logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

«Женское обаяние» французской геополитики

Владимир Дергачев 02.01.2012

aМода на геополитику начинается после распада империй или колоний. Распад советской империи вызвал повышенный интерес в России к геополитике и евразийству. Во Франции геополитика вошла в моду в семидесятые годы двадцатого столетия после окончательной утраты  Алжира и других колоний. Термина «геополитика» стали  употреблять при объяснении широкого спектра политических проблем, в том числе выходящих за компетенцию междисциплинарной науки.
Французская геополитика отличается своей оппозиционностью  и своеобразной «женственностью»  по отношению к экспансионистской немецкой геополитике, в которой доминирует географический детерминизм, факторы военно-политической мощи  и «жизненного пространства».  Французы поставили на первое место возможности человека, способного превратить географическое положение в политический фактор.  Традиционная французская геополитика это, прежде всего, политическая география. Отсюда пошла путаница в определениях. Политическая география развивается как одна из географических наук. А  современная геополитика не может по определению быть частью только географической науки. В обоснование новой (геоэкономики)  и новейшей геополитики так же внесла существенный вклад французская гуманитарная мысль за счет расширения исторического, экономического и философского подходов. В результате геополитика стала оперировать многомерным коммуникационным пространством.
***
Выдающийся полководец, французский император Наполеон Бонапарт(1769-1821) несомненно обладал геополитическим мышлением.  В период и после Великой Французской революции  Наполеон переформатировал Европу. Наполеоновская армия разгромила  феодально-абсолютистскую  Европу, разрушила Священную Римскую империю и способствовала объединению мелких германских государств. Наполеон покорил европейское пространство не только силой оружия, совершенной стратегией и тактикой  применения  колоссальной военной силы.  Геополитическое пространство  Европы начало трансформироваться и под воздействием «Кодекса Наполеона», утверждающего  равенство всех перед Законом и отмену крепостного права.
Наполеон раздвинул европейские горизонты не только военной мощью, но и силой  человеческой энергии и ума.  Как писал академик Е.В. Тарле в блестящей книге о великом французском полководце,  Наполеон «был одинаково велик и как тактик, т.е. в искусстве  выигрывать битвы, и как стратег, т.е. в искусстве выигрывать войны, и как дипломат — в искусстве навязывать  целиком свою волю разбитому врагу…». Искусство Наполеона заключалось «в умении сосредоточить в нужный момент и в нужном месте больше сил, чем есть в этот момент в этом месте у противника».
Государство-нация как продукт европейского романтизма и французской революции стало европейской нормой в опыте XIX века. Великая французская  революция  объединяет  Запад  под знаменем национализма для нового похода на Восток, последний  из которых — «дранг нах остен» — закончился  разгромом Третьего рейха.
Сегодня красной нитью через «европейские ценности» проходит идеализация Великой Французской революции, которая утвердила не только принцип равенства, но и по совместительству была символом европейского терроризма. Отказавшись от  Бога,  она пыталась совместить добродетель и террор. В этой связи вспоминается один из распространённых лозунгов Великой Французской революции: «Что ты сделал,  чтобы быть повешенным, если бы победила  контрреволюция?»  Как становится очевидным,  Великую Французскую революцию делали «ангелы» с крылышками, а Великая Октябрьская революция — это сплошной кровавый террор. Если символом Великой Октябрьской революции был человек с ружьем, то символом Французской революции 1830 года — женщина со знаменитой картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ».
***
Эстафету французских революций и Парижских коммун 1789, 1830, 1871 годов достойно принял двадцатый век. Символ очередной, можно  сказать безграничной, свободы был на знаменах Парижской весны 1968 года (студенческой революции).  В конце 90-х годов во Франции зародилось движение всемирной революции антиглобалистов.  Была создана национальная организация «АТТАК» (аббревиатура лозунга «За налог Тобина в пользу  граждан»). В дальнейшем к ставшей международной организации  антиглобалистов примкнули  профсоюзные, женские, экологические и другие  протестные движения, включая радикальные анархические. 
***
Во французской геополитической школе наибольшее развитие получила политическая география, у истоков которой стоял знаменитый французский географ Поль Видаль де ла Блаш (1845-1918) заложивший основы  «поссибилизма» — теории «отбора» человеком  возможностей природы, соответствующих  его способу жизни. В Возможной стране локальные территории со своеобразным микрокосмосом, сближаясь и взаимодействуя между собой посредством разнообразных коммуникаций, приводят (по современной терминологии) к созданию многомерного пространства: «к образованию империй, религий, государств, по которым с большей или меньше суровостью прокатился каток истории...».
Ученый отмечает исключительное природное разнообразие Западной Европы, что привело в значительной степени к многообразию отдельных очагов жизнедеятельности со своими «образами жизни». Их взаимодействие и стало причиной динамичного развития европейской цивилизации и основой её богатства.  В труде «Восточная Франция» (1917)  Блаш высказал идею  превращения спорных  пограничных территорий в  зону сотрудничества между Германией и Францией.  География политических границ нашла  развитие у учеников Блаша и практическое воплощении в современных принципах европейского регионализма и  идее «Европы регионов»
Возможно, на создание теории поссибилизма  косвенное влияние  оказала французский импрессионизм в живописи (от фр.,  —  впечатление).  Когда реальный мир отражается не  в статике  классической натурной живописи, а  в мгновении, то есть, как бы отражает рубежную мимолетную  энергетику многомерного пространства ландшафта. 
Ученик Блаша Жак Ансель (1882 – 1943) расценивал германскую геополитику как «псевдогеографию», подчиненную доктрине жизненного пространства.  Особе внимание он уделял географии границ, которые рассматривал как  результат  равновесия  между  жизненными силами  народов.
Большое значение для формирования новой геополитики (геоэкономики) имеют труды французского мыслителя и историка Фернана Броделя (1902 – 1985).  Французская геополитическая школа  в лице Жана Готтманна (1915 – 1994) дала новую трактовку  географического положения государства, как отношение к  главным коммуникационным коридорам, включая движение  людей, товаров, капиталов и идей.  Эти идеи так же нашли  практически воплощение при становлении Европейского Союза и проектов Международных транспортных коридоров.  Но главная заслуга Готтманна заключается в развитии иконографического направления в политической географии. Благодаря возможностям человека природные географические пространства наполняются архитектурными образами, произведениями искусства, формами общественной жизни. Политические рубежи  определяются в первую очередь не географическим детерминизмом, а  духовными факторами.
Это дало нам возможность с учетом этнологии Льва Гумилева  выделить в геополитической теории Больших многомерных пространств  ландшафты кристаллизованной пассионарности — коммуникативные местности, насыщенные историческим временем (событиями), энергетические поля страстной ностальгии. Это кристаллизованная в природе  духовная пассионарность, форма  объединения  человека и природы, наполненная  историческими  воспоминаниями и поэтическими ассоциациями.
Пример: Философская Ривьера
Французский экономист, писатель и политический деятель  Жак Аттали (род. 1943) стал последовательным сторонником геоэкономического  подхода в геополитике.  В труде «Линии горизонта» (Париж, 1990) он утверждает о  наступлении «эры денег» и мировом господстве либерально демократических ценностей и рыночных отношений, основанных  не только на финансовом капитале, но и на информационных технологиях. Новый мировой порядок устанавливается на  принципах «геоэкономики». Аттали выступает за неолиберальную глобализацию, которая  порождает новую кочевую элиту, оторванную от национальных корней. В глобальном обществе  нищета по-прежнему будет  сочетаться с богатством.
Французский политолог, профессор Института международных отношений Филипп Моро-Дефарж   в труде «Введение в геополитику» (М.: Конкорд, 1996) рассматривает проблемы  географического сознания,  геополитику морской и континентальной державы. Особое внимание уделяет геоэкономике и развитию геополитики во Франции. По определению Моро-Дефаржа геополитика изучает  отношения между многомерным пространством  и политикой. Рост популярности геополитики в интеллектуальных и научных кругах Франции  ученый объясняет повышенным интересом к внешнему миру в условиях процессов глобализации и падения железного занавеса.
Большую роль в популяризации геополитики играет журналом «Геродот». Его издатель и владелец Ив Лакост (род. 1929) считает  доминирующим в геополитике не географический, а политический фактор, преобразующий пространства и границы (Геополитический словарь, М.: 1993).  Журнал много сделал для реабилитации немецкой классической геополитики, в первую  очередь трудов Фридриха Ратцеля и  Карла Хаусхофера от клейма науки Третьего Рейха. 
Журнал «Геродот» строится  на трех основаниях:

  • «Карта, первичная форма осмысления пространства».
  • История, которая в процессе кристаллизации связывает  территорию с прошлым. Множество межэтнических конфликтов вызваны тем, что каждый народ считает, что именно он первым поселился на данной территории (евреи и арабы в Палестине; негры и белые в Южной Африке; сербы и албанцы в Косово).
  • Политические границы, которые не бывают вечными. Наряду с официальными государственными границами существуют границы между религиями, цивилизациями, традициями и зонами торговли.

Проекту объединенной Европы противостоит мондиализм — учение о мире без границ под эгидой мирового правительства. Это направление развивается при активной финансовой поддержке США, стремящих­ся ограничивать политическую самостоятельность объединенной Европы. В 1982 г. в Париже, Милане и Вашингтоне был основан Международный институт геополитики, издающий  журнал «Géopolitique». Институт возник как реакция  на советскую угрозу в связи с развёртыванием размещения ракет СС-20 (1979 – 1983 гг.) и ослаблением атлантический солидарности.
Заслуга французской гуманитарной мысли заключается в переносе главной акцента с геополитики военной мощи на  экономическую геополитику (геоэкономику) и дальнейшее развитие идей «Возможной страны» пассибилизма до философского обобщения. 
Выдающийся французский мыслитель Жиль Делёз (1925 — 1995)  заложил в «Логике смысла» и других своих книгах основы геофилософии. В совместном труде с известным психоаналитиком Феликсом Гваттари (1930 — 1992) «Что такое философия?» (1991) расширил горизонты пространственного мышления. В этом труде европейские традиции Канта и Ницше нашли логическое завершение в фундаменте геофилософии как самостоятельной научной дисциплины. Авторы предлагают пространственную модель философии, и отказ от времени, с которым в науку проникает трансцендентное. Геофилософия служит мощным оружием против различных форм исторического сознания. Современную философию постоянно отвлекает трансцендентность. Поэтому она находит свою землю обетованную то в древних греках, то в демократическом государстве или создавая революционную утопию для избранного народа.
Почему капитализм возник в Европе, а не в Китае, где было столько его составляющих? Только география, подобно пейзажу, оказывается не только географией природы и человека, но и географией ума: «Она отрывает историю от культа закономерности, давая проявиться фактору ни к чему не сводимой случайности». В Западной Европе мыслительная деятельность интеллектуалов шла на пользу капиталистического производства, в Китае этого не произошло. Бесконечное движение мысли, сопрягаясь с великим движением капитала, обеспечило западноевропейской цивилизации власть над другими народами. В очередной раз после Древней Греции, случайно возобновился один и тот же случайный процесс, но уже при новых исходных данных другой пространственной «среды».
***
В геополитическом коде Франции выделяются три  вектора.  Восточный континентальный вектор определяется отношениями Франции и Германии, включая франко-прусские войны и противостояние во времена Первой и Второй мировых войн.  Западный вектор определяется отношениями континентальной Франции и островной Великобритании. Здесь особое место занимает Столетняя война и континентальная блокада Англии наполеоновской Францией.  Южный или морской вектор определяет отношения со средиземноморскими странами и Арабским Востоком
Подробнее:
Филипп Моро-Дефарж  Введение в геополитику. — М.: Конкорд, 1996.
В.А. Колосов, Н.С. Мироненко Геополитика и политическая география. — М.: Аспект-Пресс, 2001.
Павел Цыганков Французская школа геополитики в 2000-х годах: отношения ЕС с Россией. — Международные процессы, 2011, № 2.


 

Ландшафты жизни. Франция
«Женское обаяние» французской геополитики
Париж
Нормандия. Руан на Сене
Нормандия. Гавр
Нормандия. Кан
Шербур. «Вечная любовь»
Аббатство Мон-Сен-Мишель
Замок Ричарда Львиное Сердце
Место гибели Орлеанской девы
Нормандия. Высадка союзных войск
Марсель. Главные морские ворота Франции

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ