logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Мировой мегаполис «Пасть Тигра»

Владимир Дергачев 28.03.2012

 

После воссоединения  Гонконга и  Макао  образовался гигантский мегаполис —  треугольник Сянган (Гонконг), Шеньчжень —  Гуанчжоу —  Чжухай, Аомынь (Макао) с населением более 40 млн. человек на рубежах Жемчужной реки (Чжуцзян) и Тихого океана. Жемчужная река является третьей по длине (2200 км) в Китае после Великих исторических рек — Янцзы и Хуанхэ и второй по полноводности после Янцзы. Океанские суда поднимаются по Жемчужной до Гуанчжоу.


Дельта Жемчужной реки образует  залив, получивший у европейцев название Бокка-Тигрис («Пасть Тигра»). Сегодня по краям и вершинам залива расположены Сянган (Гонконг), Аомынь (Макао), Чжухай, Гуанчжоу, Шеньчжень, а также Фошань, Чжуншань и ряд других городов.  Они входят в  Особый административный район Сянган и провинцию Гуандун. С 1979 года дельта Жемчужной реки  является  самым динамично  развивающимся китайским регионом, чей ВВП вырос с 1980 по 2000 гг. с $8 млрд. до $90 млрд. Среднегодовые темпы экономического роста региона составили 16 % (в целом по стране ниже 10 %).  Это один из наиболее динамично развивающихся регионов Китая и Азии. В том числе по объему привлечения иностранных инвестиций, внешней торговли и производству электронной продукции. Поэтому в Пекине родилась идея создания крупнейшего на Земле мегаполиса с населением свыше 40 млн. человек. Формирование мегаполиса  будет в первую очередь за счет Гонконга, Гуанчжоу, Аомынь и особых экономических зон Шеньчъжень и Чжухай. 


Цель проекта — объединить  промышленную мощь Гуанчжоу и Шеньчженя с финансовой мощью Гонконга для еще более значительного привлечения иностранных инвестиций в китайскую экономику. Одновременно, планируется решить экологическую проблему. Жемчужная река является одной из самых загрязнённых в Китае и Азии. Реализуются масштабные  инфраструктурные проекты. Начато строительство самого протяженного в мире моста, который свяжет провинцию Гуандун (Чжухай)  с Аомынем и Сянганом.  Общая протяженность моста составит 50 км, включая 36-ти километровый туннель под дном моря и искусственный остров. Стоимость  строительства моста с шестиполосным движением автотранспорта обойдется в $10 млрд. Введено в эксплуатацию скоростное метро Гуанчжоу – Чжухай, которое в  будущем станет частью  кольцевого метрополитена, соединяющего все крупные города мегаполиса.

 

Экономические Драконы Гуандуна

 

Свободные экономические зоны являются индикатором мирохозяйственной  интеграции Поднебесной. Открытая экономика Китая —  закономерный путь в мировое сообщество, за который заплачено столетиями политики изоляционизма. Модель социализма с китайской спецификой использует несколько территориальных форм преференциальной экономики, реализуемые поэтапно от простой к сложной: свободные или по китайской терминологии «специальные» экономические зоны —  открытые портовые города и приморские районы —  зоны экономического и технологического развития и др. Постепенно в этот процесс вовлекаются пограничные с Россией и внутренние районы страны.


Постановление о создании свободных экономических зон было принято ЦК КПК и Госсоветом КНР в июле 1979 г. по инициативе Дэн Сяопина. В августе 1980 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей утвердил Положение о специальных экономических зонах провинции Гуандун (Шеньчжень, Чжухай, Шаньтоу), а в октябре 1980 г. по решению Госсовета КНР была создана СЭЗ Сямэнь на одноименном острове в провинции Фуцзянь. Местоположение первых китайских зон открытой экономики было обусловлено их близостью к Гонконгу, Макао и Тайваню, где основную часть населения составляют этнические китайцы.


Главной геополитической целью создания СЭЗ было воссоединение бывших колоний и Тайваня с родиной. Поэтому первые китайские СЭЗ создавались как экономические плацдармы для воссоединения Гонконга, Тайваня и Макао в единое этническое государство-цивилизацию. СЭЗ стали воплощением теории конвергенции капитализма и социализма, используя исторический шанс занять освободившуюся нишу трудоемких и материалоемких производств в АТР для последующего броска к высоким технологиям.


В апреле 1984 г. ЦК КПК и Госсовет КНР, обобщив практический опыт по созданию СЭЗ, предоставили статус открытой экономики четырнадцати портовым городам (Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу, Бэйхай, Чжаньцзян). Режим открытой экономики распространяется на дельты рек Янцзы и Чжуцзян (Жемчужной) вокруг Гуанчжоу и  юг провинции Фунцзянь, где расположена СЭЗ Сямэнь. Таким образом, преференциальный режим устанавливается на прилегающих к СЭЗ приморских районах площадью 320 тыс. кв. км и населением 200 млн. человек.


В Китае исторически сложился приморский тип размещения хозяйства. Здесь ведущую роль в экономике страны играют портовые города, в которых проживает 8 % населения и производится 25 % промышленной продукции, обеспечивается 40 % экспорта страны. Этому способствовала экспансионистская политика «открытых дверей», проводимая особенно активно со 2-ой половины XIX в. западными державами, США, Японией по отношению к полуколониальному Китаю. Сегодня КНР принадлежит приоритет в такой политике по отношению к мировому сообществу и плацдармом для ее проведения выбраны, в первую очередь, портовые города, основные внешнеторговые «окна» во внешний мир.


Опережающее развитие приморских регионов, где расположены главные локомотивы китайской экономики, вызывает не только неизбежные территориальные диспропорции в развитии страны, но и опасность политической дезинтеграции. Наименее развитые западные провинции Поднебесной отставали от приморских на 50 лет. Поэтому в начале 90-х годов 825 китайских городов и уездов были открыты для зарубежного капитала, в том числе пограничные с Россией. В 1992 году создана СЭЗ в Ланьчжоу —  центре провинции Ганьсу. Ланьчжоу является крупнейшим по численности населения (свыше 3,0 млн. человек в границах городского округа) и важнейшим транспортным узлом на западе Китая. От города, расположенного в верховьях Хуанхэ, в древности и средние века брал начало Великий шелковый путь. Этим актом начался новый этап политики открытой экономики —  создание свободных зон во внутренних провинциях страны, по уровню экономического развития значительно отстающих от приморских районов. Стратегическая цель —  возрождение Великого шелкового пути (проект Трансазиатской железнодорожной магистрали Пекин —  Стамбул) и активизация торгового обмена между Востоком и Западом.


Основные преференции начального этапа создания СЭЗ —  относительно дешевая рабочая сила и низкая арендная плата за землю, в которую предварительно вложены значительные инвестиции по инженерной подготовке территории и созданию производственной инфраструктуры. Отсюда привлекательность для малого бизнеса и создания трудоемких производств с незаконченным технологическим циклом (незначительной глубиной переработки). По мере создания современной инфраструктуры и отработки хозяйственного механизма и привлечения крупных зарубежных инвестиций, приоритетное развитие получают наукоемкие производства.


В настоящее время в Китае действуют  специальные экономические зоны (Шеньчжень, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь напротив Тайваня),  многочисленные  зоны свободной торговли, экспортно-промышленные зоны и зоны технологического развития. Создаются технопарки, предназначенные для китайских специалистов, получивших  образование в США и других западных странах.
Работа в СЭЗ осуществляется специалистами на контрактной основе по конкурсу, который достигает 60-100 человек на одно место. Предпочтение отдается рабочим со средним образованием до 25 лет и инженерно-техническому персоналу до 45 лет. В результате отбора в СЭЗ концентрируются самые предприимчивые работники —  кадровая основа рыночной экономики. Производительность труда в СЭЗ в 3,5 раза выше, чем в среднем по стране, соответственно —  зарплата. После завершения контракта многие специалисты возвращаются в родные места, перенося во внутренние провинции приобретенный опыт.


Создание современной «мягкой инфраструктуры» (законодательных актов и фондового рынка ценных бумаг) и экономические преференции способствовали привлечению иностранного капитала, большая часть которых составляет капитал китайской диаспоры. Незаменимый «инвестор» СЭЗ —  политический капитал из Пекина, обеспечивающий стабильность и надежность вложения финансового капитала.


Политика открытой экономики способствует модернизации страны. В Китае удалось успешно сочетать конверсию военно-промышленного комплекса с использованием высвобождающихся ресурсов для промышленного и гражданского строительства и создания совместных предприятий радиотехники и электроники. Создано высокотехнологическое экспортное производство. Правда, в стоимостном объеме экспортной продукции сохраняется высокая доля импортируемых комплектующих изделий. Вместо научных коллективов с многочисленными сотрудниками и неэффективными результатами создаются небольшие мобильные коллективы, обладающие высокой квалификацией и профессионализмом.


Особо следует отметить роль КПК в создании СЭЗ, которая в целях создания единого этнического государства-цивилизации отказалась от многих догм. Местные комитеты КПК в СЭЗ способствуют политике открытой экономики, но не вмешиваются в хозяйственную деятельность. Первоначально иностранные предприниматели опасались влияния партийных организаций, хотя последние функционировали в СЭЗ по территориальному, а не производственному принципу. Убедившись, что проводимая КПК политика открытой экономики способствует успешной производственной деятельности, многие предприниматели заинтересованы в функционировании партийных ячеек. За особые заслуги перед отечеством  Коммунистическая партия Китая  принимает в свои  ряды  наиболее отличившихся  крупных капиталистов.


ГуандунОтмечается впечатляющий экономический бум формирующегося мирового мегаполиса во главе с Гуанчжоу и Сянганом. Процветание китайской провинции Гуандун почти полностью зависит от Сянгана. Провинция с населением свыше 80 млн. человек является одной из самых густонаселённых в Китае, граничит со специальными административными районами Сянган (Гонконг)  и Аомынь (Макао).  Здесь были созданы первые СЭЗ Шеньчжень, Чжухай и Шаньтоу, а в 1988 г. статус провинции и СЭЗ получил остров Хайнань. Основные плацдармы открытой экономики (Шеньчжень и Чжухай) были созданы на ближних подступах к Гонконгу и Макао, чтобы обеспечить их «плавное» воссоединение с Китаем.


В Гуандуне с учетом гонконгского капитала создано 25 тыс. предприятий, на которых трудится 3 млн. человек. Здесь находятся сборочные цеха  японских автомобильных компаний Nissan, Honda и Toyota. Стремительный экономический рост вызвал приток мигрантов из других китайский провинций и оценивается до 3 млн. в год.  В свою очередь Гуандун —  стартовая площадка для броска на огромный китайский рынок. Гуандун, ставшей самой богатой провинцией Поднебесной, называют «пятым драконом» АТР после Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура. Столица провинции город Гуанчжоу расположена на Жемчужной реке.

 

За сравнительно  короткий период времени изменился ландшафт вокруг Гуанчжоу  в дельте Жемчужной реки.  Когда в начале 90-х годов автор вместе с делегацией направлялся из международного аэропорта в Шеньчжень,  вдоль автострады тянулись  бесконечные строительные леса, многочисленные кирпичные заводики на месте крестьянских рисовых наделов. Крестьяне, учитывая возросший спрос, изготавливали кирпич, другие строительные материалы  и здесь же продавали.

 



Мировой мегаполис «Пасть Тигра»
Экономические Драконы Гуандуна
Нью-Гонконг. Китайский ответ Великобритании
Столица «разврата» по-коммунистически
Специальная экономическая зона Чжухай


Падение и взлет китайского Дракона
(содержание электронной версии книги, которая публикуется на Портале с октября 2011 года)

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ