе принято Болонское соглашение с целью создания единого  европейского  пространства высшего образования и преодоления отставания от американских университетов. В России и на Украине широкое распространение получила пародия на Болонский процесс, который вначале был встречен без энтузиазма. Но когда выяснилось, что можно вместо одного диплома продавать два – бакалавра и магистра, коррупционный процесс в высшей школе пошел веселее. Имитация Болонского процесса при низкой оплате труда преподавателей ведет к деградации высшего образования. 

 

Партия «жирного народа» по определению не может консолидировать общество на фундаменте разума и силы моральной, которой должна быть наполнена национальная идея. Чтобы появилось желание и решимость у народа  жить и умереть за неё.  

 

Литература

Гуковский М.А. Итальянское возрождение. — Л.: Изд. ЛГУ, 1990.

Де Санктис Ф. История итальянской литературы. Том 2 (эссе «Макиавелли»).—  М: Иностранная литература, 1964.

Лосев Л.Ф. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1982.

Макиавелли Н. Государь. — М.: Эксмо-Пресс, Харьков: Фолио, 1998.


Путешествие во Флоренцию
в поисках национальной идеи

Флоренция. Сердце средневековой Италии
Пиза. Город падающей башни
Ливорно. Морские ворота Тосканы

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ