logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Австро-Венгерская империя

Владимир Дергачев

Австро-венгерская империя

 

Австро-Венгерская  империя  существовала с 1867 по 1918 гг. и не имела заморских  владений. Население империи в 1910 году составляло  52 млн. человек, из них  австрийцы — 23,5 %,  венгры — 19, 1 %, чехи и словаки — 16, 5 %,  сербы и хорваты — 10,5 %,  поляки — 10 %,  украинцы — 8 %, румыны — 6,5 %,  словенцы — 2,5 % и прочие 3,4 %. Многонациональная Австро-Венгрия  в отличие от старой Габсбургской деспотии  перестроилась в  федеративное государство. Венгры и поляки  обладали  правами  самоуправления. Уровень политической свободы в Австро-Венгрии был немыслим  для царской России, однако славяне страстно  ненавидели  «лоскутную» и  разноплеменную империю  и разбежались по национальным квартирам при первой возможности.  Почему этот  прообраз «общеевропейского дома»  оказался непрочным?

Австро-венгерская империя

 

Австро-Венгрия  отличалась  умеренным экономическим ростом и являлась  среднеразвитым  аграрно-индустриальным государством с огромным бюрократическим  аппаратом. Здесь происходили характерные для Западной Европы  процессы  концентрации производства и капитала. По выплавки стали  империя  опережала  Великобританию и Францию, однако её экономическая и военная мощь не была сопоставима с мировыми державами.  Главная особенность  имперского хозяйства заключалась в самообеспечении. Отечественное производство не испытывало международной конкуренции, что не стимулировало освоению новых технологий, многие местные товары уступали по качеству  зарубежным. Внешняя торговля развивалась слабо, наблюдалась резкая дифференциация в уровнях жизни между столицей и провинциями.  Так оплата  труда в  промышленности  в Вене была в два раза выше, чем в Галиции.
Австрийская Вена до настоящего времени сохраняет блеск имперской столицы эпохи правления Габсбургов. Стефан Цвейг писал: «Едва ли в каком-либо другом городе Европы  тяга к культуре была столь страстной, как в Вене… Римляне заложили этот город как цитадель, как форпост, чтобы защитить латинскую цивилизацию от варваров, и более чем тысячу лет спустя об эти стены разбилось движение османов на Запад. Здесь промчались Нибелунги, здесь над миром  воссияла бессмертная плеяда музыкантов: Глюк, Гайдн и Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс и Иоганн Штраус; здесь сходились все течения европейской культуры…».

Самые крупные в Европе  вооруженные силы Австро-Венгрии   уступали только Российской империи.  Армия состояла из  воинских формирований  смешанного и национального составов, что сыграло роковую роль в  судьбе  империи. Австро-Венгрия выстояла в наполеоновскую эпоху и выдержала  железный натиск Бисмарка, но в 1918 году  распалась  в одночасье  на отдельные, в том числе многонациональные  государства (Югославию и Чехословакию). 
Краху двуединой монархии  способствовала радиация национального духа, однако  будущее вновь воссозданных государств оказалось не столь радужным. Возрождение национального самосознания не привело к  появлению  новых авторитетных европейских держав. Национальное (по языку) государство явление довольно редкое в истории. Национальное  сознание, по мнению Георгия Федотова,   стремиться  увековечить хаос и не способно организовать мир.
Вот как описывал  английский премьер-министр Дэвид  Ллойд Джордж  (1863 — 1945) в своих  мемуарах «Правда  о мирных  договорах»  последствия непредвиденного  краха  Австро-Венгрии и анархию в Центральной Европе: «Авторам Парижского договора предстояло  решать  вопрос уже  не о том,  что по справедливости должны получить  освобожденные  народы, а о том,  что именно в интересах простой справедливости  должно быть освобождено из их  цепких лап, когда  они переступали  пределы  национального самоопределения». В то время, когда  делегаты  великих держав  обсуждали  положения мирного договора с Германией, десятки  маленьких войн  происходили в разных  местах Европы  и иногда так свирепо, «будто  человек  снова стал варваром, как в жесткие  дни Тамерлана и Аттилы. Только что освобожденные народы Южной Европы готовы  были  перегрызть друг  другу глотку в погоне за лучшими  кусками наследства умерших империй... Польша снова вообразила  себя  безраздельной хозяйкой  Центральной Европы. Принцип  самоопределения не  соответствовал  её домогательствам. Она требовала Галицию, Украину, Литву  и некоторые части Белоруссии... Право народов самим определять  свою национальную принадлежность  было немедленно  отвергнуто  польскими лидерами. Они утверждали, что эти различные национальности  принадлежат полякам  по праву завоевания, осуществленного их предками. Подобно старому  нормандскому  барону, обнажившему  меч,  когда  его просили  предъявить  доказательства  своих прав  на поместье, Польша размахивала мечом своих  воинственных  королей, который уже  столетия ржавеет  в их гробницах...». 
Малые национальные восточноевропейские государства не смогли успешно вписаться в европейскую экономику. Только в Чехии до получения независимости было сосредоточено 3/4 промышленного производства Австро-Венгрии, а по ряду показателей Чехословакия в начале 20-х  годов входила  в десятку высокоразвитых промышленных стран мира. Однако ускоренная интеграция  с европейским капиталом была приостановлена  экономическим кризисом  1929 года. 
Известный венгерский мыслитель  И. Бибо в статье «Нищета духа  малых восточноевропейских государств» дал следующее объяснение  проблемам Чехословакии, Венгрии и Польши после  распада Австро-Венгрии. Этим государствам пришлось убедиться  в неспособности  внедрить  единое национальное  сознание  на доставшихся им в наследство исторических территориях  ввиду  многоязычности  населения. Страны, гордящиеся демократией, породили  политического монстра — антидемократический национализм. Отсутствие  определенности в территориальном статусе и деформация политической культуры  наиболее  негативно сказались на взаимоотношениях  этих народов.

Несмотря на огромные  отличия  между Австро-Венгрией и Советским Союзом,  оба федеративных государства распались в результате  национальной  разобщенности  и непреодолимой  территориальной дифференциации в уровнях жизни
При ускоренном принятии в «общеевропейский дом» стран Восточной и Юго-Восточной Европы  произошло превращение ЕС в новый вариант Австро-Венгерской  монархии с глубокой дифференциацией в доходах и  вспышкой радиации национального духа. Не случайно обострился  интерес к истории  австрийского федерализма в связи с расширением на восток Европейского Союза. 

Имперская геополитика. Великий час мировых империй

Римская империя
Китайская империя
Византийская империя
Монгольская империя
Османская империя. Воспоминания о Блистательной Порте
Восточная элита качества
Гибель империи
Генуэзская «империя»
Венецианская «империя»
Испанская колониальная империя
Португальская колониальная империя
Японская империя
Британская империя
Российская империя
Австро-венгерская империя
Советский Союз

 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ