Обсудить статью в дискуссионном клубе
Почему не состоялась американская Флоренция?
Владимир Дергачев
Силиконовую долину почитатели сравнивают со Сверхновой звездой, обладающей особенностями эпохи Ренессанса – динамизмом, предприимчивостью, новаторским духом, фантастическими материальными дивидендами. Оппоненты возражают, что Флоренция эпохи Возрождения была носителем не только деловой пассионарности. Созидательная энергия породила высокую культуру и искусство, блистательные имена. Америке этот подвиг повторить не удалось. Может быть дело в бездуховности, ставшей бичом современной Америки?
Подробно: Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Пассионарность итальянской Флоренции проявилась не только в торговле и банковском деле, но и в культуре и искусстве. В золотой век Флоренции она была европейским финансовым центром и выпускала «конвертируемый» золотой динар. Местные мануфактурные цеха поставляли на европейский рынок сукно и шелка, предметы роскоши. Средневековая Флоренция была коммуникационным узлом Италии. Флорентийский университет был учрежден в 1321 году на основе «всеобщей школы», открытой в 825 году и упоминаемой уже в начале 13 века как «университет». Интеллектуальная мощь Флоренции опередила Европу на столетие.
Меценатство Лоренцо и других представителей рода Медичи способствовало превращению Флоренции в центр итальянского Возрождения. Великий час Флоренции связан с именами Данте, Петрарки, Боккаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Макиавелли.
Итальянский дух высмеивал средневековье и закладывал фундамент новой эпохи, сила которой заключалась в уме. Этот процесс был трудным и противоречивым. Обратная сторона эпохи Возрождения описана Алексеем Лосевым в фундаментальном труде «Эстетика Возрождения».
Как показало время, одного ума недостаточно, чтобы изгнать чужеземцев (германцев или французов). Нужен не только ум, дополняемый физической силой и смелостью, а сила моральная, сплачивающая вокруг идеи и наполняемая решимостью жить и умереть за неё. Эта мысль пронизывает главный труд итальянского мыслителя и писателя Николло Макиавелли (1469 -1527)— автора знаменитого «Государя». Разложение общества нельзя обновить, не разбудив сознание. Современный человек в понимании Макиавелли – человек действия, добивающейся своей целью. Основа жизни – родина и первейший долг человека — это патриотизм, забота о славе, величии и свободе родины. Макиавелли считал, что идея родины превыше морали и закона. Понятие родины не замыкается границами города-коммуны, а расширяется до понятия нации. Нации умирают, но остается бессмертный человеческий дух. Он переходит от одной нации к другой и движет историю рода человеческого.
Искусство управления государством заключается в понимании сил, движущих миром, умении измерять эти силы и подчинять своим целям. Когда эти силы иссякают, нации гибнут. Нельзя полагаться только на военную или экономическую мощь как таковую, необходим ум, расчет и умение оперировать силами, которые движут государствами. Необходима сила моральная.
Литература
Громов Г. Правовой мост длиною в 100 лет: от золотых приисков Ел Дорадо до "золотых" стартапов Кремниевой Долины.— Netvalley.com, 2010.
Дергачев В. Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Carolyn Tajnai Fred Terman. The Father of Selicon Valley, 1995.
Калифорния. «Золотой штат» Америки
Стэнфорд. Как стать богатым и престижным университетом
Калифорнийское Эльдорадо. Силиконовая долина миллионеров
«Компьютерная империя»
Символ научно-технического прогресса двадцатого столетия
Свободная зона Ума и Капитала
Почему не состоялась американская Флоренция?
Америка. Утомленная супердержава
(Содержание электронной версии книги)
«Геополитика сверхдержав»