Обсудить статью в дискуссионном клубе Ландшафты жизни. «Страна разгула и торговли»Владимир Дергачев«Здесь люда нет, здесь край пустынен,
В геополитике Хартленд часто ассоциируется с Великой Евразийской степью — гигантским природным коммуникационным коридором между Востоком и Западом, по которому в прошлом ураганом проходили народы. В результате «трений» по краям коридора происходило взаимодействие и взаимообогащение культур, рождались новые этносы, империи и цивилизации. Как Великие исторические реки являлись главной коммуникационной осью древних цивилизаций, так Евразийская степь — «плавильным котлом» межцивилизационного диалога. Её бескрайние горизонты больше ассоциируются не с великой рекой, а океаном. По масштабам контактных функций со степью-океаном сопоставима только Атлантика, соединившая Старый и Новый Свет. «Океанское» мировосприятие степи пронизывало кочевые народы. Неслучайно, евразийская история неразрывно связана с именем величайшего полководца второго тысячелетия — Тэмуджина, провозглашенного перед походом к западным «берегам» евразийской степи Чингисханом — великим ханом «океана» (от тюркского тенгиз — океан, море). Великая Евразийская степь и в начале третьего тысячелетия остается главной коммуникационной осью континента, вдоль которой осуществляется интенсивный материальный, культурный и информационный обмен между Западом и Востоком. Великая Евразийская степь при встрече с Великой рекой (Волгой) неоднократно в истории рождала энергетику высоких напряжений на геополитических, геоэкономических, природноэтнических и этноконфессиональных коммуникационных рубежах многомерного пространства. В отличие от гор, чаще всего выполняющих барьерные функции, открытая всем ветрам степь служит контактам между народами, своеобразной природной коммуникацией. Туда, где степь пересекается с судоходной рекой, тяготеют караванные пути, по которым со временем проходят стальные магистрали, усиливающие функции места. Волжское Понизовье — уникальный узел природных, социально-экономических и других коммуникаций в многомерном пространстве Евразии. Когда знойное солнце размывает линии горизонта, а небо и земля приобретают серовато-лиловый оттенок, с вершины бэровского бугра, покрытого полынью, открывается фантастический пейзаж на изумрудные пойменные луга и леса, речные протоки и ильмени, богатые рыбой и дичью.
Вид на Волго-Ахтубинскую пойму с городища Сарай-Бату
Созданные самой природой естественные тучные кормовые угодья заливных лугов и степных пастбищ, плодородные земли (овощи, фрукты и бахчи), охотничьи угодья (сайгаки и птицы), рыбные богатства, включая осетровых, месторождения поваренной соли притягивали кочевые народы. Здесь дважды — в первом и втором тысячелетии — возникали центры евразийских государств на пересечении Великого Волжского пути в Персию и Индию и Великого шелкового пути из Китая в Европу. Здесь затерялись следы средневековых столиц Хазарского каганата (Итиля) и Золотой Орды (Сарая и Сарая ал-Джедида). В дальнейшем торговую эстафету приняла столица Астраханского ханства. В Волжском Понизовье — один из центров зарождения российского предпринимательства (купечества), воспетого в картинах художника-земляка Кустодиева. Вблизи бывших золотоордынских столиц на космодроме Капустин Яр начался отсчет космической эры. В середине 13 в., пройдя ураганом тысячи километров Великой Евразийской степи до Дуная, кочевые монголы остановились у берегов Итиля (Волги). Здесь монгольский хан Батый основал около 1254 году на западном участке Великого Шелкового пути ставку кочевья, ставшей первой столицей Золотой Орды. На карте границы Золотой Орды совпадают с природными границами Великой Евразийской степи. На западе виден Буджак (угол Золотой Орды). Название сохранилось в местной топонимике. И сегодня междуречье Нижнего Дуная и Днестра называют Буджакской степью.
Золотая Орда
Выйдя к берегам Итиля и основав здесь столичные города, золотоордынские ханы использовали уникальные коммуникационные возможности места для транзитной торговли на пересечении Волжского и Великого шелкового пути. На западных рубежах Великой Евразийской степи (Крым, Придунавье) они создают форпосты и уступают местные торговые фактории венецианским и генуэзским купцам. Каждый должен заниматься своим делом — степной воин и европейский купец. Обеспечивая безопасность караванных путей между Востоком и Западом, монголы заложили прочный фундамент экономики. Западная Европа, Византия, русские княжества, Булгар и Крым вели торговлю через Нижнюю Волгу с Хорезмом, Бухарой, Самаркандом, Монголией (Каракорумом) и Китаем. Крупнымицентрами транзитной торговли на караванном пути Восток - Запад были золотоордынские города Сарай, Сарай-ал-Джедид иХаджитархан, расположенный на правом берегу Волги, несколько выше современной Астрахани. Экспортные товары отправлялись отсюда в предкавказские степи и через Дербентский проход в Закавказье и на запад — в Азак, где их ждали венецианские и генуэзские купцы. Сарай-Бату был расположен на значительном протяжении (до 10 км) вдоль Итиля, образующего обширную пойму с заливными лугами. Многонациональный Сарай-Бату стал одним из крупнейших городов Евразии. Его население в период расцвета достигало по разным оценкам от 100 до 600 тыс. человек. Построенный из сырцового кирпича город имел канализацию и водоснабжение.
Сарай-Бату
В 1395 году Сарай был разрушен великим (наряду с Чингисханом) полководцем Тамерланом. В дальнейшем русло Волги сместилось на запад поймы. И в настоящее время на месте городища, расположенного вдоль реки Ахтубы (Волго-Ахтубинской поймы) находится село СелитренноеХарабалинского района Астраханской области. В последние годы в связи с новыми археологическими находками все большее подтверждение получает версия о первоначальном расположении Сарая вблизи села Красный Яр, расположенного ниже по течению Ахтубы.
«Красный бугор». Селитренское городище
Селитренское городище весной
Селитренское городище в августе. Вдали Волго-Ахтубинская пойма *** После распада Советского Союза возросло геополитическое значение Астрахани как юго-западного форпоста России на новых государственных рубежах. На Нижней Волге проходят этноконфессиональные рубежи христианства, ислама и буддизма. Здесь усиливается исламизация (астраханские татары и казахи) и восстанавливается рубежныйсубэтнос православного казачества. Будущее средневековой страны «разгула и торговли» связано с возрождением транзитных функций свободной торговли между Востоком и Западом, однако геополитическая нестабильность в Центральной Азии и на Кавказе ограничивают возможности реализации этих планов.
«Геополитика сверхдержав»
|