logo
Институт геополитики профессора Дергачева
Сетевой проект
Аналитический и образовательный портал
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Мартин Хайдеггер

Геополитика. Русская энциклопедия

Интернет-журнал

Геополитика. Русская энциклопедия

Геополитика. Русская энциклопедия

dergachev.ru

dergachev.org



   
   



Лекции Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи Гибель секретной Империи


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Зона коммунизма. Студенческий отдых

Владимир Дергачев

За время учебы по профсоюзной путевке (бесплатно или за символическую цену) автор отдыхал в Подмосковье в домах отдыха «Плесково» и «Кашира» и летом в Абхазии в спортивном лагере «Пицунда».  Тогда о евроремонтах даже не слышали. Но университетская студенческая атмосфера, перенесённая на природу, делала отдых незабываемым.

aДом отдыха «Плесково» был расположен на берегу Пахры в 5 км от пос. Новомихайловское. До 1870 года усадьбой владел А.С. Мусин-Пушкин, затем Плесково вошло  в состав имения «Михайловское» графа С.Д. Шереметьева. Сохранился флигель и охотничий домик. Вблизи — известный своей природной красой Шишкин Лес. В конце января 1963 года здесь отдыхали студенты и аспиранты МГУ, МАДИ и МИФИ. В основе отдыха были лыжные прогулки и застолья, которые так же стимулировали  активный отдых. За спиртным приходилось отправляться в поселок Новомихайловский. Таких поводов для ежедневного застолья как дни рождения не хватало, поэтому отмечали  день рождения  местного кота Васьки, мужской и женский банный день (ванны с горячей водой  в номерах были не предусмотрены), освобождение Плескова от немецко-фашистских захватчиков. Но когда выяснили, что враг до дома отдыха не дошел — пили уже по этому поводу. Но главным стержнем застолий были интеллектуальные разговоры.  

Студенческий спортивно-оздоровительный лагерь МГУ «Пицунда» был расположен в Абхазии на берегу Черного моря в одном из ущелий Бзыбского хребта. Лагерь находился в пешеходной доступности от знаменитого советского курорта «Пицунда» с реликтовым сосновым лесом. Где была расположена главная летняя резиденции Хрущева. Здесь он узнал, что его товарищи по партии, которые перед этим на семидесятилетний юбилей с подобострастием лобызали дорогого Никиту Сергеевича, совершили государственный переворот.  

В шестидесятые годы (я был в лагере в сентябре 1966 года) студенты жили в палатках, но это не омрачало отдых. Внизу на фотографии столовая спортлагеря и одна из палаток. Слева — пляж на настоящей Пицунде.

a a

 

В ущелье были  заброшенные сады  с  грецкими орехами и инжиром. Когда-то здесь жили греки, попавшие под очередную опалу советской власти и выселенные в дальние края. Предприимчивые отдыхающие  местных баз отдыха собирали  орехи впрок.   

 

Грецкие орехи. Супруги-отдыхающие Толстомордниковы наводили семейный порядок в колхозной ореховой роще, расположенной в Бзыбском ущелье Главного Кавказского хребта.

— А ну её, Колька, тряхни еще разок, - кричала разгоряченная Зинка, - ну-ка  дай палку, я тресну хорошенько.

— Не нукай, я тебе не бугай, сгрябай орехи лучше, - парировал Колька.

Зинка обиженно засопела и лихорадочно заработала руками и ногами, ползая по ореховой роще.
К ночи, сгибаясь под тяжестью  мешка с орехами, измотанный Колька приближался к спящей здравнице.  Возбужденная Зинка шла рядом и рассуждала: «Ишь, ты, целый мешок с деньгами. Колька! Мы как  орехи продавать будем, оптом или в розницу?»

— В розницу лучше, больше денег дадут, - мечтательно выдавил из-под мешка муж Колька.

У энтузиастов-отдыхающих дома отдыха «Прибрежный утес» грецкий орех был в почете.  В прибрежном песке пылись четыре сломанных зуба, заброшенных  владельцами в знак уважения к твердому орешку.
Утром в здравнице поднялся шум.

— Орехи сперли, - кричал всеобщий любимец тридцатилетний Шурик, а про себя добавил: «Опередили гады!».

Мешок с грецкими орехами покоился под зинкиной кроватью. Толстомордниковы по очереди в течение нескольких дней стояли на часах. Но напрасно, мешок исчез. Супруги затаились и стали ждать ползучих слухов.  Вечером в радиорубке  послышался звон стаканов, а через некоторое время радист Вано пьяным голосом представил микрофон  представителю местного колхоза «Чайная роза Ильича»  товарищу Гоге, срочно прибывшим в район ЧП с бочонком чачи. Честные отдыхающие обменяли украденный мешок с орехами на чачу, а супруги рыдали от злости и от не осуществившейся коммерческой мечты.

 

Студентка биологического факультета Таня Лопатина и Вова Дергачев

aa

 

Во время отдыха наша компания сняла любительский  фильм про шпионов. На фотографии агент иностранной разведки Ганс Остерберг пересекает государственную границу СССР. Мы так увлеклись сюжетом, что для правдоподобия заказали билет для «шпиона» на самолёт до Москвы из Сухумского аэропорта. И Юра Ильев, исполняющий роль Ганса, улетел с этим билетом. Теперь такие шутки в эпоху терроризма  практически не возможны. 

a

Горная дорога на озеро Рица, одно из мест отдыха товарища Сталина

a

Цель поездки — шашлычная на берегу озера.

a a

 

aПодмосковье. Поход на Волгушу (приток Яхромы). Октябрь 1966 г. В конце октября у нашей студенческой компании закончилась стипендия, и чтобы  пережить голодные дни мы отправились в турпоход. На полях Подмосковья заканчивалась уборка картофеля, моркови и капусты.  После уборки часть урожая по сложившей традиции богатой страны  оставалась на полях.  О чем были хорошо осведомлены студенты. Взяли с собой хлеб, соль, чай и отправились в путь.
Транспортные расходы — 5 копеек на метро и безбилетный проезд в электричке.  Железнодорожные контролёры студентов жалели и только самые «кровожадные» могли высадить на полустанке.  Чтобы этого не произошло, в вагоне электричке устраивали импровизированный концерт. Таня Супрунова и Аннушка Булгакова исключительно душевно пели под гитару популярные в те годы авторские песни.  И контролёры предпочитали не связываться с пассажирами, благодарными самодеятельным «артистам».
В течение нескольких дней играли в партизанский отряд, пока не надоедала варённая и печеная в костре картошка.

 

Комиссар партизанского отряда думает.

a


После очередной удачной вылазки на колхозное поле партизанка Таня сушит сапоги.

a


На строевых занятиях партизан. Стрельба из лука.

a


Культурный отдых советских партизан.

a

 

Дом отдыха «Кашира» на берегу Оки гордился, что был создан по ленинскому декрету в 20-е годы. В главном корпусе — бывшей дворянской усадьбе —  был зимний сад, где в январе цвела сирень.

На территории дома отдыха был единственный памятник — девушке-хоккеистке. Редкий образец советского монументального искусства. В советскую эпоху абсолютными лидерами по количеству персональных монументов были вождь всемирного пролетариата Владимир Ленин и отец народов Иосиф Сталин. Второе место после вождей прочно занимало скульптурное изображение девушки с веслом.
После Великой Отечественной войны, на которой погибли миллионы мужчин, пропаганда женского спорта  было исключительно  актуальна. Девушка с веслом и соответственно натренированными мускулами могла выполнять работу вместо мужчин  – пахать землю, укладывать шпалы, рубить дрова. Но в 60-е годы на первое место по популярности вышел советский хоккей. Телевизионные передачи о чемпионате Европы или мира имели самый высокий рейтинг, вероятно выше, чем современные фильмы о «хороших» бандитах. Поэтому, скульптор, уловив дыхание времени, вложил в руки девушки хоккейную клюшку.    

«Директор»

«В доме отдыха не знают ни профессий, ни должностей друг друга».
Илья Ильф. Записная книжка.

 

Одна из рискованных шуток студента Вовы была связана с самоназначением себя И. О. Директора дома отдыха «Кашира» во время студенческого заезда на зимние каникулы. Из опыта предыдущего отдыха было известно, что администрация профсоюзных домов отдыха с ужасом ожидала студенческих заездов. В отличие  от зимних заездов лиц пенсионного возраста, студенты отличались неутомимой энергией, что проявлялось в количестве испорченной мебели и перебитой посуды. С помощью гармониста и массовика затейника  унять эту энергию было почти не возможно. Приехав с другом Валерой Винокуровым в дом отдыха, Вова вывесил на доске объявления приказ, в котором были указаны наши настоящие фамилии и изменены имена в соответствии с нашими прозвищами в среде студентов.  

 

ВСЕСОЮЗЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

Московское отделение

Дом отдыха «КАШИРА»

ПРИКАЗ  №1(7)
По дому отдыха «Кашира» (студенческий заезд) от 23 января 1967 года.

§ 1
Утвердить должность И.О. директора дома Отдыха «Кашира» с 23 января с. г.
§ 2
Назначить Дергачева Николая Николаевича И.О. директора дома отдыха с 23 января с .г.
§ 3
Предложить Винокурову Валерию Никандрычу должность  временно исполняющего обязанности Заведующего административно-хозяйственными мероприятиями (завХАМа).
§ 4
Довести настоящий приказ до сведения всего обслуживающего персонала и отдыхающих дома отдыха «Кашира».

И.О. Директора Дома отдыха «Кашира»                             Н.Н. Дергачев

 

Университетские товарищи восприняли приказ как должное. Я был комсомольским «деятелем» (инструкторам отделом пропаганды и агитации Ленинского райкома комсомола Москвы) и новое назначение рассматривалось как очередное комсомольское поручение на период студенческих каникул.  
Вечером во время знакомства студенческого заезда с администрацией  настоящий директор Лев Львович Френкель, представив своих коллег, объявил (зачитал) мой приказ. Произошло редкое совпадение. Директор уезжал на курсы повышения квалификации,  и перед администрацией усложнялась задача выживания в период «самого долгожданного заезда». Поэтому, понимающий юмор директор, оценил шутку. И материально ответственным на время его отъезда был назначен его реальный заместитель (бухгалтер), а для управления студенческим заездом – Дергачев.

 

В доме отдыха изменился полностью режим.  Новым И.О. были разрешены танцы во втором корпусе до утра. На завтрак разрешалось опаздывать до 12 часов дня. Среди студенческого заезда было несколько самодеятельных коллективов авторской песни, среди которых были организованы соревнования. Победителя полагался торт, который выдавался жюри, возглавляемой ЗавХАМом Никандрычем. Валера быстро перевел дело на коммерческую основу. Победить мог только тот коллектив, кто уступит по договоренности полторта жюри. В трудной борьбе победила супружеская чета студентов физического факультета Татьяны и Сергея Никитиных, ставшими впоследствии известными исполнителями авторских песен. 

 

Для кабинета И.О. Директора была нагло переоборудована комната для шахматистов и  назначены приемные часы для недовольных с 15.00 до 17.00. Так как это совпадало с мертвым часом, число желающих жаловаться со временем испарилось.
В связи с разрешенными ночными танцами возникла небольшая проблема. Два преподавателя МГУ, проживающие во втором корпусе и систематически не высыпающиеся из-за шума, ничего лучшее не придумали, как позвонить в Каширский горком партии. Они утверждали, что домом отдыха руководит проходимец. Горком сообщил в милицию и к вечеру в дом отдыха прикатил на мотоцикле наряд милиции. Однако, хорошо накормленные не в сухую в столовой милиционеры увидели мирно танцующих в темном холле студентов и заявили, что мордобоя они не видят, а время окончания танцев – это дело внутреннего распорядка дома отдыха, к которому милиция не имеет никакого отношения.

 

Возможно, в связи с отъездом настоящего директора шеф-повар столовой дома отдыха всегда был в приподнятом настроении, которое пытался передать отдыхающим  студентам. Но они не всегда отвечали взаимностью, глядя на приготовленную пищу. Почему-то самым  любимым блюдом повара был фаршмак (толченая селедка?). Подавались и мясные блюда типа хлебная котлета, жаренная вареная колбаса  и изредка блюда, которые благодаря фантазии повара, присваивались романтические названия —  гуляш, ромштекс и бифштекс. На полдник выдавали мутный напиток типа чай с пончиками. Студенческий народ начал роптать. Чтобы снять возникшую напряженность, были организованы «бесплатные» столы с солеными огурцами и помидорами и винегретами, которые можно было забирать с собой на закуску во время студенческих застолий.        

 

С учетом присвоенных статусных коммуникаций Вова и Никандрыч пользовались повышенным спросом у девушек, которых пришлось разделить на чрезмерно умных, хороших, наивных, приятных в обращении, с любовью к поэзии и т.д. «Директора» и его «зама» часто приглашали на дни рождения. Пришлось по этому случаю закупить в местном ларьке дюжину бубликов и лаврового листа.

 

Сохранились соответствующие выписки из Приказов по дому отдыха «Кашира»:
«В ознаменовании дня рождения….. и в связи с некоторыми заслугами в общественной  и межличностной жизни наградить юбиляра Бубликовым венком с лавровым листом высшего сорта.
Довести настоящий приказ до сведения всех сотрудников и отдыхающих путем создания надлежащего шума в палатке № 44 с не вытекающими из неё последствиями».

 

Администрация в целом была довольна нашей работы и заявила, что эксперимент со студенческим самоуправлением способствовал порядку и отсутствия признаков хулиганства.
В последний день студенческого отдыха появился приказ:

ВСЕСОЮЗЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

Московское отделение

Дом отдыха «КАШИРА»

ПРИКАЗ  №3(9)
По дому отдыха «Кашира» (студенческий заезд) от 2 февраля 1967 года.

§ 1
От себя лично и своего заместителя объявляю благодарность директору дома отдыха «Кашира»  Сергею Львовичу Френкелю за период нашей совместной деятельности.
§ 2

 

Выношу благодарности:

  • Шеф-повару Николаю Ивановичу за неиссякаемый оптимизм при приготовлении пищи,
  • Организатору культурно-массовой работы Антонине Алексеевна за творческий энтузиазм и организацию тишины и спокойствия.

§ 3
Благодарю весь обслуживающий персонал дома отдыха и поздравляю от своей души лично и души своего заместителя  с отъездом «самого долгожданного заезда».
§ 4
Освободить Дергачева Николай Николаевича от занимаемой должности и.о. директора Дома отдыха «Кашира» в связи с переездом на другую работу.
§ 5

Рассматривать настоящий приказ как приложение к Книге отзывов и пожеланий.

И.О. Директора Дома отдыха «Кашира»                             Н.Н. Дергачев

Заведующий хозяйственно-административными
мероприятиями (завХАМ)                                                     В.Н. Винокуров                   

 

Послесловие. Директор Дома отдыха «Кашира» по возвращению из Москвы объявил самозванцев почетными отдыхающими дома отдыха. И через несколько лет мы воспользовались этим титулом, заехав на обед в Дом отдыха при возвращении Валеры Винокурова с уборки картофеля в приокском совхозе.  

 

 

Назад :: Продолжение


Зона коммунизма

Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье
Ландшафты жизни. «Страна разгула и торговли»
Ландшафты жизни. Память. Родители
Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье. Детство
Ландшафты жизни. Астрахань. Интернат

 

Зона коммунизма. Московский университет
Зона коммунизма. МГУ. Сталинский Храм науки и образования
Зона коммунизма. МГУ. Хрущевский символ советской эпохи
Зона коммунизма. МГУ. Нам нет преград на суше и на море
Зона коммунизма. МГУ. Географический факультет
Зона коммунизма. Подмосковье. Вышгород
Зона коммунизма. Подмосковье. Красновидово
Зона коммунизма. По просторам братских республик

 

Память. Ректоры МГУ
Память. Николай Баранский
Память. Лев Гумилев
Память. Профессор Саушкин
Память. Профессор Хрущев
Память. Доцент Игумнова
Память. Адмирал Бурханов
Память. Ляля Аляева

 

Зона коммунизма. МГУ. Агитбригада. Лицом к деревне
Зона коммунизма. МГУ. Конкурс красоты
Зона коммунизма. Комсомол
Зона коммунизма. Василий Сталин. Время сушить сухари
Зона коммунизма. Похождения «короля Фарука»
Зона коммунизма. Гробовых дел мастер. Целина
Зона коммунизма. МГУ. Студенческий отдых
Зона коммунизма. Коллекция студенческой рекламы

 

Зона коммунизма. По просторам Родины чудесной
Зона коммунизма. Забайкалье
Зона коммунизма. Забайкалье. Бичи

Зона коммунизма. Якутия
Зона коммунизма. Якутия. Советские алмазы

 

Ландшафты жизни. Белоруссия. Путь партизан
Ландшафты жизни. Минск. Дело молодого специалиста
Ландшафты жизни. Белоруссия. Коммунистическая деревня
Ландшафты жизни. Белоруссия. Зеленая гостиница
Ландшафты жизни. Белоруссия. Республика Вилия

 

Ландшафты жизни. Дальний Восток
Дальний Восток. Владивосток. ТИГ
Дальний Восток. По долинам и по взгорьям


Ландшафты жизни. Аспирантура МГУ
Аспирантура МГУ. Москва — столица коммунистического быта

Ландшафты жизни. Последняя битва за Мировой океан
Научный сотрудник океанских масштабов


Зона коммунизма. Послесловие


 


 

«Геополитика сверхдержав»

Америка. Утомлённая супердержава Падение и взлет китайского Дракона Имперская геополитика. Великий час мировых империй Путь к процветанию государства

 

Великий час геополитики.
Геополитическая трансформация мира

Геополитика Мирового
океана

Великие лидеры Востока, победившие бедность и коррупцию

Путешествие в Древний Египет в поисках причин гибели цивилизации
Лекции профессора Дергачева
Путешествие из славян в грекив поисках демократии
Америка. Утомленная сверхдержава
Путешествие во Флоренцию в поисках национальной идеи
Взлет и падение сверхдержавы
Путешествие в Венецию в поисках долголетия государства
Падение и взлет китайского Дракона

Шотландия Адама Смита.

 


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты поэзии, музыки и живописи


Избранные статьи и посты
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ ЧУДЕСНОЙ
Шейх Заид. Самая выдающаяся исламская личность


Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи
Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа
Иван Бунин. Певец пограничья природы
Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы 
Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики


Бесподобная Элеонора. Королева мужских сердец
Анна Вырубова. Фрейлина, монахиня, оклеветанная
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам


Трансильвания. Замок Дракулы. Вампирский бренд Румынии
Где присуждают и вручают Нобелевские премии
Олимпийские игры. От Древней Греции до Сочи
Гибель мировой секретной империи
Великий час кораблей пустыни
Неугасающий ослепительный блеск Венеции
Карибы. Святой Мартин. Остров двух господ