logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Ландшафты жизни. «Страна разгула и торговли»

Владимир Дергачев

«Здесь люда нет, здесь край пустынен,
Трепещут ястребы крылом.
Темнеет степь; вдали хурул
Темнеет темной своей кровлей,
И город спит, и мир заснул,
Устав разгулом и торговлей».

Велимир Хлебников «Хаджи-Тархан»

 

В геополитике Хартленд часто ассоциируется с Великой Евразийской степью — гигантским природным коммуникационным коридором  между Востоком и Западом, по которому в прошлом  ураганом  проходили народы. В результате «трений» по краям коридора происходило взаимодействие и взаимообогащение культур, рождались новые этносы, империи и цивилизации. Как Великие исторические реки  являлись  главной коммуникационной осью  древних цивилизаций, так Евразийская степь — «плавильным котлом» межцивилизационного диалога. Её бескрайние  горизонты больше ассоциируются  не с великой  рекой, а океаном.  По масштабам контактных функций со  степью-океаном сопоставима только  Атлантика, соединившая Старый и Новый Свет. «Океанское» мировосприятие степи  пронизывало кочевые народы. Неслучайно, евразийская история  неразрывно связана с   именем величайшего полководца второго тысячелетия — Тэмуджина, провозглашенного  перед походом к  западным «берегам» евразийской степи Чингисханом — великим ханом «океана» (от тюркского тенгиз — океан, море). Великая Евразийская степь и в начале третьего тысячелетия остается главной коммуникационной осью континента, вдоль которой осуществляется интенсивный  материальный, культурный и информационный обмен между Западом и Востоком.

Великая Евразийская степь при встрече  с  Великой рекой (Волгой) неоднократно в истории рождала  энергетику высоких напряжений   на геополитических, геоэкономических, природноэтнических и этноконфессиональных  коммуникационных рубежах многомерного пространства.  В отличие от гор, чаще всего выполняющих барьерные функции,  открытая всем ветрам  степь служит контактам  между народами, своеобразной природной коммуникацией. Туда, где  степь пересекается с судоходной рекой, тяготеют караванные  пути, по которым со временем проходят  стальные магистрали, усиливающие  функции места.  

Волжское Понизовье — уникальный  узел природных, социально-экономических и других  коммуникаций  в  многомерном пространстве Евразии. Когда знойное солнце размывает линии горизонта, а небо и земля приобретают серовато-лиловый оттенок, с вершины бэровского бугра, покрытого полынью, открывается фантастический пейзаж на изумрудные пойменные луга и леса, речные протоки и ильмени, богатые рыбой и дичью.

 

Вид на Волго-Ахтубинскую пойму с городища Сарай-Бату
Волго-Ахтубинская пойма
© Максим Коротченко

 

Созданные самой природой естественные  тучные кормовые угодья  заливных лугов и степных пастбищ, плодородные  земли (овощи, фрукты и бахчи),  охотничьи  угодья (сайгаки и птицы), рыбные богатства, включая осетровых,  месторождения  поваренной соли  притягивали кочевые народы. Здесь дважды — в первом и втором тысячелетии  — возникали  центры евразийских государств на пересечении  Великого Волжского пути в Персию и Индию и Великого шелкового пути  из Китая в Европу. Здесь  затерялись следы средневековых столиц Хазарского каганата (Итиля) и Золотой Орды (Сарая и Сарая ал-Джедида). В дальнейшем  торговую эстафету приняла столица  Астраханского  ханства. В Волжском Понизовье  — один из центров зарождения российского предпринимательства (купечества), воспетого в картинах художника-земляка Кустодиева. Вблизи бывших золотоордынских столиц  на космодроме Капустин Яр начался отсчет  космической эры.

В середине  13 в., пройдя ураганом  тысячи километров Великой Евразийской степи до Дуная, кочевые монголы остановились у берегов Итиля (Волги). Здесь монгольский хан Батый основал около 1254 году на западном участке Великого Шелкового пути ставку кочевья, ставшей первой столицей Золотой Орды. На карте границы Золотой Орды совпадают с природными границами  Великой Евразийской степи. На западе виден Буджак (угол Золотой Орды). Название сохранилось в местной топонимике.  И сегодня междуречье Нижнего Дуная и Днестра называют Буджакской степью.

 

Золотая Орда
Золотая орда
Источник: Егоров В. Л.Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. — М.: Наука, 1985.

 

Выйдя к берегам Итиля и основав здесь столичные города, золотоордынские ханы  использовали уникальные коммуникационные  возможности места для транзитной торговли на пересечении Волжского и Великого шелкового пути. На западных рубежах Великой Евразийской степи (Крым, Придунавье) они создают форпосты и уступают местные торговые фактории  венецианским и генуэзским купцам. Каждый  должен заниматься своим делом — степной воин и европейский купец. Обеспечивая безопасность караванных путей  между Востоком и Западом, монголы заложили прочный фундамент экономики. Западная Европа, Византия, русские княжества, Булгар и Крым  вели торговлю через Нижнюю Волгу  с Хорезмом, Бухарой, Самаркандом, Монголией (Каракорумом) и Китаем. Крупнымицентрами транзитной торговли  на караванном пути Восток - Запад  были золотоордынские  города Сарай, Сарай-ал-Джедид  иХаджитархан, расположенный  на правом  берегу Волги, несколько выше современной Астрахани. Экспортные  товары  отправлялись отсюда  в предкавказские степи и через Дербентский проход в Закавказье и на запад  — в Азак, где их ждали  венецианские и генуэзские купцы.
Исключительно важно значение для кочевой цивилизации имели  уникальные природные условия Волжского Понизовья. Заливные луга волжской поймы обеспечивали надежную естественную круглогодичную кормовую базу для скотоводства. Кочевое хозяйство сочеталось с оседлым земледелием. Наличие месторождений  поваренной соли  (соляных озер) обеспечивало сохранность продуктов питания.

Сарай-Бату был расположен на значительном протяжении (до 10 км)  вдоль Итиля, образующего обширную пойму с заливными лугами. Многонациональный Сарай-Бату стал одним из крупнейших городов Евразии. Его население в период расцвета достигало по разным оценкам от 100 до 600 тыс. человек. Построенный из сырцового кирпича город имел  канализацию и водоснабжение.

 

Сарай-Бату
Сарай-Бату
Источник: http://www.isttat6.izmeri.edusite.ru/p43aa1.html

 

В 1395 году Сарай был разрушен великим (наряду с Чингисханом) полководцем Тамерланом. В дальнейшем русло Волги сместилось на запад поймы. И в настоящее время на месте городища, расположенного вдоль реки Ахтубы (Волго-Ахтубинской поймы) находится село СелитренноеХарабалинского района Астраханской области. В последние годы в связи с новыми археологическими находками все большее подтверждение получает версия о  первоначальном расположении Сарая вблизи села Красный Яр, расположенного ниже по течению Ахтубы.

 

«Красный бугор». Селитренское городище
Селитренское городище
Источник: http://www.saray-al-mahrusa.ru/_ph/27/2/945060612.jpg

 


© Антон Дергачев

 


Источник: http://www.saray-al-mahrusa.ru/_ph/27/2/459929389.jpg

 

Селитренское городище весной
Селитренское городище
Источник: http://www.saray-al-mahrusa.ru/_ph/27/2/743246555.jpg

 

Селитренское городище в августе. Вдали Волго-Ахтубинская пойма 
Селитренское городище
© Анна Дергачева

***

После распада Советского Союза  возросло геополитическое  значение Астрахани как юго-западного форпоста России на новых государственных  рубежах. На Нижней Волге проходят этноконфессиональные рубежи   христианства,  ислама  и буддизма. Здесь усиливается исламизация (астраханские татары и казахи) и восстанавливается рубежныйсубэтнос  православного казачества. Будущее  средневековой страны «разгула и торговли»  связано с возрождением  транзитных функций  свободной торговли между Востоком и Западом, однако геополитическая нестабильность в Центральной Азии и на Кавказе ограничивают возможности реализации этих планов.

 

 

Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье

Ландшафты жизни. «Страна разгула и торговли»
Ландшафты жизни. Память. Родители
Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье. Детство
Ландшафты жизни. Астрахань. Интернат


 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ