Обсудить статью в дискуссионном клубе
Древняя Греция. «Я искал самого себя». Гераклит
Владимир Дергачев
К каким бы высотам не было направлено движение мысли, приходится часто убеждаться в античных источниках современного знания, уже помысленного древними греками. Смутное время заката древнегреческой цивилизации подарило миру великих философов — Платона и Аристотеля, заложивших две европейских традиции. Современная западноевропейская культура ориентирована на отца логики Аристотеля, а Византия и в дальнейшем славянский мир — на идеократическую философию Платона.
У Платона, Аристотеля и других великих древнегреческих философов нет ответов на все вопросы бытия, но обращение к ним позволяет сегодня грамотным способом об этом думать и говорить. Отправимся и мы к этим духовным горизонтам в сопровождении Мераба Мамардашвили, его знаменитых лекций по античной философии1.
История философии началась одновременно в не связанных друг с другом местах. Появились разбросанные по географии культур группы людей, идей, мысленных и духовных построений и способов жизни. Несомненно, есть в мире что-то, что дано природой нам как «я», а есть то, о чем мы не знаем и можем лишь открыть в качестве нашего «я» в нас самих. Таким образом, в отличие от реального есть «возможный» человек.
Миф был для человека понятен, осмыслен и лишь появление науки вносит в мир непонятное и социальный заказ на философию. Если существует возможность заблуждения, возникает проблема истины. Философия началась с мысли о том, что невозможно, а есть. Хаос всегда возможен, а порядок — невозможен, хотя он и бывает.
«Я искал самого себя». Гераклит Эфесский2 (544 – 483 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, основатель первой исторической формы диалектики, автор единственного сочинения « О природе». Известная фраза Гераклита «Все течет, все меняется», дошедшая до нашего времени в цитировании Платона, имеет и другие варианты перевода. «Все движется, все течет», «Все течет и движется, и не чего не прибывает». По Гераклиту все в жизни возникает из противоположностей «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость – отдых».
Греки под бытием имели в виду некое вертикальное пребывание в противовес горизонтальному рассеянию. Но у человека нет проблемы выбора. Он с самого начала в качестве человеческого существа сформирован не природой, а в бытии. Он не может выйти из него и войти снова. Это и означает небанальную гераклитовскую реку, в которую нельзя войти дважды. Гераклиту принадлежит фраза: война есть условие и родитель всего. В схватке с бытием или сами с собой внутри полемического состояния стоят люди, и этим определяется и решается — кто раб, а кто — свободен. Война всех расставляет по своим местам. Один не хотел умирать и оказался рабом, свободный — готов был умереть и выдержал риск своей готовности к смерти.
История есть то, что происходит в виде взаимного прояснения одним обстоятельством другого в определенной форме, названной Гераклитом гармонией. В географическом смысле Древней Греции как единого национального государства не существовало — существовало множество островков, которые никогда не были объединены вместе. Полис есть социальное устройство, попытка организации такой социальной общности, которая не порождается стихийными, спонтанными процессами истории, не дается традицией. Это социальные связи, прошедшие через гражданское правовое сознание.
Греки были гуманистами совсем не в нашем понимании этого слова. У греков не было чувства социальной справедливости — заботы об угнетенных и обиженных. Рабство было не чисто экономическим институтом, а во многом ритуальным. Граница между свободным и рабом проходила у греков между готовностью положить жизнь за свое достоинство и отсутствием этого, но тогда человек раб.
Греческая философия приоткрывает «тайны» позитивного отношения к рабству. Граница между свободными и рабами проходит через готовность отдать жизнь за свое достоинство, а отсутствие такового делает человека рабом. Гераклит вообще высказывал, казалось бы, парадоксальную мысль — война есть условие и родитель всего. Война проводит границу между свободными и рабами, а мир есть постоянная война. Свободный человек — «политическое животное» в отличие от раба. Раб не политичен, а просто животное, проигравшее войну.
*1 Мамардашвили М. Лекции по античной философии. — М.: Аграф, 2007.
*2 Гераклита Эфесского иногда путают с Гераклитом Понтийским, учеником Платона.
Путешествие из славян в греки в поисках демократии.
Этюды по геофилософии античности
Древняя Греция. «Вечное настоящее»
Древняя Греция. «Пуп Земли»
Древняя Греция. «Золотой век» цивилизации
Древняя Греция. Начало политической жизни. Геродот
Древняя Греция. «Я искал самого себя». Гераклит
Древняя Греция. «Повивальная бабка» человеческих душ. Сократ
Древняя Греция. Государство — это человек в еще больших масштабах. Платон
Древняя Греция. Для чего создается государство? Аристотель
Малая Азия. Иония. «Новый Вавилон»
Малая Азия. Философская Ривьера
Малая Азия. Кария. Галикарнас. «Рай вечной синевы»
Малая Азия. Ликия. Страна благоденствия
Малая Азия. Римская провинция Азия
Малая Азия. Эфес или Вожделенный город
Малая Азия. Зарождение христианства
«Геополитика сверхдержав»